Слайд 1
Гашникова
Ирина Николаевна
учитель истории и обществознания
МОБУ гимназия №1 г.Мелеуз
МАСТЕР – КЛАСС
«Проблемно –
диалоговое обучение
на уроках истории и обществознания»
Слайд 2 Проблемный диалог-
специально организованный педагогом диалог, обеспечивающий творческое усвоение
знаний.
Слайд 3 Этапы проблемного диалога
1. постановка проблемы
2. поиск решения
3. выражение решения
4. реализация продукта
Слайд 4 Постановка учебной проблемы-
этап формулирования темы урока или вопроса
для исследования
Слайд 5 Поиск решения –
этап формирования нового
знания
Слайд 6 Выражение решения –
решение проблемно- познавательных заданий, направленных
на формирование новых знаний
Слайд 7 Реализация продукта –
применение знаний при выполнении
проблемно –познавательных задач или домашнего задания
Слайд 8 Способы постановки проблемы –
применение знаний при выполнении
проблемно –познавательных задач или домашнего задания
Слайд 9 Способы постановки проблемы
«с удивлением»
«с затруднением»
«яркое пятно»
«актуальность»
Слайд 10Иван IV Грозный (1530—1584) — великий князь «всея Руси», первый русский
царь, кровавый тиран, почти сумасшедший.
Слайд 11Иван IV Грозный (1530—1584) — великий князь «всея Руси», первый русский
царь. Выдающийся военачальник, дипломат и писатель, образец государственной мудрости.
Слайд 12 Постановка проблемы:
«Иван Грозный –кровавый тиран или образец государственной
мудрости?»
Какой способ постановки проблемы приведен в данном примере?
Слайд 13 Поиск решения проблемы через диалог
Побуждающий – «бульдозер» -
вопросы, подталкивающие
мысль обучающихся
(используется при обучении
сильных, одаренных детей)
Подводящий диалог –
«локомотив»
вопросы, подводящие учеников
к открытию мысли
(используется при работе
с детьми с пониженной обучаемостью)
Слайд 14
Пример «локомотива» - подводящего диалога
Нужно ли при оценке роли личности Ивана
Грозного учитывать, что царь Иван – сын своего жестокого времени и, стремясь принести пользу государству, пользовался общепринятыми тогда методами?
Слайд 15 Выражение решения
-Через решение
проблемно - познавательных заданий
-Разгадывание кроссвордов
- Работу с
текстом учебника и иллюстрациями
- Просмотр фрагмента фильма
- Анализ источников
Слайд 16Выражение решения через анализ архивного источника
Слайд 17Архивный документ №1
«Достигнув совершеннолетия (17 лет) Глава государства принял титул царя.
16 января 1547 г. в Успенском соборе Московского кремля прошла торжественная церемония венчания великого князя Ивана Васильевича на царство. Именно с этого времени российские монархи начали именоваться царями. Символами царской власти стали венец «Шапка Мономаха», скипетр, держава, цепь и крест. Это событие имело важное значение, теперь любой россиянин, будь он князь или крестьянин подчинялся царю Ивану IV. Европейские монархи относились к нему как к равному себе».
Как не понять им, маловерным,
Что я – помазанник, я – царь!
Они должны служить примерно,
Кто не согласен – тот бунтарь!
Слайд 18Архивный документ №2
«… И в течение 13 лет царь поистине оправдал
все ожидания простого народа. Неутомимо занимаясь делами государственными с умным и добродетельным помощником своим Адашевым, Иоанн в 1550 году пополнил судебник своего деда и создал новый. Судебник 1550 г., заменивший старый кодекс Ивана III, был лучше систематизирован. Впервые в истории России в правовые нормы вводилось наказание за взяточничество. Усиливался также контроль над судебной деятельностью наместников и волостителей. Подтвержден был Юрьев день.
Слайд 19Архивный документ № 3.
«Заботясь о делах внутренних, не забывал наблюдать и
за врагами внешними. Так, в 1552 году была взята Казань. Этот подвиг высоко поднял Иоанна в глазах современников. Это было первое завоевание татарского царства. Взятие Казани открыло для русской торговли все течение Волги, дало возможность русским людям селиться в плодородных землях. В 1556 г. к Москве была окончательно присоединена Астрахань. Таким образом, русские люди утвердились в устье Волги».
Слайд 20Последним отрадным для Ивана Грозного событием конца его царствования стало известие
от казачьего атамана Ермака Тимофеевича. В 1581 или в 1582 г. Ермак с отрядом казаков начал поход против правителя Сибирского ханства Кучума, разорявшего своими набегами поселения русских людей на Урале. В ожесточенных боях казаки разгромили татар, взяли столицу Сибири. Ермак в послании к царю, передавал завоеванное царство под власть Ивана.
Слайд 21Архивный документ № 6
А теперь перенесемся в 1569 год в
Великий Новгород. В декабре 1569 г., подозревая новгородскую знать в соучастии в «заговоре» недавно убитого по его приказу князя Владимира Андреевича Старицкого и одновременно в намерении передаться польскому королю, Иван в сопровождении большого войска опричников выступил в поход против Новгорода. В Новгороде было казнено с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей.
Моё наслажденье - то ужас калеки !
Клинком я вырезывал губы и веки,
Беременным вспарывал их животы,
Губил красоты и невинности блики,
Я сделал кровавым ярмо суеты
И были усладой страдальцев мне крики !
Слайд 22Выражение решения через решение проблемно-познавательных заданий
Слайд 23
Как вы считаете, опричнина Ивана Грозного это прогрессивная деятельность
в утверждении государственных начал, или высшая степень безумства, состояние душевной болезни?
Свой ответ аргументируйте?
Мог ли в тот период времени Иван IV, иначе чем с помощью жестокой расправы с подданными, достичь усиления централизации своей власти?
Свой ответ аргументируйте
Слайд 24 Реализация продукта
Высказывание своего мнения
Получение обратной связи в виде оценивания
Слайд 251-я точка зрения:
Посмотрите на царя Ивана IV с начала его
правления. Он сразу демонстрирует признаки своевольства, разврата и жестокости.
Ставят в заслугу царю Ивану Васильевичу, что он утвердил монархическое начало. Но разве это так? Он утвердил начало деспотического произвола и страха.
Что же оставил Иван IV после своего правления? В результате погромов в стране начался голод, погибли сотни тысяч людей. Дело доходило до людоедства. Население Москвы сократилось втрое. Россия потеряла порты на Балтийском море. Многие образованные люди вынуждены были покинуть страну. Таковы печальные итоги правления тирана и деспота Ивана IV.
Слайд 262-я точка зрения:
Иван Грозный при всех своих недостатках и пороках,
ошибках и преступлениях пользовался большой популярностью в народе, перед которой оказались бессильны, как его неудачи, так и влияние времени.
В московских исторических песнях Грозный занимает почетное место. Народ, со времени кончины государя не вспоминал его жестокости и помнил только славные дела.
Три покоренных царства, новая книга законов – Судебник, новые учреждения по церковным и гражданским делам, новые училища для образования народа, множество новых городов, выгодная торговля русских с иностранными государствами, богатство и пышность, построенных им соборов – все это напоминало русским не пороки, а великие качества царя.
Слайд 27Вывод по поставленной проблеме:
Иван Грозный, безусловно, является великой и трагической фигурой
отечественной истории. Кровавый террор, которым сопровождалось становление Российского государства, не оправдывается высокой целью создания мощного и сильного государства. Но не надо забывать, что царь Иван – сын своего жестокого времени и, стремясь принести пользу государству, пользовался общепринятыми тогда методами. Иван Грозный – реформатор и тиран в одном лице, что для российской истории является весьма характерным.
Слайд 28Какие
универсальные учебные действия
развивает технология проблемного диалога?
Организационные, умение решать проблемы
Коммуникативные,
умение вести диалог
Интеллектуальные, умение извлекать
информацию
4.Оценочные, если ставилась
проблема нравственной оценки ситуации
Слайд 29
«Без учителя, способного творить,
понимать творимое,
путей к новой школе
быть не может»
Шацкий С.Т.
Спасибо за внимание!