Слайд 1Исследовательская деятельность на уроках истории
Черепанова Екатерина Александровна
учитель истории и обществознания
Слайд 2В современном обществе возрастают требования к уровню развития личности. Сегодня общество
нуждается в молодых людях которые осознают свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимают свои гражданские права и обязанности, ясно представляют себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовы к служению Отечеству.
Перед учителями стоит сложная практическая задача - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.
Способность к самостоятельному познанию развивается только в исследовательской деятельности.
Слайд 3Благодаря исследовательской деятельности учащихся возможно достижение следующих учебных и воспитательных задач:
развитие
творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;
формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;
выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;
воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;
помощь в профессиональной ориентации;
самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели.
Слайд 4Исследовательская деятельность:
научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний
учебно-исследовательская
– деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на развитие у учащихся исследовательского типа мышления
Слайд 5Учебная исследовательская деятельность - это
творческие задания
создание проектов по определенной теме
внедрение в
учебный процесс различных технологий развивающего обучения
Слайд 6
Метод проекта - это инновационная педагогическая технология обучения, при которой обучающиеся приобретают
новые знания в процессе поэтапного, самостоятельного, под руководством педагога планирования, разработки, выполнения и продуцирования усложняющихся заданий.
Основное назначение метода состоит в предоставлении обучающимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей.
Слайд 7Достоинства:
Метод позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования
– проблему мотивации.
Реализуются принципы личностно- ориентированного обучения, когда учащиеся могут выбрать тему работы по душе в соответствии со своими способностями и интересами.
Обучающиеся осваивают этапы проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, интегрировать и применять полученные ранее знания. В результате развиваются творческие и интеллектуальные способности, самостоятельность, ответственность, формируются умения планировать и принимать решения.
Тесно связан с использованием новейших компьютерных технологий. Это и электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, викторины, олимпиады
Реализует одну из принципиальных инноваций современного образования — компетентностный подход к обучению
Слайд 8Формы работы при использовании метода проектов
рефераты,
исследования,
проект,
презентации,
статьи,
диспуты
Слайд 9Метод проекта включает в себя
метод погружения,
методы сбора и обработки данных,
мозговой атаки,
исследовательский,
проблемный,
анализ
справочных и литературных источников:
поисковый,
опытная работа;
обобщение результатов;
Слайд 10Виды проектов
Прикладные;
Исследовательские;
Информационные;
Творческие
Ролевые, игровые.
Слайд 11Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала,
рефлексия и при выполнении домашнего задания.
Вот несколько примеров:
Изучая в 5м классе вопрос «Происхождение человека», спрашиваю: « Что вы знаете о происхождении человека?»
Ответы детей:
Человека создал – Бог,
Человек произошёл от обезьяны;
Человек появился на земле по воле инопланетян.
Спрашиваю: «Какая из этих точек верна?» Вот данным вопросом мы будем заниматься на уроке.
Д/З. к следующему уроку подберите материал по любой теории о происхождении человека. В конце изучения темы они делают сообщения или презентации. Приходим к выводу что научная точка «Происхождение человека в ходе эволюции» пока остаётся в истории основной.
Слайд 12Изучая в 5м классе вопрос «Как человек овладел огнём?». Задаю вопрос:
«Как вы думаете, как человек овладел огнем?»
Ответы детей:
В сухое дерево ударила молния и оно загорелось;
Трение деревянной палочки о дощечку;
Высекание искры при помощи камней.
Спрашиваю: « Как люди научились добывать огонь трением?»
Чаще всего дети затрудняются ответить на этот вопрос поэтому проводим эксперимент. Прошу детей потереть ладошки друг о друга, соответственно чувствуют нарастающее тепло в ладонях. Итог: Силой трения можно вызвать тепло, а значит добыть огонь если применить силу на дереве.
Спрашиваю: «Как вы думаете, как человек научился добывать огонь с помощью камней?»
Ответ детей:
Тереть камень о камень (применять силу трения).
Делал из камня оружие/орудие труда случайно высек искру
Спрашиваю: «Из любого камня можно высечь искру?»
Отвечают: «Да»
Проводим эксперимент: (дети приносят камушки и пытаются огонь высечь). У них не получается. Почему? Т.к. искру возможно высечь только из камней кремниевых пород. Учитель демонстрирует кремниевые камни и высекает искру. Итог, возможно древние люди высекали огонь при помощи кремниевых камней, но это тяжёлый и долгий труд, требовавший большого терпения. Поэтому они очень его берегли и охраняли.
Слайд 13При изучении темы «Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей»
спрашиваю: «Как так получилось, что греки оказались в Причерноморье?»
Ответы детей:
Они любили путешествовать;
Они приехали в Причерноморье торговать;
У них очень мало плодородных земель, и они искали более удачное место для жилья;
После реформ Солона началась борьба между бедными и богатыми.
Итог: Греки оказались в Причерноморье в силу нехватки плодородных земель, острой борьбы между демосом и знатью (проигравшая сторона покидала полис в поисках лучшей жизни), необходимость в налаживании новых торговых путей (продажа вина, оливок, оливкового масла, керамики и закупка хлеба, рабов, и т.д.). С помощью этого вопроса проверяется усвоение прошлых тем, выстраивается причинно-следственная связь исторических процессов, явлений.
Д\З. задается проблемный вопрос «Правы ли скифы убившие царя Скилла?» однозначно правильного ответа на задание нет. Отвечая на этот вопрос ребенок учится аргументировать свое мнение и отстаивать его т.к. на проверке домашнего задания встает дискуссия где каждый защищает свою позицию.
Слайд 14При изучении в 6 классе темы « Как происходило объединение Франции»
Спрашиваю: «Как вы можете охарактеризовать власть короля во Франции?» И дальше идет такой диалог:
Слабая
Почему?
Потому что герцоги и графы не подчиняются ему
А почему не подчиняются?
Они богаче короля и земель у них больше
Как же так получилось?
Короли раздавали много земель служилым людям, а когда земель стало мало, то раздавали привилегии вот и получилось, что королевская власть стала слабой
А почему мы тогда сегодня будем говорить об объединении Франции под властью короля?
Затрудняются ответить.
На этот вопрос мы и попытаемся ответить с помощью учебника. Здесь уже идет самостоятельная работа с учебником. В конце урока подводим итог: король не так одинок как кажется, ему помогает католическая церковь призывавшая прекратить кровопролитные войны феодалов разорявшие страну, города воющие за свою свободу с крупными феодалами, мелкие и средние феодалы которые видели в короле опору и защиту от притеснений крупных феодалов.
Слайд 15Еще один не маловажный аспект при изучении истории – это работа
с историческим источником.
Анализ письменного источника
1. Кто автор документа? Что можно сказать о его социальном статусе, позиции? Является ли он участником событий, которые описывает? Чьи интересы защищает?
2. Когда написано создан данный источник? Как это видно из его содержания?
3. Где происходят события, о которых идет речь в источнике? Как это следует из его содержания?
4. Какие факты изображены в документе? Какую информацию он нам дает? Какие можно сделать выводы?
5. Для кого и с какой целью создан этот документ?
6. О чем в нем не сказано? Как он соотносится с другими источниками?
7. Мера нашего доверия к нему.
8. Значение источника.
Слайд 16Прохождение в 6 классе темы «Владимиро-Суздальское княжество» работаем с документом
Слайд 17При работе с данным документом отвечаем на следующие вопросы:
Как относился автор
к убийству князя?
Плохо.
Почему?
Автор говорит об убийцах что они «по дьявольскому наущению» решили убить князя, похожи на «диких зверей», и называет их «проклятыми»
Как думаете летопись написана сразу после убийства или спустя время?
(мнения делятся) но большинство склоняются к первому варианту, аргументируют тем что: во-первых, эмоциональность речи говорит, что автор современник событий, и видимо глубоко переживает смерть князя. Во-вторых, слишком подробно описано, будто автор сам был свидетелем этих событий.
Можно верить этому документу?
Да.
Для подтверждения точки зрения учащихся привожу выдержки из трудов историков Приселкова, Рыбакова, Лихачева и результаты исследования останков князя Ленинградским рентгенологическим институтом которые совпадают с описанием в летописи.