Слайд 1Организация познавательной деятельности учащихся при работе с картой
Учитель истории обществознания
«МБОУ
Лицей № 2 г. Ленска»
Можаева Ольга Альбертовна
Слайд 2В настоящее время в преподавании истории используют разные типы исторических карт.
Общие;
Обзорные
;
Тематические .
Из трех основных типов исторических карт общих, обзорных и тематических сегодня явно превалируют последние
Слайд 3Тематические карты посвящены отдельным историческим событиям и явлениям, многие из них
разгружены от лишних деталей и обозначений, но содержат наглядно-художественные символы раскрываемых событий. Темами этих карт по старой методической традиции выступают войны и важнейшие события внутренней политики (например, реформация, опричнина, отмена крепостного права и др.).
Слайд 4 Общие и особенно обзорные карты стали гораздо реже, чем ранее,
использоваться в атласах и учебниках.
При этом их применение в учебном процессе изменилось.
Теперь в ряде тем обзорные карты представлены комплектом в количестве 2— 3 штук.
Они отражают ряд последовательных моментов в развитии изучаемых явлений и состоянии их в определенный момент
Слайд 5Общие, отражающие исторические события в одной стране в большом промежутке времени.
Такие карты дают как бы в разрезе представление об исторических процессах, рост или сокращение территории государства, военные действия, социальные движения, передают динамику изменений.
Обзорные, отражают процессы, которые в последовательной цепочке происходят в одной стране за определенный период времени. Эти карты используются при анализе, сопоставлении и обобщении большой учебной темы.
Тематические, отражают отдельные события.
Слайд 6Правила показа при объяснении исторического материала:
Границы страны обводим указкой по
замкнутой прямой;
Города отмечаем по условному кружку, а не названию города на карте;
Реки показываем по течению от истока к устью;
Направления военных походов - по имеющимся на карте стрелкам.
Слайд 7Представления обучающихся об историческом пространстве углубляются, когда одновременно с показом по
карте демонстрируются фотографии исторических деятелей, военачальников, иллюстрации картин художников и т.д.
Слайд 8Используем исторические карты на каждом уроке, на всех этапах обучения. В
домашних заданиях работа с контурными картами идет постоянно, особенно при изучении новой темы.
Слайд 9Используем в творческих заданиях под названием «Историческая путаница». При выполнении этого
задания учащиеся перемещают события и исторических лиц во времени и пространстве, по своему усмотрению.
Слайд 10Разнообразная и усложняющаяся деятельность обучающихся с исторической картой, развивает навыки и
умения, формирует пространственные знания, которые так необходимы современному человеку не только на уроках истории или географии, но и в повседневной жизни.
Слайд 11 По-иному сегодня в преподавании истории видится использование схематических карт.
Локальные
планы и картосхемы ранее были «бесплатным приложением» к большим картам.
Они были призваны детализировать отдельные фрагменты большой карты.
Сегодня во многих пособиях картосхемы стали самостоятельными.
Они представляют не только подробности военной истории, но и очаги культуры и культурно-этнические процессы.
Слайд 12К таким картосхемам в атласе по истории средних веков относятся: «Средневековые
города», «Папское государство в Италии», «Плавания викингов», в атласе «История цивилизаций» — планы «Вечного города», Иерусалима.
Слайд 13 Историю также невозможно изучать без знания дат, а они могут
быть представлены с помощью различных средств наглядности.
Методисты давно обращали внимание на проблему изучения хронологии и связывали ее с наглядными средствами обучения.
Так, И.В. Гиттис писала о том, что хронологические даты — это «вехи», «вестовые столбы» на пути развития исторических процессов.
Хронология — «градусная сеть», наброшенная на историю человечества[
Слайд 14Использование карт на уроках истории
В сегодняшней ситуации отсутствия в
ряде школ настенных карт полезно прислушаться к рекомендациям старейших методистов В.С. Мурзаева и Д.Н. Никифорова, которые советуют чертить на доске хорошо запоминающийся детьми географический контур с последующим его заполнением.
Так, например, Апеннинский полуостров легко уподобляется сапогу, Африка и Индия — треугольнику, Пиренейский полуостров — профилю головы в капюшоне и т.д
Слайд 15Методист Г.И. Годер также рекомендует использовать меловые картосхемы.
Методическое преимущество картосхемы
заключается в том, что она содержит ограниченную и необходимую информацию для определенного урока.
В настенной же карте детям порой трудно бывает выделить картографические объекты, необходимые для данного урока.
Второе преимущество заключается в том, что информативная нагрузка увеличивается в такой схеме постепенно, на глазах учащихся, и легче усваивается ими.
Слайд 16В работе с контурными картами, важно обращать внимание детей на отображение
четкой береговой линии, гидрографическую сеть и города.
Желательно эти географические ориентиры и фон заполнять до выполнения основной работы над историческим материалом.
Слайд 17 Контурные карты в современном исполнении во многом устарели.
Закрашивание контурных
карт с попутным выполнением однообразных заданий не только не способствует развитию учащихся, но и задерживает его, особенно в старших классах.
Видимо, в такой ситуации учитель истории может использовать контурные карты лишь как физико-географический фон для выполнения творческих заданий.
Слайд 18Формирование у школьников картографических знаний и умений начинается с простейших действий,
со знакомства с отдельными странами, затем изучается история единого мира в тот или иной период
. Карта становится одним из важнейших средств извлечения сущностных знаний.
На заключительном этапе школьники поднимаются от знаний исторической топографии и умений ею оперировать к представлениям о динамике геополитического положения государств, цивилизаций.
Слайд 19 Одним из важнейших направлений в работе с картой является обучение
школьников умению ориентироваться в ней.
Оно включает поиск нужных объектов, правильный показ на основе точных ориентиров и словесное их проговаривание
Слайд 20В качестве ориентиров при показе по карте нужно использовать знакомые детям
объекты — города, реки, моря, части суши.
Полезным методическим приемом в этой работе является «путешествие по карте»: ребятам предлагают двигаться по течению рек, пересекать страны и континенты, плыть в морях и океанах.
Слайд 21 Преодолению многих трудностей при ориентировании по карте способствует ряд методических
приемов.
Одной из таких трудностей является четкое усвоение сторон горизонта, как вспомогательного способа нахождения и локализации исторического объекта.
При этом можно использовать заранее изготовленные ребятами «компасы» со сторонами света из бумаги: регулярное их наложение способствует преодолению трудности и препятствует появлению негативных формулировок в обозначении объекта типа: «выше—ниже», «вправо—влево».
Слайд 22Описывая прием локализации исторических событий на карте, т.е. отнесение их к
определенному месту, методист А.А. Вагин предлагал выявлять ускоряющее или замедляющее влияние географической среды.
Слайд 23Для Древней Греции, Англии — роль мореплавания и торговли.
Помочь этому,
призвана демонстрация наряду с картой картины или небольшой аппликации.
Такой вспомогательный прием методист назвал «живой» картой или «оживлением» карты.
Прикрепление силуэтов, фигурок способствует запоминанию мест исторических событий.
Полезно также их передвижение по карте.
Слайд 24С помощью «живой» карты учитель получает возможность вычленить, подчеркнуть нужные элементы
исторической карты, сосредоточить внимание школьников на важнейших объектах, облегчая процесс запоминания.
В то же время А.А. Вагин предупреждал, что условная наглядность карты не должна подменяться изобразительной.
Слайд 25 В современном преподавании целенаправленное обучение детей умению ориентироваться по карте
возможно на основе тренировочных заданий в рабочей тетради.
Школьникам предлагаются целые циклы заданий по локализации памятников культуры, мест, связанных с деятельностью исторических лиц, религиозных центров, а также маршруты путешествий и торговых путей.
Слайд 26 Методист О.Ю. Стрелова предлагает использовать прием локализации исторических событий для
решения проблемных и творческих заданий.
Вот примеры: Объясните, как человек разумный смог освоить землю, «не замочив ног»?
Определите с помощью карты, в каких районах земли в качестве денег X—IV тысячи лет тому назад могли использовать: морские раковины, перья экзотических птиц, мешочки с какао-бобами, шкурки пушных зверьков, бруски железа?
Слайд 27
Умение ориентироваться по карте предполагает оценку взаимного расположения объектов, расстояний,
площадей.
Для этого надо обучать школьников пользоваться масштабом карты.
Умение ориентироваться по карте включает в себя и умение пользоваться ее легендой
. Расшифровка картографической информации достигается в результате длительных упражнений
Слайд 28Однако здесь есть большие проблемы, о которых пишет немецкий методист В.
Фатке: «Если же мы будем использовать скрещенные мечи для обозначения любых битв, и тех, что вели римляне, и тех, в которых участвовала армия Наполеона, и сражений времен Второй Мировой войны, если этим же знаком отметим и места первых бомбовых ударов, мы сформируем у школьников представление, что атомная бомба — это дальнейшее развитие артиллерии, и невольно представим войну, как нечто неизменное и вечное.
Слайд 29Школьникам предлагаются две одинаковые карты или картосхемы, но с условными знаками
разных легенд. Им нужно подписать города, страну, определить время, озаглавить карту.
Одинаковые по контурам карты представляют разные экономические процессы, поэтому легенды карт также различны.
Работа с ними убеждает детей в разных подходах к составлению легенд .
Тем не менее, к этой работе надо подходить разумно, не нарушая так называемого принципа «дидактического преломления» карты.
Слайд 30 Особый вид творческих картографических заданий, способствующих обогащению исторических представлений учащихся,
— это задания на выяснение происхождения топонимов и этнонимов.
Примеры таких заданий можно найти в учебных пособиях по курсу «Введение в историю».
Слайд 31
В старших классах игровые ситуации не занимают детей, им нужна более
сложная аналитическая и проблемная деятельность. В этих классах школьникам можно предложить стать «юными картографами», как предлагает А.Я. Юдовская
Слайд 32Заключение
Для сегодняшнего дня характерным является и то, что картографический
материал сопровождается иллюстративным рядом, текстовой и хронологической информацией.
Однако такие новые атласы сегодня доступны лишь немногим школам из-за их дороговизны. Тем более компьютерные и мультимедийные изображения карт пока еще остаются для большинства школ России лишь мечтой.
Слайд 33Немногие учителя имеют возможность использовать изображения карт на прозрачной пленке, проекция
которых на экране вполне могла бы заменить изношенные старые настенные школьные карты.
Подчас кроме карт в учебниках учитель истории практически не имеет никаких наглядных пособий с картографическими материалами, поэтому ему приходится изготавливать их самому.
Слайд 34 Из старых методических способов, проверенных временем, можно вспомнить меловой рисунок
карты на доске (обычно это картосхема), увеличенную ксерокопию или силуэтное изображение, наклеенное на картон, рисованное изображение на темном куске линолеума (так называемая «черная карта» А.И. Стражева), изображения на прозрачной пленке, рисованные фломастером.
Использование «кустарных» карт в какой-то мере может восполнить картографический «голод» на уроке истории.
Слайд 35К тому же, в случае удачного их изготовления, они могут гораздо
лучше соответствовать познавательным способностям учеников и процессу преподавания, нежели карты массового изготовления.