Презентация, доклад на тему Методическая разработка раздела программы

Содержание

«Человек, познающий прошлое, владеет будущим» Попцов О.М., современный публицист

Слайд 1Методическая разработка раздела программы

по всеобщей истории
5 класс

выполнила:
учитель истории
МОУ
ПСОШ №2 Первомайской СОШ №2
Гришина
Елена Ивановна


2010 год
Методическая разработка раздела программы

Слайд 2«Человек, познающий прошлое, владеет будущим»

Попцов О.М., современный публицист

«Человек, познающий прошлое,   владеет будущим»          Попцов

Слайд 3УМК по всеобщей истории 5 класс

УМК по всеобщей истории 5 класс

Слайд 4Программа по истории древнего

мира 5 класс

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившемся сообществе. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Программа по истории древнего          мира 5 класс

Слайд 6Описание программы курса
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к

историческому процессу, который предполагает отказ от жесткого детерминизма, т.е. представления об определяющем значении какой-либо одной из сторон жизни общества, и акцентирует тесную взаимосвязь экономической, политической и духовной сфер.

Для усиления преемственности в изложении материала, акцентирования концептуальных положений и внутренних логических связей в программе дана новая последовательность изучения учебного материала по истории Древнего Востока. Наибольшее внимание в программе уделено изучению политической истории, наполненной событиями и действующими лицами, а также вопросам культурного развития античного мира. При распределении учебных часов между частями курса программа исходит из приоритетного значения для современной европейской (в том числе русской) культуры наследия античного мира. Программа рассчитана на 68 ч (по 2 ч в неделю).
Описание программы курса Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, который предполагает отказ от

Слайд 7

Цели курса


осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ , различные формы социального и политического строя;
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории.
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у учащихся толерантность,
широту мировоззрения, гуманизм.

Цели курсаосветить взаимодействие человека с окружающей

Слайд 8 Задача курса
-Формирование исторического мышления.

Задача курса-Формирование исторического мышления.

Слайд 9В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и

навыки:

умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;
умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходства и различия;
умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
умение спорить и отстаивать свои взгляды;
умение под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник;
умение оперировать историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явление;
умение оперировать историческими терминами и понятиями;
умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.

В ходе изучения курса у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки: умение в связной монологической форме

Слайд 10 Структура курса
Структурно курс разделен на 4 части:


1 часть- "Жизнь и открытия первобытных людей";
2 часть- "Древний Восток";
3 часть-"Древняя Греция";
4 часть-"Древний Рим".
Структура курсаСтруктурно курс разделен на 4 части: 1 часть-

Слайд 11

Раздел I
Раздел I

Слайд 12Пояснительная записка к

I разделу программы

В первом разделе курса «Жизнь первобытных людей и их открытия», происходит:
• знакомство обучающихся с историей как наукой о прошлом человечества; с тем, что изучает история древнего мира- самая ранняя часть истории;
•изучение исторических источников;
•знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества в целом;
•введение общего понятия «цивилизация», противопоставленное первобытности;
•дается представление об общем и особенном при характеристики древнейших обществ, а также представление о том, что отличает древнейших людей от людей современных.

Пояснительная записка к           I разделу программы

Слайд 13 Темы раздела построены таким
образом, что ребенок постепенно шаг за шагом входит

в удивительный и увлекательный мир истории, знакомясь с тем, как люди охотились, как они добывали огонь, совершали первые открытия и изобретения.


Темы раздела построены такимобразом, что ребенок постепенно шаг за шагом входит в удивительный и увлекательный мир

Слайд 14 Строение тем раздела
Тема 1. Первые люди на

земле.
Тема 2. Открытия и изобретения древних охотников.
Тема 3. Искусство и религия первобытных людей.
Тема 4. Возникновение земледелия и скотоводства.
Тема 5. От первобытности к цивилизации.
Тема 6. Счет лет в истории.
Строение тем разделаТема 1. Первые люди на земле.Тема 2. Открытия и изобретения древних

Слайд 15 Цель раздела
Добиться овладения учащимися

научными знаниями и представлениями о начальном периоде истории человечества.
Цель разделаДобиться овладения учащимися научными знаниями и представлениями о начальном

Слайд 16 Задачи раздела

•Познавательная:
-Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся

первичных представлений об истории как науке; осветить процесс формирования и развития человека, а также показать взаимодействие первобытного человека с окружающей средой.
•Развивающая:
-Развивать способности осмысливать изучаемые события на основе исторических знаний.
• Воспитательная:
-Воспитывать интерес и уважение к истории и культуре.
Задачи раздела•Познавательная:-Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичных представлений об истории как науке;

Слайд 17Психолого-педагогическая специфика восприятия и освоения учащимися учебного материала.
Подростковый

возраст относится к переходному, промежуточному периоду развития, периоду “бури и натиска”, а содержание подросткового возраста характеризуется как “кризис самосознания”. Только преодолев этот кризис, подросток приобретает “чувство индивидуальности”. А пока это не наступило, он будет находиться в состоянии поиска своего “я”.
По словам Б.Ц. Бадмаева, “подростковый возраст самый трудный для учителей и родителей, самый критический для самих подростков. Девиантное поведение подростков приносит много хлопот не только непосредственным воспитателям – учителям, но и всей воспитательно–образовательной системе.
Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название
“подросткового кризиса”, когда учебная
деятельность перестает оказывать то влияние
на развитие, которое она имела в предыдущий
период, а ведущей деятельностью становится
общение со сверстниками .










Психолого-педагогическая специфика восприятия и освоения учащимися учебного материала.    Подростковый возраст относится к переходному, промежуточному

Слайд 18Одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость. В результате

чего, даже обычные нагрузки приводят к переутомлению. Индивидуально-возрастное развитие характеризуется необратимостью своих процессов. На каждом новом витке развития реализуются результаты предыдущего этапа.

Перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить. Установилась закономерность: чем дальше идет процесс обучения, тем ниже активность учеников. В социальную технологию взаимоотношения по формуле “учитель снабжает – ученик потребляет”, познавательная мотивация ученика, выбор учеником своего места в жизни не вписывается. Формируется определенный тип ученика – интеллектуального потребителя.
Информационная потребность. В развитии информационной потребности, главным является – слово. Изучение информационной потребности вскрыло ее прямую зависимость от уровня знания учеников. Чем он выше, тем настоятельней информационная потребность и тем больше школьник проявляет себя как субъект в познавательной деятельности, информационная потребность развивается при условии ощущении учеником успеха, удовлетворения результатом, преодоления трудности.

Одной из возрастных особенностей младших подростков является повышенная утомляемость. В результате чего, даже обычные нагрузки приводят к

Слайд 19 Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к

познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности”. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями самооценки.

. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.
С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению. Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.
Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”.
К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика:
овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п





Подростковый возраст – это возраст “пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности,

Слайд 20В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и

качества. У подростка учителям надо предупреждать или устранять такие недостатки мышления, как склонность к слишком “смелым аналогиям”, поспешным обобщениям, выводам или умозаключениям.

Внимание подростков постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Значительно увеличивается объем памяти.
Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета.


В подростковом возрасте изменяется мышление школьника, оно приобретает новые черты и качества. У подростка учителям надо предупреждать

Слайд 21 Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Овладение учащимися научными знаниями

и представлениями о начальном периоде истории человечества.
Умение в связанной монологической форме пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя, раскрывать содержание иллюстрации.
Умение спорить и отстаивать свою точку зрения.
Сформировать у учащихся представления о хронологических датах как части исторических знаний.
Учащиеся должны овладеть приемами работы с лентой времени.
Способность к творческому решению учебных и практических задач.
Ожидаемые результаты освоения раздела программыОвладение учащимися научными знаниями и представлениями о начальном периоде истории

Слайд 22Образовательные

технологии


•личностно-ориентированный подход в обучении;
•новые педагогические технологии: методы проектов и разноуровневое обучение;
•информационные и коммуникационные;
•введение государственных стандартов и обязательного минимума содержания;
•технология развивающего обучения;
•здоровьесберегающее обучение.










Образовательные                технологии

Слайд 23Использование ИКТ на уроках истории в

5 классе
Использование ИКТ на уроках      истории в 5 классе

Слайд 24Преимущество использования ИКТ

Преимущество использования ИКТ

Слайд 25Цели использования ИКТ на уроке истории
Сделать урок современным (с

точки зрения использования технических средств);
приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит;
установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
помочь учителю в:
возможности эмоционально и образно подать материал;
организации закрепления полученных на уроке знаний;
проверке знаний, умений и навыков;
придании оценке ученика более взвешенного и объективного характера;
экономии времени.
Цели использования ИКТ на уроке   историиСделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);приблизить урок

Слайд 26Возможности учителя
Подбор иллюстративного материала;
создание электронных наглядных пособий (таблицы, схемы, диаграммы…);
создание задачников;
создание

индивидуальных карточек;
создание презентаций;
размещение информации на сайте школы;
создание электронного учебника…





Возможности учителяПодбор иллюстративного материала;создание электронных наглядных пособий (таблицы, схемы, диаграммы…);создание задачников;создание индивидуальных карточек;создание презентаций;размещение информации на сайте

Слайд 27Деятельность учеников
Создание таблиц, схем, чертежей, диаграмм;
создание иллюстраций;
решение задач в электронных таблицах;
выполнение

творческих работ (сказки, кроссворды, ребусы, газеты…);
создание и оформление работы в текстовом редакторе;
создание презентаций;
поиск информации в сети интернет;
публикации в сети интернет…

Деятельность учениковСоздание таблиц, схем, чертежей, диаграмм;создание иллюстраций;решение задач в электронных таблицах;выполнение творческих работ (сказки, кроссворды, ребусы, газеты…);создание

Слайд 29совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные

методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Заранее выработанные представления о конечном продукте деятельности

Реализация

Структура проектной деятельности

Проектная деятельность учащихся

совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение

Слайд 30Проектная деятельность в 5

классе

Одним из приемов работы на уроках истории в 5 классе является работа по созданию проектов. Учащиеся овладевают такими приемами работы как:
1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
2. Проведение исследования.
3. Подготовка иллюстративного материала. 
4. Оформление материала для презентации (сильные ученики) или доклада.





Проектная деятельность в 5         классе Одним из приемов работы

Слайд 31Результативность работы над методом проектов
Написание докладов.
Создание презентаций.
«Жизнь первобытных людей»

Результативность работы над методом проектовНаписание докладов.Создание презентаций.«Жизнь первобытных людей»

Слайд 32 Методы
Объяснительно-иллюстративный
Репродуктивный
Проблемного изложения
Частично

поисковый или эвристический
Исследовательский




Методы    Объяснительно-иллюстративныйРепродуктивныйПроблемного изложенияЧастично поисковый или эвристическийИсследовательский

Слайд 33Тематическое планирование по разделу

«Жизнь первобытных людей и их открытия»
Тематическое планирование по разделу         «Жизнь первобытных людей и их

Слайд 34

Урок1. Введение Тип урока: изучение нового материала.


Цели урока: 1. Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся
первичные представления об истории как науке.
2. Обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная, или Всеобщая история»
3. Содействовать пониманию того, что история Древнего мира- часть Всеобщей истории.
4. Формировать умения работать со справочным аппаратом учебника.
Содержание темы:
О чем рассказывает история Древнего мира.
Как изучают историю древних народов.
Основные понятия:
-Всеобщая или Всемирная история
-Археология
-Исторический источник
-История
Форма контроля:
Задание на объяснение терминов.


Слайд 35

Урок 2. Тема: Первые люди на земле. Тип урока: комбинированный

Цели урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогло выжить.
2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с иллюстрациями;
правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Содержание темы:
1.Человек- потомок обезьян.
2.Как жили древнейшие люди.
3.Овладение огнем.
4.Появление «человека разумного»
Форма контроля:
Составить рассказ-описание



Слайд 37

Урок3 Тема: Открытия и изобретения древнейших охотников. Тип урока: комбинированный

Цели урока: 1.Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.
2.Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда.
3. Познакомить учащихся с памяткой при работе с исторической картой.
Содержание темы:
1.Человек осваивает планету.
2.Значение охоты в жизни людей.
3. Орудия каменного века.
4.Великое оледенение.
5. Лук и стрелы.
Форма контроля:
-Работа с картой.
-Задание на изложение выводов и фактов.




Слайд 39

Урок 4. Тема: Искусство и религия первобытных людей. Тип урока: комбинированный

Цели урока: 1. Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство»; причины их появления.
2. Продолжить работу над формированием умения рассуждать, делать выводы.
Содержание темы:
1.Человек становиться художником.
2. Что такое искусство.
3. Человек создает богов.
4. Идолы и колдуны.
Форма контроля:
-Задание на объяснение терминов.
-Объяснить причины возникновения
первобытного искусства.


Слайд 40

Урок5. Тема: Возникновение земледелия и скотоводства. Тип урока: комбинированный

Цели урока: 1.Контроль знаний учащихся по главе 1: «Жизнь первобытных людей и их открытия».
2. подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие- величайшие открытия человечества, которое привело к созданию надежного источника питания людей.
3. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами.
Содержание темы:
1.Родовые общины «людей разумных.
2. Племя.
3. Приручение животных.
4. Мотыжное земледелие.
5.Развитие ремесел.
Форма контроля:
-Тестирование по главе 1.
-Задание на сравнение родовой общины и соседской.



Урок5. Тема:

Слайд 41 Тестовые задания по главе

1

1.Когда на земле появились первые люди:
А) около 2 млн. лет назад
Б) около 10 млн. лет назад
В) около 100 тыс. лет назад.
2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:
А) гарпун
Б) лук
В) рубило
3. Основные занятия человека в период оледенения:
А) охота
Б) земледелие
В) ремесло
4. Около 40 тыс. лет назад человек стал похожим на современного и назван учеными:

А) «человек умелый»
Б) « человек прямоходящий»
В) « человек разумный»
5. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему человеку:
А) лучше обращаться друг с другом
Б) удачнее охотиться
В) жить в одиночестве

Задание на знание терминов:
Что означают данные термины:
Орудия труда-
Гарпун-
Религия-
Искусство-

Тестовые задания по главе 11.Когда на земле появились первые люди:А)

Слайд 42 Результативность
Работы с

тестами

РезультативностьРаботы с тестами

Слайд 43

Урок6. Тема урока: От первобытности к цивилизации. Тип урока: комбинированный

Цели урока:1. Подвести учащихся к пониманию причин перехода от первобытности к цивилизации.
2. Обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация».
3. Продолжить формирование умений составлять рассказ.
Содержание темы:
1.Открытие металлов.
2. Появление обмена и денег.
3.Общинники и знать.
4.Что такое цивилизация.
Форма контроля:
Подготовить развернутый ответ на вопросы:
1.Почему люди не могли научиться выплавлять
медь до появления земледелия и скотоводства?
2.Какие новые явления в жизни людей показывают,
что появилась цивилизация?


Слайд 44 Зарождение цивилизации

Зарождение цивилизации

Слайд 45

Урок 7 Тема урока: Счет лет в истории. Тип урока: комбинированный

Цели урока: 1. Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний.
2. Познакомить учащихся с системой летоисчисления.
Содержание темы:
1.Года, века, тысячелетия.
2. Как считали время в древности.
3.Наша эра.
4. Счет лет до нашей эры.
Форма контроля:
Составление исторических задач, используя ленту времени.
(прошлое) до нашей эры наша эра (будущее)




Рождение
Иисуса Христа


Слайд 46Презентация, используемая на уроке
по теме:
Счет лет в истории.

Презентация, используемая на урокепо теме:  Счет лет в истории.

Слайд 48

Урок 8. Тема урока: Счет лет в истории. Тип урока: урок-практикум

Цель урока: 1.Продолжить формирование умений счета лет в истории.
Практическая работа:
1.Решение задач.
2. Работа с лентой времени.
Примеры заданий, выполняемых на уроке:
-Какой год был последним в XX веке?
-К какому веку относятся:
998г - _________ 1242г-________
1941г-__________ 2010г-________
-Какой год был раньше: 40 г до н.э. или 20 год н.э.? На сколько лет раньше? Сосчитайте и отметьте на ленте времени.
Форма контроля:
Решение задач на счет лет в истории.



Слайд 49Контрольно-измерительный материал по разделу
*Тесты










Контрольно-измерительный материал по разделу*Тесты

Слайд 50 *Карточки с заданиями
Карточка № 1.
Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Как ученые

узнают о жизни людей в далеком прошлом?»
Для этого вспомни:
1.Кого называют археологами?
2.Как работают археологи?
3.Как находят археологические памятники?
4.Что называют историческим источником?
Сделайте вывод.
*Карточки с заданиями  Карточка № 1.Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Как ученые узнают о жизни

Слайд 51* Контурные карты

* Контурные карты

Слайд 53 Подготовка к ЕГЭ
1.Работа с тестовыми заданиями.
Пример: Занятие людей,

приведшее к возникновению скотоводства:
а) охота в) рыболовство
б) собирательство г) земледелие

Подготовка к ЕГЭ1.Работа с тестовыми заданиями.Пример: Занятие людей, приведшее к возникновению скотоводства:

Слайд 542.Карточки с заданиями, требующими определить пропущенное во фрагменте текста слово или

словосочетание:

Пример: а)Древнейшие люди жили на земле более_______лет назад.
б) Вера в богов и духов_____ .
3. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях:
Пример: Установите соответствие:
А) Ксеркс 1) Марафонская битва
Б) Мильтиад 2) бои в Фермопильском ущелье
В) Солон 3) отмена долгового рабства

2.Карточки с заданиями, требующими определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание: Пример: а)Древнейшие люди жили на

Слайд 554.Работа с текстом
Пример:
Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь» и ответьте

на вопросы к тексту.
«…В неприглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках…Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняя его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота…И вот теперь он мертв!...Уламны почувствовали всю огромность несчастья. Они поняли, что их потомству угрожает гибель.»
1)Что давал огонь первобытным людям?
2) Как они его сохраняли?
3) Почему потеря огня считалась несчастьем?

4.Работа с текстомПример:Прочитайте отрывок из книги «Борьба за огонь» и ответьте на вопросы к тексту.«…В неприглядную ночь

Слайд 56Разработка урока

Разработка урока

Слайд 57Тема: Путешествие в далекое прошлое.
Повторительно-обобщающий урок

5 класс
Дата проведения: 29 сентября 2009 г.
Тема: Путешествие в далекое прошлое.    Повторительно-обобщающий урок

Слайд 58 Цель урока

Задачи урока

Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей и их открытия».


















Закрепить знания полученные учащимися в ходе изучения раздела;
С помощью нестандартных заданий выяснить уровень знаний, выявить недостатки и пробелы.
Воспитывать у учащихся навыки коллективной работы, умение слушать и слышать одноклассников.
Развивать умения обобщать материал, доказывать свою точку зрения, опровергать, а также развивать навыки творческого мышления.

Цель урока         Задачи урокаСистематизация и контроль качества знаний

Слайд 59Оборудование: карта мира; компьютер; экран;

проектор; презентация; схема «путешествия»; карточки с заданиями.

Структура урока:
I этап. Организационный момент.
II этап. Подготовительный.
III этап. Игровой.
IV этап. Подведение итогов.
V этап. Рефлексия.
Хронометраж урока:
I этап. Организационный момент- 2 мин.
II этап. Подготовительный- 3 мин.
III этап. Игровой- 30 мин.
IV этап. Подведение итогов- 5 мин.
V этап. Рефлексия- 5 мин.

Оборудование: карта мира; компьютер; экран;

Слайд 60 Ход урока

Ход урока

Слайд 62Эпиграф к уроку:
Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он

не умел горшка слепить из глины, Боялся духов, выдуманных им.
В.Берестов






Эпиграф к уроку: Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел горшка

Слайд 63 Схема путешествия
Станция № 1
«Рассказкино»
Станция

№ 2
«Картово»

Станция №3
«Задачкино»

Станция №4
«Кроссвордово»

Станция №5
«Терминово»

Схема путешествияСтанция № 1«Рассказкино»Станция № 2«Картово»Станция №3«Задачкино»Станция №4«Кроссвордово»Станция №5«Терминово»

Слайд 64
I этап. Организационный момент
Цель: подготовить учащихся к

работе на уроке.
Содержание этапа: взаимное приветствие учителя и учащихся; организация внимания.
II этап. Актуализация знаний.
Цель: познакомить учащихся с темой и целью урока.
Содержание этапа: создание в сознании учащихся «ситуации успеха»
I этап. Организационный момент  Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.  Содержание этапа:

Слайд 65
IIIэтап
Игровой
Станция №1 «Рассказкино»
Цель: составить

рассказ по карточкам.
Учитель:
- 2 ученика получают карточки с заданиями и готовят развернутый ответ. Время на подготовку 5-7 минут.
Ученики:
Работают по карточкам.

IIIэтапИгровойСтанция №1 «Рассказкино»Цель: составить рассказ по карточкам.Учитель:- 2 ученика получают

Слайд 66

Рассказкино


Карточка №1
Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?».
Для этого вспомните:
- от кого произошёл человек ?
- как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?
- чем было покрыто его тело?
- как выглядит современный человек?
- сравни условия жизни древнего и современного человека.
- сравни занятия, орудия труда.
Сделайте вывод.

Карточка №2
Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?».
Для этого вспомните:
-какой металл первым начал использовать человек?
- какое это имело значение?
- почему на смену родовой общине пришла соседская?
Сделайте вывод.

РассказкиноКарточка №1Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос

Слайд 67Предполагаемые ответы
Карточка №1
Ученые доказали, что древнейшие предки человека- близкие родственники обезьян.
При

ходьбе человек сильно наклонялся вперед. Пальцы у него были неловкие.
Древние люди еще очень напоминали обезьян- грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперед челюсти.
Тело покрывала шерсть.
Жили небольшими группами.
Занимались собирательством, охотой.
Орудия труда: рубило, палка-копалка, копьё.

Карточка №2
Первый металл, который начал использовать человек- медь.
Медными орудиями было удобнее работать, так как затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся- переплавить.
Постепенно из родовой общины стали выделяться большие семьи, которые переселялись на новые земли. Возникали поселки, где жили уже не родственники, а просто соседи. Совместная работа была необходима, поэтому люди по прежнему объединялись в общины, но теперь уже не родовые, а соседские.

Предполагаемые ответыКарточка №1Ученые доказали, что древнейшие предки человека- близкие родственники обезьян.При ходьбе человек сильно наклонялся вперед. Пальцы

Слайд 68Станция №2 «Картово»

Цель: выяснить, как учащиеся овладели умениями работать с исторической

картой.
Учитель:
-Пока 2 ученика готовятся к ответу по карточкам, класс «перемещается» на станцию №2, где проверяется знание карты.
- Подведение итогов.

Станция №2 «Картово» Цель: выяснить, как учащиеся овладели умениями работать с исторической картой.Учитель:-Пока 2 ученика готовятся к

Слайд 69

Картово


Задание:
Покажите на карте материк, на котором найдены:
-кости и орудия древнейших людей.
-предполагаемую область прародины человечества.
-древнейшие районы земледелия.

КартовоЗадание:Покажите на карте материк, на

Слайд 72Предполагаемый ответ
Кости и орудия труда древнейших людей были найдены в Африке.
Предполагаемой

областью прародины человечества является Восточная Африка.
Древнейшие районы земледелия находились в Западной Азии.


Предполагаемый ответКости и орудия труда древнейших людей были найдены в Африке.Предполагаемой областью прародины человечества является Восточная Африка.Древнейшие

Слайд 74 Станция №3 «Задачкино»
Цель: решение творческих

задач.
Учитель:
На станции №3 мы будем решать творческие задачи.
Ученики:
Знакомятся с содержанием задач и дают развернутый ответ.
Подведение итогов.
Развернутый ответ учащихся по карточкам (класс дополняет и оценивает ответы)
Станция №3 «Задачкино»Цель: решение творческих задач.Учитель:На станции №3 мы будем решать

Слайд 75

Задачкино
Задачкино

Слайд 78 Предполагаемый ответ

Предполагаемый ответ

Слайд 79Подвижная физкультминутка
Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,
Левой - раз,

правой - раз, посмотрите все на нас!
Все захлопали в ладошки - дружно, веселей!
Застучали наши ножки - громче и быстрей!
По коленочкам ударим - тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем - выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки, снова опустились.
Мы на месте покружились и остановились.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда, повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли. Сели - встали, сели - встали.
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали и подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь, будто мой упругий мяч,
Снова выстроились в ряд, снова вышли на парад.
Раз-два, раз-два, заниматься нам пора

Подвижная физкультминутка Как солдаты на параде, мы шагаем ряд за рядом,Левой - раз, правой - раз, посмотрите все на

Слайд 80 Физкультминутка

Физкультминутка

Слайд 81 Станция № 4 «Кроссвордово»
Цель: выяснить уровень

усвоения учащимися изученных исторических фактов.
Учитель:
На станции №4 необходимо выполнить следующее задание- разгадать кроссворд, для этого вам нужно будет вспомнить все самые важные факты из жизни первобытного человека.
Подведение итогов.


Станция № 4 «Кроссвордово»Цель: выяснить уровень усвоения учащимися изученных исторических фактов.Учитель:На станции

Слайд 82

Кроссвордово

По горизонтали:1.Первое домашнее животное. 2.Толстый слой льда. 4.Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6.Подарок людей идолу. 7.Древнее орудие для рыхления почвы. 8.Древнее животное, переносящее холодный климат. 9.Гибкий прут, стянутый тетивой. 10.Первый металл, открытый человеком. 11.Связанные вместе брёвна (для передвижения на воде).12.Знатный человек, возглавлявший войско. 13.Несколько родов.
По вертикали: 1.Занятие древних людей. 3.Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5.Участок земли в соседской общине.

КроссвордовоПо горизонтали:1.Первое домашнее животное. 2.Толстый слой

Слайд 83

Ответы

По горизонтали:
1. Собака.
2. Ледник.
3. Археология.
4. Род.
5. Надел.
6. Жертва.
7. Борона.
8. Мамонт.
9. Лук.
10. Медь.
11. Плот.
12. Вождь.
13. Племя.

По вертикали:
1. Собирательство.
3. Археология.
5. Надел.



ОтветыПо горизонтали:1. Собака.2. Ледник.3. Археология.4.

Слайд 85 Станция №5 «Терминово»
Цель: повторение терминов, изученных в

разделе.
Учитель:
- На станции №5 проверяется знание терминов.
Станция №5 «Терминово»Цель: повторение терминов, изученных в разделе.Учитель:- На станции №5 проверяется знание

Слайд 86 Терминово
Исторический источник-
Орудия труда-
Религия-
Искусство-
Родовая

община-
Вождь-
Неравенство-
ТерминовоИсторический источник-Орудия труда-Религия-Искусство-Родовая община-Вождь-Неравенство-

Слайд 87 Резервное

задание

Нарисовать рисунок на тему:
Занятия древнейших людей.

Резервное задание Нарисовать рисунок на тему:

Слайд 88 Работы учащихся

Работы учащихся

Слайд 89Подведение итогов
*Подведение итогов.
*Рефлексия.



*Выставление оценок.

Чему я научился?
Какие знания
я получил?

Подведение итогов*Подведение итогов.*Рефлексия.*Выставление оценок.Чему я научился?Какие знания я получил?

Слайд 90Результативность работы на уроке

Результативность работы на уроке

Слайд 91 Историки-путешественники

Историки-путешественники

Слайд 92Результативность работы в 5 классе за III четверти

Результативность работы в 5 классе за III четверти

Слайд 93 Список литературы
1.Михайловский Ф.А. Всеобщая история

5 класс. М:«Русское слово», 2009
2. Михайловский Ф.А. Программа курса истории Древнего мира.
М: «Русское слово», 2009
3.Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира 5 класс. М: «ВАКО»,2004
4.Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира 5 класс. М: «Просвещение»,2005
5.Зверева Л. Тесты по истории 5-11 классы. М: АСТ,2001
6. Лопатюк Л.М. Нестандартные уроки истории 5-6 классы. В: «Учитель»,2004
7.Борзова Л.П. Игры на уроке истории. М: «Владос-Пресс»,2003
8.Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира. 5 класс. М: «АРКТИ»,2003
9.Журнал. Преподавание истории в школе. №5, 2001
10.Журнал. Преподавание истории и обществознания в школе №1, 2002; №1,3, 2007
11. Ресурсы Интернета
Список литературы1.Михайловский Ф.А. Всеобщая история 5 класс. М:«Русское слово», 20092. Михайловский

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть