Слайд 2Введение
Целью данного исследования стала попытка сравнения древней религии двух народов одного
ареала обитания.
Слайд 3Языческие верования чувашского народа
Традиционная чувашская вера представляла собой сложную систему верований,
основу которой составляла вера в Турă — верховного бога неба и включает в себя много элементов Зоратуштры (Сарӑтустурӑ) — поклонение огню. кже для традиционной чувашской веры был свойственен дуализм — наличие доброго и плохого божеств. Чуваши называли его «Шуйттан»
Слайд 4БОГИ
В Чувашской мифологии
всего существовало более 200 богов и приданных им духов разных рангов и функций. Они населяли небо, землю и подземный мир. На составление пантеона чувашских божеств оказали влияние множество религий.
Слайд 5Список богов
Верховный бог (Ҫӳлти Турă)
Кепе - бог судеб
Пулех (
Пӳлĕхçĕ)
Пихамбар
Слайд 6Боги творцы
Создатель душ (Чун ҫуратакан турӑ)
Создатель детей (Ывӑл-хӗр ҫуратакан турӑ)
Производитель хлебов (Тырпул ҫуратакан турӑ)
Создатель домашних животных (Вылӑх-чӗрлӗх ҫуратакан турӑ)
Создатель жилищ (Ҫӳрт ҫуратакан турӑ)
Производитель богатств (Мул ҫуратакан турӑ)
Создатель пчёл (Хурт ҫуратакан турӑ)
Создатель цветов (Чечек ҫуратакан турӑ)
Создатель земли (Ҫӗр ашшӗ)
Слайд 7Шуйтан – бог зла и мрака
Анамыш - богиня плодородия, пахотной земли.
Слайд 9Алба́сты
Алба́сты — демонические персонажи. Обычно представляется в виде
уродливой обнажённой женщины с длинными распущенными жёлтыми волосами
Слайд 10Арçури
Арçури - дух, хозяин леса в чувашской мифологии.
Арçури представляют в образе высокой голой женщины с длинными (до земли) волосами, с телом, покрытым шерстью. Арçури представлялся и в других обликах: человеческом (обычного человека, седобородого старца, великана) или животном.
Слайд 11Вупăр
Ву́бар (чуваш. вупăр, в верховом диалекте также
вопăр, лопăр, лăпăр, вăпăр) — злой дух в чувашской мифологии. Вубар появляется ночью и, принимая облик домашних животных, огненного змея или человека, наваливается на спящих людей, вызывая удушье и кошмары.
Слайд 12Вите хуçи
Видехуçи́ - хозяин хлева в чувашской мифологии.
Видехуçи живёт в хлеву и ухаживает за теми лошадьми, которые ему нравятся.
Слайд 13Вутăш
Вудаш – духи воды в чувашской мифологии. В
вудашей, по поверьям, превращались утопленники. По одной версии, это полулюди - полурыбы, по другой - такие же существа, как люди, на двух ногах, живут в больших прудах, реках и озерах.
Слайд 14Йĕрĕх
Йерех –
1. хранитель домашнего очага;
2. злой дух, насылающий на людей наружные болезни.
Слайд 15Келе
Келе́ (чуваш. келе) — злой дух в чувашской мифологии.
По чувашским поверьям, существует болезнь келе шавкăмĕ («порча, причиненная келе») — немота, которая возникает в случае, если человек падает на том месте, где ходит келе. Из-за этого келе гневается и заставляет человека молчать.
Слайд 16Хĕрлĕ ҫыр
Хэрле щыр (чувашск. Хĕрлĕ ҫыр) — буквально
значит «красный берег» - персонаж чувашской мифологии. Его представляют в качестве доброго духа, живущего в небесах, однако его образ из-за отсутствия связанных с ним поверьев и мифов остается неопределенным.
Слайд 17Эсрел
Эсрель – дух смерти. о верованиям, по наступлении
определенном богом срока к человеку приходил из преисподней Эсрель и забирал его душу. Местом обитания Эсреля считался нижний мир, где он со своим хозяином Шуйттаном надзирал за душами грешников.
Слайд 19Аçтаха
Асьтаха́ - злой дракон в чувашской мифологии. Асьтаха показывается
иногда ночью в виде внезапно вспыхивающего света. Способен принимать облик человека.
Слайд 20Ашапатман
Ашапатман - старушка со светлыми, серебряными распущенными волосами,
одним глазом, единственным золотым зубом и т. д.; она является издалека: из-за морей, лесов и гор. Ашапатман призвана поддерживать в мире согласие, равновесие, благополучие, справедливость, порядок (Аша).
Слайд 21Языческие верования марийского народа
У марийцев до сих пор существует собственная традиционная религия,
которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы».
В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 годуВ XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего СинодаВ XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык, однако, что интересно, уничтожение Чумбылатова камня не возымело должного действия на нравы, потому что черемисы поклонялись не камню, а обитавшему тут божеству
Слайд 22Мари или черемисы
Ученые относят марийцев к группе финно-угорских народов, однако это
не совсем верно. Согласно древним марийским преданиям, этот народ в далекие времена пришел из Древнего Ирана, родины пророка Заратустры, и расселился вдоль Волги, где как раз и смешался с местными финно-угорскими племенами, однако сохранил свою самобытность. Внешне марийцы достаточно сильно отличаются от других финно-угорских народностей. Как правило, они не очень высокого роста, с темными волосами, немного раскосыми глазами. Марийские девушки в юном возрасте очень красивы и их даже нередко их можно спутать с русскими. Однако к сорока годам большинство из них очень сильно стареют и либо усыхают, либо приобретают невероятных размеров полноту.
Слайд 23Верховные Боги
Марийская религия основывается на вере в силы природы, которую человек
должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу-Юмо). В XIX веке языческие верования, под влиянием монотеистических воззрений их соседей, видоизменились и был создан образ Единого Бога Тÿҥ Ош Поро Кугу Юмо (Единый Светлый Добрый Великий Бог).
Слайд 24Список богов творцов
Кугу-Юмо – Единый светлый добрый Великий Бог
Пурышо — бог судьбы,
заклинатель и создатель будущей судьбы всех людей.
Азырен — (мар. «смерть») — по преданиям, являлся в виде сильного мужчины, подходившего к умирающему со словами: «Твоё время пришло!». Существует много легенд и сказаний, как люди пытались его обхитрить.
Шудыр-Шамыч Юмо — бог звёзд
Туня Юмо — бог вселенной
Тул он Кугу Юмо — бог огня также и Сурт Кугу Юмо — «бог» домашнего очага, Сакса Кугу Юмо — «бог» плодородия, Тутыра Кугу Юмо — «бог» тумана и другие — скорее всего, это просто атрибуты верховного бога.
Тылмаче — докладчик и лакей божественной воли
Тылзе-Юмо — бог луны
Ужара-Юмо — бог утренний зари
Слайд 25Мифические земли и священные места
Кюй курык (Каменные горы)
Шудыр Ер (Звёздное озеро)
Вес
Вер (Загробный мир)
Юмынпу
Марийские священные рощи (Кюсото)
Гора Чумбылат
Купрансолинская роща
Цепельская роща
Шарангская роща
Роща Арпынгель
Слайд 27 Колымаш – дух смерти
Дух смерти. по верованиям, по
наступлении определенного богом срока к человеку приходил из преисподней, сажал на коня и забирал его душу. Местом обитания Колымаш считался нижний мир, где он надзирал за душами грешников. Колыма – смерть…
Слайд 28Кудо-Водыж
Покровитель дома и семьи, своеобразный домовой Оберегает от
болезней, но может и насылать их на непочтительных хозяев. Фетиш Кудо-Водыжа — пучок ветвей, хранился в переднем углу дома; ежегодно весной фетиш выбрасывали в поле, новый приносили в дом. Жертвуют — зайца.
Слайд 29Овда
Легендарные существа женского пола с закинутыми на спину большими грудямипола
с закинутыми на спину большими грудями, любящие кататься на лошади. Имеют перевёрнутые ступни и могут заездить лошадьпола с закинутыми на спину большими грудями, любящие кататься на лошади. Имеют перевёрнутые ступни и могут заездить лошадь до смерти, защекотать её и даже забросить на дерево. По представлениям моркинскихпола с закинутыми на спину большими грудями, любящие кататься на лошади. Имеют перевёрнутые ступни и могут заездить лошадь до смерти, защекотать её и даже забросить на дерево. По представлениям моркинских марийцев живут в горах, малмыжскихпола с закинутыми на спину большими грудями, любящие кататься на лошади. Имеют перевёрнутые ступни и могут заездить лошадь до смерти, защекотать её и даже забросить на дерево. По представлениям моркинских марийцев живут в горах, малмыжских — в лесу, волжских — в реке и в горах.
Слайд 30Вувер
Вувер, или вувер-кува это персонаж мари фольклора.
В переводе ее имя
звучит - Ведьма-старуха.
Вувер - колдунья, кува-старуха.
Слайд 31Млит
Млит лесной духлесной дух, существо огромного роста в конической шапкелесной дух, существо огромного роста
в конической шапке. Начинает возить на себе человека по лесу, показывая свои богатства. В это время человек теряет ощущение времени: проходят дни и недели, которые кажутся часами. Влиянием Млита объяснялось блуждание в лесу и потеря памяти.
Слайд 32Вывод
В данном исследовании мы попытались объединить два народа Поволжья, путем сравнения
их древнейшей религии и вопреки общему мнению пришли к пониманию того что это совершенно разные народы, которые оказались в Поволжье лишь по чистой случайности, быть может спасаясь от общего врага, либо придя с ним вместе, мари – должны обитать в районе Белого моря, как впрочем и большинство финно - угорских народов, чуваши же должны обитать чуть южнее данной территории, основываясь на их традициях и поклонениях. Небольшие совпадения присутствуют, но их слишком мало, хотя эти два народа живот бог о бок не одно столетие.