Слайд 2Культура – материальные и духовные достижения человечества.
Фольклор – устное народное творчество
(былины, песни, пословицы, поговорки, сказки).
Основные понятия:
Слайд 3Характерные черты эпохи:
Раздробленность (появление местных культурных центров).
Ордынское иго (страшный урон культурным
ценностям, упадок культуры)
Слайд 4Былины
О Владимире Красном Солнышко, в образе которого угадываются
черты двух великих русских князей: Владимира Святославича и Владимира Мономаха, о богатырях земли русской, об исторических событиях.
Слайд 5Сказания
О битве на Калке , о разорении Рязани Батыем, об
Евпатии Коловрате, защитнике Смоленска Меркурии, о Куликовской битве, о Дмитрии Донском и Сергии Радонежском.
Слайд 6Борьба за свободу против захватчиков – главная тема литературы после Батыева
нашествия
«Повесть о Меркурии Смоленском».
Легендарный юноша Меркурий жертвует собой ради спасения родного города. Он убивает много врагов, отгоняет вражьи полчища от Смоленска. В конце сражения ему отсекают голову. С отсеченной головой он подходит к спасенному городу и умирает.
Слайд 7Литература
«Житие святого Александра Невского».
Его герой – идеальный правитель,
подобный библейским и римским героям: лицом подобен Иосифу, силой Самсону, премудростью Соломону, храбростью римского императору – Веспасиану.
Слайд 8Литературный отклик
на Куликовскую битву.
«Задонщина». Автор , Сафоний Рязанец, рассматривает события
1380 года как прямое продолжение борьбы Киевской Руси со степными кочевниками.
«Сказание о Мамаевом побоище». Автор поэтически описывает саму битву: «И ставшимся обемя войскома, крепко бьющемуся и грозно вельми; и под коньскыми ногами умирающе, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликове»
Слайд 9Благове́щенский собо́р (1484-1489)— православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на Соборной
площади Московского Кремля.
Слайд 10Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского
Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства.
Слайд 11Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений
Троице-Сергиевой лавры. Он был воздвигнут в 1422 - 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому.
Слайд 12
Гранови́тая пала́та — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших
гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.
Слайд 13Живопись
Русская живопись 14-15 вв. испытала невиданный расцвет. В
искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств. Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей.
Слайд 14Успение (1392)
Феофа́н Грек (около 1340 — около 1410) — великий русский и
византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Слайд 15Феофан Грек
Фрески Феофана изображали традиционные библейские сюжеты. Художник нарушил
прежние обычаи изображения людей и ангелов. На феофановских фресках святые предстают перед зрителем полными внутреннего движения и драматизма. На их лицах читается мука, душевная неуравновешенность, сомнение, стремление к совершенству, к Богу.
Слайд 16Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в
Великом Новгороде. 1378 г.
Слайд 17Феофаном Греком расписаны:
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378)) (первая
известная сохранившаяся работа)
Собор Рождества Богородицы (1395) вместе с Семёном Чёрным)
Архангельский собор Кремля(1399)
Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца
Слайд 18Андрей Рублев
Новая ступень в средневековом искусстве связана с именем
А. Рублева. Его называют основоположником русского Возрождения. В начале XV в. Рублев создает икону «Троица», ставшую надолго предметом восхищения и подражания.
Слайд 19«Троица» Рублёв (1422-1427)
Живопись.
Слайд 20Дионисий
Богоматерь Одигитрия
1482 г.