Слайд 1 И С Л А М
П Л А Н
Возникновение и становление
ислама.
Священное Писание и Священное предание в исламе.
Вероучение ислама.
Мусульманский культ
Феномен мусульманского права
Основные направления в исламе. Ислам в современном мире
Слайд 2ЧИСЛЕНОСТЬ МУСУЛЬМАН ПО СТРАНАМ
Слайд 3ИСЛАМ
(по-арабски "покорность")
Ислам распространен в странах Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной Азии и
Африки и оказывает там значительное влияние на социально-политические и культурные процессы. В некоторых странах, таких, например, как Египет, Саудовская Аравия, Иран, Пакистан и т. д., ислам является государственной религией
Слайд 4Возникновение и становление ислама
Возник в Аравии в VII в. Основатель -
Мухаммед.
Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма.
В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.
Слайд 5Ханифизм
первыми в Аравии пропагандистами единобожия были многочисленные бродячие проповедники — ханифы.
Они осуждали многобожие, выражавшееся в культах различных племенных и местных божеств, и призывали поклоняться единому богу — рахману (милостивому).
На вероучение ханифов значительное влияние оказали христианство и иудаизм, которые в это время получили определенное распространение среди некоторых арабских племен в Северной и Западной Аравии, а также зороастризм.
Имеются данные, что некоторые ханифы использовали слово «Аллах» (ал или эл — общесемитский корень, выражающий понятие «бог»). Наряду с верой в единого Бога ханифы проповедовали и идею объединения арабов под единодержавной верховной властью.
Ханифизм как вероучение был, таким образом, предшественником ислама, который первоначально возник в области Хиджаз (Западная Аравия), в городе Мекке — крупнейшем экономическом и политическом центре на Аравийском полуострове. Особое значение получила Мекка, так как в ней находилось древнейшее святилище Кааба (куб).
Слайд 6Мухаммад
Мухаммад родился в Мекке около 570 г. Он был из рода
хашима, принадлежавшего к племени курайшитов, однако семья его была весьма и весьма небогатой.
Мальчик рано осиротел и воспитывался вначале своим восьмидесятилетним дедом Абд уль-Мутталибом, а затем дядей по отцовской линии — Абу-талибом. Последний также был небогатым человеком, и потому Мухаммаду рано пришлось начинать зарабатывать на жизнь самостоятельно: вначале он был пастухом, затем стал сопровождать караваны.
Во время путешествий Мухаммад, с юных лет интересовавшийся духовными вопросами, познакомился с иудаизмом, христианством, зороастризмом, слушал проповеди ханифов — проповедников единобожия.
В возрасте 24 лет Мухаммад устроился на службу к богатой вдове Хадидже, своей дальней родственнице, а впоследствии женился на ней. Брак этот был совершен по любви и оказался прочным и счастливым для обоих. Изменившееся материальное положение Мухаммада позволило ему оставить торговлю и сосредоточиться на духовной жизни.
Слайд 7С юных лет Мухаммад любил предаваться размышлениям в уединении. Мухаммад все
чаще уходил из города и, скитаясь по целым дням среди гор, в одиночестве предавался размышлениям.
Около 610 г. в возрасте 40 лет его стали посещать видения, он стал слышать голоса. Уже в первом божественном откровении, которое изложено в Коране (сура 96), он услышал божественные слова, призывающие его проповедовать единобожие своим соплеменникам. Первоначально Мухаммад испугался, не поддался ли он влиянию злых духов — джиннов. В отчаянии от своих сомнений он иногда хотел броситься с высокой скалы и встретить смерть.
Однако последующие божественные слова его успокоили; он перестал сомневаться, божественное откровение убедило его в том, что он избран Богом, что Бог его посылает к своему народу для исправления его порочной жизни. Убедившись в своем призвании, он начал выступать в качестве проповедника новой религии.
Слайд 8В своих проповедях он говорил о том, что существует лишь один
великий Аллах, что все должны быть покорны его воле, что скоро наступит судный день, тогда все неверующие будут наказаны. Живыми и яркими красками он рисовал ужасы того страшного дня, адские муки, ожидающие неверующих, и райское блаженство, предназначенное муслимам (преданным), т. е. мусульманам.
Слайд 9
Враждебные курайшитам мединцы оказали Мухаммаду теплый прием, а наличие в
Медине большой иудейской общины сделало их более подготовленными к принятию веры в единого Бога.
Очень скоро большая часть населения Медины вступила в число правоверных мусульман. Это была первая победа новой религии, поэтому 622 г. — год переселения (по-арабски — хиджра) Мухаммада в Медину, т. е. город пророка, — при втором халифе Омаре был провозглашен началом новой мусульманской эры — хиджры.
Мухаммад становится объектом всевозможных насмешек и провокаций, в его адрес раздаются угрозы физической расправы. Тогда Мухаммад вместе с группой мекканских мусульман принимает решение переселиться в соседнюю Медину, которая соперничала с Меккой.
Слайд 10В 630 г. Мекку осадило многочисленное объединенное войско под предводительством Мухаммада
После сдачи Мекки она стала главным мусульманским центром.
Кааба была объявлена «Домом Аллаха»; все изображения прежних племенных богов были уничтожены. Так возник ислам.
Сам Мухаммад оставался жить в Медине. Лишь незадолго до своей смерти он совершил прощальное паломничество в Мекку.
Слайд 11ИСЛАМ
— самая молодая из религий, поэтому иудеи и христиане смотрят
на мусульман как на плагиаторов.
Слайд 12Мусульмане со сходством Ислама с другими религиями не спорят, но плагиаторами
себя не считают.
По мнению мусульман, Бог периодически посылал народам пророков и священные писания, но глупые люди пророков осмеивали и травили, а писания искажали.
И вот когда Богу надоело троллить людей, расовому семиту Мухаммаду была ниспослана финальная редакция писаний — Коран.
Муслимы уверены, что Коран защищен от любых изменений, а Мухаммад — последний из пророков.
Слайд 13 Догматику своего учения, включая пророков от Авраама
до Иисуса, Мухаммад в значительной степени заимствовал из Библии. Авраам был даже совмещен им с «владыкой Каабы» в качестве праотца арабов. Из Библии Мухаммад заимствовал представление об ангелах и архангелах, идее Страшного суда, образах рая и ада, о сатане (шайтане), бесах (джиннах) и т. д.
Однако сказанное не означает, что ислам — это какая-то вторичная религия, ибо все эти идеи нашли своеобразное, весьма специфическое преломление в изложении Мухаммада.
Прекрасный стиль и образцовый
язык Корана, четкая внутренняя
логика этой священной книга —
все это позволяет мусульманам
говорить о том, что это —
прямое слово Аллаха,
которое Мухаммад
лишь передал людям.
Слайд 14Мусульманские богословы говорят, что Аллах не раз передавал свои священные заповеди
через различных пророков — Моисея, Иисуса, наконец, через Мухаммада. Этим они объясняют и многочисленные совпадения текстов Корана и Библии. Откровения Бога, говорят они, переданные когда-то через более ранних пророков, с течением времен» были искажены иудеями и христианами в значительной степени потому, что они просто-напросто не поняли истинное Божье Слово. Лишь последняя версия Божественного Откровения, которая стала возможной лишь благодаря великому пророку Мухаммаду, содержит высшую и бесспорную Божественную Истину.
Слайд 15
Священное писание и предание мусульман
исламе
К О Р А Н
Так как,
по воле Аллаха, Последнее Писание содержит арабскую речь, этот язык является особенным для мусульман.
Только Коран на арабском языке является Писанием, перевод на любой язык мира таковым не является.
Слайд 16КОРАН
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из
них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи.
Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.).
В Коране его правовая значимость определяется следующим образом:
"ИТАК, МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО КАК АРАБСКИЙ СУДЕБНИК" .
Слайд 17Коран записан рифмованной прозой и состоит из 114 глав – сур,
расположенных в порядке убывания, за исключением первой суры «Открывающей» – «Фатиха».
Каждая сура начинается с формулы Басмала – «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Басмала отсутствует лишь в начале 9 и 12 сур.
Каждая сура делится на стихи – айаты. Всего в Коране по различным вариантам счета – от 6204 до 6236 айатов, 77934 слова.
Коран разделен на 30 частей – джуз׳а.
Слайд 18В роли священного предания у мусульман выступает Сунна.
Сунна — это
корпус хадисов (устных преданий, рассказов) о жизни и деятельности пророка Мухаммада, его высказываниях и изречениях по различным поводам. При жизни Мухаммада все государственные, общественные и религиозные вопросы решались в соответствии с его указаниями. После смерти пророка стало ясно, что Коран не дает ответов на все вопросы, связанные с жизнью уммы. Так возникла острая потребность в собирании хадисов и составлении их списков.
Слайд 19СУННА, состоит из священных преданий ( ХАДИСОВ) о жизни, чудесах и
поручениях Мухаммеда.
Сборники хадисов составлялись в IХ веке мусульманскими богословами – Бухари, Муслимом и др.
Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называют суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
Слайд 20На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда.
Самая ранняя из сохранившихся составлена мединцем Ибн Исхаком (VIII в.) и дошла до нас в редакции IХ века.
Слайд 21В 619 году Мухаммеду довелось пережить наиважнейшую ночь в своей жизни
- Ночь Вознесения. Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим.
Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области.
Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман.
Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.
Слайд 22МИРАДЖ
- в исламе вознесение пророка Мухаммада на небеса, верхом на
бураке, в сопровождении ангелов, случившееся в 619 году.
Слайд 23
В марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество
к святыне Каабы. Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане.
Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь.
Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Ему было 63 года.
Известно, что последними Его словами были:
"МНЕ УГОТОВАНО В РАЮ ПРЕБЫВАНИЕ СРЕДИ САМЫХ ДОСТОЙНЕЙШИХ".
Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек.
Слайд 24Черный камень Каабы (аль-Хаджар аль-Эсвад, как его называют мусульмане) - по
преданиям упал с неба еще во времена Адама — по одной из версий, это был ангел-хранитель Адама, обращенный в камень после того, как он допустил грехопадение своего подопечного.
Паломники стремятся поцеловать Черный камень, а если это не удается, то хотя бы коснуться его. Интересно отметить, что в 930 году карматы, обосновавшиеся в Бахрейне, похитили Черный камень, и в Мекку он был возвращен лишь в 951 году, его подлинность установили по свойству не тонуть в воде.
В 1050 г безумный египетский халиф послал человека с целью уничтожить реликвию. Кааба два раза горела, а в 1626 г ее затопило. После всех этих несчастий, первоначальный камень раскололся на 15 кусков. Сейчас они скреплены цементным раствором и заключены в серебряное обрамление. Видимая поверхность камня - примерно, 16.5 на 20 см.
Слайд 25ПРИМЕРЫ ХАДИСОВ
«Проклято само спиртное»
«Поистине христиане разделились в своей религии
на 72 общины. Эта же умма (исламская) разделится на 73 общины, и все они в Огне, кроме одной».
«Проклял Господь женщин, желающих походить на мужчин и мужчин, желающих походить на женщин»
"Не зайдут ангелы в дом, где есть собака или изображение»
"Зевание от сатаны. Если возникнет желание зевнуть, подавите его. Поистине, если кто-то из вас зевает, то сатана смеется над ним"
Слайд 263. Вероучение ислама
Вера в Аллаха — это основной догмат ислама, в
котором заключен мусульманский принцип монотеизма. Положение «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — посланник его» является вероисповедной формулой ислама. Исповедание этой формулы, произнесение ее вслух, следование ей как основному принципу жизни — главная обязанность правоверного мусульманина.
Вера в Аллаха — это тот стержень, вокруг которого сосредоточены все остальные вероучительные истины ислама. В переводе с арабского «Аллах» означает Бог, однако со временем это слово стало восприниматься верующими как личное имя Бога. Аллах един, всемогущ. Он создатель мира, земли и небес, всех форм жизни. У него нет ни сына, ни дочери, ибо, как говорится в Коране, «у него нет подруги».
Принцип единобожия в исламе проводится очень последовательно. Христианский догмат триединства Бога решительно отвергается мусульманами.
Слайд 27Вера в ангелов и демонов
Наиболее близкими к
трону «Предвечного» считаются архангелы Джебраил, Микаил, Исрафил и Азраил, которые воплощают идею добра и божьей воли. Джебраилу вменено в обязанность передавать божественные повеления, Микаилу — наблюдать за порядком во Вселенной. Исрафил находится в постоянной готовности протрубить в рог, извещая о судном дне. Азраил представляется верующим как страшный ангел смерти, приводящий в исполнение приговор Аллаха о смерти людей и выпускающий души из тела.
Ангелам света противостоят силы зла — демоны (джинны) или шайтаны, во главе которых до судного дня находится падший ангел Иблис (от греч. diablos — клеветник) или Шайтан (от евр. «сатан» — противник»).
Слайд 28Вера в божественное происхождение Корана
Считается, что Коран не был создан, а
существует извечно. Собственно Коран есть несотворенное слово божие, которое существовало у Бога, начертанное на сокрытой скрижали, и на время жизни Мухаммада было ниспослано на землю через архангела Джебраила, а потом по частям открывалось пророком в течение 23 лет.
Письменное начертание его и произносимые при чтении звуки, конечно, созданы, но они представляют собой не сам Коран, а его копию. Он был передан людям через пророка Мухаммада. Небесный Коран находится под небесным престолом самого Аллаха.
Слайд 29Вера в пророков и посланников
Почитание пророка Мухаммада является для мусульман вторым
по значению вероучительным принципом. В Коране описанию жизни и деятельности различных пророков (наби) и посланников (разуль) уделено большое внимание. Почти все они — библейские: Нух (Ной), Ибрагим (Авраам), Исхак (Исаак), Исмаил, Якуб (Иаков), Юсуф (Иосиф), Гарун (Аарон), Айюб (Иов), Дауд (Давид), Сулейман (Соломон), Ильяс (Илья), Двуд (Давид), Иса или Иса Бен Марьям, т. е. сын Марии (Иисус), Юнус (Иона), Мусса (Моисей) и др. Посланники играют более важную роль, чем пророки, так как на них возложена особая миссия: нести писанные откровения людям. К числу посланников относятся Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус и Мухаммад.
Мухаммад — последний и величайший пророк из всех пророков. После Мухаммада более пророков не было и не будет, вплоть до конца света, судного дня. Аллах посылал пророков к людям, чтобы передать им свое божественное слово. Однако люди исказили это слово. Поэтому даже среди самых важных пророков Мухаммад считается самым главным.
Слайд 30Бессмертие души, воскрешение и судный день
«Божественная душа» человека считается бессмертной, тогда
как тело, сотворенное из праха, является временной оболочкой, вместилищем для бессмертной души.
Вера в бессмертие души тесно связана с учением о воскрешении из мертвых в день Страшного суда. Учение о загробном воскрешении также тесно связано с явственно выраженным в Коране отношением к земной жизни как к временному периоду, который человек должен посвятить приготовлению к вечной жизни после смерти.
В судный день после звука ангельской трубы падут звезды, все люди умрут. После второго трубного гласа все люди воскреснут. Это будет день всеобщего воскрешения и Страшного суда. Аллах будет но очереди допрашивать людей и взвешивать на весах их добрые и злые поступки и в зависимости от того, что перевесит, будет вынесен божественный приговор.
Слайд 31Ад и рай в мусульманской традиции
Ад наполнен самыми разнообразными орудиями пыток
и утонченными средствами для истязания грешников: это и «одежды, выкроенные из огня», и кипяток, и котлы с кипящей смолой, и железные крючья для подвешивания тел грешников, и щипцы для вырывания мяса из тела, и зловонная, ядовитая пища, и ядовитые скорпионы со змеями, и всевозможные чудовища, которым бросают на растерзание грешников. Муки ада, как и блаженство в раю, но мусульманскому вероучению, продолжаются вечно.
Мусульманский рай представляется в Коране как тенистый прохладный сад с чистой и холодной водой, зелеными деревьями, полными фруктов, с молочными и кисельными реками. В раю есть все и в изобилии: еда, питье, одежда. Каждому праведнику предоставлены гурии — очаровательные красавицы. На самой вершине рая растет лотос, в тени которого и отдыхают праведники. В раю хранится и подлинник Корана, а также другие книги, в которых записаны все деяния людей. Над раем, т. е. выше восьмого яруса, расположен трон Аллаха, из которого исходит чудесный свет, несущий небожителям, оказавшимся под престолом Бога, покой и блаженство.
Слайд 32Учение о предопределении.
Согласно этому догмату, в мире не существовало и
не существует ничего, что не зависело бы от воли Аллаха. Как считают мусульмане, еще до сотворения мира было сотворено Перо, которому Бог повелел написать о всех делах и творениях с момента сотворения мира и до Страшного суда. Перо записало все то, что должно будет случиться в будущей истории человечества, и никто не волен это изменить.
Вот почему мусульмане уверены: все, что происходило, происходит и будет происходить в этом мире, определено волей Аллаха. Соответственно, каждому человеку предначертана своя судьба, от которой не уйти, ибо она есть выражение божьего предопределения. Не является исключением даже смерть человека, которая также наступает только в соответствии с божьей волей. Поэтому правоверный мусульманин не должен роптать на свою судьбу, а должен повиноваться ей как божественному предначертанию. Не случайно и слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность».
Слайд 334. Мусульманский культ
Основных обязанностей мусульманина ислам насчитывает пять:
исповедание веры,
молитва,
пост,
милостыня
хадж (путешествие в Мекку).
Слайд 34ШАХАДАТАЙН
Принцип исповедания — самый главный в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно
соблюсти именно его, т. е. перед духовным лицом и свидетелями три раза торжественно произнести фразу о том, что нет Бога кроме Аллаха и Мухаммад посланник его. В результате этого человек становится покорным воле Аллаха, т. е. мусульманином. Сделав первый шаг, т. е. став мусульманином, он должен выполнять и другие обязанности.
Слайд 35НАМАЗ
Молитва в исламе. Молитва (араб. — «салат», перс. — «намаз») в
исламе отличается от простого моления, как в других религиях. Это полное богослужение, которое совершается пять раз в день: между рассветом и восходом солнца, в полдень, после полудня, при закате солнца и при наступлении ночи перед сном. От полного выполнения этого ритуала могут быть освобождены только больные, немощные, малые дети. Тот, кто не соблюдает ежедневную пятикратную молитву, считается неверным. Место богослужения точно в исламском культе не определено. Для его совершения годится любое уединенное место, в котором мусульманина застало время молитвы. Мусульмане совершают молитву на специальном коврике, обратившись в сторону Мекки.
Слайд 36НАМАЗ СОВЕРШАЕТСЯ ПЯТЬ РАЗ В ДЕНЬ:
Утренний Намаз
(до восхода солнца)
Полуденный Намаз
(днем, после полудня)
Предвечерний Намаз
(вечером до Заката солнца)
Вечерний Намаз
(после Заката)
Ночной Намаз
(ночью перед сном)
Слайд 38Намаз может совершаться индивидуально, но если мы не одни, а с
группой Мусульман, нам следует обратить его к Аллаху в Джама‘а.
Женщины и дети обычно читают Намаз дома, но мальчики до 12 лет могут читать его как дома, так и в мечети.
Если Намаз выполняется в мечети один из членов собравшихся берет на себя роль лидера. Он называется Имам, а все остальные члены коллектива, называющиеся Мугтади, следуют за Имам.
В Исламе нет священников.
Любой достойный Мусульманин может быть избран в качестве Имама.
Слайд 39СЫЯМ
Пост совершается в течение месяца рамадан, причем постятся с утра до
вечера. В это время правоверный должен воздерживаться не только от еды, но и от питья, курения табака, наслаждения благовониями, духами и натираниями, купания, близости с женщиной и т. д. Однако все это позволено ему по ночам.
Больные, путешествующие, воины во время боевых действий, беременные женщины, кормящие матери освобождаются от поста, однако они обязаны впоследствии, когда обстоятельства, мешающие совершению ритуала, исчезнут, исполнить ими пропущенное. Если же препятствия эти неустранимы, то дозволено взамен поста заплатить за каждый его день определенный выкуп.
В день окончания тридцатидневного поста справляется праздник ураза-байрам (тюркск) разговения, который обычно длится три дня.
Слайд 40СЫЯМ (ПОСТ)
Пост представляет собой поклонение Всевышнему Аллаху в форме воздержания от
пищи, воды и половых связей от начала рассвета до захода солнца.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ПОСТА:
Намерение;
2) Знание начала и окончания времени поста;
3) Воздержание с рассвета до захода солнца от всего, что может нарушить пост.
Слайд 41ПОСТ ИМЕЕТ ШЕСТЬ РАЗНОВИДНОСТЕЙ:
1) Обязательный пост – Это пост в
месяц Рамадан, или возмещение пропущенного поста в этот месяц.
2) Близкий к обязательному – Дополнительный пост, который необходимо восстановить, так как был нарушен после принятия намерения.
3) Весьма желательный пост – Пост, соблюдаемый в 9-ый и 10-тый дни месяца Мухаррам.
4) Желательный – 3-х дневный пост, соблюдаемый на 13-тый, 14-тый и 15-тый день каждого месяца лунного календаря.
5) Дополнительный пост. К этой разновидности относятся все остальные посты, не упомянутые выше.
6) Нежелательный пост. К ним относятся:
а) Пост соблюдаемый только на 10-тый день месяца Мухаррам (день Ашура). То есть, не поститься одновременно и на 9-ый или 11-тый дни этого месяца.
б) Весьма нежелательно поститься в первый день праздника Рамадан и в первые 3 дня праздника Курбан. Постящиеся в эти дни получают малый грех.
Слайд 42Основные требования исламского поста касаются не только обязательного отказа от еды,
питья и любовных утех от рассвета до заката солнца, но и полного посвящения себя служению Всевышнему.
В Рамадан мусульманам предписано усердно совершать молитву, делать добрые дела, соблюдать дисциплину в душе и в жизни, раздавать милостыню и как можно больше читать Коран.
Слайд 43ЗАКЯТ
Милостыня, или благотворительность — это четвертый «столп веры». Обязательная благотворительность (араб,
закят) на ранних этапах истории ислама должна была способствовать решению социальных проблем в умме (общине) путем перераспределения доходов. Считалось в соответствии с Кораном, что таким образом состоятельные члены общины очищаются перед Аллахом от греха своего богатства.
Кроме обязательной милостыни, которая воспринимается как средство очистительного ритуала для имущих, сохранилась в наши дни и дополнительная милостыня (араб, саадака), которая представляет собой воздаяние нищим и убогим, дарение на богоугодные дела — строительство мечетей, школ, больниц и т. д.
Слайд 44ЗАКЯТ
"Если человек, владеющий богатством, не выплачивает закят, то он будет гореть
в пламени геенны и для него будут уготовлены пластины, которыми будут прижигать его бока и лоб. И продлится это, пока Аллах будет вершить суд над своими рабами в День, который равен пятидесяти тысячам лет, а затем Аллах определит его место либо в раю, либо в аду".
Слайд 45Каждый Мусульманин, богатство которого превышает определенный минимум в течение целого года,
должен отдать часть своих доходов за этот год на нужды бедных и другие благотворительные цели.
В ОСНОВЕ ЗАКЯТ ЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ:
* Ислам учит, что все люди принадлежат к одной семье.
* Ислам учит, что все Мусульмане — братья и сестры по отношению друг к другу.
* Ислам учит, что должна существовать социальная справедливость) никто не должен страдать от несправедливости.
* Ислам хочет, чтобы все люди жили честно и достойно.
* Если человек богат, он не должен становиться богаче, если кто-то остается бедным. Ему следует отдать часть денег — Закят — малоимущим, чтобы им хватало на их нужды.
Слайд 46ХАДЖ
Хадж — это путешествие, паломничество в Мекку. Считается, что каждый здоровый
мусульманин обязан хотя бы один раз в жизни совершить путешествие в Мекку и поклониться Каабе. В случае болезни или старости разрешается послать вместо себя другого человека.
Ежегодно в дни великого жертвоприношения Аллаху, т. е. в начале 12-го месяца лунного календаря, принятого в мусульманском мире (в другие дни хадж не признается), более миллиона верующих съезжаются в Мекку, где они посещают святые места в Мекке, Медине и в Иерусалиме, обходят семь раз Каабу и целуют знаменитый черный камень.
Завершается паломничество праздником жертвоприношения курбан-байрам (тюркск.), во время которого в память о жертве Ибрагима (Авраама) закалывается баран или овца. После завершения всего обряда паломник получает право называться ходжи.
Слайд 47ХАДЖ
– паломничество к священным местам Мекки – единственный столп ислама,
который совершается строго в определенное время и только на территории Мекки.
Паломничество к Дому Аллаха обязан совершить каждый мусульманин хотя бы раз за свою жизнь, если это ему позволяют финансы и здоровье.
Слайд 48Готовясь к святому путешествию, паломники обрезают волосы. Раньше мусульмане обходили Каабу
7 раз голыми, но ныне тело прикрывают белым ихрамом, двумя кусками ткани определенной длины. По традиции ихрам паломники берут домой и используют его как погребальный саван.
Символом ислама многие
считают изображение
полумесяца и
пятиконечной звезды.
История появления этих
символов полна легенд,
одни из которых
утверждают, что полумесяц
связан с хиджрой
Посланника Аллаха, когда
он тайно покидал Мекку и отправлялся в Медину. По этой версии в эту ночь на
небе был полумесяц.
Другие источники относят символ полумесяц к приверженности мусульман лунному календарю, а пятиконечная звезда в их понимании — это пять столпов Ислама или пять ежедневных молитв.
Важно заметить, что со
времен посланника
мусульмане не
утверждали и не
принимали никакую
символику, разметку и
надписи, пока
перехватившие власть в
Халифате турки не
заняли Константинополь
в 1453 году.
В связи с этим событием и произошло перенятие у византийцев их флага с символом, на котором была изображена эмблема города – полумесяц. Согласно легенде, основатель Османской империи Осман (или Усман) увидел сон, в котором полумесяц простирался от одного конца земли до другого. Это воспринялось как добрый знак, что сподвигло его на провозглашение полумесяца символом его династии.
Слайд 58Если Ислам запрещает создавать культ кого-либо и чего-либо, помимо Аллаха, будь
то люди, животные, деревья, небесные светила, то превращение определенного символа в нечто священное также недозволенно.
Слайд 59Мусульманская религия запрещает изображение человека и животных в картинках ислама. Поэтому
в странах ислама искусство исторически сложилось орнаментальным, а в картинках ислама доминируют абстрактные, геометрические формы.
III век - период стремительного строительства ислама в Северной Африке и Азии. Именно в ту эпоху на базе ряда изречений, приписываемых пророку Мухаммеду, были разработаны законы, регламентирующие искусство.
В одном из таких изречений говорилось: "ангелы не входят в дома, где есть собака и в дома, где есть изображения", что было истолковано как нежелательность вообще любого изображения живых существ в картинках ислама, как отвлекающих внимание верующего дома. Это требование касается только картинок ислама, которые являются предметом религиозного культа.
Слайд 605. Мусульманское право. ШАРИАТ
свод религиозных и правовых норм, составленный на основе
Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права«
Обязанности, диктуемые шариатом, можно разделить на индивидуальный долг правоверного перед Аллахом (ритуальную практику ибадата) и обязанности по отношению к собратьям по умме (муамалат).
Слайд 61Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении
в шариате четырех видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл:
обязательные,
рекомендуемые,
дозволенные,
запрещенные и подлежащие наказанию.
Слайд 62МАКРУХ
это действие, которое Махаммад запретил совершать.
Кто не делает макрух,
сознательно боясь греха,
тому будет награда от Аллаха - сауаб.
Совершающий будет грешным.
Слайд 63 2. Слушать песни, музыкальные мелодии.
7. Хранить в доме музыкальные
инструменты, даже если не играешь на них.
9. Пить безалкогольные дозволенные напитки с целью поднятия настроения . и веселого времяпровождения.
11. Забывать аяты и суры из Корана, которые ранее знал.
44. Принимать пищу без головного убора.
104. Мужчинам сбривать усы, бороду.
105. Женщинам резать волосы.
113. Стричь ногти по субботам, воскресеньям, вторникам и средам (следует стричь в понедельник, четверг и в пятницу).
122. Женщине выходить в путь одной, без мужа или родствеников.
133. Ходить с намерениями прожить долго и проделать много дел.
141. Рассказывать анекдоты, небылицы, чтобы рассмешить людей.
155. Держать в комнате собаку.
299. Без необходимости ходить и читать надгробные камни.
Слайд 66Иджма
- единогласное разрешение какого-либо вопроса веры или права всеми правоверными
школами.
Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда :
"ЕСЛИ ВЫ САМИ НЕ ЗНАЕТЕ, СПРОСИТЕ ТЕХ, КТО ЗНАЕТ".
К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и ФЕТВА - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Слайд 67 Шариатский суд в Афгойе приговорил 48-летнего Мохамеда Ибрагима к смертной
казни через побивание камнями за внебрачную связь с женщиной.
Приговор был приведен в исполнение бойцами отряда исламистов Хизбул Ислам:
Слайд 696.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
В ИСЛАМЕ:
ШИИТЫ
СУННИТЫ
Слайд 70РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИСЛАМА В МИРЕ.
Красным цветом отмечены шииты, зелёным — сунниты
Слайд 71РАСКОЛ В ИСЛАМЕ УХОДИТ КОРНЯМИ В ИСТОРИЮ
внутренней борьбы среди арабов
–
борьбы за власть между преемниками Мухаммеда.
Четвертый халиф – Али был кровным родственником пророка
– его двоюродным братом и зятем;
приверженцы Али не признавали законности прежних халифов, так как они были не из рода пророка, а были «избраны» религиозной общиной, т. е. попросту узурпировали власть.
Слайд 72После смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение
власти в халифате потомкам Али – имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.
Для суннитов такое понимание чуждо, поскольку они придерживаются концепции прямого поклонения Аллаху, без посредников. Имам, с их точки зрения, – это обычный религиозный деятель, заслуживший авторитет паствы знанием ислама в целом и “сунны”, в частности.
Слайд 73ИМАМ
- духовное лицо, которое заведует мечетью, совершает требы.
Имам —
также может означать «пример для подражания».
Во время общей обязательной молитвы, выбирается имам, который руководит ею.
Имамом в молитве может стать любой мусульманин, достигший 8 лет.
Слайд 74МУЛЛА - арабское мусульманское духовное звание, аналогичное званию имама; настоятель мечети.
У шиитов звание муллы ниже звания имама.
В светском управлении такой мулла, не имеет права участия; знания его — грамотность в уменье толковать Коран.
Слайд 75МУФТИЙ
-
духовное лицо у мусульман, облеченное правом выносить решения (фетвы) по
религиозно-юридическим вопросам.
Слайд 76Главная черта шиизма – вера в то, что законными преемниками пророка
Мухаммеда – имамами – могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны.
Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения.
Господствующим стало течение, признающее 11 законных имамов – потомков Али;
двенадцатый имам будто бы еще в IХ веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель – махди.
Слайд 77Кербела в Ираке считается священным городом шиитов, так как здесь происходили
многие важные для них события и здесь был обезглавлен имам Хусейн. Мечеть Хусейна служит объектом паломничества у шиитов.
Слайд 78Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты.
Такова секта ИСМАИЛИТОВ, распространенная отныне в районах Афганистана, Таджикистана и др.
Верующие исмаилиты считают Ага-хана наследником пророка Мухаммеда.
По одной из версий, секта исмаилитов откололась от шиитской ветви ислама в VIII-ом веке после того, как Исмаил - старший сын шестого шиитского имама Джафара ас-Садыка - был лишен права наследования.
Однако несогласные с этим решением продолжали считать его седьмым имамом.
ИСМАИЛИТЫ
Слайд 79От исмаилитской секты отделилась в IХ веке группа карматов – демократическая
секта, члены которой , преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, установили общность имущества.
Секта карматов просуществовала до ХI века.
От того же исмаилизма отделилась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против немусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев.
Наконец в ХI веке от того же корня отделилась группа последоватнлей халифа Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
КАРМАТЫ. АССАСИНЫ. ДРУЗЫ.
Слайд 81
СУННИЗМ
В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира,
называется суннизмом.
Сторонники его признают законность сунн.
Слайд 82Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII – IХ вв.
в нем возникло мутазилитское течение.
Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали «справедливость» Бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной Богом.
Мутазилитов поддерживали некоторые халифы, искавшие в этой секте опору для своей власти. Но вскоре ( конец IХ века) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать.
МУТАЗИЛИТЫ
Слайд 83
СУФИЗМ
религиозно-мистическое течение в исламе, возникшее в 8-9 вв. и получившее
распространение в странах Арабского халифата.
Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух).
Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника») уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).
Слайд 84Проповедь бедности — факр
Проповедь слияния (фана) с Богом, где Бог —
это абсолютная Реальность (ал-хакк).
Утверждение призрачности (аш-шабах) окружающего мира.
Отказ от мирского, отшельничество — зухд
Экстатические обряды (сама) — «танцы дервишей» (кружение с бесчисленным поминанием имени Аллаха — зикр).
Пренебрежение некоторыми нормами шариата (маламатийа) ради достижения особой искренности (ихсан) и смирения перед Богом.
Безмолвная молитва — таффакур.
Полагание на волю Аллаха — таввакуль.
Аллегорическое толкование Корана — тавир.
Слайд 85ДЕРВИШ
(перс.— бедняк, нищий) — мусульманский аналог монаха, аскета, приверженец суфизма.
Слайд 86ВАХХАБИЗМ
одно из названий секты в исламе,
оформившейся в XVIII веке.
Ваххабизм назван по имени Мухаммада
ибн Абд аль-Ваххаба (1703—1792).
Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал,
что настоящий ислам практиковался только
первыми тремя поколениями последователей
пророка Мухаммеда, и протестовал против всех
последующих инноваций.
В 1932 году его последователи в результате борьбы создали независимое арабское государство — Саудовскую Аравию.
Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов.
Ваххабиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком.
Отрицают суфизм
Слайд 88НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫМИ ДЛЯ МУСУЛЬМАН ЯВЛЯЮТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАЗДНИКИ:
Ид аль-адха (Курбан-байрам),
Ид аль-фитр
или Ид ас-сагир (Ураза-байрам),
Мухаррам,
Маулид,
Лейлат аль-Кадр,
Мирадж.
Самыми главными считаются Курбан-байрам, праздник жетрвоприношения, и праздник
Ураза-байрам –разговение после поста ураза.
Слайд 90Когда пророк Мухаммед переселился в Медину, он стал свидетелем праздников, отмечаемых
жителями этого города, оставшихся с доисламских времен.
И тогда сказал пророк: «Аллах изволил заменить два ваших праздничных дня более благими двумя днями, праздниками «Курбан» и «Рамадан»».
Праздник разговения продолжается три дня, праздник жертвоприношения – четыре дня.
Слайд 92РАМАДАН
– это название девятого месяца лунного календаря.
Он считается самым
лучшим, благословенным месяцем, отмеченным Всевышним особым высоким предназначением.
Мусульмане верят, что именно в этот месяц пророк Мухаммед находился в уединении в пещере Хира, что рядом с меккой, где ему были ниспосланы через ангела джабраила стихи Священного Корана.
В связи с тем, что исламский календарь является лунным, начало и окончания месяца Рамадан каждый год смещается.
Слайд 93По шариату мусульманам предписывается в Ураза-байрам предаваться настроению праздника, вкушая пищу
и питье, поститься же в этот благословенный день нельзя.
В день праздника считается во благо встать спозаранку, совершить омовение, одеться опрятно и нарядно, воспользоваться благовониями, быть приветливым со всеми. В этот день мусульмане приветствуют друг друга такими словами: «Да ниспошлет Аллах милость свою и вам, и нам!», «Да примет Аллах наши и ваши молитвы!». Столь же благоприемлемы и богоугодны щедрые воздаяния бедным и нуждающимся.
Слайд 94КУРБАН-БАЙРАМ
праздник жертвоприношения, когда мусульмане во всем мире забивают крупный рогатый
скот в память о Жертвоприношении Авраамом своего сына.
В этот день мусульманские паломники проводят время в молитве, бросают камешки в каменный столб представляющий дьявола и бреют после этого свои головы.
Слайд 95Пра́здник жертвоприноше́ния (Ид аль-Адха) (араб. عيد الأضحى, тат. Корбан бәйрәме)
—
праздник окончания хаджа, отмечаемый в 10 день двенадцатого месяца исламского лунного календаря (зуль-хидж) в память жертвоприношения пророка Авраама и через 70 дней после праздника Рамадан.
Слайд 101По мнению исследователей, у некоторых древних народов обрезание служило религиозным обрядом,
«данью жестокому и злому божеству, которому необходимо принести в жертву часть, чтобы спасти целое, обрезать ребенка, чтобы сохранить ему жизнь».
Тем самым, возможно, что изначально обрезание было призвано заменить языческий обряд человеческих жертвоприношений.
ОБРЕЗАНИЕ
Слайд 102В Священном Коране обрезание не упоминается, но зато есть множество хадисов
о его необходимости.
Сообщается, что некто пришел к пророку Мухаммаду и сказал: «Я принял Ислам». Тогда пророк Мухаммад повелел этому человеку:
«Сбрось волосы неверия (то есть побрей голову) и сделай обрезание».
Также аз-Зухрийи передал слова Посланника Аллаха: «Кто принял Ислам, пусть сделает обрезание, даже если он взрослый».
Слайд 103НИКАХ
(ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА)
Брак признается действительным лишь тогда, когда он совершен с соблюдением
всех соответствующих обрядов и освящен именем Аллаха.
Обряд может проводиться как в мечети, так и дома, и даже в отсутствие жениха с невестой – просто посылают двух свидетелей в знак согласия на проведение церемонии бракосочетания.
Никах заключается в чтении Корана и молитвы, и завершается клятвами.
Чтобы провести свадебный обряд не требуется приглашение духовенства, но в подавляющем большинстве случаев приглашается имам местной мечети.
Слайд 105Для развода необходимо три раза объявить о намерении развестись (произнести "Талак")
в присутствии свидетелей. Перед тем, как объявить о новом браке, необходимо выдержать время (иддах).
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО БРАКА
Допустимость многожёнства.
Отсутствие административных формальностей. Торжественная часть представлена исключительно застольем (но не обязательно ).
Крайне желательно присутствие опекуна невесты – отца невесты, при его отсутствии – деда, дяди, брата. Присутствие отца невесты подразумевает его согласие на брак дочери.
Слайд 106Пусть Аллах благословит тебя и твой брак
и сеет среди вас
добро.
Слайд 107Прежде всего, умершего кладут на спину таким образом, чтобы ступни его
ног были обращены в сторону Мекки.
Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать его саваном.
Если умерший был состоятельным человеком, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, - в знак уважения к нему. Запретом является - покрытие тела умершего мужчины шелковой тканью.
Мусульман не принято хоронить в гробу.
Особенность мусульманских кладбищ в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки.
По традиции лишь мужчины провожают усопшего, а женщины навещают его на следующий день.
ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ
Слайд 110ДЖИХАД
"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте
первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" .
Слайд 111ДЖИХАД –
священная война во имя Аллаха.
В Коране и Сунне
различают две категории врагов ислама. Это «многобожники», окончательно заблудшие и погибшие, и «люди Писания», т.е. христиане и иудеи, почитающие Библию, в какой-то мере заблуждающеся, но все же близкие к истине.
Первую категорию Коран призывает истреблять и оставлять в живых только в случае принятия ими ислама, мнение же о второй группе достаточно противоречиво.
Слайд 112НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ИСЛАМСКИЕ БОГОСЛОВЫ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ДЖИХАДА:
1. Джихад посредством
распространения истинных знаний об Исламе.
2. Джихад имуществом.
Цель этого вида джихада заключается в том, чтобы установить порядок в обществе и обезопасить мусульманские государства от возможных нападений извне.
3. Оборонительный джихад.
Это джихад, который ведут мусульмане, против сил, противостоящих Исламу, борющихся и желающих нанести ущерб Исламу и мусульманам.
4. Наступательный джихад.
Необходимость этого возникает в том случае, если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств.
5. Всеобщая мобилизация.
Объявляется, когда армия противника нападает на мусульман, тем самым угрожая религии, жизни, имуществу и свободе вероисповедания.
6. Джихад со своими внутренними дурными наклонностями и пагубными страстями, со своим нафсом (эго).
Слайд 113
Военный джихад совершается лишь при необходимости: для дачи отпора напавшему врагу.
Военный джихад ни в коем случае не ведется для распространения ислама, но всегда ведется против тех, кто открыто и воинственно выступает против распространения религии.
Понятие военного джихада является второстепенным. Первостепенным же является джихад против зла собственной души.
Понятие военного джихада стало основным значением для немусульман и получило у них название «Священная война». Однако в исламе нет понятия «священная война», это христианский термин.
Слайд 114НЕКОТОРЫЕ ПРАВИЛА ВОЕННОГО ДЖИХАДА
Военный джихад прекращается, когда враг капитулирует.
Джихад не может
начаться, если мусульмане заключили договор о ненападении с неверными.
Во время джихада запрещены действия, приводящие к гибели:
женщин,
несовершеннолетних, детей;
престарелых людей;
инвалидов и тяжело больных;
крестьян и наёмных рабочих;
монахов.
Слайд 115Набожный мусульманин садится в лондонское такси и просит, чтобы водитель выключил
радио,
потому что во времена Пророка не было никакой музыки, и поэтому он не может слушать музыку неверующих.
Таксист остановил машину и открыл дверь. Араб спрашивает:
- Что вы делаете?
Таксист отвечает:
- Во времена Пророка не было никаких такси, так что иди ты нахер и жди попутного верблюда!
Слайд 116ИСЛАМСКИЙ
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
— идеология, декларирующая необходимость возвращения мусульман к строгому соблюдению требований
Корана и других священных в данной религии книг.
Данное движение характерно, как для суннитского, так и для шиитского направления ислама.
В отдельных государствах фундаменталистам удалось добиться принятия своей идеологии в качестве господствующей, в частности, в Исламской Республике Иран.
Крайняя антизападная направленность, отрицание равенства полов, свободы совести, а также недопустимости существования светских государств для мусульман.
Слайд 118МОДЖАХЕД
— участник джихада, буквально «борец», «совершающий усилие».
Моджахед — это не
только воин, но также любой мусульманин, борющийся со своими пороками: и учитель, и священнослужитель, и мать, воспитывающая своего ребёнка.
Погибший моджахед считается шахидом, то есть мучеником, засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом.
Усилия на пути Аллаха, совершаемые моджахедом, не примутся, если это всё делалось не ради Всевышнего, а ради славы, показухи, мести и пр.
Слайд 120ШАХИД
– это термин у мусульман, обозначающий мученика за веру.
Дословный
перевод
– человек, погибший с молитвой шахада на устах
(шахад – исламский символ веры).
Слайд 122АЛЬ-КАИДА
Представляет собой международную организацию с разветвленной сетью филиалов во многих
странах мира.
Кроме проведения терактов, организацией ведется непрерывная деятельность по созданию новых исламистских образований и по радикализации уже существующих.
Основной целью организации является свержение светских режимов в арабских странах и установление там теократического строя с нормами шариата, а в перспективе - объединение всех мусульманских стран в один Халифат.
Аль-Каида стремится изгнать вооруженные силы США с территории стран Персидского залива, в частности, Саудовской Аравии.
Отдельно стоит стремление уничтожить Израиль.
Слайд 125«Если вы не признаете ислам религией Мира и Добра, мы убьём
заложников»
Слайд 129МЕЧЕТИ
Золотая мечеть, Багдад
Мечеть Хусейна,Багдад
Слайд 130МЕЧЕТИ
Мечеть Шейх-Лотфаллах
Мечеть Имама
Слайд 131МЕЧЕТИ
Мечеть в г. Мешхеде
Мечеть султана Кубаса, Маскат
Слайд 134Мечеть в Грозном «Сердце Чечни» ночью