Историческое образование на ступени основного общего образования играет важную роль в развитии личности и социализации учащихся, приобщения их к культурным традициям, развитии в исторически сложившемся сообществе. В процессе обучения у учащихся формируются яркие образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ , различные формы социального и политического строя;
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории.
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Формировать у учащихся толерантность,
широту мировоззрения, гуманизм.
умение в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации, давать развернутые ответы на вопросы;
умение сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходства и различия;
умение давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
умение спорить и отстаивать свои взгляды;
умение под руководством учителя и с его помощью анализировать исторический источник;
умение оперировать историческими датами, в том числе относящихся к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явление;
умение оперировать историческими терминами и понятиями;
умение читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов.
В первом разделе курса «Жизнь первобытных людей и их открытия», происходит:
• знакомство обучающихся с историей как наукой о прошлом человечества; с тем, что изучает история древнего мира- самая ранняя часть истории;
•изучение исторических источников;
•знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества в целом;
•введение общего понятия «цивилизация», противопоставленное первобытности;
•дается представление об общем и особенном при характеристики древнейших обществ, а также представление о том, что отличает древнейших людей от людей современных.
Перед педагогом встают проблемы: как сформировать положительную учебную мотивацию, развивать познавательную учебную мотивацию, развивать познавательную и творческую активность, увлечь, заинтересовать, пробудить. Установилась закономерность: чем дальше идет процесс обучения, тем ниже активность учеников. В социальную технологию взаимоотношения по формуле “учитель снабжает – ученик потребляет”, познавательная мотивация ученика, выбор учеником своего места в жизни не вписывается. Формируется определенный тип ученика – интеллектуального потребителя.
Информационная потребность. В развитии информационной потребности, главным является – слово. Изучение информационной потребности вскрыло ее прямую зависимость от уровня знания учеников. Чем он выше, тем настоятельней информационная потребность и тем больше школьник проявляет себя как субъект в познавательной деятельности, информационная потребность развивается при условии ощущении учеником успеха, удовлетворения результатом, преодоления трудности.
. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог.
С общим ростом сознательного отношения к действительности заметно усиливается сознательное отношение к учению.
Подросток обычно остро переживает собственные неудачи, и затронутое самолюбие вызывает у него желание замаскировать свое подлинное отношение к этим неудачам: он делает вид, что успехи в учении не имеют для него значения.
Характерной особенностью этого возраста является и то, что у подростков обострена боязнь прослыть “слабым”, несамостоятельным, т.е. обладающим теми чертами, которые позволяют сомневаться в том, что подросток уже не “маленький”.
К индивидуальным различиям в умственных способностях относятся и способности учащихся к самостоятельному приобретению знаний, умений самостоятельной работы. Они связаны со всей познавательной деятельностью ученика:
овладение новыми знаниями, выполнение различных учебных практических заданий, особенно выделение в изучаемом материале существенного, установления связи нового материала с ранее усвоенным и т.п
Внимание подростков постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.
Значительно увеличивается объем памяти.
Немалую роль в процессе обучения играют интересы школьника. Интересы, мотивы, потребности младших подростков динамичны, весьма неустойчивы. Они проявляют готовность овладеть интересующей областью знания. Учебные интересы младших подростков находятся в стадии развития, становления. Большое значение имеют также личные успехи подростка в изучении того или иного предмета.
•личностно-ориентированный подход в обучении;
•новые педагогические технологии: методы проектов и разноуровневое обучение;
•информационные и коммуникационные;
•введение государственных стандартов и обязательного минимума содержания;
•технология развивающего обучения;
•здоровьесберегающее обучение.
Заранее выработанные представления о конечном продукте деятельности
Реализация
Структура проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся
Одним из приемов работы на уроках истории в 5 классе является работа по созданию проектов. Учащиеся овладевают такими приемами работы как:
1.Сбор, анализ и обобщение информации из разных источников.
2. Проведение исследования.
3. Подготовка иллюстративного материала.
4. Оформление материала для презентации (сильные ученики) или доклада.
Цели урока: 1. Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся
первичные представления об истории как науке.
2. Обеспечить усвоение понятий «исторический источник», «Всемирная, или Всеобщая история»
3. Содействовать пониманию того, что история Древнего мира- часть Всеобщей истории.
4. Формировать умения работать со справочным аппаратом учебника.
Содержание темы:
О чем рассказывает история Древнего мира.
Как изучают историю древних народов.
Основные понятия:
-Всеобщая или Всемирная история
-Археология
-Исторический источник
-История
Форма контроля:
Задание на объяснение терминов.
Цели урока: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальным животным миром положение, помогло выжить.
2. Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с иллюстрациями;
правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Содержание темы:
1.Человек- потомок обезьян.
2.Как жили древнейшие люди.
3.Овладение огнем.
4.Появление «человека разумного»
Форма контроля:
Составить рассказ-описание
Цели урока: 1.Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.
2.Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ; формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда.
3. Познакомить учащихся с памяткой при работе с исторической картой.
Содержание темы:
1.Человек осваивает планету.
2.Значение охоты в жизни людей.
3. Орудия каменного века.
4.Великое оледенение.
5. Лук и стрелы.
Форма контроля:
-Работа с картой.
-Задание на изложение выводов и фактов.
Цели урока: 1. Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство»; причины их появления.
2. Продолжить работу над формированием умения рассуждать, делать выводы.
Содержание темы:
1.Человек становиться художником.
2. Что такое искусство.
3. Человек создает богов.
4. Идолы и колдуны.
Форма контроля:
-Задание на объяснение терминов.
-Объяснить причины возникновения
первобытного искусства.
Цели урока: 1.Контроль знаний учащихся по главе 1: «Жизнь первобытных людей и их открытия».
2. подвести учащихся к пониманию того, что скотоводство и земледелие- величайшие открытия человечества, которое привело к созданию надежного источника питания людей.
3. Продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами.
Содержание темы:
1.Родовые общины «людей разумных.
2. Племя.
3. Приручение животных.
4. Мотыжное земледелие.
5.Развитие ремесел.
Форма контроля:
-Тестирование по главе 1.
-Задание на сравнение родовой общины и соседской.
1.Когда на земле появились первые люди:
А) около 2 млн. лет назад
Б) около 10 млн. лет назад
В) около 100 тыс. лет назад.
2. Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу:
А) гарпун
Б) лук
В) рубило
3. Основные занятия человека в период оледенения:
А) охота
Б) земледелие
В) ремесло
4. Около 40 тыс. лет назад человек стал похожим на современного и назван учеными:
А) «человек умелый»
Б) « человек прямоходящий»
В) « человек разумный»
5. Умение изготавливать орудия труда помогло древнейшему человеку:
А) лучше обращаться друг с другом
Б) удачнее охотиться
В) жить в одиночестве
Задание на знание терминов:
Что означают данные термины:
Орудия труда-
Гарпун-
Религия-
Искусство-
Цели урока:1. Подвести учащихся к пониманию причин перехода от первобытности к цивилизации.
2. Обеспечить усвоение учащимися понятия «цивилизация».
3. Продолжить формирование умений составлять рассказ.
Содержание темы:
1.Открытие металлов.
2. Появление обмена и денег.
3.Общинники и знать.
4.Что такое цивилизация.
Форма контроля:
Подготовить развернутый ответ на вопросы:
1.Почему люди не могли научиться выплавлять
медь до появления земледелия и скотоводства?
2.Какие новые явления в жизни людей показывают,
что появилась цивилизация?
Цели урока: 1. Сформировать у учащихся представление о хронологических датах как части исторических знаний.
2. Познакомить учащихся с системой летоисчисления.
Содержание темы:
1.Года, века, тысячелетия.
2. Как считали время в древности.
3.Наша эра.
4. Счет лет до нашей эры.
Форма контроля:
Составление исторических задач, используя ленту времени.
(прошлое) до нашей эры наша эра (будущее)
Рождение
Иисуса Христа
Цель урока: 1.Продолжить формирование умений счета лет в истории.
Практическая работа:
1.Решение задач.
2. Работа с лентой времени.
Примеры заданий, выполняемых на уроке:
-Какой год был последним в XX веке?
-К какому веку относятся:
998г - _________ 1242г-________
1941г-__________ 2010г-________
-Какой год был раньше: 40 г до н.э. или 20 год н.э.? На сколько лет раньше? Сосчитайте и отметьте на ленте времени.
Форма контроля:
Решение задач на счет лет в истории.
Пример: а)Древнейшие люди жили на земле более_______лет назад.
б) Вера в богов и духов_____ .
3. Задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях:
Пример: Установите соответствие:
А) Ксеркс 1) Марафонская битва
Б) Мильтиад 2) бои в Фермопильском ущелье
В) Солон 3) отмена долгового рабства
Систематизация и контроль качества знаний по теме «Жизнь первобытных людей и их открытия».
Закрепить знания полученные учащимися в ходе изучения раздела;
С помощью нестандартных заданий выяснить уровень знаний, выявить недостатки и пробелы.
Воспитывать у учащихся навыки коллективной работы, умение слушать и слышать одноклассников.
Развивать умения обобщать материал, доказывать свою точку зрения, опровергать, а также развивать навыки творческого мышления.
Структура урока:
I этап. Организационный момент.
II этап. Подготовительный.
III этап. Игровой.
IV этап. Подведение итогов.
V этап. Рефлексия.
Хронометраж урока:
I этап. Организационный момент- 2 мин.
II этап. Подготовительный- 3 мин.
III этап. Игровой- 30 мин.
IV этап. Подведение итогов- 5 мин.
V этап. Рефлексия- 5 мин.
Станция №3
«Задачкино»
Станция №4
«Кроссвордово»
Станция №5
«Терминово»
Карточка №1
Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?».
Для этого вспомните:
- от кого произошёл человек ?
- как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?
- чем было покрыто его тело?
- как выглядит современный человек?
- сравни условия жизни древнего и современного человека.
- сравни занятия, орудия труда.
Сделайте вывод.
Карточка №2
Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?».
Для этого вспомните:
-какой металл первым начал использовать человек?
- какое это имело значение?
- почему на смену родовой общине пришла соседская?
Сделайте вывод.
Карточка №2
Первый металл, который начал использовать человек- медь.
Медными орудиями было удобнее работать, так как затупившийся медный топор можно было наточить, а сломавшийся- переплавить.
Постепенно из родовой общины стали выделяться большие семьи, которые переселялись на новые земли. Возникали поселки, где жили уже не родственники, а просто соседи. Совместная работа была необходима, поэтому люди по прежнему объединялись в общины, но теперь уже не родовые, а соседские.
Задание:
Покажите на карте материк, на котором найдены:
-кости и орудия древнейших людей.
-предполагаемую область прародины человечества.
-древнейшие районы земледелия.
По горизонтали:1.Первое домашнее животное. 2.Толстый слой льда. 4.Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. 6.Подарок людей идолу. 7.Древнее орудие для рыхления почвы. 8.Древнее животное, переносящее холодный климат. 9.Гибкий прут, стянутый тетивой. 10.Первый металл, открытый человеком. 11.Связанные вместе брёвна (для передвижения на воде).12.Знатный человек, возглавлявший войско. 13.Несколько родов.
По вертикали: 1.Занятие древних людей. 3.Наука, изучающая жизнь по вещественным источникам. 5.Участок земли в соседской общине.
По горизонтали:
1. Собака.
2. Ледник.
3. Археология.
4. Род.
5. Надел.
6. Жертва.
7. Борона.
8. Мамонт.
9. Лук.
10. Медь.
11. Плот.
12. Вождь.
13. Племя.
По вертикали:
1. Собирательство.
3. Археология.
5. Надел.
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть