Слайд 1Методическая разработка
Выполнила: Файзрахманова Ольга Серафимовна, учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ СОШ №175 Ленинского района города Нижнего Новгорда
Слайд 2Данный раздел программы базируется на принципе историзма и делает акцент на
социальной антропологии, истории культуры, повседневного быта людей, ценностных ориентаций, поведенческой культуры.
Пояснительная записка
Он даёт возможность привести в систему знания и представления о христианстве, побуждает к самостоятельному постижению знаний о нем.
Слайд 3Новизной данного курса является обращение к духовным и историческим корням Россиян;
стремление ликвидировать тот пробел периода атеизма в нашем сознании, который складывался на протяжении десятков лет в нашей стране
Обоснование выбранной темы:
большинство в России составляют христиане ;
остро стоит вопрос духовно – нравственного развития нашего общества и цивилизации в целом;
в этой теме можно найти ответы на многие вопросы нашего бытия;
прослеживается зримая связь христианства с жизнью россиянина
тема данного раздела хорошо подходит для интерактивного и проблемного методов обучения при деятельном подходе изучения данной темы.
Слайд 4формирование устойчивых представлений об основных этапах становления христианства и его ключевых
событиях, о жизни, земных и духовных подвигах Иисуса Христа, его роли в нашей жизни, утверждения догматики и культов в христианстве, закономерностях превращения христианства в мировую религию и утверждении духовных основ религии для последователей этого учения и всего человечества в целом..
воспитание доброты, чувства сострадания, любви, утверждение лучших качеств, при духовно- нравственном становлении личности: толерантности, позитивных социальных установок в обществе.
Основные цели курса
Слайд 5содействовать развитию мыслительных способностей у учащихся, включающих в себя знания, умения
и навыки по данной теме
способствовать формированию толерантности на основе усвоения социального опыта, потребности беречь и приумножать то лучшее, что дает нам христианство, развивая позитивные жизненные позиции
способствовать формированию чувства сопричастности, сострадания, доброты, побуждения того прекрасного, что дает нам христианство как часть нашей культуры
Задачи курса
Слайд 6В результате изучения темы в 8 классе ученик должен знать:
историю возникновения
христианства, основы его учения;
формы и типы культуры, основные культурно- исторические центры и регионы мира по распространению христианства, его место в системе мировой религии и цивилизации в целом;
факты, основные термины и догматы в христианстве;
основные даты и ключевые события при утверждении христианства как мировой религии;
Ожидаемые результаты
Слайд 7Результатами изучения темы «Христианство» следует считать:
усвоение учащимися информации о христианстве, как
учении;
знание основ вероучения в христианстве, представление об основных особенностях культа и христианских организациях;
знание основной терминологии и понятийного аппарата, относящихся к теме «Христианство»;
умение ориентироваться в истории развития взаимоотношений Христианства с другими религиями распространёнными на территории России (сравнительно-исторический аспект);
умение самостоятельно формулировать свою позицию;
приобретение навыка аналитического мышления в области изучаемой темы;
воспитание веротерпимости, уважение прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере в целом;
развитие нравственных начал личности, этической культуры, уважения к традициям и обычаям народов России;
Слайд 8Психолого-педагогическое объяснение
Результаты исследования возрастных особенностей учащихся:
Работают ребята тогда, когда им интересно
Проявляют
заинтересованность, если включены в работу как участники
Хотят утвердиться перед сверстниками
Наличие мотивации
Наш Заречный район – это рабочий район, достаточно удаленный от
центра, сравнительно криминогенный, поэтому вопросы духовности
и нравственности являются как никогда наиболее актуальными, а
значит, и изучение курса «Религии России» наиболее оправданно.
Слайд 9Обоснование используемых подходов.
В своей методике я использую деятельностный подход, предполагающий освоение
материала с помощью универсальных учебных действий:
Личностных;
Регулятивных;
Познавательных;
Коммуникативных.
На обобщающих уроках я использую игровые подходы – форма учебного процесса, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях.: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Все эти подходы нацелены на самостоятельность в добывании знаний, свободное развитие каждого ученика как субъекта учения и как личности, а также способность самостоятельного решения поставленных проблем .
Слайд 10Используемые на уроке методы и техники:
Работа с печатными источниками
Техника активно-продуктивного чтения
Техника
сжатия полученной информации
Техника интерактивного обучения
Игры
Техника обратной связи
Обоснование используемых методов
Слайд 11Обоснование используемых методики
При работе с учащимися я использую инновационные методики обучения:
Развивающее
обучение
Личностно-ориентированное обучение,
А также интерактивные методики – когда учитель регулирует учебный процесс, осуществляя общее направление и помощь. Интерактивная методика включает в себя следующие приемы:
Кластер
Синквейн
ТАСК
Стратегия «Зигзаг»
ИНСЕРТ
Буриме
ПОПС
Данные приемы и методики могут использоваться на различных по форме уроках.
Слайд 13Технологическая карта раздела программы «Христианство»
Слайд 14Тема урока: Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа.
Класс: 8-а
Место
урока: блочно-тематическая планировка. 3 урок 6 теме – «Христианство».
Тип урока: комбинированный. Имеет две дидактические цели.
Цель урока: проверив знания учащихся о личности Иисуса Христа и его учении, показать формирование христианства как мировой религии и утверждение догматики и культа в нем.
Задачи урока:
Способствовать формированию представление о христианстве как мировой религии и основных догматов в ней.
Развивать навыки работы с источниками, умение работать в группах и индивидуально, используя различные приемы и средства на уроке.
Способствовать развитию интереса и уважения к христианству и его основам – духовности и морали.
Разработка урока
Слайд 15Дидактические средства: Учебник, хрестоматия, раздаточный материал (карточки, таблицы, документы, доска).
Средства: рассказ,
диалог, беседа, учебник, литература, документы.
Форма организации деятельности: Предметно-графическая иллюстрация. Индивидуальное, фронтальное и групповое обсуждение.
Разработка урока
Слайд 16Разработка урока
Методы:
1)Словесный – рассказ, беседа, диалог.
2)Печатно-словесный – учебник, хрестоматия и
раздаточный материал..
3)Наглядный – картинки, кубик Блума.
Приемы: анализ документа «Задай вопрос», кубик Блума, пометки на полях, «Знал +» , «Узнал –» , «Хочу узнать» , ключевые слова, ПОПС, текст, базовый лист контроля, синквейн, кластер, Буриме (лишнее слово).
(Базовый лист контроля: Этапы/Даты/ Основное содержание)
Слайд 19Результативность изучения темы «Христианство»
Слайд 20Районные «Рождественские чтения», посвященные Серафиму Саровскому, 2012 год
Слайд 21Харитоновские чтения, 2012
Духовно-нравственное развитие на примере российского общества
Слайд 22Список литературы
Список литературы
Учебники, учебные пособия
Введение в общее религоведение. – М., 2001.
Галицкая,
И.А. Новые религиозные культы и школа : пособие для руководителей образование и учителей / И.А. Галицкая, И.В. Метлик. – М., 2001
Гараджа, В.И. Религоведение / В.И. Гараджа. – М., 1995.
Елисеев, Г.А. История религий : 10- 11 классы / Г.А. Елисеев. – М., 1997.
Закон Божий. – Н.Новгород, 2003
История религии : в 2 т. – М., 2004.
История религии в России. – М., 2004.
История религии : лекции, прочитанные в Санкт- Петербургском университете. – Спб., 1998.
Кулаков, А.Е. Религии мира : 10- 11 классы / А.Е. Кулаков. – М., 1998.
Основы религоведения. – М., 2000
Библия - Ветхий Завет : Бытие, Исход, Книга Иова, Притчи Соломона, Книга Екклесиаста, Песнь песней Соломона;
Новый Завет: Евангелия (от. Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна);
Публикации по проблеме «Школа и религия»
Бездухов, В.П. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков: принципы соборности в воспитании / В.П. Бездухов // Педагогика. – 1998. - №7
Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З.Т. Гасанов // Педагогика. – 2001. - №4.
Иоанн (Экономцев) (игумен). Православное образование в России : традиции и развитие , уроки и перспективы / игумен Иоанн (Экономцев) // Педагогика. – 1999. - №4
Метлик, И.В. Религия и образование в светской школе / И.В. Метлик. – М., 2004
Донини, А.У истоков христианства : (от зарождения до Юстиниана) / А. Донини. – М., 1989.
Мень, А.В. Мировая духовная культура. Христианство, Церковь : лекции и беседы / А.В. Мень. – М., 1997
Курбатов, Г.Л. Христианство : Античность. Византия. Древняя Русь / Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И.Я. Фроянов. – Л., 1988.