Слайд 1Мастер-класс
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории
Учитель истории и права
Категория
высшая
Учитель-методист
Роман Т.В.
Слайд 2Роман Татьяна Викторовна
Учитель истории и права Шахтерского учебно-воспитательного комплекса
№ 1
Образование высшее 1984 г. – Орловский Государственный педагогический институт
Слайд 3Тема мастер-класса:
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории
Слайд 4ЖЕЛАНИЕ
ЗНАНИЕ
УМЕНИЕ
Т
В
О
Р
Ч
Е
С
Т
В
О
Слайд 5Цель деятельности:
Развитие личности обучающихся
Формирование способности к обучению
Успешная социализация в обществе и
в дальнейшей жизни
Слайд 6Задачи обучения
Обеспечить и подготовить обучающихся к успешному и осознанному усвоению учебного
материала.
Поддерживать и развивать интерес к предмету.
Формировать приёмы продуктивной деятельности
Развивать логическое мышление.
Учить основам самообразовательной работе с научной и справочной литературой.
Получить выпускника подготовленного для дальнейшей учёбы, способного творчески овладевать выбранной профессией.
Слайд 7«Страшная это опасность – безделие за партой»
В.А.Сухомлинский
Слайд 8Условия для развития творчества:
Применение методов, приёмов, технологий содействующих развитию логического творческого
мышления.
Включение элементов исследования в различные виды деятельности, проблемности.
Приобщение к изобретательности, замечать любые проявления творчества у детей.
Задания должны быть посильны; гармонично сочетать учебную деятельность с творческой. Свобода деятельности.
Задания творческого характера должны даваться всему классу, но не следует указывать ребёнку на его провал. При их выполнении оценивать только результат.
Слайд 9Мы учим не для школы, а для жизни, не просто дать
знания, а научить учиться.
Слайд 10Педагогические технологии:
Технология интерактивного обучения
Технология проектного обучения
Технология развития критического мышления
Игровая технология
Слайд 11Классификация заданий по развитию творчества
Языковые
Логико-математические
Визуально-предметные
Музыкальные
Интерпероснальные
Познавательные
Слайд 12Расскажи - и я забуду
Покажи – и я запомню
Дай попробовать –
и я пойму .
Китайская мудрость
Слайд 13След в истории
В советские времена у телефонисток на коммутаторе висел
лозунг, из которого следовало, что они ратуют за свободные сексуальные отношения. Что это был за лозунг?
За связь без брака
Слайд 14Жрецы Галлии нашли безотказный способ быстрой мобилизации воинов в случае войны.
Для этого они приносили в жертву только одного человека. Какого?
Пришедшего последним
Слайд 15Китайские мастера боевых искусств говорили, что драка – для дураков, для
умных – победа. А что, по их мнению, для мудрых?
Мир – мудрый найдёт способ не ввязываться в драку
Слайд 20ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
К дате принятия христианства прибавить дату гибели князя, который всегда
соблюдал правила рыцарской чести, это ему принадлежат слова: «Иду на Вы!»
Вычислите среднее арифметическое и назовите событие, которое связано с числом, полученным в результате.
(988+972): 2 = 980 – начало правления князя Владимира
Слайд 22Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан Сергеем Фединым
- писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое в переводе с английского означает "пересечение слов".
Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Слайд 23Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены
изображения.
Слайд 24Например, если на одной картинке изображена статуя Геракла, а на другой
- овес, то ассоциативная цепочка будет такой: Геракл - Геркулес (римское имя Геракла) - овсяная каша "Геркулес" - овес.
Слайд 26Определить тему кроссенса и найти связи между соседними картинками.
Слайд 27Алгоритм создания кроссенса
1. Определить тематику, общую идею;
2. Выделить 9 элементов, имеющих
отношение к эпохе, идее, теме;
3. Найти связь между элементами, определить последовательность;
4. Выделить элементы, имеющие 3 и более связей (крест, основа);
5. Сконцентрировать смысл в одном элементе (5-й квадрат);
6. Выделить отличительные черты, особенности каждого элемента;
7. Поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
8. Заменить прямые образы и ассоциаций косвенными, символическими;
9. Выход на новый уровень (переход к более сложным заданиям).
10. Для облегчения процесса создания кроссенса имеет смысл сначала заполнить словами каждый квадрат, а потом заменить их образами.
Слайд 28Как работает кроссенс:
Проверка домашнего задания ( с помощью кроссенса рассказать материал
прошлого урока).
Формулировка темы урока, постановка цели(найти связь между изображениями, определить тему урока).
Раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы.
Обобщение материала, закрепление.
Организация групповой работы(составление кроссенса на заданную тему).
Творческое домашнее задание(составление в электронном виде на предложенную тему).
Построение структуры урока.
Слайд 29Математический ринг
(A+B+C-D+E-F-H): 2 + 760 – 2 = ?
Назовите событие,
с которым связано число, полученное в результате.
А – дата вступления Лжедмитрия I в Москву.
В – дата принятия Указа «Об урочных летах»
С – Венчание на престол Ивана IV
D – Ледовое побоище
E – Битва на реке Калке
F – Начало периода Семибоярщины
H – Грюндвальдская битва
Слайд 31Если человек в школе не научится творить, то в жизни он
будет только копировать и подражать.
Слайд 32«Я узнала» - …
«Я научилась» - …
«Мне понравилось» - …
«Обязательно попробую»
- …
«Моё настроение» - …
Слайд 33Лень
Нерешительность
Любовь
Упорство
Верность
Целеустремлённость
Жадность
Упрямство
Метод «Мусорная корзина»
Слайд 34 Школа – самая удивительная страна, где нет времени скучать
и тратить времени на пустое, где каждый день не похож на предыдущий. В этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, интересные и удивительные люди. И называют их – педагогами.