Слайд 1Мордва-народ с богатой историей
Слайд 2
На широких просторах между Волгой и Уралом, в междуречье Оки и
Суры раскинулась древняя земля Мордовия.
С далеких времен мордовский край навечно вошел в состав России. Около шести веков живут рядом, плечом к плечу, народы — братья — мордовский и русский.
Богата Мордовия кладовыми своей земли, зверями и птицами. Неширокой полосой протянулась с запада на восток зеленая Мордовия. Зеленая на карте, зеленая в действительности. Посреди славянского моря — островок звучных мордовских названий: Явас, Потьма, Лямбирь. Россия всегда славилась своими просторами и широкой душой русского человека. И Мордовия в этом отношении не исключение.
А если вы хотите окунуться в атмосферу древности, почувствовать себя настоящим первобытным человеком, опять же, Мордовия — это то, что вам нужно!
Слайд 3Мордовский край…
Он не велик, но очень живописен.
Луга с ромашками,
васильками, колокольчиками,
реки и озера, леса, которые сказочны и величавы
в любое время года. Этот край имеет свои достопримечательности — исторические,
природные и культурные, которые в
совокупности обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных
особенностей.
Слайд 4 Народ жив, пока жива его национальная Культура:
язык, искусство, традиции, обычаи,
легенды и,
конечно же, духовность…
Слайд 5 Мордва– народ, состоящий из двух основных этнических групп.
Западная группа, живущая в
районе реки Мокши, которую и называют мокша, и восточная в долине реки Суры - эрзя.
Название "мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек", "мужчина".
Мордва говорит на двух мордовских языках : мокшанском и эрзянском. Оба эти языка относятся к волжской языковой группе уральской языковой семьи.
Слайд 6 Территория расселения мордовских племен в первом тысячелетии нашей эры включала долины
рек Оки, Волги (среднее течение), Цны, Мокши, и Суры.
На юге граница мордвы совпадала приблизительно с естественным рубежом леса и степи, на востоке не заходила дальше правого берега Волги.
Северная граница доходила до устья Оки,
западная – до Среднего Поочья.
Слайд 7
Древние мокшане и эрзяне — трудолюбивые и мужественные люди. Тяжек был
труд, их окружали дикие звери, немилостива была природа. Жизнь учила их бороться и побеждать.
Главным занятием мужчин была охота. С копьями, рогатинами, дротиками выходили они один на один против медведя, дикого кабана и других крупных зверей. Охотники ставили капканы на зайцев, куниц, соболей. Мех этих зверьков очень высоко ценился. Его грузили на челны, и по рекам отправлялись торговать с соседями, получая в обмен оружие, украшения, продукты.
С помощью корзин, сделанных из прутьев, железных крючков, древние жители ловили рыбу, в изобилии водившуюся в реках — осетра, стерлядь, судака.
Слайд 8
Постепенно появилось у древней мордвы животноводство и земледелие. Жители городищ приручали
и разводили коров, коз, овец, лошадей, свиней.
Вначале мордовские племена обрабатывали землю мотыгой. На смену ей пришла деревянная соха, а потом и соха с железным сошником (наконечником). Это облегчило труд земледельцев.
Прославилась древняя мордва бортничеством — добычей дикого меда и воска и разведением пчел. Охотник за медом — бортник находил деревья с дуплами диких пчел, ставил свой знак, доставал мед и воск. Мед заливали в глиняные сосуды — корчаги и отвозили на рынок для обмена на другие товары.
Слайд 9
Научилась древняя мордва и многим ремеслам. Жители мордовских городищ умели выплавлять
из руды железо, делать ножи, топоры, наконечники копий и стрел, серпы.
Мордовские женщины с давних времен владели искусством ткачества и изготовления одежды. Одежду они украшали красивой вышивкой, застежками, подвесками.
Жили в городищах и искусные гончары. Вначале сосуды делали из бересты, прутьев, обмазывая их глиной. А потом заметили, что глина в пламени становится тверже, прочнее, и стали делать сосуды только из глины. Гончар старался сделать сосуд не только полезным, но и красивым. Заостренной костью он наносил перед обжигом незатейливый рисунок — линии, ромбики, квадратики, елочки. Из костей рыб и зверей древние умельцы вырезали иглы, шилья, крючки для рыбной ловли.
Слайд 10
Летом древние жители нашего края обитали в легких шалашах, а к
зиме сооружали полуземлянки. Вначале выкапывалась прямоугольная яма примерно по пояс взрослому человеку. Затем по краям ямы в два ряда забивались невысокие колья, которые переплетались ивовыми прутьями. Получались стены в два ряда. Их обмазывали глиной, а между стенами насыпали землю. Самым трудным было сделать крышу. Посреди жилища вкапывали длинную толстую жердь, к ней и к стенам прикрепляли жерди потоньше. Получался остроконечный шатер. Сверху крышу накрывали хворостом, камышом, травой. Вдоль стен делали выступы из земли. На них можно было сидеть и спать. Очень важным в полуземлянке был очаг. Очаг — хранилище тепла и жизни. В глиняном очаге готовят пищу, а раскаленные камни дают тепло. Дым стлался по всему помещению, покрывал копотью стены и лица людей и медленно выходил в небольшое отверстие в крыше.
Постепенно древняя мордва овладела искусством строительства домов из бревен.
Слайд 11 Народный костюм сложился в глубокой древности в крестьянской среде, тогда же
был наделен знаковыми чертами. Традиционная национальная мордовская одежда формировалась по двум направлениям, соответствовавшим культурам эрзи и мокши. Особый интерес представляет женская одежда, в ней более устойчивы традиционные черты.
Основной частью женской одежды как у эрзи, так и у мокши являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника. Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде - это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками.
Слайд 12 Прямые полотнища холста, составлявшие стан рубахи, оформлялись вышивкой, располагавшейся по груди,
оплечьям, рукавам и подолу. Нередко отделка имитировала самостоятельные элементы одежды. Передник в эрзянском костюме вторит отделке верхней одежды или сливается с декором комплекса набедренных украшений.
Многослойность мордовского национального костюма была показателем перехода носителя в очередную возрастную категорию. В детстве костюм девочки включал лишь рубаху и пояс, в пору юношества показателем зрелости, совершеннолетия для эрзянских девушек было одевание пышного набедренного украшения "пулай", а для мокшанок - нижней набедренной детали, портков "понкст".
Самостоятельно женщина порой не могла одеться в многослойный костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.
Слайд 13 Особые перемены в отделке деталей и составе костюма происходили в брачный
период. Девушка на выданье по праздникам носила особенно нарядный головной убор, включавший обилие лент, цветов, нашивок из бисера, бус, перьев, мишуры. В замужестве молодая и в первый год после свадьбы покрывала головной убор нарядными налобными лентами, либо украшала налобную часть его нашивками из жетонов, цепочек, блесток, скрывая вышивку. После рождения первенца женщины снимали часть покрывающих деталей с головного убора, а после 35-40 лет носила просто оформленный головной убор.
О семейном положении женщины говорило многое в ее костюме: наличие закрытого головного убора, распашной одежды с вышитыми на груди полами, введение в комплекс украшений широкого нагрудника из бисера, жетонов, цепочек или лент. Вышивка одежды и головных уборов также носила определенную информацию, смысл которой в настоящее время практически утрачен.
Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.
Слайд 14
Мордовская народная кухня в основе своей всегда здорова, она не терпит
специй - уксуса, горчицы. Это растительные и молочные продукты, квашения; продукты чаще всего употреблялись в натуральном виде. Мордовскую кухню отличает обилие рыбных и мясных блюд, из овощей более всего употреблялась в пищу капуста, свекла, огурцы, лук, морковь, репа, редиска, тыква, Предпочтение отдается тыкве, которую заготавливают на зиму, пекут в печке и т.д. Лук - любимая национальная приправа и даже пища мордвина. В качестве холодных закусок употреблялись огурцы, печеные яйца, грибы.
Ряд специфических черт мордовской кухни: пересол пищи, употребление большей частью сквашенного молока, сыр, яйца и каша готовились вкрутую, масло не топили, не применяли острых специй, обычная подлива - из сметаны, кислого молока, конопляного мала или толченого конопляного семени (иногда льняного).
Слайд 15 Среди напитков особым почетом пользовалась мордовская брага - напиток безалкогольный и
целебный. У мокшан она носит название "поза". Это хлебный напиток с добавлением хмеля, приготавливается особым образом только в деревянной посуде, хранится на холоде. Есть у мордвы и праздничный напиток - пуре. В его основе мед, хмель и сусло. Повседневный напиток - хлебный квас. На нем делается окрошка самых разных видов. Любимое блюдо мордвы - блины. Они тоже очень разные, как и у русских.
Черника, брусника, малина любимы у мордвы. Черника у мордвы называется "сосновое яблоко" (пичемарь), оттого что растет в сосновых лесах. Брусника - "пичень кстый" - "сосновая ягода".
Пищу готовили на весь день утром в печи, которую топили один раз. Варила пи-щу свекровь, а в больших семьях ей помогали остальные женщины. В обязанности снох входило обеспечение кухни дровами и водой. У мордвы не практиковалась раздельная еда женщин и мужчин, существовавшая у многих народов. Обычно трапезы совершались всей семьей, за общим столом.
Слайд 16 Разнообразны были производственные и календарные обряды. Так, перед весенним севом совершалось
«моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» - женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение.
В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери.
Слайд 17
ОЗКС - от слова озномс, озондомс, т.е. молиться.
Большинство мордовских озксов не
имело точной календарной даты проведения. Они, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением тех или иных работ
Праздники - озксы были общественными и семейными.
Общественные моления всегда совершались за деревней у ручья или родника, у опушки леса - под дубом, вязом, липой, березой или сосной, но осину или ель мордва избегала. Моленья могли быть только женскими, только мужскими или совместными. Жрецов для совершения обрядов у мордвы не было. Семейные моления совершались старшими в доме, на общественных молениях для совершения обрядов и чтения молитв каждый раз выбирались особые старики или старухи. Основной момент озксов - жертвоприношение божествам, их кормление, преследовавшее цель приобрести расположение божеств. В дни наиболее важных озксов не работали. При молении обращались на восток, руки воздевали к небу или клали под мышки и кланялись, вставали на колени или падали ниц.
Слайд 18 Дохристианская религия мордвы была политеистической. Пантеон мордовских богов весьма обширен: по
существу, нельзя назвать ни одной сферы природы, которая я не обожествлялась бы мордвой. То же самое можно сказать и о поселения, жилищах, хозяйственных сооружениях, пасеках, колодцах - все они, как правило, по представлениям мордвы, имели своих духов-покровителей. По этой причине подсчитать точное количество мордовских божеств едва ли возможно. Иногда говорят, что их было 77.
В мордовском язычестве преобладают и главенствуют женские божества: Вирява, Модава, Масторава, Вармава, Толава, Ковава, Кудава и др.
Божества-мужчины играют куда менее важную роль. Верховный бог - Шкай или Нишке (великий бог). Этот теоним восходит к общемордовскому глаголу "шкамс" - "создать".
Слайд 19небом и временем управлял бог Шкай;
его супругой была Анге — богиня
жизни, добра и любви;
Чи-паз был богом солнца;
Мастер-паз — богом земли (земной тверди);
Ков-паз — богом луны;
Пургине-паз — богом грома;
Богиня Шобдава являлась в виде зари;
Толава в виде огня;
землей (почвой) ведала Модава;
водой — Ведява;
лесом — Вирява и т. д.
Слайд 20 Каждый лесной массив мог иметь свою покровительницу, или Вирь-аву.
Говорят, что это
высокая женщина, тонкая, обнаженная, с длинными черными плохо причесанными волосами. Она громко смеется, ходит по лесу - все видит, а человеку не показывается. Она добрая, если ее не рассердишь. Может дорогу показать, а может, наоборот, запутать. Нога у нее одна, но ходит она - не хромает.
Норов-ава-божество поля. Ее боялись, старались умилостивить: оставляли несжатую полоску. Во время цветения ржи она в полночь давала знать о хорошем или плохом будущем урожае: свистом или воплем. В это время все сидели по домам с закрытыми окнами, чтобы не сердить её.
Ведь-ава - божество воды, покровительница, держательница всех речек, родников и т.д. Предстает человеку в виде здоровой голой женщины с длинными распущенными волосами белого цвета..
Варма-ава - считается покровительницей, держательницей ветра.
Слайд 21 Прошлые поколения оставили в Республике Мордовия следы своей культуры. В Мордовии
можно увидеть уникальный комплекс древних поселений эпох неолита и энеолита — Имеркские стоянки (Зубово-Полянский район). и древнейшее сооружение — поселение Ош Пандо в Дубенском районе, где были открыты следы пребывания племен так называемой балановской культуры бронзового века.
По всей Мордовии можно увидеть остатки земляных курганов и могильников, которые безмолвно свидетельствуют о том, что и много лет назад здесь существовала развитая цивилизация. Это Андреевский курган в Большеигнатовском районе с образцами древнемордовской культуры; Старобадиковские могильники, Шокшинский могильник,, Итаковское городище, Теньгушевское городище, в котором сохранились оборонительные сооружения — земляной вал высотой до 4 м и оплывший ров.
Слайд 22
Мордовия богата своей природой, здесь поля часто чередуются с тенистыми лесами
и дубравами, множество рек протекает по обширной территории.
Флора Мордовии насчитывает свыше 1000 видов только высших растений, свыше 200 видов птиц, около 60 видов млекопитающих.
На территории Республики протекают Мокша и Сура со своими притоками, относящимися к бассейну Волги. Всего в Мордовии 114 больших и малых речек, около 500 озер.
Слайд 23 В Мордовии на данный момент более 1000 историко-культурных памятников: 60- памятников
археологических, 110-архитектуры и градостроительства, 115-памятников искусства, 545- исторических. 52 памятника общероссийского значения.Многие представляют большое значение для общероссийского и международного туризма.
Слайд 24
На широких просторах между Волгой и Уралом, в междуречье Оки и
Суры раскинулась древняя земля Мордовия.
С далеких времен мордовский край навечно вошел в состав России. Около шести веков живут рядом, плечом к плечу, народы — братья — мордовский и русский.
Богата Мордовия кладовыми своей земли, зверями и птицами. Неширокой полосой протянулась с запада на восток зеленая Мордовия. Зеленая на карте, зеленая в действительности. Посреди славянского моря — островок звучных мордовских названий: Явас, Потьма, Лямбирь. Россия всегда славилась своими просторами и широкой душой русского человека. И Мордовия в этом отношении не исключение.
А если вы хотите окунуться в атмосферу древности, почувствовать себя настоящим первобытным человеком, опять же, Мордовия — это то, что вам нужно!