Слайд 1
Организация самостоятельной работы на уроках истории.
Слайд 2Самостоятельная работа
Ядро самостоятельной работы, исходный момент ее конструирования – проблемная задача
(задание).
Задача:
обусловливает весь процесс самостоятельной работы;
предусматривает самостоятельную деятельность обучающихся по решению проблемы;
определяет содержание обязательной подготовки к самостоятельному выполнению учебных и профессиональных действий.
Слайд 3определение
Самостоятельная работа - средство педагогической деятельности, которое используется в целях перестройки
психологических механизмов обучающихся, их опыта, внутреннего мира, которые должны быть результатами обучения.
Слайд 4Цели самостоятельной работы
-систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений;
-углубление
и расширение теоретических знаний;
-формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
-развитие познавательных способностей, самостоятельности, ответственности и организованности;
-формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
-развитие исследовательских умений
Слайд 5КЛАССИФИКАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
выполнение (изготовление): лабораторных
работ, операций, приемов; чертежей, эскизов, рисунков, набросков; таблиц, графиков; наглядного материала, макетов, моделей, деталей, установок; схем, их элементов; проектов, специальных заданий; контрольных работ, расчетов заданий; конспектов, тезисов, опорных конспектов и др.;
составление, формулировка: задач, примеров; кроссвордов, ребусов, загадок; докладов, рефератов, сообщений, разработок; рецензий, отзывов, выводов; формул, зависимостей, характеристик; таблиц, графиков; контрольных вопросов, заданий и т.д.;
Слайд 6КЛАССИФИКАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ХАРАКТЕРУ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
анализ, рецензия, исследование:
ситуаций, проблем, положений; условий, методов и способов работы (производство); итогов работы, операций, действий, их качества и эффективности и др.;
изучение, применение, использование, тренинг: учебного материала; наглядных пособий, дидактического материала; оборудования, приборов, ЭВМ, счетной и компьютерной техники и др.
Слайд 7ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ
решение задач и
упражнений по образцу;
решение вариативных задач и упражнений;
выполнение чертежей, схем;
выполнение расчетно-графических работ;
решение ситуационных производственных (профессиональных) задач;
подготовка к деловым играм;
проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности;
подготовка курсовых и дипломных работ (проектов);
экспериментально-конструкторская работа;
опытно-экспериментальная работа;
упражнения на тренажере;
упражнения спортивно-оздоровительного характера;
рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Слайд 8ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ СИСТЕМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
изучение нормативных материалов;
ответы на
контрольные вопросы;
аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.);
подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;
подготовка рефератов, докладов;
составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.).
Слайд 9ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ЗАКРЕПЛЕНИЮ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ
РАБОТА С КОНСПЕКТОМ лекции
(обработка текста);
повторная работа над учебным материалом
(учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-
видеозаписей и т.д.);
составление плана и тезисов ответа;
составление таблиц;
составление опорных конспектов
Слайд 10ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОВЛАДЕНИЮ ЗНАНИЯМИ
чтение текста (учебника, первоисточника,
дополнительной
литературы);
составление плана, текста;
графическое
изображение структуры текста;
конспектирование текста; выписки из текста;
работа со словарями и справочниками;
ознакомление с нормативными
документами;
учебно-исследовательская работа;
использование аудио- и
видеозаписей, компьютерной техники, Интернета.
Слайд 11Виды самостоятельной работы
Аудиторная – выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством
преподавателя и по его заданию
Внеаудиторная – выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия
Слайд 12ФОРМЫ АУДИТОРНОЙ
самостоятельной работы
Посещение лекций, семинаров;
Выполнение лабораторных работ;
Выполнение практических работ;
Выполнение контрольных
заданий (тестовый контроль; технические, понятийные и пр.диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.);
Защита рефератов, проектов, курсовых, дипломных работ;
Посещение консультаций;
Сдача зачетов;
Сдача экзаменов и др.
Слайд 13Виды заданий для внеаудиторная самостоятельной работы
Для овладения знаниями:
чтение текста (учебника, первоисточника,
дополнительной литературы; составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписка из текста; работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.
Слайд 14Виды внеаудиторных самостоятельных работ
Для закрепления и систематизации знаний:
Работа с конспектом лекции
(обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблицы для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка (аннотирование, рецензирование и др.); подготовка рефератов, докладов; составление тематических кроссвордов; тестирование и др.
Слайд 15Виды заданий для внеаудиторная самостоятельной работы
Для формирования умений:
Решение задач и упражнений
по образцу
Слайд 16Виды заданий для внеаудиторная самостоятельной работы
Решение вариативных задач и упражнений; выполнение
чертежей, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных задач; подготовка курсовых и дипломных проектов; опытно-экспериментальная работа; упражнения на тренажере и др.
Слайд 17Выбор внеаудиторной самостоятельной работы
Зависит:
от специфики образовательной программы учебного заведения;
от особенностей обучающихся;
от
материально-технической базы учебного заведения
Слайд 18Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работой
инструктаж по выполнению задания:
Цель задания
Его содержание;
Сроки выполнения; ориентировочный объем работы;
Основные требования к результатам работы;
Критерии оценки