Презентация, доклад на тему Исторический вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики и математики.

Содержание

1. Введение…………………………………………………….............32. Краткая хронология…………………………………………….53. Жизнеописание…………………………………………………..74. Ломоносов и математика…………………………………..155. Педагогическая деятельность…………………………..166. Заключение…………………………………………………………197. Список источников…………………………………………….20Оглавление

Слайд 1Автор проекта: студентка 1 курса заочного отд. Исторического факультета
Рябинкина Светлана Владимировна
Рецензент:

доцент, кандидат педагогических наук,
Богданова Светлана Витальевна
Москва,2013


Министерство образования Российской Федерации Московский государственный гуманитарный университет им. Шолохова Презентация на тему: «Исторический вклад М. В. Ломоносова в развитие педагогики и математики».

Автор проекта: студентка 1 курса заочного отд. Исторического факультетаРябинкина Светлана ВладимировнаРецензент: доцент, кандидат педагогических наук,Богданова Светлана ВитальевнаМосква,2013

Слайд 21. Введение…………………………………………………….............3
2. Краткая хронология…………………………………………….5
3. Жизнеописание…………………………………………………..7
4. Ломоносов и математика…………………………………..15
5. Педагогическая деятельность…………………………..16
6. Заключение…………………………………………………………19
7.

Список источников…………………………………………….20

Оглавление

1. Введение…………………………………………………….............32. Краткая хронология…………………………………………….53. Жизнеописание…………………………………………………..74. Ломоносов и математика…………………………………..155. Педагогическая деятельность…………………………..166. Заключение…………………………………………………………197. Список источников…………………………………………….20Оглавление

Слайд 3
Введение.
А.С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I

и Екатериной II он один является свободным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Михаил Васильевич Ломоносов является одним из удивительных и загадочных гениев в истории человечества. Разнообразие его научных интересов необычно. Чем бы он ни занимался, успехи его были выдающимися. Ему удавалось предвидеть то, что откроют через сотни лет.

Введение.А.С. Пушкин писал: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является

Слайд 4Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью его

души. Историк, риторик, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества произведениями из мозаики и, наконец, открывает нам истинные источники нашего поэтического языка.

«Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы отечества, для приращения наук и для славы Академии» – таковы предсмертные слова М. В. Ломоносова.

Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью его души. Историк, риторик, механик, химик, минералог,

Слайд 5Краткая хронология.
1711, 8(19) ноября – в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской

губернии в семье помора родился М. В. Ломоносов.
1730, декабрь – получил в Холмогорской воеводской канцелярии паспорт и с рыбным обозом отправляется в Москву.
1735, 23 декабря –в числе лучших 12 учеников отправлен в Петербургскую Академию наук для дальнейшего обучения.
1736, ноябрь – 1739, июнь – учеба в Марбургском университете под руководством профессора Христиана Вольфа.
1739, июль – 1740, май – учеба во Фрейбурге у минералога и химика Иоганна Фридриха Генкеля.
1741, сентябрь – начал работу над физико-химическим исследованием «Элементы математической химии».
1745, 25 июля – назначен профессором химии Петербургской Академии наук.
1748, 12 октября – благодаря настойчивости Ломоносова создана первая в России химическая лаборатория.


Краткая хронология.1711, 8(19) ноября – в деревне Мишанинской Куростровской волости Архангельской губернии в семье помора родился М.

Слайд 61751, март – произведен в коллежские советники.
1752, сентябрь – закончил первую

мозаичную картину «Мадонна».
1755, 26 июля – в Москве торжественно открывается университет; в Петербурге Ломоносов произносит «Слово похвальное Петру Великому».
1756 – создает мозаичную мастерскую; организует химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов; работает над созданием «ночезрительной трубы».
1758, 8 марта – назначен директором Географического департамента Петербургской Академии наук.
1760, 19 января – назначен руководителем Университета и Гимназии Петербургской Академии наук.
1763, сентябрь – избран почетным членом Академии художеств в Петербурге.
1765, 28 января – последний раз присутствовал на заседании Академического собрания.
1765, 4 апреля – в пять часов вечера М. В. Ломоносов скончался.
1765. 8 апреля – похоронен на Лазаревском кладбище Александра-Невской лавры в Петербурге.


1751, март – произведен в коллежские советники.1752, сентябрь – закончил первую мозаичную картину «Мадонна».1755, 26 июля –

Слайд 7Жизнеописание.
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне

Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова и дочери просвирницы погоста Николаевских Матигор Елены Ивановны (урожденной Сивковой).
«Вратами учености» стали для Ломоносова увиденные у зажиточного соседа Христофора Дудина дорогостоящие по тем временам книги – «Арифметика» Л. Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, полученные им вскоре после смерти соседа в личную собственность. Обращался Ломоносов также и к знаменитой «Псалтири» Симеона Полоцкого, где, кроме молитвенных духовных стихов, излагались основы силлабической системы стихосложения.
Жизнеописание.Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уезда Архангельской

Слайд 8 Л. Ф. Магницкий
М. Смотрицкий
Псалтирь

Симеон Полоцкий

Врата учености.

Л. Ф. Магницкий М. Смотрицкий Псалтирь     Симеон Полоцкий

Слайд 9Огромная жажда знаний заставила его в декабре 1730 года без разрешения

отца покинуть Север и добраться до Москвы. Ранним январским утром 1731 года Ломоносов пришел в Москву с крестьянским обозом беломорской рыбы. Он был зачислен в первый класс учеником Славяно-греко-латинскую Академию 15 января 1731 года.
Благодаря блестящим способностям и редкому редкому прилежанию, Ломоносов три первых первых класса окончил за один год, а вес весь курс Академии – за пять лет, несмотр несмотря на тяжелые условия, в которых которых ему приходилось жить.

Огромная жажда знаний заставила его в декабре 1730 года без разрешения отца покинуть Север и добраться до

Слайд 10Петербургской академией наук, нуждавшейся в квалифицированных специалистах, в 1735 году было

принято решение послать в Германию трех наиболее способных студентов для обучения физике, химии и горнорудному делу. Для этого были выбраны Михаил Ломоносов, Дмитрий Виноградов (будущий изобретатель русского фарфора) и Густав Рейзер. В сентябре 1736 года трое русских студентов выехали в Германию, в Марбург, где находился один из старейших и лучших университетов Европы того времени. За два с половиной года в Марбурге Ломоносов получил фундаментальную подготовку в области естественных наук. Через год скитаний и лишений по Германии и Голландии, получив разрешение из Петербурга, вернулся в Россию. Ломоносов возвратился в Академию наук тридцатилетним мужчиной.
Первые месяцы, не будучи зачисленным в штат, он исполнял различные работы: занимался описанием минералогической коллекции, делал переводы и писал статьи для «Санкт-Петербургских ведомостей.
Петербургской академией наук, нуждавшейся в квалифицированных специалистах, в 1735 году было принято решение послать в Германию трех

Слайд 11В 1745 году, в возрасте 33 лет, Ломоносов получил диплом на

звание профессора химии. С этого времени он стал полноправным членом Академии наук с решающим голосом на ученых собраниях и руководителем кафедры химии.
В 1748 году была построена по проекту Ломоносова первая в России химическая лаборатория.
. Ломоносов весьма плодотворно проработал там до 1758 года, впервые сформулировав определение основанного им предмета – физической химии, сконструировав много приборов, введя в практику запись в лабораторный журнал, микроскоп и аналитические весы, а также выполнив большое количество исследований, явившихся основой для многих отраслей современной химии и химической промышленности. В этой же лаборатории Ломоносов заложил основы отечественного стеклоделия, поставив собственноручно около 4 тысяч опытов, изобрел способ изготовления цветных прозрачных стекол и непрозрачных (смальты).
В 1745 году, в возрасте 33 лет, Ломоносов получил диплом на звание профессора химии. С этого времени

Слайд 12В 1751 году российский ученый был произведен в коллежские советники, что

существенным образом меняло социальное и имущественное положение ученого. Из чиновника недворянского класса Ломоносов переходил сразу в 6-й класс, дающий право на потомственное дворянство, увеличивалось также годовое жалование, но дальнейшее продвижение по иерархической лестнице, несмотря на все возрастающую славу Ломоносова как ученого и поэта, всячески тормозилось. Имя русского гения становится широко известно в Западной Европе, в ряде журналов появляются рецензии на его труды. В 1760 году Ломоносов был избран почетным членом Шведской академии наук. Через год он написал для Шведской академии «Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях». Ломоносов поддерживал постоянную связь с выдающимся математиком XVIII века Л. Эйлером. Переписка этих двух ученых оказала благотворное влияние на их творчество. До самой своей смерти следил за успехами своего ученика Х. Вольф. В 1754 году Ломоносов выступил инициатором создания русского университета и, пользуясь поддержкой меценатствующего графа И.И. Шувалова, предложил свой проект с учетом особенностей общественного строя России и состояния научной мысли того времени.
В 1751 году российский ученый был произведен в коллежские советники, что существенным образом меняло социальное и имущественное

Слайд 13Ломоносов возродил забытое с XIII века древнерусское мозаичное искусство. Он создал

целую школу учеников-мозаичников и с их участием выполнил ряд мозаичных картин и портретов. Задумав украсить монументальными мозаиками общественные здания, он начал серию картин о Петре I, из которых только «Полтавская баталия» размером 30 квадратных метров сохранилась до нашего времени.
Ломоносов возродил забытое с XIII века древнерусское мозаичное искусство. Он создал целую школу учеников-мозаичников и с их

Слайд 14. В последние годы жизни М.В. Ломоносов успевал руководить Географическим департаментом,

мозаичными работами, принимал активное участие в подготовке экспедиций, следил за изготовлением необходимых инструментов. Обсуждал планы лекций для Академического университета и гимназии, приглашал преподавателей, писал оды, стихотворения, надписи к иллюминациям, разработал над «Положение об устройстве и Уставе Петербургской Академии наук» и многое другое. С марта 1765 года болезнь приковала М.В. Ломоносова к постели. Он чувствовал приближение смерти, поэтому еще больше беспокоился о необходимости завершить начатые работы, найти им достойных продолжателей. Он писал: «Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют». 4 (15) апреля 1765 года в пять часов вечера, простившись с женой и дочерью, великий русский ученый скончался. Похороны состоялись через четыре дня на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге при большом стечении народа.
. В последние годы жизни М.В. Ломоносов успевал руководить Географическим департаментом, мозаичными работами, принимал активное участие в

Слайд 15Ломоносов и математика
Большое значение Ломоносов придавал математике, рекомендовал широко применять математические

методы в других науках. Математику, — писал ученый, — «почитаю за высшую степень человеческого познания, но только рассуждаю, что ее в своем месте после собранных наблюдений употреблять должно». Эти слова созвучны нашему веку, когда математические методы получили большое распространение, как в естественных, так и в гуманитарных науках. Общеизвестно высказывание, приписываемое Ломоносову: «Математику изучать надобно, поскольку она в порядок ум приводит». Так кратко и выразительно может сформулировать свою мысль только человек, не просто относящийся к математике с почтением, но и в силу собственного опыта понимающий её роль в жизни. Называя математику «прекраснейшей наукой», Ломоносов признавал за ней «первенство в человеческом знании». М. В. Ломоносов не был математиком, но без математиков Ломоносова, как первого русского ученого, не было бы вовсе.
Ломоносов и математикаБольшое значение Ломоносов придавал математике, рекомендовал широко применять математические методы в других науках. Математику, —

Слайд 16Педагогическая деятельность
Этапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова.
Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с

преподавательской работой ученого. Ломоносов сделал вывод, что большинство населения империи неграмотно. Ломоносов разработал программу публичных лекций, которые должен был читать с 1 сентября 1742 года. Но доныне в империи не существовало учебников на русском языке. Это заставило его немедленно заняться разработкой учебных пособий по различным предметам. Второй этап (1745—1749) связан в основном с методической работой ученого (уже в 1745 году Ломоносов получил должность профессора). Одновременно с подготовкой учебных пособий Ломоносов разрабатывает лекции на русском языке. Ломоносов считал также, что гимназия должна вмещать в себя как можно больше учеников, из числа которых потом будут отбираться самые способные. Члены Академического собрания отвергли инициативу Ломоносова об отборе способных учеников из монастырских школ, об увеличении числа гимназистов, о широком распространении научных знаний на русском языке.
Педагогическая деятельностьЭтапы педагогической деятельности М.В. Ломоносова.Первый этап (1742—1745) непосредственно связан с преподавательской работой ученого. Ломоносов сделал вывод,

Слайд 17Третий этап (1750— 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над

серией документов о высшем и среднем образовании. Позднее они были названы исследователями педагогического творчества ученого Ломоносовской программой организации просвещения в России. В это время Ломоносов находился в расцвете творческих сил, много времени отдавал непосредственной подготовке молодых специалистов, выступил с идеей открытия Московского университета. Он заботился о том, чтобы учебные заведения, в том числе и университет, были открыты и для детей простого народа. Московский университет был открыт в 1755 году. В нем функционировало три факультета: философский, юридический, медицинский. Обучение в университете велось преимущественно на русском языке.
Четвертый этап (1756—1765) Ломоносов завершает работу над программой развития среднего и высшего образования в России. Программа была построена на основе принципов демократизма, гуманизма и народности.
Третий этап (1750— 1755) совпал с периодом, когда ученый работал над серией документов о высшем и среднем

Слайд 18Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней общеобразовательной школы. Для

каждой из них устанавливались три класса: нижний, средний, верхний, закреплялся трехгодичный срок обучения. Важное место отводилось высшему образованию. Ломоносов предложил изменить структуру высшего образования в России, отказавшись от богословского факультета, так как «во всех университетах деление на факультеты бывает сообразно с государственными учреждениями, то и здесь, отказавшись от богословского круга наук в пользу Святейшего Синода, таковые науки преподаются только в подведомственных ему школах...». Ломоносов высоко ценил общечеловеческую нравственность. Он считал необходимым воспитывать в молодых людях такие «добродетели», как «мудрость, благочестие, воздержание, чистота, милость, благодарность, великодушие, терпение, незлобие, постоянство, трудолюбие, дружелюбие, послушание, скромность». Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой о человеке, опорой на национальные традиции. Гениальные способности, глубокая любовь к науке, неизменное трудолюбие, пламенный патриотизм, непреклонная твердость воли при достижении цели – вот отличительные черты Ломоносова.
Ломоносов первым представил гимназию как прогрессивную форму средней общеобразовательной школы. Для каждой из них устанавливались три класса:

Слайд 19Заключение.
Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику,

химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю, филологию; стремился использовать науку для развития и поднятия благосостояния страны. Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова: «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». Леонард Эйлер был едва ли не единственным его современником, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Отдавая должное заслугам Ломоносова, Эйлер отмечал его «счастливое умение расширять пределы истинного познания природы…».
В заключении мне хотелось бы привести высказывание самого Михаила Васильевича: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы; а моя слава падет и с вашею».
Заключение.Как ученый Ломоносов отличался необычайной широтой интересов; обогатил своими открытиями физику, химию, астрономию, географию, технику, геологию, историю,

Слайд 20Список источников.
1 В. Н. Вернадский «Начало и вечность жизни».-М.: Советская Россия,

1989 г.
2 В. Н. Вернадский «Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений».-М.; Л., 1957.-т.10.
3 Ишлинский М.Л., Павлова А.Р. «М.В. Ломоносов – великий русский ученый». - М.: Педагогика, 1986 г.
4 Б. Р. Константинович «Великие исторические персоны»-изд. Вече 2011 г.
5 Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». (Сост. Буторина Т.С.) - М.: 1991 г.
6 В. Ламанского «Ломоносов и Петербургская Академия наук»-Материалы к столетней памяти его. 1765-1865 годы, М., 1865 г.
7 http://muzey.mitht.ru
8 http://mycelebrities.ru
9 http://wwwzoroastrian.ru
10 http://pearl.7bb.ru


Список источников.1 В. Н. Вернадский «Начало и вечность жизни».-М.: Советская Россия, 1989 г.2 В. Н. Вернадский «Ломоносов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть