Слайд 1ТЕМА:
«Эффективность использования групповых форм организации учебных занятий по истории и обществознанию»
МБОУ
СШ №17, г.Димитровград
Учитель высшей категории
Гафина Д.Р
Слайд 2Объектом исследования моей курсовой работы является процесс обучения, а предметом –
формы групповой организации.
Целью работы является рассмотрение групповых форм организации процесса обучения.
Слайд 3
Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
· изучить групповые формы
организации процесса обучения;
· рассмотреть примеры групповых форм организации процесса обучения.
Слайд 4Групповая деятельность - процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе
которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого. Недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Суть как раз и состоит в том, чтобы учащийся захотел сам приобрести знания. Всем известно высказывание мудрецов: «Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться!»
Слайд 5Основные цели использования данной технологии:
- обеспечить активность учебного процесса
- достижение высокого
уровня усвоения содержания урока
Слайд 6Особенности организации
Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
класс на
данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя;
- задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы;
состав группы непостоянный, он подбирается в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Слайд 7Технология организации коллективной деятельности в группах на уроке
Учитель рассаживает учащихся по
группам за заранее для групп столы.
Дает четкий инструктаж учащимся, связанный с темой урока, её целями и планируемым результатом.
С началом работы учащихся в группах учитель обходит группы, уточняя с каждой задания и инструкции, проверяет, понятно ли задание учащимися. По ходу занятия, ведет наблюдение за работой каждой группы и работой отдельных учащихся.
Необходимо выдерживать график работы групп.
Выступление групп и их отчет о проделанной работе.
Проводится анализ работы в каждой группе самими учащимися:
Что удалось сделать?
Почему?
Что не удалось сделать?
Почему?
Как усовершенствовать работу группы в следующий раз?
Заполняют карточку взаимооценки и самооценки.
7.Результаты работы групп анализируются учителем
Слайд 8
Карточка оценки, самооценки и
взаимооценки учащегося
Слайд 9Разновидности групповых технологий:
Timed-Pair-Shere (подумай, обратись к партнеру);
RoundRobin (обсуди проблему в
группе);
AllWriteRoundRobin (обсуди проблему в группе письменно).;
«Ажурная пила, или машинная ножовка» (cooperative learning);
Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» (Learning Togeiher) ;
Исследовательская работа учащихся в группах ;
Игра 1.«Горячий стул», 2. «Герой, дата, событие»;
Мозговой штурм ;
Импровизированные дебаты;
Групповой опрос.
Слайд 10Работа по теме «Опричнина»
Почему?
Где? Как?
Когда?
Что? Опричнина
Что если?
Слайд 12Я выделила следующие преимущества групповой работы:
При работе в малых группах, при
совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно.
Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения, используется исследовательский или поисковый метод
У учеников формируется своя точка зрения, дети учатся отстаивать свое мнение.
Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения их применять в конкретных заданиях.
Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
Развивается чувство товарищества, взаимопомощи
Возникает атмосфера соревновательности, раскованности, что повышает заинтересованность
Слайд 13 Минусы
-Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность
во многом зависит от усилий и мастерства учителя
-групповой работе надо сначала научить, для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках - без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна
-организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат, усилий;
-при непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников;
- в классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве - им надо создать условия для этого, а это дополнительные сложности для учителя.
Слайд 14
При групповой работе формируются универсальные учебные действия:
Познавательные – работа с информацией, с учебными
моделями, использование знако-символических средств, общих схем, выполнение логических операций:
сравнения
анализа
обобщения
классификации
установление аналогий
Регулятивные – планирование, контроль, коррекция, оценка
Коммуникативные – навыки сотрудничества, умение строить высказывание, участвовать в беседах, обсуждениях, умение иллюстрировать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения
Слайд 15Внедрение групповых форм работы на уроке должно быть системным, т.е. групповые
формы должны применяться не от случая к случаю, а периодически, причём именно тогда, когда они могут дать максимальный эффект.
Оптимальный вариант – полноценные, интенсивные занятия в малых группах равномерно в течение учебного года, по 1-2 занятия в каждом крупном тематическом блоке