Слайд 1Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века
Слайд 2Цели урока:
Изучить реформы: земскую и городскую, судебную, военную и реформу в
области просвещения
Понять предпосылки, содержание реформ и их историческую значимость для развития основных сфер жизни общества
Слайд 3Реформа – преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов,
учреждений), не затрагивающие основ существующего строя.
Либерализм (лат. «свободный») – идеология, отстаивающая жизненно необходимый минимум прав личности (право на жизнь, свободу, справедливое судебное разбирательство и частную собственность)
Слайд 4Проблемный вопрос
*Историки XIX – начала XX в. оценили эти реформы как
великие
(К.Д. Кавелин, В.О. Ключевский, Г.А. Джаншиев).
*Советские историки считали их незавершенными и половинчатыми
(М.Н.Покровский, Н.М. Дружинина, В.П. Волобуев).
Кто прав?
Слайд 5Земская реформа (1864)
это реформа местного самоуправления.
Земства ведали:
строительством и содержанием местных
дорог, школ, больниц, богаделен
организацией продовольственной помощи населению в неурожайные годы
агрономической помощью и сбором статистических сведений
Слайд 6Органы власти в земствах
Распорядительные
Исполнительные
Земские собрания
Земские управы
(губернские и уездные)
(губернские и уездные)
Землевладельцы, имевшие
не менее 200-800 десятин земли
Городские собственники
Крестьяне выборные от волостных сходов
Раз в 3 года
Слайд 8Роль земств:
+ улучшилась жизнь русской деревни (земские школы, больницы)
+ появился «третий
элемент» - земские врачи, учителя, агрономы, статисты, которые служили народу
- сословность выборов (преобладание дворянства)
- ограниченность вопросов, решаемых земствами (в основном хозяйственные)
Слайд 11Городская реформа (1870)
Реформа городского самоуправления. Такая же, как земская, только на
уровне города.
Органы власти
Распорядительные
Исполнительные
Городская Дума
Городская управа
Городской голова
Слайд 13Судебная реформа (1864)
Принципы нового суда:
- равенство всех сословий перед законом
- гласность суда
- независимость судей от администрации
- состязательность обвинения и защиты
- выборность некоторых судебных органов
Слайд 14Суды:
Общие
Мировые
Рассматривали сложные уголовные и гражданские дела
Рассматривали мелкие уголовные и гражданские дела
Окружной
суд с присяжными заседателями
Слайд 16Роль судебной реформы
+ Бессословность
+ Гласность
+ Состязательность
+ Несменяемость судей
+ Самая радикальная
и последовательная реформа
- Не реформирован Сенат
- Отсутствие у крестьян средств на защиту
- Телесные наказания у крестьян (волостной суд)
- Преобладание в суде присяжных из дворян и городской буржуазии
Слайд 17Военная реформа (1874)
Милютин
Дмитрий Алексеевич
военный министр в 1861-1881 гг.,
руководил проведением реформы
Слайд 18Новый закон о воинской повинности
Отмена рекрутчины (служба в армии 25 лет)
Введение всесословной воинской повинности для мужчин с 20 лет и годных по состоянию здоровья
Срок службы: в пехоте – 6 лет, на флоте – 7 лет, для окончивших вуз – 6 месяцев, со средним образованием – 1,5 года, с начальным – 4 года .Резервы на случай войны (в запасе )
От службы освобождались единственные сыновья и единственные кормильцы семьи
Слайд 19Создание боеспособной армии
Деление страны на военные округа
Улучшение подготовки офицерских кадров: военные
гимназии, юнкерские училища, военные академии
Переоснащение армии: обмундирование, вооружение (паровой флот, нарезные орудия, винтовки-берданки)
Отмена телесных наказаний, сеть солдатских школ, новые уставы
Слайд 21Роль военной реформы
+ создание массовой армии современного типа,
+ поднят авторитет
воинской службы,
+ удар по сословному строю.
+ поднят престиж образования
+создание новых заводов
- просчеты в системе организации
и вооружения войск.
Слайд 22Реформа в области просвещения (1863-1864)
Начальное образование
Среднее образование
Высшее образование
Положение
о начальных народных училищ (1864)
Положение гимназий и прогимназий (4 года обучения)
«Университетский устав» (1863)
Учебные заведения могли открывать земства, общественные организации и частные лица
Реальные(училища) – готовили к поступлению в высшие технические учебные заведения
Классические – готовили к поступлению в университет
Выборность ректоров, проректоров, деканов, создание советов университетов
Слайд 23Роль реформы просвещения
+ расширение и совершенствование образования всех уровней.
- недоступность среднего
и высшего образования для всех слоев населения.
Слайд 25Проверь свои знания
тест
1. Деятельность земств была направлена на:
а) Осуществление контроля
за уплатой налогов;
б) Укрепление позиций дворян в деревне;
в) Улучшение положения широких народных масс;
г) Решение неограниченного круга вопросов.
2. Высшей судебной инстанцией является:
а) Сенат в) Суд присяжных
б) Судебная палата г) Мировой суд
3. Основные положения военной реформы разрабатывались под руководством:
а) Д.К. Кавелина в) Д.А. Милютина
б) М. М. Сперанского г) А.В Головнина
4. К реформам Александра II не относится:
а) Земская в) Судебная
б) Денежная г) Городская
5. Назовите черты, характеризующие русскую армию после проведения военной реформы:
а) Муштра
б) Отмена телесных наказаний
в) Рекрутские наборы
г) Всесословная воинская повинность
д)Вооружение гладкоствольными ружьями
6. Новый суд, что лишнее
а) Независимый от администрации
б) Состязательный
в) Гласный
г) Закрытый для публики
7. Судебная реформа была проведена
а) 1862 в) 1870
б) 1864 г) 1873
8. Мировой судья избирается сроком на
а) 1 год в) 3 года
б) 2 года г) 5 лет
9. Орган исполнительной власти
а) Земское собрание
б) Земская управа
в) Городская дума
г) Сенат
10. Сколько лет служили в пехоте?
а) 3 года
б)6 лет
в)7 лет
г) 10лет
Слайд 26Проверь свои знания
Правильные ответы:
1.в, 2.а, 3.в,
4.г, 5.б,г,д, 6.г, 7.б, 8в, 9,б, 10.б
Критерии оценок:
Оценка «5» ставится за 10 правильно выполненных заданий
Оценка «4» – за 8-9 правильно выполненных заданий
Оценка «3» - за 6-7 правильно выполненных заданий
Оценка «2» - за 5 правильно выполненных заданий
Слайд 27Домашнее задание
§ 70
Выучить понятия и подготовиться по ним к проверочной
работе
Заполнить таблицу: название реформы и год, + и – реформы
Написать мини сочинение на тему: «Если бы я жил в период правления Александра II и был студентом, то какую реформу я бы поддержал и почему?