Слайд 1
МБОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ» Шемуршинского района Чувашской Республики
Мастер-класс
Использование схем и таблиц на
уроках истории и обществознания
Автор: Столярова И.В.,
Учитель истории и обществознания
Карабай-Шемурша - 2016
Слайд 2 В условиях модернизации современной школы повышаются требования к качеству подготовки
учеников, увеличивается объём знаний. В этих условиях школьник сталкивается с огромным потоком информации, которую он имеет возможность почерпнуть из разных источников. Сложность и объёмность материала, который должен усвоить современный ученик, существенно затрудняет его целостное восприятие и осмысление.
Слайд 3 Одним из способов оптимизации учебной деятельности на уроке
истории и обществознания является использование в практической деятельности схем и таблиц. Схемы и таблицы являются средствами выделения главного, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить, умение ставить и решать проблемы . Умелое использование схем и таблиц помогает решить проблему ученика, улучшить качество его знаний.
Слайд 4Однако при всем сходстве схемы и таблицы имеют четко выраженные различия.
Схема
– это графическое изображение исторической действительности, где отдельные части, признаки явления изображаются условными знаками: геометрическими фигурами, символами, надписями, а отношения и связи обозначаются их взаимным расположением, связываются линиями и стрелками.
Таблица – это графическое изображение исторического материала в виде сравнительных, тематических и хронологических граф с целью их заполнения учащимися, синтетический образ изучаемой темы. В таблице, в отличие от схем, нет условных обозначений исторических явлений.
Слайд 5В преподавании истории и обществознания я применяю следующие виды схем:
1) логические
2) структурные (сущностные)
3) последовательные
4) графики
5) карты-схемы
Слайд 6 Логические схемы
Обычно они применяются при изучении
причин и последствий событий и явлений, помогают выявить причинно-следственные связи. Они достаточно просты в исполнении учениками, так как основаны на последовательном соединении квадратов, в которых фиксируются причины и следствия, вытекающие одно из другого.
Слайд 7Брестский мир
Потеряна территория с плодородными землями и развитой промышленностью
Дезорганизация производства
Нарушен товарообмен
между городом и деревней
Крестьяне не снабжали города продовольствием
Насильственная конфискация продовольствия большевиками
Экономические проблемы стали важнейшей предпосылкой начала гражданской войны
Слайд 8Структурные схемы
Структурные схемы отражают обычно структуру, основные части, черты и
суть того или иного явления. Они могут отражать названия племен, основные занятия жителей, сословия, расходы и доходы государства, национально-государственное устройство страны.
КРЕСТЬЯНЕ
Сферы общества
Политическая
Экономическая
Социальная
Духовно-культурная
Слайд 10Михаил
Федорович
Романов
Мария
Ильинична
Милославская
Наталья
Кирилловна
Нарышкина
Россия при ПетреI
Последовательные схемы
Новым подходом в изучении исторических личностей можно
считать схемы «Неполная родословная». Работа с этими схемами позволяет выстроить последовательность правления монархов
Слайд 11Михаил
Федорович
Романов
Мария
Ильинична
Милославская
Алексей Михайлович
Наталья
Кирилловна
Нарышкина
Петр
Иван
Софья
Федор
Россия при ПетреI
Последовательные схемы
Слайд 12Графики
Графики показывают цикличность исторических процессов и явлений
Первая русская революция 1905 –
1907 гг.
Слайд 14Карты-схемы
На схеме Бородинского сражения сделайте необходимые подписи к условным обозначениям.
Слайд 15Ледовое побоище
Бородинское сражение
Карты-схемы
Слайд 16Таблицы
1)тематические
2) хронологические
3) сравнительные
4) синхронистические
Слайд 17Тематические таблицы
Посвящены отдельным проблемам исторического прошлого или периодам общественного развития.
Например, «Народные движения в первой половине ХIX в.», «Этапы политической реформы в СССР (1988—1991)» и т.д. Помимо двух традиционных колонок в них может быть третья, раскрывающая своеобразие или значение каждого факта в отдельности.
Слайд 19 Хронологическая таблица – хронологический комплекс, отражающий длительность исторических
явлений, их последовательность или одновременность. Представляет своеобразную сетку дат и событий. Обычно в них две колонки: даты и события.
Завоевания монголов
Слайд 20Ход событий первой мировой войны
Слайд 21Сравнительная таблица
Сравнительная таблица строится на сравнительном анализе тех или иных исторических
событий. Для ее того, что ей воспользоваться, нужно определиться с вопросами для сравнения для той тематики, по которой будет анализироваться информация. А также основные объекты анализа (например, цари, политические деятели, полководцы и т.д.)
Слайд 22 При изучении всеобщей и региональной истории, а также
для межкурсовых связей ценным является приём заполнения синхронистических таблиц, фиксирующих наиболее важные события и явления, происходившие в разных странах примерно в одно и то же время.
Составление таких таблиц и их последующее использование при изучении однородных тем в других курсах истории или при систематизации и обобщении учебного материала помогает воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс.
Синхронистические таблицы
Слайд 23Синхронистическая таблица «Новейшая история. 1988 -1990 гг.»
Слайд 24Вывод: Система выделения главного в историческом материале путем демонстрации или
заполнения схем и таблиц является важной частью системы преподавания истории. Использование схем и таблиц поможет лучшему запоминанию дат и сущности исторических событий, развитию памяти, логического мышления, аналитических способностей, формированию мировоззрения.