Слайд 1Мужской костюм домонгольской Руси: сравнительный анализ городского и сельского костюма.
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 61 им. М.И. Неделина г. Липецк.
Есикова Ю.В.
Слайд 2рубаха
Мужские рубахи были туникообразного покроя, с прямым разрезом ворота и вышивкой
на вороте, плечах и подоле. Рубахи широкие и длинные – ниже колен. С боков вставлены клинья, под мышками – квадратные ластовицы. Описывая покрой русской рубахи, А. Олеарий говорит, что спинка ее «подкроена в виде треугольника», вероятно имея в виду пришитые к спинке треугольные клинья.
Изображения и описания позволяют заключить, что со временем мужские рубахи стали короче (мужские – не ниже колен). Олеарий писал, что русские мужские сорочки короткие, «едва прикрывают седалище». Ворот рубахи у горожан и крестьян всегда был низким, так что шея оставалась голой. Таким мы видим его на всех древних изображениях. Ворот рубахи представлял собой первоначально просто вырез в перегнутом полотнище ткани, в который проходила при надевании голова. Разрез и застежка или завязки появились позже, до XIII в. В большинстве случаев это был «прямой» разрез посредине груди, но встречались и косоворотки. Вырез ворота мог быть округлым или четырехугольным. Застегивался ворот на небольшую пуговицу. Эти бронзовые пуговицы часто находят в погребениях. По-видимому, были и пуговицы костяные и деревянные, а у богатых – серебряные, золотые и украшенные драгоценными камнями.
Слайд 3Рукава рубах обычно были узкими, облегающими кисти. Но верхние праздничные рубахи
у мужчин имели рукава длинные. Сорочку шили из беленого холста, верхнюю рубаху – обычно из материй ярких цветов. Излюбленными были различные оттенки красного; на изображениях встречаются также синие, желтые, зеленые и белые рубахи. Ворот, обшлага и подол рубахи, а иногда и плечи украшали вышивкой
. Мужчины носили рубаху навыпуск, с поясом, а не заправленной в штаны, как это распространено было впоследствии у украинцев.
рубаха
Слайд 4Городское платье ХI-ХIII вв. (составлена М.А. Сабуровой)
Слайд 5Гачи
Древнейшее название мужских штанов - гачи, но было и другое –
ноговицы, которое могло означать как штаны в целом, так и наголенники. Его упоминае содержится в письме митрополита Киприана (1378 г.) о том, что его слуг ограбили княжеские слуги «и до ногавиц, и сапогов и киверов не оставили на них».Позднее встречается и название «штаны».
Древнерусские штаны были узкими, с нешироким шагом и поясом на вздежке – гашнике; носили их заправленными в сапоги или онучи (при лаптях), поэтому неизвестно насколько ниже колен были штаны. На всех изображениях они облегают ногу.
В этом смысле русские штаны были ближе к западноевропейским и отличались от широких восточных шальвар. Порты, как и рубахи, бывали нижние и верхние. Нижние порты были из тонкой материи – холщовые или шелковые, верхние – из более плотных цветных материй – сукна (от одного из сортов суконной материи – брюкиш – происходит позднейшее название брюки), а иногда шелка, бархата, даже золотных материй, позднее – плиса и из козьей шерсти или меха. Верхние штаны могли украшаться разного рода декоративной аппликацией или накладными деталями.
Слайд 6Гачи
Штаны горожан по покрою не отличались от крестьянских и, по-видимому, не
имели карманов; все нужные мелкие вещи горожанин носил на поясе, привешенными непосредственно к ремню, или в специальной сумке – калите.
Слайд 7В XI в. источники упоминают в качестве верхней одежды свиту. Феодосии
Печерский надевал на власяницу свиту вотоляну.В. И. Даль производит само это название от глагола «свивать» в значении «одевать», «кутать».Свиту как одежду, надеваемую, поверх сорочки, упоминает новгородская берестяная грамота XIII в. Хотя свита и упомянута только в связи с мужским костюмом, нет оснований считать ее исключительно мужской одеждой. Во всяком случае, в позднейшие времена свиты носили и мужчины и женщины.
Верхняя одежда
Слайд 8О покрое свиты нет точных сведений. Судя по изображениям, верхняя одежда
этого типа была длинной – примерно до икр, плотно облегала стан и имела иногда отложной воротник и обшлага. Она могла быть глухой и распашной с красивыми застежками. Полы и обшлага ее могли быть украшены вышивкой. Эта вышитая кайма на полах называлась приполок, а на рукавах – опястье
Свита
Слайд 10Плащевидная одежда
Простейшей верхней одеждой, в которой выходили из дому, у русских,
как, пожалуй, и у всех народов мира, была плащевидная – накидываемые на плечи куски ткани или меха без рукавов. В древности плащевидная одежда отличалась разнообразием и применялась всеми слоями населения. Но каждому сословию были присущи свои формы плащей, различные по покрою и материалу.
Слайд 12Наиболее распространена в древнерусский период была вотола, ила волота, – кусок
толстой льняной или посконной материи, накидывавшийся на плечи поверх свиты в сырую и холодную погоду. И сама материя тоже называлась «вотола» (можно было сказать «свита вотоляна»). Вотолу носило простонародье – крестьяне и небогатые горожане. Упоминания ее относятся преимущественно к XI – XIV вв. В XIV в. вотола не считалась одеждой, в которой прилично пойти, например, на такой важный церковный обряд, как причастие. Во всяком случае, московский митрополит Киприан не рекомендоаал приходить к причастию «в волотах»
волота
Слайд 13Мятль, коць
Другой формой безрукавного плаща был мятль, упоминаемый в источниках XII
– XIII вв. Мятль носили не только русские, но и поляки. Это была одежда простых людей, но довольно добротная, о чем говорит высокий штраф – три гривны, полагавшийся в том случае, если в драке будет разорван мятль. Покрой этого вида плащей неясен, цвет упомянут только один раз – черный. Такие формы плаща, как киса и в особенности коць, употреблялись преимущественно в княжеско-боярской среде. Покрой их также неизвестен. А. В. Арциховский считает, что именно коць распространился в Западной Европе под названием «славоника».
Слайд 14корзно
Длинный, почти до пят, застегивавшийся на правом плече драгоценной пряжкой плащ
– корзно («кързно», «корьзно») – носили только князья. Во все упоминания корзна в письменных источниках связаны с князьями. Корзно, как самая раскошная одежда, противопоставляется в церковной литературе бедной власянице. Многочисленны изображения корзна на иконах, фресках, миниатюрах. Это всегда очень красивые плащи из ярких византийских материй, иногда с меховой опушкой. У человека, одетого в корзно, свободна правая рука, а левая покрыта плащом
Слайд 16Теплая верхняя одежда
Чаще всего упоминается кожух. Это была одежда из кожи,
шкуры животного мехом внутрь. Мало у кого из горожан не было овчинного кожуха или, как его позже стали называть, тулупа. Рядовые горожане, как и крестьяне, одевались в нагольные кожухи или более короткие полушубки. Люди побогаче – городская верхушка, феодалы – шили роскошные кожухи, покрытые золотной византийской материей, обшитые кружевами, украшенные каменьями
Слайд 17Теплая верхняя одежда
Теплой верхней одеждой – мужчин и женщин были шубы
(сам термин джубба восточного происхождения). Шубы разнились весьма значительно по покрою и материалу. Они имели одну непременную общую черту – все были меховыми. Бедные горожане, как и крестьяне, носили по-прежнему шубы преимущественно из овчины – шкур овец, гораздо реже – из козьего меха – фактически те же кожухи. У зажиточных же горожан и феодалов шубы делались из тщательно подобранных, иногда драгоценных, мехов, крылись красивой материей, украшались вышивкой, кружевом и т. п. Шубы бывали разных фасонов в зависимости от моды. Богатые люди имели помногу шуб. Так, у волоцкой княгини Юлиании было 11 шуб, в том числе 4 мужские: «шуба русская на соболях бархат червчат с золотом, шуба русская на соболях камка бурская с золотом тяжелая, кожух на беличьих черевих камка бурская с золотом тяжелая, шуба на куницах камка бурская с золотом и серебром».
Шуба попроще, на овчине или на заячьем меху, крылась крашепиной и называлась кошуля. Кошулю носили мужчины и женщины. О покрое шуб сведений мало. Можно лишь сказать, что шуба делалась обычно распашной, широкие рукава суживались к кисти; бывали и откидные рукава. Длина шубы менялась в зависимости от фасона – немного ниже колен и почти до пят. Воротник был меховой, различных фасонов. Это была свободная одежда. Украшения те же, что и у другого верхнего платья: петлицы, пуговицы, кованое кружево, меховая опушка.