Слайд 1Игровые технологии как средство
формирования познавательного интереса
к изучению истории
коллективная работа
слушателей курсов повышения квалификации предметов социально-гуманитарного цикла
Василенко Ярославы Евгеньевны,
учителя истории КУВК «школа-гимназия»№3
Жачко Людмилы Федоровны ,
учителя истории КУВК «школа-УПК»№1
Цымбалюк Светланы Васильевны,
учителя истории КУВК «школа-лицей» №2
Красноперекопск 2014г.
Слайд 2Цель работы
Провести анализ методической и психолого-педагогической литературы, по вопросу использования игры
на уроках истории и во внеклассной работе для развития познавательного интереса.
Рассмотреть виды игр, технологию проведения игры, структуру, требования к проведению игры.
Провести анкетирование учащихся, чтобы показать эффективность и результативность использования игры для развития познавательного интереса к истории.
Слайд 3Предмет исследования: игра - средство развития познавательного
интереса учащихся к истории.
Объект
исследования:
учащиеся 5-11 классов.
Гипотеза: в результате проведённого исследования выявить, что использование игр на уроках истории и во внеклассной работе по предмету наиболее эффективно способствует мотивации к изучению истории.
Слайд 4Актуальность темы
Актуальность применения игр связана с тем, что в настоящее время
перед современной педагогической наукой стоит проблема как повысить интерес учащихся к предметам социально-гуманитарного цикла. Игра – это самая активнейшая форма человеческой деятельности. Гибкая и разнообразная система учебных игр позволяет сделать обучение интересным. Поэтому игра является одним из инструментов учительской профессии; инструмент, которым можно воспользоваться на любом этапе урока для решения дидактических, воспитательных и развивающих заданий.
Слайд 5Игровые технологии
Учебная игра может длиться от нескольких минут до целого урока,
может использоваться на разных этапах урока.
Любая игра содержит три основных этапа:
● подготовительный (формируется цель игры, выбирается учебное содержание, разрабатывается сценарий, готовится оборудование, раздаются роли, проводится инструктаж и т.д.);
● непосредственное проведение игры;
● обобщение, анализ результатов.
Слайд 8Разновидности интеллектуальных игр, используемых на уроках истории.
Мини-викторина «Что? Где? Когда?»
Игра «Предложи
вопрос». Проверка домашнего задания по вопросам учащихся.
Игра «Редактирование текста» или «Исправь ошибки». Учащиеся самостоятельно читают текст нужного пункта учебника. После этого учитель предлагает этот же пункт, но с допущенными ошибками для исправления.
Упражнение-игра «Овации». Учитель читает слова, понятия, термины по изученному материалу, заведомо вставляя не историческую терминологию. Дети хлопают в ладоши на все исторические термины, понятия.
Слайд 9Игра «Чистая доска». На доске записаны вопросы, на которые отвечают учащиеся.
Кто ответил правильно, стирает вопрос с доски.
Игра «Я знаю 5…». Игра, в которой учащиеся называют: географические названия; термины; названия исторических земель Украины и т. д.
«Угадай героя» - на столе лежат портреты. Учитель зачитывает краткие характеристики исторических деятелей. Ученики отгадывают, находят портрет и вывешивают его на доску.
Пазлы. На них можно разместить исторические и вспомогательные науки, термины, понятия.
Пантомима.
«Найди ошибку». Дается текст с ошибками (по домашнему материалу или вновь изученному), которые необходимо исправить
Слайд 10Военно-патриотическая игра
Участие в игре «Зарница»
Игра «Солдатушки-ребятушки»
Игра «Казацкий гарт»
Боевой листок-обязательная часть игры
«Зарница»
Слайд 11игра «на патриотической орбите»
Станция «70-летие освобождения Украины от немецко-фашистских захватчиков »
Станция
«История ВС Украины»
Станция «Героическое прошлое нашего города»
Станция «Города-герои»
Слайд 12Анализ и подведение итогов при проведении игр
Не достаточно просто провести игру!
Чаще всего результаты игры становятся очевидными только во время содержательного анализа проведенной игры вместе с учащимися.
Анализ позволяет решить следующие важные задачи:
подведение эмоциональных итогов игры;
восприятие и усвоение информации и опыта в ходе игры;
создание мотивации на самопознание и на саморазвитие;
создание условий для получения обратной связи всеми участниками;
создание адекватного эмоционального фона, чаще всего – позитивного.
Анализируя игру, важно придерживаться принципа «от простого к сложному», от общих вопросов к отдельным деталям.
Слайд 13 Провести анализ игры можно по приведенной структуре.
Эмоциональный шар. Сначала предлагаем
участникам отреагировать на эмоции, которые возникли во время игры и после нее.
- Какими были чувства до, в игре и после нее?
- Что понравилось, и что нет?
- Что больше всего запомнилось?
Динамичный шар. Потом мы выясняем, как игра повлияла на взаимодействия ее участников, и какие их индивидуальные результаты и выводы.
- Что, по вашему, произошло?
- Что было значительным именно для вас?
- Какие выводы можно сделать?
Слайд 14Подведение итогов
Резюме. В конце важно обобщить высказывание участников и поставить
точку, чтобы начать новую игру или перейти к следующему этапу работы.
Слайд 15Нравится ли вам использование игр на уроках истории
Стала ли вам больше
нравиться история?
Слайд 16Список литературы
1. Пометун О. Фрейман Г. Методика навчання історії в школі.
К.: Генеза, 2006. - 327 с.
2. Енциклопедія педагогічних технологій та інновацій/ Під ред. Н. П. Наволокова. – Х.: Основа, 2012. – 176 с.
3. Ворожейкіна О. М. 100 ідей для проведення уроку. – Х.: Основа, 2012. – 3-тє вид. – 225 с.
4. Усе про мотивацію/ Під ред. А. Г. Дербеньова. – Х.: Основа, 2012. – 207 с.
5. Кожем’яка О. Л. Інтелектуальні ігри на уроках історії. – Х.: Основа, 2005. – 144 с.
6. Левітас Ф. Л. Салата О. О. Методика викладання історії. Практикум для вчителя. – Х.: Основа, 2007. – 112 с.
7. Практичні аспекти організації ігрової діяльності учнів на уроках історії/ Під ред. К. О. Баханов. – Х.: Основа, 2013. – 96 с.
8. Ігри у навчанні історії в школі/ Під ред. К. О. Баханов. – Х.: Основа, 2013. – 96 с.