Слайд 1
Поисково – исследовательская работа
«Тебя мы любим, школа!», посвящённая
320-летию
Таганрога.
Тема: Образовательные учреждения в г. Таганроге
с 1917 до ВОВ. История школы №21.
Выполнили учащиеся 6 «Б» класса МОБУ СОШ №21
г. Таганрог 2018 г.
Слайд 2Оглавление
Введение
I. Образовательные учреждения в г. Таганроге с 1917 года до ВОВ.
II. История школы №21
Заключение
Слайд 3
Вступление.
Для исследовательской работы
мы выбрали тему «Образовательные учреждения в г. Таганроге с 1917 до ВОВ», так как этот материал представляет информационную ценность для учащихся, учителей и других людей, которые интересуются историей нашего города. В нашей работе собраны и описаны различные сведения о развитии образования в г. Таганроге в указанный период.
Актуальность - эта тема нас заинтересовала необходимостью формировать у нынешнего поколения интерес к истории города.
Цель исследования - формирование духовно-нравственного воспитания, развитие патриотизма через систему изучения темы.
Задачи исследования - изучить историю возникновения образовательных учреждений в г. Таганроге после революции и до ВОВ.
Гипотеза – создание новой системы школ изменило подход к образованию и способствовало активному развитию образования в городе.
Методы исследования:
Изучение специальной литературы.
Посещение архива г. Таганрога.
Обобщение и систематизация материала по данной теме.
Слайд 4
I. Образовательные учреждения в г. Таганроге с 1917 года до
ВОВ.
1. Ликвидация неграмотности в Советской школе.
2. Оснащение школ учебными пособиями и программами.
3. Объединение женских и мужских учебных заведений, возникновение новых школ.
4. Система школьного образования в период с 1923-1926 год.
5. Общественные организации в Советской школе.
6. Подготовка педагогических кадров.
7. 1940 год. «Об установлении платного обучения в старших классах средних школ и высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий».
Слайд 5
II. История школы №21.
1. Работа в архиве.
2. Организация учебной деятельности
в школе до ВОВ.
3. Деятельность школы в годы ВОВ.
4. Школа в послевоенные годы.
5. Деятельность педагогического состава в 60-80-е годы.
6. Сотрудничество в 80-90-е годы с ПГФА.
7. Выпускники школы-её гордость.
Слайд 6
Советская школа на пути своего развития к всеобщему среднему
образованию прошла ряд этапов. Уже в июне 1918 года было разработано Подчинение СНК РСФСР "Об организации дела народного образования в РСФСР. Советская власть поставила задачу - ликвидировать неграмотность населения всех возрастов, а не только детей.
Слайд 7
Решение этой задачи, когда две трети населения было неграмотным, требовало
колоссальных материальных средств и педагогических кадров. В программе ВКП(б), принятой на VIII съезде партии 18-23 марта 1919 года, поставлена задача произведения в стране бесплатного и обязательного общего образования для всех детей обоего пола до 17 лет. В начале 20-х годов в Таганроге число школ сократилось в два раза по сравнению с дореволюционным временем. До революции в городе было 6 церковно-приходских и 16 начальных школ.
Слайд 8
Они охватывали 4,5 тысячи детей.
Слайд 9Два четырёхклассных высших начальных училища, три гимназии - мужская и две
женских, одна из которых частная. А также Мореходная школа, Коммерческое и Техническое училище. В 1916 году из Прибалтики были эвакуированы две гимназии и учительская семинария.
Слайд 10
Частные школы с количеством 30-50 человек готовили учащихся для поступления
в гимназии и прогимназии. Всего в 1924 году во всех начальных классах училось 5930 человек.
Окружной отдел народного образования состоял из четырёх подотделов и охватывал все отрасли народного просвещения, образования, культуры в городу и по уезду.
В июне 1920 года был создан городской отдел народного образования, членами которого были: Л.Р, Шаблиевская, И.З. Купер, Г.А, Варелас. Возглавлял отдел Фёдор Матвеевич Пучков. На 1 сентября 1920 года почти три четверти детского населения не училось. В 1920-1921 учебном году в городе было открыто 26 школ с охватом 10 756 детей.
Слайд 11После освобождения Таганрога в январе 1920 года школы работали, но используя
старые учебники и программы. Старые учебники пытались улучшить и приспособить к условиям советской школы. Учебники в 1920-1923 годах были не в почёте, раздавались лозунги
« Долой учебники» и пропагандировался трудовой метод обучения, непосредственного изучение жизни, книги рассматривались как небольшие подспорье. Аттестаты и свидетельства выдавались на старых бланках, с некоторыми исправлениями. Вместо пятёрок и других оценок стояло <<весьма удовлетворительно>>. Педагогический совет именовался школьным. Слова <<начальница гимназии>> были зачёркнуты и сделана в верху надпись: «Тов. пред. школьного совет».
Слайд 12
Женские учебные заведения (гимназии и высшее начальное училище) сливались с
мужскими. Учащиеся комплектовались в семилетние трудовые школы с бесплатным обучением и техническим образованием для детей обоего пола.
Трудовая семилетняя школа № 9 была создана на базе 1-го высшего мужского начального училища и женской Мариинской гимназии. Из гимназии пришли девочки, а из училища, естественно, мальчики. Школьные работники, которых сокращённо в это время называли <<шкрабами>> в 1920-1921 учебном году были из разных учебных заведений города.
В сентябре 1920 года на карте города появилось новое учебное заведение - фабрично заводская ( позже трудовая ) школа № 10 .
Слайд 13Преподавание в стенах школы какого бы то ни было вероучения и
исполнение в школах обрядов культа не допускается. В 1923 году школьное образование начинает возрождаться. На 1 декабря 1923 года в Таганроге работало 15 школ, в которых учились 6015 учащихся и работали 267 учителей. Через год учащихся было 7121, количество школ оставалось прежним, но число учителей сократилось 238. В 1930 году была упразднена система округов, и в Таганроге остался городской отдел народного образования.
Слайд 14Многое в советской школе было впервые, в том числе и создание
общественных организаций.
Слайд 15
В середине 30-х годов впервые стали проводить встречи выпускников.
В феврале 1936
года вышел приказ Народного комиссариата просвещения РСФСР №104 «О проверочных испытаниях(экзаменах) в начальной школе, неполной средней и средней школе». Проверочные испытания должны были проводиться при переводе учащихся из класса в класс и при окончании школы.
Надо отдать должное преподавательскому составу школ города. В то время, когда большинство школьных учителей не имело не только педагогического образования, но даже среднего, в Таганроге всегда были прекрасно подготовленные преподаватели с университетским образованием.
Слайд 16
Таганрог-город многонациональный. После установления советской власти в городе и
округе были организованы национальные школы. В 1920 году в городе появляются начальная армянская и татарская школы. В 1924 году в школе была организована немецкая семилетняя школа.
Когда в 19З0 гг, резко возрастает численность населения за счет притока сельских жителей, в городе строятся новые специальные школьные здания, где число учеников в одной школе превышает 1000 человек. Эти школы строятся в новых районах города. На Северном поселке, в Красном и Рабочем городках, городке «Х лет Октября» и т.д. Именно тогда строятся четырехэтажные школьные здания, ныне школы
№ 32, 14. Если в 1930г. в Таганроге действовали 17 школ с числом учащихся 12040 человек и в них работали 395 учителей, то уже в 1939г. в Таганроге работали 33 школы с количеством учащихся более 25 тысяч и в школах работало 845 учителей.
Слайд 17
В октябре 1940 года Постановлением СНК СССР «Об установлении платного обучения
в старших классах средних школ и высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий». Согласно этому постановлению с 1 сентября 1940 года вводилось платное обучение в 8-10 классах, техникумах, педагогических училищах, а также в высших учебных заведениях. Для учащихся 8-10 классов плата составляла от 150 до 200 рублей в год, а обучение в вузах стоило от 300 до 500 рублей в год.
Платное образование было отменено только в 1556 году во всех без исключения образовательных учреждениях.
На 1 января 1941 года по сводной ведомости статистического отдела горОНО числилось 35 школ с количеством учащихся 24 049.
Слайд 19
Была проведена работа по изучению истории МОБУ СОШ № 21 города
Таганрога, основанная на исследовании документов, хранящихся в Таганрогском филиале государственного Архива Ростовской области.В ходе исследования удалось установить следующее: школа № 21 была основана в 1936 году и начала свою работу в 1936/1937 учебном году. Этот вывод можно сделать из документов, в которых указано, что в Постановлении Президиума Таганрогского Горсовета от 1 ноября 1936 года в школе были утверждены штатные методисты.
Слайд 20Также удалось выяснить, что 21 школа была основана как средняя школа,
но в 1937 году была реорганизована в начальную, т.к. не имела достаточных условий для обучения 5-х – 7-х классов (плохое здание, отсутствие учебного оборудования, учебных кабинетов).
Слайд 21
Как только в школе был произведён ремонт, школа была реорганизована в
среднюю и в годы ВОВ обучала детей с 1-го по 8-й классы . Также в документах 1942/1946 гг. не нашлось свидетельств о том, что в годы ВОВ школа №21 претерпела какие-либо разрушения: в материалах 1944 года указано, что школа находится в удовлетворительном состоянии и в числе ещё нескольких школ полностью готова к новому учебному году.
В 1959 году школа перешла на работу по новому учебному плану с 11-летним сроком обучения.
Архивные документы 1959/1964 гг. говорят о том, что работы школы коснулись хрущёвские образовательные реформы (школа была прикреплена к ТКЗ «Красный Котельщик» и учащиеся проходили там обязательную практику).
Слайд 22Прошло более 80 лет со дня основания нашей школы. Она дала
начало жизненному пути, заложила фундамент знаний, подарила ощущение дружбы и единства для всех, кого жизнь связала со школой.
В 1937 году школа № 21 начала свою деятельность, как начальная школа. Первым директором назначен Федоров Яков Власович. В 1937/38 учебном году в 17 классах школы обучалось 853 ученика. В начале Великой Отечественной войны школа обучала детей с 1 по 8 классы. Первые выпускники 1941 года прямо со школьной скамьи рука об руку со своими учителями бесстрашно и гордо шагнули в зарево войны и грохот канонады. По материалам Емельянова Сергея Николаевича, краеведа города Таганрога, в годы войны в школе размещался госпиталь. В это время уже строились бараки у Металлургического завода, сейчас на этом месте Дворец культуры.
Слайд 23
В этих бараках в семи классных комнатах занимались учащиеся двух школ
№ 6 и № 21. В 1944 году школы № 6 и № 21 разъединились. Девочек перевели в здание школы № 21, а мальчики остались в бараках школы № 6. По воспоминаниям Натальи Николаевны Яровенко, работающей завучем в школе №21 в военные и послевоенные годы, «с 1943 по 1947 год старшей пионервожатой в школе работала Бутрина Л.Н..
30 августа 1943 года освободили Таганрог. Парт и столов не было, отопление не работало. В сентябре им подстилали солому и писали на газетах между строк, потом стали сами приносить мебель, поставили печки и каждый, приходя в школу, приносил дрова. Но, всё же, было очень холодно и все сидели возле печки. В 1945 у нас появились парты, сделали отопление. В школе давали хлеб посыпанный сахаром. Потом дали участок и мы посеяли кукурузу».
Слайд 24
В освобожденном Таганроге в 1943/44 учебном году приступили к занятиям 17 тысяч
учеников в 25 школах города. В документальных материалах от 1944 года указано, что школа находится в удовлетворительном состоянии и в числе ещё нескольких школ полностью готова к новому учебному году. Обязанности директора исполняла учитель обществознания Давыдова А.А. В эти тяжелые для страны годы 20% зачисленных в школу детей не смогли приступить к занятиям.
По фотографиям 50-х годов и воспоминаниям бывших выпускников, удалось выяснить, что в это время школа № 21 была женской. К середине 50-х годов в школе вновь продолжили обучать и мальчиков, и девочек. В 1957 году здесь работали: директор школы Данилов Е.К., завуч Ковалёв И.К., учителя: Евдокимов А.Н., Ефремов В.И., Кожухова В.М., Кузина Е.С., Михайличенко О.М., Норелик В.М., Рева Т.Ф., Сорокин Ю.С., Языков В.К., Яковлева Н.В.
Слайд 25В 1959 году школа перешла на работу по новому учебному плану
с 11-летним сроком обучения. Директором школы был Броневич Б.А., училеля: Евдокимов А.Н., Зуенко З.Г., Ковалёв И.В., Копрова Т.А., Кузина Е.С., Моисеева М.Н., Палий В.Д., Чуприна Л.В., Языков В.. В 1961 году была организованна производственная практика для учащихся 11 летних школ на предприятиях - шефах. На заводе «Красный котельщик» старшеклассников нашей школы обучали по специальностям: токарь, фрезеровщик, разметчик, слесарь. В это же время в школе были открыты группы продленного дня.
Слайд 26
В 60- 70-е годы ознаменовались активной работой педагогического коллектива школы
по обучению подрастающего поколения. Сохранившиеся с 1953 года грамоты показывают, какую разностороннюю работу вели педагоги школы.
В 1963 году в школе был создан оркестр народных инструментов, неоднократно побеждавший на конкурсах. В конце 60-80-х годах школа славилась своим хоровым коллективом, который превосходно выступал на различных конкурсах хоровых коллективов. В 1969 году руководителем вокального ансамбля и хора школы был Малеев Владимир Александрович. В 1980 году хор назывался «Комсомольский хор». Хоровые традиции школа продолжает и сегодня под руководством Зайцева А.К.
Слайд 27
В середине 60-х школа ведёт активную туристко-краеведческую работу, в школе работает
школьный музей «Боевой славы» и краеведческий уголок.В 1970 -1971 году директором школы была Смирнова И.М., работали завуч Фабристова М.С., учителя: Смирнов Г.А., Коробкова Г.Ю., Веретеинова Т.В., Михайличенко О.М., Бакаева Л.А., Загар Т.В., Дурнева М.В., Зеленская Е.Р., Коробкова Г.Ю., Луканина Е.П. и другие.Во второй половине 1970-х годов директор школы – Будякова Таисия Ильинична.В 80-е годы в школе действовал Клуб Интернациональной Дружбы «Ромашка», которым руководила учитель иностранного языка Рощупкина И.В. Ребята вели активную переписку с учащимися Советского Союза и зарубежных стран, принимали участие в антивоенных акциях и митингах. Традиционными были ярмарки солидарности, собранные средства с которых перечислялись в Фонд мира. Огромную помощь в работе клуба оказывали пионервожатые Ткачева Е.Н., Носкова А.Ф.
Слайд 28
В школе активно работали пионерская и комсомольская организации. Активисты пионерской дружины
имени З.Космодемьянской средней школы № 21 награждались путевками в пионерский лагерь «Орлёнок». В 1987 году дружина пионерской организации школы была признана лучшей. Члены совета дружины были награждены путевками в лагерь «Артек».
Слайд 29
В конце 80-х в школе набирались специализированные классы: спортивные, хореографические,
музыкальные. В 1994 г. между ПГФА, МОУ СОШ № 21 города Таганрога и органом управления аптечной службой Ростовской области был заключён революционный для того времени трёхсторонний договор. Договор предусматривал не только специальную профессионально ориентированную подготовку абитуриентов в фармацевтических классах под руководством и непосредственном участии ПГФА с дальнейшим обучением в Академии и специализацией в соответствии с потребностями аптечной службы региона, но и первоочередное трудоустройство этой категории выпускников ПГФА в Ростове и Ростовской области. В 1998 году хоровому коллективу школы под руководством Заслуженного учителя России Анатолия Константиновича Зайцева было присвоено звание «народный самодеятельный коллектив».
Слайд 30Школа по праву может гордиться своими выпускниками.
И сейчас 21 школа
сильна своими традициями, гордится своими учениками и педагогами.
Слайд 31
Заключение
В начале нашей исследовательской работы мы поставили
задачу – изучить, каким образом строилась система образования в г. Таганроге с 1917 года до ВОВ. В ходе изучения литературы мы выяснили какие школы образовались в этот период, сколько было школ, количество учащихся и педагогов. Выяснили с какими проблемами сталкивались педагоги и учащиеся.
Проведенные нами наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы о том, что создание новой системы школ изменило подход к образованию и способствовало активному развитию образования в городе.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий по истории города.
Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.
Список ресурсов: Архив г. Таганрога. «Вехи Таганрога» историко-литературный альманах №65-66 декабрь 2016. https://ok.ru/dk?cmd=logExternal&st.name=externalLinkRedirect&st.link=https%3A%2F%2Fvivaldi.taglib-collection.ru%2Fvexi%2Fvexi_65-66_2016.pdf%2Fview