Слайд 1Культура России 2-ой половины XIXвека
Слайд 2Живопись
Возникают передвижничество, создающее противовес академическому искусству.
Преобладание социально-бытового жанра.
Тема родной природы.
Гражданственность,
интерес к современным событиям.
Возросло внимание художников к личности человека, к жизни не только богов и царей, но и простых людей
Слайд 5«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Слайд 6«Иван Грозный и его сын Иван»
Слайд 17И.И. Шишкин
Русский художник-пейзажист, живописец, рисовальщик и гравёр-аквафортист. Представитель Дюссельдорфской художественной школы.
Академик, профессор, руководитель пейзажной мастерской Академии художеств.
Слайд 20Литература
Писатели обращаются к общественно политическим проблемам российской действительности, поглощенные происходившей на
их глазах исторической драмой, вызванной сменой одного жизненного уклада другим. Развивается жанр реалистического романа. Наиболее популярными литераторами становятся: Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов
Слайд 21Л.Н. Толстой
Писатель, признанный ещё при жизни главой русской литературы, чьё творчество
ознаменовало новый этап в развитии русского и мирового реализма, став своеобразным мостом между традициями классического романа XIX века и литературой XX века. Лев Толстой оказал огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма, а также на развитие реалистических традиций в мировой литературе. Наиболее известны такие произведения Толстого, как романы «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность», повести «Казаки», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хаджи-Мурат», цикл очерков «Севастопольские рассказы», драмы «Живой труп» и «Власть тьмы», автобиографические религиозно-философские произведения «Исповедь» и «В чём моя вера?» и др.
Слайд 22И.А. Гончаров
В 1859 году в России впервые прозвучало слово
«обломовщина». Через судьбу главного героя своего нового романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова ещё и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы.
Слайд 23Ф.М. Достоевский
С 1872 по 1878 годы жизни писателя были очень плодотворными: 1872 -
«Бесы», 1873 - начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1875 - «Подросток», 1876 - «Кроткая».
В октябре 1878 года Достоевский возвращается в Петербург, где поселяется в квартире в доме на Кузнечном переулке,5/2, в которой и проживает до дня своей смерти 28 января 1881 года. Здесь же в 1880 году он заканчивает написание своего последнего романа «Братья Карамазовы».
Слайд 24И.С. Тургенев
Один из классиков русской литературы, внёсших наиболее значительный вклад в
её развитие во второй половине XIX века.
Созданная им художественная система оказала влияние на поэтику не только русского, но и западноевропейского романа второй половины XIX века. Иван Тургенев первым в русской литературе начал изучать личность «нового человека» — шестидесятника, его нравственные качества и психологические особенности, благодаря ему в русском языке стал широко использоваться термин «нигилист». Являлся пропагандистом русской литературы и драматургии на Западе.
Слайд 25Н.А. Некрасов
В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки»
и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875)
Слайд 26Архитектура
После отмены крепостного права строительство приобретает огромный размах. Сооружаются банки,
универсальные магазины, фабричные здания, казармы для рабочих, склады, вокзалы и доходные дома.
Главным становится не внешняя красота, а инженерное искусство. Было бы ошибочно утверждать, что зодчие того времени совершенно не думали об эстетической стороне архитектуры. Зодчие искали изменение в прошлом, в стилях: готика, ренессанс, барокко. Это привело к господству стиля эклектика.
Слайд 27Верхние торговые ряды в Москве (архитектор А.И. Померанцев)
Слайд 28Городская Дума в Москве
(архитектор Д.Н. Чичагов)
Слайд 29Архив государственного совета в Петербурге
(архитектор М. Месмахер)
Слайд 31Музыка
В России до середины XIX века не было специальных музыкальных учреждений.
Обучение музыке происходило либо частным образом, либо в музыкальных классах при различных музыкальных заведениях. Фактически история музыкального образования начинается только с 60-х годов XIXв. Именно в это время открываются Петербургская и Московская консерватория.
Слайд 32Музыка
Могучая Кучка
Милий Балакирев
Александр Бородин
Николай Римский-Корсаков
Модест Мусоргский
Цезарь Кюи
Слайд 33М.П. Мусоргский
В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое
выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни.
Слайд 34П.И. Чайковский
Считается одним из величайших композиторов в истории музыки.
Автор более 80 произведений, в том числе десяти опер и трёх балетов. Его концерты и другие произведения для фортепиано, семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония «Манфред»), четыре сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», более 100 романсов представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.
Слайд 35Н.А. Римский-Корсаков
Главным жанром в творчестве композитора стала опера.
Свою первую оперу «Псковитянка» он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н. В. Гоголя. В 1881 г. Римский- Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А. Н. Островского. После опер «Млада» (1892 г.) и «Ночь перед Рождеством» (1895 г.) композитор вновь обратился к былинным образам. Так была написана опера «Садко» (1896 г.), которая сразу получила широкую известность и популярность.
Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки.
Слайд 36М.А. Балакирев
В 1862 г. в Петербурге была открыта Бесплатная музыкальная школа,
любимое детище Балакирева. С 1868 г. он стал её директором. 50-—60-е годы XIX в. — пора расцвета композиторского таланта Балакирева. На открытие памятника Тысячелетию России в Нижнем Новгороде он написал увертюру «1000 лет» (1864 г.; переработана в симфоническую поэму «Русь» в 1887 г.).
Слайд 37М.Микешин.
Тысячелетие России.
В сер.19 в. были созданы яркие скульптурные па мятники.
М. Антокольский,
примыкавший к передвижникам, проявлял огромный интерес к русской истории.
Украшением его творчества стали скульптурные портреты И. Грозного, Петра I, Ярослава Мудрого, Ермака.
М. Микешин создал в Новгороде величественный памятник- «Тысячелетие России».
Скульптура
Слайд 38Он был создан на народные деньги и открыт в 1862 г.
Опыт
подписки на сооружение монументов был признан удачным, и в 1880 г. в Москве был открыт памятник А.С. Пушкину, отлитый по проекту известного скульптора А. Опекушина.
А. Опекушин.
Памятник
А. С. Пушкину.