Презентация, доклад на тему КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ В XV – НАЧАЛЕ XVI ВЕКОВ.

Содержание

В 14-15 веках, несмотря на прежние и продолжающиеся разорения от татар и русских князей-соседей, Тверское княжество было сильным самостоятельным государством, а собственно тверские князья регулярно и часто успешно оспаривали татарский ярлык на великое княжение Владимирское у Московских князей. Череда

Слайд 1КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ
В XV – НАЧАЛЕ XVI ВЕКОВ.
Учитель истории

МОУ СОШ № 50 г. Тверь
Осипов Олег Викторович
КУЛЬТУРА ТВЕРСКОГО КРАЯ В XV – НАЧАЛЕ XVI ВЕКОВ. Учитель истории МОУ СОШ № 50 г. ТверьОсипов

Слайд 2В 14-15 веках, несмотря на прежние и продолжающиеся разорения от татар

и русских князей-соседей, Тверское княжество было сильным самостоятельным государством, а собственно тверские князья регулярно и часто успешно оспаривали татарский ярлык на великое княжение Владимирское у Московских князей. Череда же междоусобных войн Москвы с Тверью прекратилась только ко времени Ивана Великого. 
В 14-15 веках, несмотря на прежние и продолжающиеся разорения от татар и русских князей-соседей, Тверское княжество было сильным самостоятельным государством,

Слайд 31-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV в.
Характеризуется глубоким

упадком материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков.
В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения.
Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь.

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.

1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV в.Характеризуется глубоким упадком  материальной и духовной культуры,

Слайд 42-й этап – середина XIV в. – середина XV в.
Характеризуется хозяйственным

подъемом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение.
Осознается единство русской земли.
Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры.
Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание.
Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой.
Достигает расцвета новгородское зодчество.
Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.

2-й этап – середина XIV в. – середина XV в.Характеризуется хозяйственным подъемом, укреплением княжеской государственности, появлением новых

Слайд 53-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в.
Характеризуется

объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр.
Усиливаются связи с западноевропейской культурой.
Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля.
Крупнейший художник эпохи – Дионисий.

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.

3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в.Характеризуется объединением русских земель в единое государство,

Слайд 6АРХИТЕКТУРА.
Особенностью средневековой культуры русских городов было их экономическое и политическое положение.

В XIV – начале XV веков Тверь была крупнейшим после Москвы княжеством.
АРХИТЕКТУРА.Особенностью средневековой культуры русских городов было их экономическое и политическое положение. В XIV – начале XV веков

Слайд 8В 1406 г. завершается строительство храма в честь Успения Богородицы в

Жёлтиковом Успенском монастыре.
В 1406 г. завершается строительство храма в честь Успения Богородицы в Жёлтиковом Успенском монастыре.

Слайд 9  Успенский Желтиков монастырь был основан в 1394 году св.Арсением, епископом

Тверским. Он находился неподалеку от Твери (сейчас монастырь вошел в черту города) на землях, пожалованных для новой обители князем Михаилом Александровичем.
  Успенский Желтиков монастырь был основан в 1394 году св.Арсением, епископом Тверским. Он находился неподалеку от Твери

Слайд 10Старицкий Свято-Успенский монастырь

Старицкий Свято-Успенский монастырь

Слайд 11Успенский собор, главный храм обители, построенный в 1530 году, во времена

правления князя Андрея Старицкого. Истор-ики отмечают, что этот собор очень похож на Успенский собор в Москве. Однако московский собор кирпичный, а старицкий - белокаменный. 
Успенский собор, главный храм обители, построенный в 1530 году, во времена правления князя Андрея Старицкого. Истор-ики отмечают, что

Слайд 12Иконостас
Успенского собора.

Иконостас Успенского собора.

Слайд 13ИКОНОПИСЬ.
Художественные традиции, сформировавшиеся в Тверском княжестве в XIII –  первой половине

XIV века, определили некоторые стилистические особенности древнерусской живописи в целом, отразились на развитии искусства Москвы XIV века.

Борис и Глеб. Конец XIII в.
Древнейшая из тверских икон 

ИКОНОПИСЬ.Художественные традиции, сформировавшиеся в Тверском княжестве в XIII –  первой половине XIV века, определили некоторые стилистические особенности

Слайд 14Отдельным направлением в развитии тверской живописи стал византийский стиль письма. Сложность,

экспрессивность, напряженность греческого и южнославянского письма близки творческим поискам тверских иконописцев.

Богоматерь Одигитрия. Конец XIV - начало XV в. с «Николой» на обороте 

Отдельным направлением в развитии тверской живописи стал византийский стиль письма. Сложность, экспрессивность, напряженность греческого и южнославянского письма

Слайд 15К этому же византийскому направлению примыкают поясные деисусные иконы из села

Ободова Спировского района Тверской области — «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», исполненные на границе XIV и XV веков.

Спас. XV в. и Апостол Павел. XV в.

К этому же византийскому направлению примыкают поясные деисусные иконы из села Ободова Спировского района Тверской области —

Слайд 16В иконе «Митрополит Петр» московские традиции письма проявляются в колорите. Но отличает

произведение величавость и торжественность образа, а также широкое использование золота, что присуще тверской школе. 

Митрополит Петр.  Первая четверть XV в. 

В иконе «Митрополит Петр» московские традиции письма проявляются в колорите. Но отличает произведение величавость и торжественность образа, а

Слайд 17Традиции тверской живописи сложились в XIV столетии и получили оформленное воплощение

в XV веке. XV век, по мнению исследователей, –– период классики. 
В начале XV века законченно-оформленный тверской стиль мы видим в иконе «Успение». Увлеченность тверских мастеров холодным мерцающим цветом достигла виртуозного выражения в этой иконе. 

Успение.  Первая половина XV в

Традиции тверской живописи сложились в XIV столетии и получили оформленное воплощение в XV веке. XV век, по мнению

Слайд 18К XIV — XVI векам следует отнести фресковый комплекс из Успенского

собора Отроча монастыря. В Тверской областной картинной галерее хранятся несколько тысяч фрагментов этих фресок. 
К XIV — XVI векам следует отнести фресковый комплекс из Успенского собора Отроча монастыря. В Тверской областной

Слайд 20В XVI веке в тверской живописи наряду с архаизирующими тенденциями все

большее распространение получали мотивы, заимствованные от московского искусства. Сплавом традиций исконно тверской иконописи и черт московского искусства отмечены иконы деисусного чина XVI века. Однако мастера бывших самостоятельных центров долго еще сохраняли верность древним канонам. 

Архангел Гавриил.  Начало XVI в. 

В XVI веке в тверской живописи наряду с архаизирующими тенденциями все большее распространение получали мотивы, заимствованные от

Слайд 21В тверской иконописи начинают возобладать художественные принципы народного искусства с его

повышенной декоративностью цвета, сравнительно большей плоскостностью композиций и занимательностью рассказа. 

Параскева Пятница с житием.
Начало XVI в. 

В тверской иконописи начинают возобладать художественные принципы народного искусства с его повышенной декоративностью цвета, сравнительно большей плоскостностью

Слайд 22ЛЕТОПИСИ.
Наиболее известными в начале XV в. были творения Епифания Премудрого -

вершина древнерусской литературы, шедевры житийной литературы. Это три великих текста о трех великих людях (с каждым из которых Епифаний был знаком лично): Сергии Радонежском, Стефане Пермском, Феофане Греке.
ЛЕТОПИСИ.Наиболее известными в начале XV в. были творения Епифания Премудрого - вершина древнерусской литературы, шедевры житийной литературы.

Слайд 23Другое известное произведение того времени «Инока Фомы слово похвальное о благородном

великом князе Борисе Александровиче». Слово отражает время возвышения тверского княжества, когда Москва, раздираемая усобицами, находилась в состоянии упадка.
Другое известное произведение того времени «Инока Фомы слово похвальное о благородном великом князе Борисе Александровиче». Слово отражает

Слайд 26РЕМЕСЛО.
В Твери бурно развивалось ремесло и прикладное искусство. Известны мастера-денежники, специалисты

по литью пушек, мастера оружейного дела, ювелиры.
РЕМЕСЛО.В Твери бурно развивалось ремесло и прикладное искусство. Известны мастера-денежники, специалисты по литью пушек, мастера оружейного дела,

Слайд 27Не каждое копье с большим наконечником – рогатина. Ее отличает характерная

форма пера – плавно заостренная, напоминающая лавровый лист. Там, где оно переходит в тулью, наконечник делался особенно мощным, устойчивым к большой нагрузке.
Не каждое копье с большим наконечником – рогатина. Ее отличает характерная форма пера – плавно заостренная, напоминающая

Слайд 28Такова известная подписная рогатина тверского князя Бориса Александровича (1425-1461 гг.), украшенная

на втулке гравированными по серебру сценами. В 1452 году тверской князь выдал свою дочь Марию за наследника московского престола князя Ивана. Скорее всего, именно в этот момент, Борис Александрович подарил своему зятю

рогатину, которая сегодня хранится в Оружейной палате.

Такова известная подписная рогатина тверского князя Бориса Александровича (1425-1461 гг.), украшенная на втулке гравированными по серебру сценами.

Слайд 29В 1-й половине XV века при Борисе Александровиче Тверь пережила последний

взлет своего могущества как центр самостоятельного княжества. Развернулось обширное строительство. В кремле сооружены каменный княжеский дворец, второй по времени после Боголюбского в Северо-Восточной Руси, каменная соборная колокольня (1407 г.), каменные церкви Ивана Милостивого (1420 г.), Бориса и Глеба (1438 г.), Михаила-Архангела (1455 г.); каменные храмы в Федоровском и Желтиковом монастырях. Экономический подъем города сопровождался обширными экономическими связями и дипломатической активностью (путешествие А. Никитина, участие тверского посла Фомы во Флорентийском соборе).
В 1-й половине XV века при Борисе Александровиче Тверь пережила последний взлет своего могущества как центр самостоятельного

Слайд 30 1485 году московские войска заняли Тверь, князь Михаил Борисович бежал в

Литву. Тверское княжество прекратило самостоятельное политическое существование и вошло в состав складывавшегося Русского централизованного государства.
Утрата независимости привела к уходу части тверских мастеров в столицу , в другие города и монастыри.
В едином Московском государстве постепенно растворялись самобытные тверские художественные традиции, местная культура приобретала общерусский характер.
В декабре 1569 года Тверь была разграблена опричным войском Ивана IV Грозного, шедшим походом на Новгород.
 1485 году московские войска заняли Тверь, князь Михаил Борисович бежал в Литву. Тверское княжество прекратило самостоятельное политическое

Слайд 31 Сколько этапов развития русской культуры в XIII – XV, начале

XVI веков выделяют историки.

Какие школы существовали в тверской иконописи 15-16 веков?

Какие литературные произведения 15-16 веков вы можете назвать?

Назовите причины исчезновения тверской самобытной культуры в конце XV века.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Сколько этапов развития русской культуры в XIII – XV, начале XVI веков выделяют историки. Какие школы

Слайд 32Домашнее задание:
§ 16-17
1.Сообщение, реферат, презентация о архитектурном или литературном памятнике 15

-16 века.
2. Реферат, презентация о известных земляках живших в 15-16 веках.
Домашнее задание:§ 16-171.Сообщение, реферат, презентация о архитектурном или литературном памятнике 15 -16 века.2. Реферат, презентация о известных

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть