Слайд 1Подготовка учащихся к олимпиадам по истории и обществознанию
Подготовила
Лукашенкова Наталья
Леонидовна,
учитель истории и обществознания
МАОУ Домодедовская школа№1
г. о. Домодедово
Слайд 2Цель:
Рассмотреть методы и приёмы организации
подготовки учащихся к предметным олимпиадам на уроках
социально-гуманитарного цикла и во внеурочное время.
Задачи:
1) Актуальность работы с одаренными учащимися.
2) Предметные олимпиады.
3) Методы и приемы работы по подготовке к олимпиадам.
Слайд 3Характеристика качеств
«идеального» ученика
- критичность
креативность
независимость
оригинальность
- инициатива
самооценка
самостоятельность
ум - грамотность
сообразительность
знания
способности
кругозор
- продуктивность
энергичность
заинтересованность
- общительность
гибкость
сотрудничество
- быстрота
- выносливость
Характеристика представлена тремя группами качеств:
- эффективности усвоения знаний (1);
- активности учащегося в учебной деятельности (2);
- самореализация «Я» учащегося (3).
Слайд 4Личностно – ориентированное обучение
Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность,
активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. В условиях личностно-ориентированного подхода каждый ученик для учителя предстает как уникальное явление. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.
Модель личностно-ориентированного обучения отвечает принципам природосообразности, культуросообразности, индивидуально-личностного подхода, а так же реализует принципы гуманитарного образования, которое способствует развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.
Слайд 5
Одаренные дети
• имеют более высокие по сравнению с большинством остальных
сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
• имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
• испытывают радость от умственного труда.
Для них характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления, однако по целому ряду причин на определенном этапе могут быть проявлены не все признаки одаренности.
Всех одаренных детей можно разделить на три категории :
• Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
• Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
• Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для
оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Слайд 6При планировании занятий и заданий на этапе подготовки я руководствуюсь следующими
положениями:
1) содержательная целостность, выражающаяся в отработке учащимися всех типов заданий, представленных на олимпиаде.
2) системный характер конструирования содержания, отражающий специфику структуры заданий олимпиады и логику их развертывания: переход от заданий репродуктивного характера к заданиям частично-поисковым и творческим.
3) практическая направленность, предполагающая развитие у учащихся умений, необходимых для выполнения олимпиадных заданий, а также использование интерактивных форм обучения, основанных на взаимодействии субъектов обучения.
Слайд 74) деятельностный подход – процесс подготовки к олимпиаде должен быть ориентирован
не столько на передачу знаний учителем, сколько на самостоятельный поиск, отбор и анализ учащимися информации, на создание условий для выражения ими своих взглядов, идей, суждений.
5) значимость процесса познавательной деятельности учащихся (а не только ее конечного результата), возможность их самореализации.
6) организация рефлексии.
Слайд 8 Формирование хронологических знаний
Обучающее задание
Посмотрите пары перечисленных ниже
дат и отметьте те из них, которые относятся к одному веку:
1) 1584 – 1684 4) 1302 - 1399
2) 1781 – 1700 5) 1600 - 1501
3) 1899 – 189 6) 1000 – 1001
Сформулируйте правило соотнесения года с веком.
Составьте подобное задание и задайте его другу.
Слайд 9Стандартная хронологическая задача
В 70 г. до н.э. поставили придорожный столб, а
в прошлом году его перевезли в исторический музей. Сколько лет столб простоял у дороги? Какой столб старше: первый, или тот, что простоял у дороги 2234 года? В каком году был поставлен второй столб?
Нестандартная хронологическая задача
В лето 6367-е варяги из заморья взимали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей, а хазары брали с полян, и с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма». В каком году по христианскому календарю это было?
Слайд 10Задания на диагностику сформированности хронологических знаний и умений
- тест на определение
даты по событию
- тест на определение события по дате
- кто из перечисленных исторических деятелей был современником
- расставьте в хронологической последовательности
- соотнесите событие и дату
- определите принцип образования хронологического ряда
- какое событие произошло раньше (позже)
- какое событие произошло в царствование…
- хронологические уравнения
- вставьте пропущенные в текст даты
Слайд 11Формирование картографических знаний и умений
Познавательное задание
Прочитайте фрагмент русской летописи, выделите древние
географические названия и дайте их современные варианты.
«…Был путь из Варяг в Греки и их Грек по Днепру, а в верховьях Днепра – волок по Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того же озера впадает в море Варяжское. И по тому же морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река…».
Слайд 12Задания на диагностику сформированности картографических знаний и умений
- тесты с географическими
названиями
- соотнесение регион и название княжества или государства (регион и название племени)
- картографический диктант
- контурная карта
- интерактивные карты
- выбрать лишнее картографическое название
- вставить слова, подходящие по смыслу
Слайд 13Приемы работы со статистическими данными
1. Старинные меры веса, длины, объема.
1) По
рисункам определите названия древнерусских мер длины и их примерное значение.
2) Расставьте старинные русские меры длины в порядке убывания (возрастания)
3) Установите соответствие монет (мер веса и объема)
4) Измерьте: свой рост в вершках…, свой вес в фунтах…, свой вершок и т.д.
5) Решите задачу из старинных учебников.
2. Статистические данные.
1) При описании исторического объекта использовать прием сравнения и вычисления (пирамида Хеопса и Эйфелева башня)
2) Статистику убитых и раненых в войнах иллюстрировать литературными описаниями, показывающими ужасы и страдания людей (Л.Н. Толстой «Война и мир»)
3) Проанализируйте статистические данные, приведенные в таблице, и ответьте на вопросы.
4) На основании нижеприведенных статистических данных сделайте все возможные выводы о … .
5) Построение графиков, диаграмм.
Слайд 14Изучение теоретического материала
Работа со словарем.
2) Определите ошибки, допущенные при объяснении
понятий.
3) Вставьте пропущенные буквы и объясните понятия.
4) Составьте предложения со словами.
5) Тестовые задания.
6) Составьте (разгадайте) кроссворд.
7) Подберите синонимы к историческим понятиям.
Слайд 15Формирование причинно – следственных связей.
1) Составление схем и логических схем. Заполнить
пропуски в схеме.
2) Сравнение причин событий.
3) Выделение последствий и итогов событий.
4) Объяснение высказывания.
5) Сделайте вывод.
6) Сформулируйте вопросы к тексту.
Слайд 19Задание: объяснить выражения.
Например:
«Стал он со времен туз откупной- //
Эксплуататор народного пьянства». (Н.А.Некрасов)- Туз откупной- купец, приобретший у правительства право на торговлю алкоголем.
Слайд 20Задание: определить, соотнести…
Ответ оформляется в виде таблицы.
Слайд 26Соотнести название книги и человека, о котором в этой книге говорится.
Слайд 28Перед вами список изобретений. Определите, появились ли они до Первой мировой
войны, во время ил после? Поставьте отметку «+» в столбце, соответствующем вашему варианту ответа.
Слайд 29Перед вами – список руководителей нашей страны. Всем им в период
руководства страной приходилось встречаться с лидерами других стран. Припомните, кто с кем встречался, и занесите ответ в таблицу (поставьте знак «+»). Обращаем ваше внимание на то, что правильных ответов может быть несколько.
Слайд 30Ниже в таблице приведены различные предметы мужской и женской одежды из
прошлых эпох. Сопоставьте названия предметов одежды и их значение. Каждому предмету одежды должна соответствовать цифра, под которой помещено описание предмета одежды (1, 2, 3…).
Слайд 31Задание: изучите данные таблицы и ответьте на вопросы.
Таблица 1. Вывоз
товаров из России в 1726 году.
Слайд 32Таблица 2. Ввоз товаров в Россию в 1726 году.
Слайд 33Ответить на вопросы:
1. Какие изменения произошли в направлениях грузопотока в петровское
время по сравнению с XVII веком? С чем они были связаны?
2. Каким образом данные таблиц показывают результаты промышленной политики петровского государства?
3. Какие недостатки промышленного развития отражены в таблицах?
4. Каким образом табличный материал отражает транзитную роль России в международной торговле?
Слайд 34В настоящее время в России сохранилось 12 кремлей. Перед вами марки,
на которых изображены некоторые из них. Определите, в каких городах располагаются эти кремли, соотнесите их с фактами из истории и с местами, отмеченными на карте. Ответ оформите в виде таблицы.
Слайд 36В 2009 году Почта России выпустила 12 марок с изображениями сохранившихся
кремлей:
Слайд 49Что является лишним в каждом ряду? Лишнее выпишите и объясните, почему
вы так решили.
Например:
необходимая оборона,
крайняя необходимость,
обоснованный риск,
примирение с потерпевшим.
Ответ:
Слайд 50Назовите общее понятие для приведенных ниже:
Перерывы в течении рабочего дня, выходные
дни, нерабочие праздничные дни, отпуска.
Ответ:
Слайд 51Проанализируйте фрагмент текста и ответьте на вопросы.
Слайд 52Изучите текст и выполните задания (обществознание)
1. Сформулируйте основные проблемы, содержащиеся
в тексте.
2. Назовите различные аспекты выделенных вами проблем, дайте каждому аспекту краткую характеристику.
Слайд 533. Выделите аргументы, приводимые автором в подтверждение его позиции.
4. Приведите
аргументы в поддержку авторской позиции, используя примеры из всемирной и отечественной истории, знания в области МХК, художественную литературу, кинофильмы и т.д.
5. Приведите теории того же подхода или близкие ему по аргументации.
Слайд 54Решите задачи:
- юридическая;
- экономическая;
- логическая;
- историческая.
Слайд 55Исследовательский проект
Максимальная оценка – 50 баллов
Анализ 2-3 источников
1. Постановка
проблемы, характеристика описанного в источниках исторического момента (до 10 баллов).
2. Характеристика источников и возможностей, которые они дают для освещения проблемы (до 5 баллов).
3. Принципы формирования … (до 15 баллов).
4. Полномочия местной власти… (до 15 баллов).
5. Выводы. Различия и сходства в … (до 5 баллов).
Слайд 56Историческое эссе
Максимальная оценка- 50 баллов
Основные критерии оценивания:
1. Обоснованность выбора
темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе участник. Требуется внятное оригинальное объяснение, демонстрирующее заинтересованность в теме, четкая постановка задач работы, исходя из понимания смысла высказывания (может быть сформулировано до 4-х задач).
Оценивается вводная часть к работе- не более 10 баллов.
Слайд 572. Оценка основной части к работе (максимально- 35 баллов). При оценке
каждой из выделенных задач учитываются:
1) грамотность использования исторических фактов и терминов;
2) аргументированность авторской позиции;
3) творческий характер восприятия темы, ее осмысление;
4) знание различных точек зрения по избранному вопросу.
Слайд 583. Заключение к работе (не более 5 баллов).
Умение автора делать конкретные
выводы по сути своей позиции, исходя из смысла высказывания и задач, сформулированных во введении.
Далее максимум 5 баллов за «творчество». На протяжении всей работы автор демонстрирует ярко выраженную личную позицию, заинтересованность в теме, предлагает оригинальные (имеющие право на существование, исходя из фактов и историографии), мысли, проблемы и их решения.
Работа написана хорошим литературным языком с учетом всех жанровых особенностей эссе.
Слайд 59Сочинение- эссе (обществознание)
Критерии оценивания:
1. Понимание темы и соответствие ей содержания
работы:
А) умение выделять проблему;
Б) умение обосновать ее значимость для общественных наук и социальной практики;
В) выделение аспектов проблемы и понимание связи между ними;
Г) соответствие содержания работы заявленной теме.
Слайд 602. Умение сформулировать и обосновать вашу собственную точку зрения при раскрытии
темы.
3. Владение теоретическим и фактическим материалом по теме:
А) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений, отсутствие пробелов в аргументации;
Б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
Слайд 61В) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
Г) использование
примеров из всемирной и отечественной истории;
Д) использование примеров из произведений мировой культуры (литература, театр, кино, живопись, музыка и т.д.);
Е) уместность приводимых аргументов.
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.