Слайд 1Автор проекта: студентка 1 курса заочного отд. Исторического факультета
Рябинкина Светлана Владимировна
Рецензент:
доцент, кандидат педагогических наук,
Богданова Светлана Витальевна
Москва,2013
Министерство образования Российской Федерации
Московский государственный гуманитарный
университет им. Шолохова
Презентация на тему:
«Исторический вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики и математики».
Слайд 21. Введение…………………………………………………….............3
2. Краткая хронология…………………………………………….5
3. Жизнеописание…………………………………………………..7
4. Ломоносов и математика…………………………………..15
5. Педагогическая деятельность…………………………..16
6. Заключение…………………………………………………………19
7.
Список источников…………………………………………….20
Оглавление
Слайд 3
Введение.
А.С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I
и Екатериной II он один является свободным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Михаил Васильевич Ломоносов является одним из удивительных и загадочных гениев в истории человечества. Разнообразие его научных интересов необычно. Чем бы он ни занимался, успехи его были выдающимися. Ему удавалось предвидеть то, что откроют через сотни лет.
Слайд 4Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью его
души. Историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества произведениями из мозаики и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.
«Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии» – таковы предсмертные слова М. В. Ломоносова.
Слайд 5Краткая хронология.
1711, 8(19) ноября – в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской
губернии в семье помора родился М. В. Ломоносов.
1730, декабрь – получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и с рыбным обозом отправляется в Москву.
1735, 23 декабря –в числе лучших 12 учеников отправлен в Петербургскую Академию наук для дальнейшего обучения.
1736, ноябрь – 1739, июнь – учеба в Марбургском университете под руководством профессора Христиана Вольфа.
1739, июль – 1740, май – учеба во Фрейбурге у минералога и химика Иоганна Фридриха Генкеля.
1741, сентябрь – начал работу над физико-химическим исследованием «Элементы математической химии».
1745, 25 июля – назначен профессором химии Петербургской Академии наук.
1748, 12 октября – благодаря настойчивости Ломоносова создана первая в России химическая лаборатория.
Слайд 61751, март – произведен в коллежские советники.
1752, сентябрь – закончил первую
мозаичную картину «Мадонна».
1755, 26 июля – в Москве торжественно открывается университет; в Петербурге Ломоносов произносит «Слово похвальное Петру Великому».
1756 – создает мозаичную мастерскую; организует химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов; работает над созданием «ночезрительной трубы».
1758, 8 марта – назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук.
1760, 19 января – назначен руководителем Университета и Гимназии Петербургской Академии наук.
1763, сентябрь – избран почетным членом Академии художеств в Петербурге.
1765, 28 января – последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.
1765, 4 апреля – в пять часов вечера М. В. Ломоносов скончался.
1765. 8 апреля – похоронен на Лазаревском кладбище Александра-Невской лавры в Петербурге.
Слайд 7Жизнеописание.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне
Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны (урожденной Сивковой).
«Вратами учености» стали для Ломоносова увиденные у зажиточного соседа Христофора Дудина дорогостоящие по тем временам книги – «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, полученные им вскоре после смерти соседа в личную собственность. Обращался Ломоносов также и к знаменитой «Псалтири» Симеона Полоцкого, где, кроме молитвенных духовных стихов, излагались основы силлабической системы стихосложения.
Слайд 8 Л. Ф. Магницкий
М. Смотрицкий
Псалтирь
Симеон Полоцкий
Врата учености.
Слайд 9Огромная жажда знаний заставила его в декабре 1730 года без разрешения
отца покинуть Север и добраться до Москвы. Ранним январским утром 1731 года Ломоносов пришел в Москву с крестьянским обозом беломорской рыбы. Он был зачислен в первый класс учеником Славяно-греко-латинскую Академию 15 января 1731 года.
Благодаря блестящим способностям и редкому редкому прилежанию, Ломоносов три первых первых класса окончил за один год, а вес весь курс Академии – за пять лет, несмотр несмотря на тяжелые условия, в которых которых ему приходилось жить.
Слайд 10Петербургской академией наук, нуждавшейся в квалифицированных специалистах, в 1735 году было
принято решение послать в Германию трех наиболее способных студентов для обучения физике, химии и горнорудному делу. Для этого были выбраны Михаил Ломоносов, Дмитрий Виноградов (будущий изобретатель русского фарфора) и Густав Рейзер. В сентябре 1736 года трое русских студентов выехали в Германию, в Марбург, где находился один из старейших и лучших университетов Европы того времени. За два с половиной года в Марбурге Ломоносов получил фундаментальную подготовку в области естественных наук. Через год скитаний и лишений по Германии и Голландии, получив разрешение из Петербурга, вернулся в Россию. Ломоносов возвратился в Академию наук тридцатилетним мужчиной.
Первые месяцы, не будучи зачисленным в штат, он исполнял различные работы: занимался описанием минералогической коллекции, делал переводы и писал статьи для «Санкт-Петербургских ведомостей.
Слайд 11В 1745 году, в возрасте 33 лет, Ломоносов получил диплом на
звание профессора химии. С этого времени он стал полноправным членом Академии наук с решающим голосом на ученых собраниях и руководителем кафедры химии.
В 1748 году была построена по проекту Ломоносова первая в России химическая лаборатория.
. Ломоносов весьма плодотворно проработал там до 1758 года, впервые сформулировав определение основанного им предмета – физической химии, сконструировав много приборов, введя в практику запись в лабораторный журнал, микроскоп и аналитические весы, а также выполнив большое количество исследований, явившихся основой для многих отраслей современной химии и химической промышленности. В этой же лаборатории Ломоносов заложил основы отечественного стеклоделия, поставив собственноручно около 4 тысяч опытов, изобрел способ изготовления цветных прозрачных стекол и непрозрачных (смальты).
Слайд 12В 1751 году российский ученый был произведен в коллежские советники, что
существенным образом меняло социальное и имущественное положение ученого. Из чиновника недворянского класса Ломоносов переходил сразу в 6-й класс, дающий право на потомственное дворянство, увеличивалось также годовое жалование, но дальнейшее продвижение по иерархической лестнице, несмотря на все возрастающую славу Ломоносова как ученого и поэта, всячески тормозилось. Имя русского гения становится широко известно в Западной Европе, в ряде журналов появляются рецензии на его труды. В 1760 году Ломоносов был избран почетным членом Шведской академии наук. Через год он написал для Шведской академии «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях». Ломоносов поддерживал постоянную связь с выдающимся математиком XVIII века Л. Эйлером. Переписка этих двух ученых оказала благотворное влияние на их творчество. До самой своей смерти следил за успехами своего ученика Х. Вольф. В 1754 году Ломоносов выступил инициатором создания русского университета и, пользуясь поддержкой меценатствующего графа И.И. Шувалова, предложил свой проект с учетом особенностей общественного строя России и состояния научной мысли того времени.
Слайд 13Ломоносов возродил забытое с XIII века древнерусское мозаичное искусство. Он создал
целую школу учеников-мозаичников и с их участием выполнил ряд мозаичных картин и портретов. Задумав украсить монументальными мозаиками общественные здания, он начал серию картин о Петре I, из которых только «Полтавская баталия» размером 30 квадратных метров сохранилась до нашего времени.
Слайд 14. В последние годы жизни М.В. Ломоносов успевал руководить Географическим департаментом,
мозаичными работами, принимал активное участие в подготовке экспедиций, следил за изготовлением необходимых инструментов. Обсуждал планы лекций для Академического университета и гимназии, приглашал преподавателей, писал оды, стихотворения, надписи к иллюминациям, разработал над «Положение об устройстве и Уставе Петербургской Академии наук» и многое другое. С марта 1765 года болезнь приковала М.В. Ломоносова к постели. Он чувствовал приближение смерти, поэтому еще больше беспокоился о необходимости завершить начатые работы, найти им достойных продолжателей. Он писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». 4 (15) апреля 1765 года в пять часов вечера, простившись с женой и дочерью, великий русский ученый скончался. Похороны состоялись через четыре дня на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге при большом стечении народа.
Слайд 15Ломоносов и математика
Большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендовал широко применять математические
методы в других науках. Математику, — писал ученый, — «почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно». Эти слова созвучны нашему веку, когда математические методы получили большое распространение, как в естественных, так и в гуманитарных науках. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни. Называя математику «прекраснейшей наукой», Ломоносов признавал за ней «первенство в человеческом знании». М. В. Ломоносов не был математиком, но без математиков Ломоносова, как первого русского ученого, не было бы вовсе.
Слайд 16Педагогическая деятельность
Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова.
Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с
преподавательской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Ломоносов разработал программу публичных лекций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не существовало учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке.
Слайд 17Третий этап (1750— 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над
серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследователями педагогического творчества ученого Ломоносовской программой организации просвещения в России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много времени отдавал непосредственной подготовке молодых специалистов, выступил с идеей открытия Московского университета. Он заботился о том, чтобы учебные заведения, в том числе и университет, были открыты и для детей простого народа. Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение в университете велось преимущественно на русском языке.
Четвертый этап (1756—1765) Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России. Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.
Слайд 18Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней общеобразовательной школы. Для
каждой из них устанавливались три класса: нижний, средний, верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Важное место отводилось высшему образованию. Ломоносов предложил изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от богословского факультета, так как «во всех университетах деление на факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь, отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые науки преподаются только в подведомственных ему школах...». Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность». Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели – вот отличительные черты Ломоносова.
Слайд 19Заключение.
Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику,
химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития и поднятия благосостояния страны. Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Леонард Эйлер был едва ли не единственным его современником, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы…».
В заключении мне хотелось бы привести высказывание самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы; а моя слава падет и с вашею».
Слайд 20Список источников.
1 В. Н. Вернадский «Начало и вечность жизни».-М.: Советская Россия,
1989 г.
2 В. Н. Вернадский «Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений».-М.; Л., 1957.-т.10.
3 Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. «М.В. Ломоносов – великий русский ученый». - М.: Педагогика, 1986 г.
4 Б. Р. Константинович «Великие исторические персоны»-изд. Вече 2011 г.
5 Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991 г.
6 В. Ламанского «Ломоносов и Петербургская Академия наук»-Материалы к столетней памяти его. 1765-1865 годы, М., 1865 г.
7 http://muzey.mitht.ru
8 http://mycelebrities.ru
9 http://wwwzoroastrian.ru
10 http://pearl.7bb.ru