Слайд 1Тема: Культура Западной Европы
в Средние века
МКОУ «СОШ №1 г.Поворино»
Учитель
истории Латышева Е.А
Слайд 2Цель урока :
Используя метапредметную связь истории и искусства продолжить
изучение культуры Средних веков, познакомить учащихся с культурой Западной Европы в XI – XIII веках, как частью культуры всей Европы.
Задачи урока:
Сформировать общие представления о литературе, образовании, философии архитектуре, скульптуре и живописи Западной Европы в XI – XV веках.
Обобщить и систематизировать знания об особенностях развития культуры Западной Европы .
Воспитать культуру общения, умения выслушивать мнение других, формировать коммуникативные навыки учащихся.
Продолжить формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации, обобщать и структурировать отдельные факты, соотносить события.
Развивать коммуникативные навыки речевого взаимодействия в аудитории класса.
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения и сопричастности к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры
Слайд 3Вспомните !
Представление о мире древних людей ?
Слайд 4 Представление человека о мире в раннее средневековье
Центр земли
– Иерусалим
Восток = Рай
Из рая вытекают Тигр, Ефрат, Ганг, Нил
Слайд 5Не было единой системы отсчёта времени. В одних странах год начинался
с праздника Пасхи, в других — с Рождества Христова.
Средневековый час составлял примерно три современных часа. Ночь разделялась на «три свечи».
Короткие промежутки измерялись временем, которое необходимо для прочтения какой-либо молитвы.
Сутки делились на день и ночь
Слайд 6Развитие торговли и дипломатических связей
Завоевание новых территорий
Слайд 7ОБРАЗОВАНИЕ И ФИЛОСОФИЯ
Расцвет средневековья
Слайд 8европейцы Знали о том, что мир широк и разнообразен
XIII в. из
рассказов о странах Дальнего Востока купца и путешественника Марко Поло.
«Книга Марко Поло» долгое время служила руководством для составления географических карт.
Слайд 9В XI—XII веках появилось большое количество переводов на латинский язык книг
греческих и арабских учёных: почти все сочинения-Аристотеля, главные труды греков и средневековых арабов по географии, астрономии, математике, медицине. Центрами перевода были Испания (здесь еврейские учёные переводили арабские и греческие
книги на еврейский язык, а христиане — с еврейского на латынь), а также норманнская Сицилия, единственное королевство того времени, где бок о бок мирно жили православные греки, арабы-мусульмане и католики. Круг знаний европейцев необыкновенно расширился и обогатился.
Слайд 10Средневековое общество
Корпорация — обособленная группа людей, которые занимаются тем или иным
общим делом, живут соответствующим ему образом, подчиняются особым правилам и распорядку.
Слайд 11Средневековые университеты.
Университеты представляли собой корпорации людей интеллектуального труда — профессоров
(преподавателей) и студентов (от латинского слова «студере» — усердно заниматься, изучать).
Слайд 12Средневековые университеты.
Студенты из одной страны объединялись в землячества (или «нации»),
а преподаватели создавали объединения по предметам — факультеты, возглавляемые деканами. Все вместе — и преподаватели, и студенты — избирали главу университета — ректора.
Три факультета: богословский (или философский), юридический, где изучали законы, и медицинский. Занятия вели так: преподаватель — магистр, или профессор.
Студенты слушали и записывали лекции («лекция» в переводе с латыни — чтение).
Лекции дополнялись диспутами — словесными поединками.
Слайд 13Схоластика-
Мыслители считали, что вера и разум несовместимы.
стр. 218
Что
может
сообщить рисунок
о занятиях в университете
и его студентах?
систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Слайд 14
Городская светская школа.
учебное заведение, нейтральное как к религии, так и
к атеизму.
Гравюра XVI в. В комнате одновременно идут занятия по чтению, письму, арифметике и пению.
Почему у обоих учителей на рисунке в руках розги? Как вы думаете, за что наказывают ученика (слева на переднем плане)?
Слайд 15Ученые схоласты
Пьер Абеляр
Бернар Клервоский.
Слайд 16Ученые схоласты
Пьер Абеляр
рационализм — опора на разум (от латинского
«рацио»)
Бернар Клервоский
мистика— опора на сверхъестественные силы.
Слайд 17Фома Аквинский
(1225— 1274).
Великий схоласт и богослов XIII века.
Труд
— «Сумма богословия».
Фома собрал все знания о Боге и мире, накопленные в Средневековье.
Создал картину всей христианской Вселенной, показывая, что у каждой её детали, от человека до муравья, своё место и своя роль, предназначенные Богом.
Слайд 18Данте алигьери «Божественная комедия»
Первый круг Ада — Лимб. Тут томятся души
некрещёных младенцев и славных язычников — воителей, мудрецов, поэтов. Они не мучаются, а лишь скорбят, что им как нехристианам нет места в Раю.
Второй круг подземного царства демон Минос определяет, какого грешника в какое место Ада надлежит низвергнуть.
В круге третьем свирепствует звероподобный пёс Цербер. Здесь валяются в грязи, под тяжёлым ливнем, души грешивших обжорством.
Четвёртый круг, где казнят расточителей и скупцов.
Пятый круг, где мучаются гневные и ленивые.
Шестой круг - Дит. Всюду объятые пламенем гробницы, из которых доносятся стоны еретиков.
Седьмой круг сжат горами и охраняем демоном-полубыком Минотавром.
Чистилище Рай
Слайд 19Роджер Бэкон (1214— 1294)
монах ордена францисканцев, англичанин.
Преподавал в университетах
Оксфорда и Парижа. Он доказывал, что для познания истины авторитета и разума недостаточно, а нужны также наблюдения и опыты.
Многие годы учёный занимался алхимией и астрологией.
Бэкон проводил опыты с различными веществами, магнитной стрелкой и увеличительными стёклами.
§ 26
стр. 223 отвечать на вопросы
4. Письменно. Заполнить таблицу
Литература :
1. Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб для общеобразоват организаций/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.-М.: изд-во Просвещение.
Интернет-ресурсы:
Земля на китах http://www.mu-corporation.com/sites/default/files/kit%5B1%5D.jpg
Земля на слонах http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/40/754/40754356_Ploskaya.jpg
http://www.shintop.ru/up/social/gallery/29036.jpg
http://86bb71d19d3bcb79effc-d9e6924a0395cb1b5b9f03b7640d26eb.r91.cf1.rackcdn.com/wp-content/uploads/2009/09/marco-polo-uncharted-2-character.jpg
http://scisne.net/viewimg
http://rudocs.exdat.com/pars_docs/tw_refs/476/475961/475961_html_m38d3cb1e.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9
http://www.kolegium.dominikanie.pl/img/1ae889be_large.jpg
http://soyuz-pisatelei.ru/_fr/5/9240456.jpg
http://briefly.ru/aligeri/bozhestvennaja_komedija/
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Roger_Bacon.jpeg?uselang=ru
http://www.worldtemples.ru/images/stories/images3/16%20shartrski%20sobor%201.gif
http://www.nsad.ru/pic/Teologia3_1309348128.JPG
Колокольчик http://school89seversk.ucoz.ru/image/Zvonok.jpg