Слайд 1
Мир в начале нового времени
Учитель истории МОБУ СОШ №27 г.Сочи Сайфутдинов
Надир Бареевич
Слайд 2А вы знаете …
1. Где впервые появился термин “новое время”?
2.Что
такое портолан?
3.Какие страны первыми встали на путь исследования новых земель?
4. Как называли крестьян, использующих наемный труд и технику?
5. Как называли сторонников не божественного, а светского, человеческого взгляда на окружающий мир?
6. Какой английской компании разрешалось ввозить в страну перец?
7. Стюарты это династия английских или французских королей?
Слайд 3
1. Где впервые появился термин “новое время”? (в Италии)
2.Что такое портолан?
(навигационная карта)
3.Какие страны первыми встали на путь исследования новых земель? (Испания и Португалия)
4. Как называли крестьян, использующих наемный труд и технику? (фермеры)
5. Как называли сторонников не божественного, а светского, человеческого взгляда на окружающий мир? (гуманисты)
6. Какой английской компании разрешалось ввозить в страну перец? (Ост-Индская)
7. Стюарты это династия английских или французских королей? (английских)
Слайд 4
8.Кто воспринимал окружающий мир как сцену, а людей как актеров?
9.
Кто автор “Дон Кихота”?
10. Кто написал портрет Моно Лизы?
11.Кто изваял фигуру прекрасного Давида в 1501-1504 гг.?
12. Кто написал картину “Сиксонская Мадонна”?
13. Известно ли где могила Коперника?
14. Сколько лет просидел в тюрьме Джордано Бруно?
Слайд 5
8.Кто воспринимал окружающий мир как сцену, а людей как актеров? (Шекспир)
9.
Кто автор “Дон Кихота”? (М. Сервантес)
10. Кто написал портрет Моно Лизы? (Леонардо до Винчи)
11.Кто изваял фигуру прекрасного Давида в 1501-1504 гг.? (Микеланджело)
12. Кто написал картину “Сиксонская Мадонна”? (Рафаэль)
13. Известно ли где могила Коперника? (неизвестно)
14. Сколько лет просидел в тюрьме Джордано Бруно? (восемь лет)
Слайд 6Викторина
1.Какова была главная ценность европейской цивилизации?
2.Какой уклад формируется в конце 15-начале
16 в.?
3.Что стало главной причиной развития капиталистического уклада?
4. Что бурно развивается в начале нового времени?
5. Как называются хозяева, использовавшие сельскохозяйственные машины и труд батраков?
6.Какой была власть королей?
7. Как называлась культура конца XV-начала XVI вв.?
8.Кто такие гуманисты?
9.Назовите великих представителей культуры этой эпохи?
10. Кто создал паровую машину?
Кто доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?
11.В какой стране началась реформация?
12. Кто были вождями реформации в этой стране?
13. Что было в 1514-1525 гг.?
14. Кого называли « женевским папой»?
15.Какие появились новые церкви?
Слайд 7Викторина
1.Какова была главная ценность европейской цивилизации?
(личность)
2.Какой уклад формируется в конце 15-начале
16 в.?
(капиталистический)
3.Что стало главной причиной развития капиталистического уклада?
(развитие торговли)
4. Что бурно развивается в начале нового времени?
( торговля)
5. Как называются хозяева, использовавшие сельскохозяйственные машины и труд батраков?
(фермеры)
6.Какой была власть королей?
(абсолютной)
7. Как называлась культура конца XV-начала XVI в в.?
(Возрождение)
8.Кто такие гуманисты?
(Сторонники не божественного, церковного, а светского, человеческого взгляда на окружающий мир)
9.Назовите великих представителей культуры этой эпохи?
( Томас Мор, Уильям Шекспир, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Николай Коперник, Галилео Галилей)
10. Кто создал паровую машину?
( Джеймс Уатт)
11. Кто доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?
( Николай Коперник)
11.В какой стране началась реформация?
(В Германии)
12. Кто были вождями реформации в этой стране?
(Мартин Лютер, Томас Мюнцер)
13. Что было в 1514-1525 гг.?
(Крестьянская война в Германии)
14. Кого называли « женевским папой»?
(Жана Кальвина)
15.Какие появились новые церкви?
(Лютеранская , кальвинистская)
Слайд 8Как изменился мир в начале нового времени?
Слайд 10Знаем ли даты?
XV-XVIII вв. -
XV в. –
1488 г. –;
1498 г.
–
1492 г. –
1519-1521 гг.-
1603г. –
Слайд 11Знаем ли даты?
XV-XVIII вв. - раннее новое время;
XV в. – появился
термин “новое время”;
1488 г. – экспедиция Б. Диаша обогнула мыс Бурь;
1498 г. – экспедиция Васко да Гамы достигла Индии;
1492 г. – открытие Америки Х. Колумбом;
1519-1521 гг. – первое кругосветное путешествие Ф. Магеллана;
1603г. – начало правления династии Стюартов в Англии;
Слайд 12
1517г. –
1524-1526
1555г. –
Начало XIV – последняя четверть XVв. -
Конец
XV – начало XVI века –.
Слайд 13
1517г. – начало Реформации;
1524-1526 – крестьянская война в Германии;
1555г. – Аугсбурский
религиозный мир в Германии;
Начало XIV – последняя четверть XVв. - период раннего Возрождения;
Конец XV – начало XVI века – период высокого Возрождения.
Слайд 14Что такое?
Абсолютизм
Реформация
Мануфактура
Возрождение
Слайд 15Абсолютизм- это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному
лицу монарху.
Реформация- это движение за переустройство церкви.
Мануфактура- капиталистическое предприятие, в котором есть разделение труда, но труд ручной.
Возрождение-культура Европы 15-16 вв., в которой люди ценят время, образованность, размышляют о месте человека во Вселенной.
Слайд 16Объяснить значение выражений.
Это страна, где “каждый крестьянин был рыбаком, а каждый
дворянин - капитаном”.
Корабль плыл по “морю Мрака”. -
“Не будет больше войн всех против всех!”-
“Эти страны следует называть Новым Светом”.-
Слайд 17
Это страна, где “каждый крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин -
капитаном”. (Так говорили о жителях Португалии и их занятиях.)
Корабль плыл по “морю Мрака”. (Европейцы “морем Мрака” называли Атлантический океан).
“Не будет больше войн всех против всех!” (С установлением абсолютизма прекращались междоусобные войны).
“Эти страны следует называть Новым Светом”. (Так говорил Америго Веспуччи о материке, открытом Х. Колумбом).
Слайд 18
“Этот человек – мешок с перцем”.
“...Устав дырявые донашивать кафтаны... плыли
покорить тот сказочный металл” -
“Один король – одна страна”. -
“Грим и пудра вытесняют мыло”. -
Слайд 19
“Этот человек – мешок с перцем”. (Так называли очень богатого человека).
“...Устав
дырявые донашивать кафтаны... плыли покорить тот сказочный металл” (Бедняки стремились в новые земли за золотом.)
“Один король – одна страна”. (При установлении абсолютизма заканчивается объединение государства. Верховная власть принадлежит одному лицу-монарху)
“Грим и пудра вытесняют мыло”. (Уровень личной гигиены был низким. Банных заведений было мало. Грим и пудра были в моде.)
Слайд 20
“Рожденный подданным должен повиноваться”.
“Столетия редкого человека”.
“Избави нас, Господи, от
чумы, голода и войны”.
“Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..”
Слайд 21
“Рожденный подданным должен повиноваться”. (Эта фраза выражает смысл абсолютизма.)
“Столетия редкого человека”.
(В раннее новое время средняя продолжительность жизни была 30 лет. Мало кому удавалось дожить до 70 лет. Высокая смертность была у новорожденных. Особенно коротка была жизнь женщин.)
“Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны”. (Этими словами начиналась молитва французских крестьян. Население боялось эпидемий, голода и войн.)
“Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..” (Питание европейцев зависело от имущественного положения семьи.)
Слайд 22“Знаешь ли ты исторических деятелей”?
1. “Не понимаю, как мои предки допустили
такое учреждение”.
2 “Вы думаете, господа, что государство–это вы? Государство - это я”
3. Кто первым произнес “Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси”?
4. Развил учение Н. Коперника и пришел к выводу “Вселенная не имеет края, она бесконечна”.
5. “А все – таки она вертится!”
6. “Кровь разносит всюду теплоту и жизнь...”
Слайд 23“Знаешь ли ты исторических деятелей”?
1. “Не понимаю, как мои предки допустили
такое учреждение”. (Яков I, английский король.)
2 “Вы думаете, господа, что государство–это вы? Государство - это я” (Людовик XIV)
3. Кто первым произнес “Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси”? (Н. Коперник)
4. Развил учение Н. Коперника и пришел к выводу “Вселенная не имеет края, она бесконечна”. (Джордано Бруно)
5. “А все – таки она вертится!” (Галилео Галилей)
6. “Кровь разносит всюду теплоту и жизнь...” (английский врач У. Гарвей)
Слайд 24Знаешь ли ты исторических деятелей”?
7. “Самое лучшее из всех доказательств есть
опыт...”
8. “Я мыслю, следовательно, я существую...”
9. “На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь”.
10. “Чья страна, того и вера”.
11. “ У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера”
12. “...Да и что такое вся жизнь человеческая как не забава Глупости...”
Слайд 25Знаешь ли ты исторических деятелей”?
7. “Самое лучшее из всех доказательств есть
опыт...” (английский философ-гуманист Ф. Бэкон)
8. “Я мыслю, следовательно, я существую...” (французский философ Ренэ Декарт)
9. “На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь”. (Мартин Лютер, Германия.)
10. “Чья страна, того и вера”. (Так стали говорить германские князья с 1555г. после заключения мира между католиками и протестантами.)
11. “ У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера” (Мартин Лютер - борец за реформацию церкви.)
12. “...Да и что такое вся жизнь человеческая как не забава Глупости...” (Голландский гуманист Э. Роттердамский в своей книге “Похвала Глупости”.)
Слайд 26Работа над ошибками:
Жизнь Х. Колумба полна легенд. Известно, что родился он
в 1451 году в Риме. Неясным остался вопрос о его образовании. Известно, что в 70-80 годы XV века он работал над проектом открытия кратчайшего морского пути из Европы в Азию, рассчитывая попасть туда через Индийский океан.
Слайд 27Работа над ошибками:
Для осуществления планов нужны были деньги. Английские король и
королева в 1492 году подписали с Х. Колумбом договор и снабдили деньгами.
Слайд 28Работа над ошибками:
В 1592 году мореплаватель вступил на землю острова, который
назвали Сан-Сальвадор, затем были открыты еще два острова. В результате последних трех экспедиций были открыты Центральная Америка и северное побережье Южной Америки.