Слайд 2ОБРАЗОВАНИЕ
Греческая система образования начала складываться ещё в архаическую эпоху Древней Греции
и своей вершины достигла в VI в. до н. э, прежде всего в Афинах, где уже в V в. до н. э. среди свободных афинянин не было неграмотных людей. Обучение начали примерно с двенадцати лет, к обучению допускались только мальчики, их учили писать, читать, считать. Также преподавалась музыка, танцы, гимнастика- такие школы назывались палестрами. А девочек обучали их родственники домашнему хозяйству.
Слайд 3Затем по достижении восемнадцатилетнего возраста все юноши, или эфебы, как их называли,
собирались со всей Аттики под городом Пирей, где в течение года под руководством специальных учителей обучались фехтованию, стрельбе из лука, метанию копья, обращению с осадными орудиями и так далее. В течение следующего года они несли военную службу на границе, после чего становились полноправными гражданами.
Слайд 4Кроме этого существовали учебные заведения более высокого уровня — гимнасии. В них преподавался
цикл наук: грамматика, арифметика, риторика и теория музыки, к которым в ряде случаев добавлялись диалектика, геометрия и астрономия на более высоком уровне, чем в элементарных школах, велись занятия по гимнастике.
Основными дисциплинами были грамматика и риторика. Грамматика включала в себя уроки литературы, где изучали тексты величайших авторов, таких, как Гомер, Еврипид, Демосфен и Менандр. В курс риторики входили теория красноречия, заучивание риторических примеров и декламация (практические упражнения).
Слайд 5Важнейшим показателем высокого уровня развития древнегреческой культуры стало появление у греков
науки. В конце VIII в. до н. э. в Милете возникла целая философско-научная школа, которую принято называть ионийской натурфилософией. Её представители — Фалес, Анаксиманд Милетский и Анаксимен — впервые поставили вопрос о единой первооснове и первопричине мира, таким образом положив начало развитию философской (а в дальнейшем также научной) идеи материи. Так, Фалес предположил, что в основе всего сущего лежит вода, Анаксимандр – абстрактный неопределённый «апейрон», а Анаксимен — «неопределённый воздух».
Слайд 7Сократ — один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания
истины. Главный принцип — «Познай самого себя и ты познаешь весь мир», т. е. убеждение в том, что самопознание — путь к постижению истинного блага. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Человек знающий не станет поступать дурно. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.
Создав «сократический» метод ведения спора, Сократ утверждал, что истина рождается только в споре, в котором мудрец при помощи ряда наводящих вопросов заставляет своих противников признать сначала неправильность собственных позиций, а затем справедливость взглядов их оппонента. Мудрец, по мнению Сократа, приходит к истине путем самопознания, а затем познания объективно существующего духа, объективно существующей истины. Важнейшее значение в общеполитических взглядах Сократа занимала идея профессионального знания, из которой делались выводы, что человек, не занимающийся политической деятельностью профессионально, не имеет права на суждение о ней. Это было вызовом основным принципам афинской демократии.
Сократ
Слайд 8ПЛАТОН
Учение Платона —Идеи (среди них высшая — идея блага) — вечные
и неизменные прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия. Вещи — подобие и отражение идей. В диалогах Платона мы находим многогранную характеристику прекрасного. При ответе на вопрос: «Что есть прекрасное?» он пытался охарактеризовать саму сущность красоты. В конечном счете, красота для Платона есть эстетически своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения. Концепция красоты у Платона идеалистична. Рациональна в его учении мысль о специфичности эстетического переживания.
Слайд 9АРИСТОТЕЛЬ
Ученик Платона — Аристотель, был воспитателем Александра Македонского. Основные области его
интересов — человек, этика, политика, искусство. В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия — свойства прекрасного.
Красота, по Аристотелю, заключена в математических пропорциях вещей «поэтому для ее постижения следует заниматься математикой. Аристотель выдвинул принцип соразмерности человека и прекрасного предмета. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть «чрезмерным». В этих рассуждениях Аристотеля о подлинно прекрасном содержится тот же гуманистически и принцип, который выражен и в самом античном искусстве. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.
Слайд 10ПИФАГОР
В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую
его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы развивали учение о «гармонии сфер». Для них мир — это стройный космос.
Там, где основные противоположности находятся в «соразмерной смеси», там содержится благо, здоровье человека. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство и взаимодополнение многообразного. Музыкальная гармония — частный случай гармонии мировой, ее звуковое выражение. «Все небо — гармония и число», планеты окружены воздухом и прикреплены к прозрачным сферам. Интервалы между сферами строго гармонически соотносятся между Собой как интервалы тонов музыкальной октавы. От этих представлений пифагорейцев и пошло выражение "Музыка Сфер". Планеты движутся, издавая звуки, и высота звука зависит от скорости их движения. Однако наше ухо не способно уловить мировую гармонию сфер. Эти представления пифагорейцев важны как свидетельство их уверенности в том, что Вселенная гармонична.
Слайд 11ДЕМОКРИТ
Демокрит, открывший существование атомов, тоже уделял внимание поискам ответа на вопрос:
«Что есть красота?» У него эстетика прекрасного сочеталась его этическими взглядами и с принципом утилитаризма. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным».
Слайд 12ГЕРАКЛИТ
У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Для него гармония не статичное
равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамичное состояние. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится, и прекраснейшее согласие происходит из противоположности, и все происходит в силу раздора. В этом единстве борющихся противоположностей Гераклит видит образец гармонии и сущность прекрасного. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.
Слайд 13ГИППОКРАТ
Известны труды Гиппократа в области медицины и этики. Он — основатель
научной медицины, автор учения о целостности организма человека, теории индивидуального подхода к больному, традиции ведения истории болезни, трудов по врачебной этике, в которых особое внимание обращал на высокий моральный облик врача, автор знаменитой профессиональной клятвы, которую дают все, получающие врачебный диплом. До наших дней дошло его бессмертное правило для врачей: не навреди пациенту.
С медициной Гиппократа завершился переход от религиозно-мистических представлений о всех процессах, связанных со здоровьем и болезнями человека, к начатому ионийскими натурфилософами их рациональному объяснению.. Медицина жрецов сменилась медициной врачей, основанной на точных наблюдениях. Врачи школы Гиппократа также были философами.
Слайд 14АРХИМЕД
Древнегреческий математик, физик и инженер. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.
Наибольшую известность принес Архимеду открытый им закон, согласно которому на тело в жидкости воздействует выталкивающая сила, равная массе вытесняемой воды.
Для измерения длины кривых и для определения площадей и объёмов тел Архимед применял геометрию. Он разработал различные конструкции, к примеру водоподъемный винт. В частности, его применяют для откачки воды из судов, получивших пробоину. Принцип Архимедова винта используется и до сих пор.