Слайд 1
Исследовательская
деятельность
на уроках истории в средней школе.
Применение исследовательского метода
как средства
обеспечения на уроке атмосферы творческой активности и повышения мотивации к обучению и формирования важнейших учебных компетенций.
Слайд 2Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 178
Предмет: История России
Тема
урока: Дворцовые перевороты
Учитель: Анасенкова Светлана Валентиновна
Класс: 7в
Слайд 3Тема урока:
Дворцовые перевороты
Цели:
Охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра I;
дать
представление о главных проблемах и задачах развития российского общества во второй четверти- середине XVIII века;
сравнить характер правления Петра Великого и его преемников
Слайд 4Задачи:
Образовательные:
Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об истории развития России
в XVIII веке;
Вспомнить уже известные и изучить новые термины и понятия, имена исторических личностей, даты;
Сформировать представление о роли деятельности Верховного тайного совета для развития государства;
Познакомить учащихся с объектами исторического изучения: правителями России и их фаворитами
Слайд 5Развивающие:
Продолжить формирование умения выделять причинно-следственные связи, работать с картами военных действий
Продолжить
развитие навыков работы с историческими источниками
Развивать умение анализировать, синтезировать историческую информацию в источнике
Развивать умение логически мыслить, уметь делать выводы, понимать взаимосвязь исторических событий
Развивать речь, потребностно-мотивационную (активная работа на уроке) и эмоционально-волевую (умение выслушивать на уроке) областей.
Слайд 6Воспитательные:
Воспитывать внимательность, умение работать самостоятельно на уроке
Овладение способами взаимоконтроля и самоконтроля
Способствовать
формированию мировоззренческой культуры личности, гуманизма, уважения к историческому прошлому Родины.
Слайд 7Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:
Установка для презентаций
учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина
«История России. КонецXVI-XVIIIвек. 7 класс», М.: «Просвещение», 2007 г.
Исторические документы: отрывки из «Русской истории в жизнеописаниях ее ведущих деятелей» Н.И. Костомарова, «Исторических портретов» В.О. Ключевского
Тетрадь
Портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины Великой
Слайд 8Термины и понятия:
Дворцовый переворот
Верховный тайный совет
Конституционная монархия
Кондиции
Имена:
Екатерина I, Петр II,
Анна Иоанновна, Иоанн VI Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, А. И Остерман, В.Н. Татищев, А.П. Волынский, П.И. и И.И. Шуваловы, А.П. Бестужев-Рюмин
Важнейшие даты:
1725-1727 г.г.- правление Екатерины I;
1727-1730 г.г.- правление Петра II;
1730-1740 г.г. – правление Анны Иоанновны;
1740-1741 г.г.- правление Иоанна VI Антоновича;
1741-1761 г.г.- правление Елизаветы Петровны;
1761-1762 г.г.- правление Петра III;
1762 г.- начало правления Екатерины Великой;
Слайд 9Методы работы на уроке:
Изучения материала:
Репродуктивный
Объяснительно-иллюстративный
Исследовательский
Организации учебно-познавательной деятельности:
Словесный
Самостоятельной работы и работы под
руководством учителя
Контроля и самоконтроля:
Устный и письменный
Слайд 10Формы работы на уроке:
Индивидуальная
Фронтальная
Групповая
Устная
Письменная
Слайд 11Формирование универсальных учебных действий на уроке:
1. личностных (смыслообразование на основе развития
мотивации и целеполагания учения);
2. регулятивных (планирование и организация деятельности; самоконтроль и самооценивание);
3. познавательных (поиск информации, исследование; переработка и структурирование информации; работа с научными понятиями и освоение общего объема доказательства как компонента воспитания логического мышления);
4. коммуникативных (осуществление межличностного общения; формирование личностной и познавательной рефлексии).
Слайд 12Ход урока:
I. Организационный момент:
Выделение темы урока, постановка целей и задач перед
учащимися.
II. Опрос по предыдущей теме.
Это фронтальный опрос для актуализации внимания учащихся перед изучением новой темы, так как предыдущий урок был проведен в форме контрольной работы:
Дата правления Петра Великого?
Форма правления в России при Петре Великом?
Какова была судьба царевича Алексея Петровича?
В чем содержание указа Петра о престолонаследии?
Слайд 13III. Изучение нового материала.
Слово учителя (на доске):
1725-1762 г.г.- дворцовые перевороты в
России
Дворцовый переворот-
Верховный тайный совет-
Конституционная монархия-
Кондиции-
Слайд 14Введение проблемной ситуации
На основании исторических источников мы должны на уроке найти
ответ на вопросы:
1. В чем причины дворцовых переворотов в России?
2.Как менялся характер власти правителя в России при преемниках Петра Великого?
Слайд 15Работа с документами.
1 вариант работает с отрывком из текста «Русской истории…»
Н.И. Костомарова, посвященном правлению ЕкатериныI,
2 вариант – с текстом по правлению ПетраII.
Вопросы к документам:
Автор
Название
Дата правления монарха (возможно использовать учебник)
Основные события правления, указанные в документе?
Каков, на ваш взгляд, характер власти правителя (абсолютная или ограниченная)?
Слайд 16Работа с документами:
Индивидуальное задание для сильного ученика.
Работа с отрывком из работы
В.О. Ключевского «Исторические портреты» и ответы на вопросы:
Автор
Название
В чем причины дворцовых переворотов?
В чем содержание политической жизни?
Устное выступление ученика с ответом по источнику.
Слайд 17Работа класса с учителем:
Чтение текста кондиций Анны Иоанновны в учебнике с.
155 и ответ на вопрос:
Как изменился бы характер власти правителя в случае принятия «кондиций»?
Устные ответы учащихся с места.
Слайд 18Индивидуальный опрос учащихся.
Заполнение таблицы:
Слайд 19IV.Закрепление изученного материала
Письменное выполнение теста:
1.Решающая сила при определении политики в данный
период:
а. гвардия;
б. стрелецкое войско;
в. даточные люди
2.«Бироновщина» ассоциировалась как:
а. господство Тайной канцелярии
б. активная борьба русского дворянства
в.упрочение позиций высших сановников
г. олицетворение засилья иноземцев в управлении государством
Слайд 203. Дворцовый переворот- это:
4. После Анны Иоанновны престол унаследовал:
а. Иван Антонович-
сын племянницы Анны Иоанновны;
б. Петр Алексеевич- внук Петра Первого;
в. Карл Петр Ульрих- племянник Елизаветы Петровны;
г. Елизавета Петровна- дочь Петра Великого
5. При вступлении на престол Елизавета Петровна:
а. провозгласила возвращение к порядкам своего отца;
б.отменила смертную власть;
в. Объявила о расширении прав и привилегий дворянства;
г. ограничила права и привилегии дворянства
Слайд 216. Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как:
а. «правление временщиков»;
б.
«бироновщина»;
в. «правление верховников»;
г. «орловщина»
7. Гвардия использовалась для:
а. личной охраны императора;
б. охраны приграничных земель;
в. Организации военных экспедиций в другие страны
Слайд 228. Кондиции- это
9. Выражение «словом и делом» связано:
а. с деятельностью Тайной
канцелярии;
б. с осуществлением реформ государственного аппарата;
в. с Разбойным приказом;
г. с деятельностью кабинета министров
10. Елизавета Петровна оставила престол:
а. Петру Федоровичу;
б. Екатерине Алексеевне;
в. Ивану Антоновичу;
г. Петру Алексеевичу.
Слайд 23Домашнее задание:
& 20-21, записи в тетради;
Для сильного ученика индивидуальное задание: составить
презентацию на тему: «Галерея правителей России эпохи дворцовых переворотов».