Слайд 1 Формирование универсальных учебных действий на уроках истории.
Составление технологической карты урока.
Слайд 2Технологическая карта
В дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено
описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Слайд 3При составлении технологической карты используются следующие параметры:
1) Название этапа урока.
2) Цели
этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Слайд 4Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме
и его вид.
2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Слайд 6Культура
русских земель
в XII-XIII вв.
Слайд 7Основные понятия:
Аскетизм – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.
Канон – правило
Уникальный – исключительный, единственный в своем роде.
Слайд 8Цели урока:
Личностные: создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:
1) Работать
в группах и развивать навыки самообразования. 2) Анализировать историческую личность и высказывать своё отношение к её творчеству. 3) Оказать помощь учащимся в развитии их мышления, памяти, внимания. 4) Пробудить у уч-ся понимание красоты произведений искусства русских земель, чувства уважения к их творцам.
Предметные: Создать условия, при которых на основе работы с картой ученик сможет
1) Показать наиболее крупные культурные центры Руси XII-XIII вв. 2) Работая с текстом учебника найти и выделить особенности культуры русских земель. 3) Уметь использовать материал исторических источников в своих ответах.
Метопредметные: Создать условия, при которых ученик сможет:
Работать с историческим источником и картой. 2) Анализировать документ, извлекать информацию и отвечать на вопросы к документу. 3) Составлять план по тексту учебника. 4) Знать памятники архитектуры, живописи и литературные произведения, уметь по характерным признакам определять эпоху. 5) Составлять таблицу «Названия произведения, основные идеи, имя автора».
Коммуникативные: Создать условия, при которых ученик сможет:
Понимать и уважать другие взгляды. 2) Договариваться с членами команды, согласуя свои действия. 3) Уметь работать сообща на общий результат.
Слайд 9Ход урока:
1 Активизация и мотивация.
На предыдущих уроках мы изучили экономическое,
политическое положение русских земель в период феодальной раздробленности. Как вы думаете, какой вопрос у нас остался не изучен? О чём пойдёт сегодня речь на уроке? ( о культуре) Совершенно верно, о русской культуре XII-XIII вв.
2 Организационная часть.
Подумайте, какие вопросы мы изучаем в рамках культуры? ( Памятники архитектуры, живописи, литературные произведения) Всё то, что создано умом, талантом и руками народа.
Основная часть:
Актуализация знаний:
А) Что же такое культура?
Б) Как вы думаете, как повлияла феодальная раздробленность на развитие культуры?
Проблема:
Почему, несмотря на политическую раздробленность русская культура XII-XIII вв. переживала подъём?
Работа над проблемой. (Весь класс)
Работа с текстом стр 127.
Каковы особенности культуры XII-XIII вв.
Пользуясь картой, покажите главные культурные центры Руси.
Для изучения культурных ценностей мы создадим 3 группы:
группа литературоведов, знатоки зодчества, группа народный фольклор.
Слайд 10«О, светло светлая и прекрасно
украшенная земля Русская!
Многими красотами прославлена ты…
Всем ты
преисполнена
земля Русская…»
Слайд 11Самостоятельная работа с учащимися
по тексту учебника.
Вопрос к классу:
В чём особенности культуры
Руси XII-XII веков.
Ответ
В XII-XII более крупными культурными центрами стали Великий Новгород ,Псков,Владимир-на- Клязьме,Галич.
В культуре Новгорода и Пскова появились черты соответствующие духу вечевых порядков и активности городского населения.
Культура Владимиро-Суздальской земли дала образцы торжественности и пышности.
Слайд 12Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы,
на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Слайд 13работа I группы литературоведов.
Автор произведения «Поучение детям»
Великий князь Владимир Всеволодович Мономах.
Автор
«Слово» Даниила Заточника
Даниил Заточник уроженец Переяславля, писатель.
«Слово о полку Игореве»
Автор неизвестен.
Слайд 15Какие литературные жанры вы занесли в свои таблички?
Летописание
Поучение
Слово
Слайд 16Давайте проверим сможете ли вы соотнести произведение, имя его автора, основные
идеи.
Ответы: АДИ, БЕЖ, ВГЗ.
Слайд 17Работа II группы знатоки зодчества.
Успенский собор во Владимире (1185-89)
Слайд 18ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА
Одна из главных школ древнерусского искусства. Для зодчества владимиро-суздальской школы
характерны изысканность пропорций, пышность, резной белокаменный декор.
Храм — памятник воинской победе Владимирских полков над волжскими булгарами, в то же время храм был памятником сыну Андрея Изяславу, заплатившему за эту победу жизнью. Первый на Руси храм, посвященный новому празднику — Покрову Богородицы.
Слайд 19
Церковь Покрова Богородицы на Нерли 1165 год
Слайд 20Дмитриевский собор во Владимире (1194 – 1197)
Слайд 21НОВГОРОДСКО-ПСКОВСКАЯ ШКОЛА
Одна из главных школ древнерусского искусства. Памятникам зодчества новгородской
школы свойственны монументальная простота форм, компактность объемов.
Спасо-Преображенский собор 12 века.
Церковь Спаса на Нередице
Церковь святого Георгия на Ладоге12 в.
Слайд 22Найдите названия храмов и сведения, рассказывающие об их особенностях
Ответы: А- 3,
Б-1, В-2.
Слайд 23Работа III группы –Фольклор
Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества-пословицы и
поговорки.
фольклора( от английского –народная мудрость.)
Фольклор- величайшее богатство нации, неотъемлемая часть нашей культуры.
Слайд 26Отчёт групп
I Группа представляет карту, где показывает культурные центры периода раздробленности,
презентацию. Учащиеся показывают планируемые УУД(познавательные, регулятивные, коммуникативные)
Слайд 27Предметные:
Могут показать на карте основные культурные центры
Особенности культурных традиций
Метопредметные:
Анализировать новые жанры
в литературе(«Поучение»,«Слово»,«Моление»)
Отбирать материал, анализировать его и делать выводы.
Работать и анализировать документ, высказывать своё отношение.
Личностные:
Продемонстрируют навыки самоконтроля, способность запоминать, выбирать наиболее актуальный материал, связанный с раскрытием темы культура русских земель XII-XIII вв., своё личное отношение к авторам представляемых произведений.
После отсчёта 2 группы уч-ся совершают интерактивную экскурсию по архитектурным памятникам и заполняют таблицу «Название храма и его особенности»
За время отсчёта 3 группы уч-ся знакомятся с устным народным творчеством. Была представлена подборка-буклет пословиц «Живая вода»
Слайд 29Подведение итогов
Как вы думаете, достигли ли вы цели в решении главной
проблемы сегодняшнего урока?
Составляем синквейн по теме культура:
Культура
русских земель богатая, разнообразная, самобытная.
Она восхищает ,удивляет, учит.
Воспитывает гордость
Я люблю и хочу знать эту культуру!
Слайд 30Домашнее задание.
§ 16, выучить, ответить на вопросы, проанализировать документы на стр
136-138.
Дать объяснение словарным термина.
Слайд 31Товар 21 века
Формирование личностных универсальных учебных действий на уроках обществознания