Слайд 1Наука и культура России в начале XX века.
МБОУ «Курлинская СОШ»
Учитель истории:
Цыбина О.П
Познакомить учащихся с достижениями русской культуры и науки начала ХХ века
«Культура… часть человеческого окружения, созданная самими людьми»
Слайд 3.
Этот период (конец XIX - начало XX века) для развития культуры
России в целом означал очень многое.
Происходит подъём
в литературе, архитектуре, живописи, музыке и др. Так же происходит значительный расцвет науки.
В этот раз этот подъём отразился не только в культуре нашей страны, но и нашёл место за её пределами.
Слайд 4
Страны Европы и Америки начинают переходить с паровых двигателей на двигатели
внутреннего сгорания. Этому способствуют открытия в химии и металлургии.
Именно русские ученые изобретают новые способы добычи нефти – главного сырья для современных двигателей. Хотя Россия всё ещё, в большинстве случаев, использует паровые двигатели.
Слайд 5
Государство увеличило свои расходы на народное образование с 1900 по 1915
гг. более чем в пять раз! В период конца XIX, начала XX века было проведено множество реформ образования. Было введено всеобщее начальное образование.
Слайд 6
Выросло число земских училищ. В 1904 г. Их было 20,7 тыс.
а в 1914г. – 28,2 тыс. В 1900 г. В начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г.- уже около 6 млн.
Слайд 7
В Гимназиях увеличилось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла.
Выпускникам
реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку – на физико-математические факультеты университетов. (Отсюда и объяснение столь большого числа открытий в этой области).
Слайд 8
По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали общеобразовательную и
специальную подготовку. В них, в отличие от гимназии и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек.
Слайд 9В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного
капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных и др.
Слайд 10
Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения
страны оставалось неграмотными. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России.
Слайд 11
На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время
как в Англии и Германии - около 4 руб., в США – 7 руб.
(в переводе на наши деньги)
Слайд 12
В общем, ситуация с течением времени менялась в лучшую для развития
науки в России сторону. И тяжелое политическое и социальное положение в стране не помешало этому рывку вперёд. Наконец образованию, а значит и науке было уделено достаточное внимание со стороны правительства!
Слайд 13Образование и наука
1895 г А.С. Попов изобрел радио
Слайд 15Адмирал корабельных наук.
1900 г. А.Н. Крылов разработал теоретические основы увеличения защищенности
военных судов.
Слайд 16Н.Е. Жуковский
Заложил теоретические основы воздухоплавания и самолетостроения
Слайд 17
Изобретение более мощных двигателей сподвигнуло к созданию летательных аппаратов. Ещё в
XVIII веке воздухоплавание имело место, но это были лишь дирижабли (которые возникли в 1 половине 19–го века) и монгольфьеры (воздушные шары, аэростаты, летающие под действием теплого воздуха).
Слайд 18И.И. Сикорский.
В начале XX в. летающие аппараты приобрели мощные (для того
времени) двигатели. В России создание моторной авиации способствовали такие инженеры, как Б.Г. Луцкой(в 1910г. работавший в Германии), Игорь Иванович Сикорский, чьи знаменитые двух и четырёх моторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец» потрясали своим размером.
Слайд 19Илья Муромец
Илья Муромец
Русский витязь
Слайд 20У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии
К. Э.
Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полётов и определявших пути достижения этой цели. Разработал теорию реактивного двигателя.
Слайд 21
Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам,
послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии.
Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство его идей осознаётся только теперь, когда мир находится на грани экологической катастрофы.
Слайд 23И.П. Павлов
Удостоен нобелевской премии за труды по высшей нервной деятельности
Слайд 25
Огромный вклад в развитие химии внёс Дмитрий Иванович Менделеев
(1834 – 1907)
К его заслугам относится создание периодического закона химических элементов. Книга Менделеева «Основы химии» была переведена почти на все европейские языки.
Слайд 29Изобразительное искусство
В.М. Васнецов
Слайд 36
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В
мерцаньи красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Слайд 37
Молитва
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за Твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.
Слайд 39Художники абстракционисты
В.В. Кандинский