Презентация, доклад на тему Гражданско-патриотическое воспитание студентов через исследовательскую деятельность историко-краеведческого музея техникума

Содержание

Эпиграф: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными

Слайд 1СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» Презентация на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание студентов через исследовательскую

деятельность историко-краеведческого музея техникума»

Выполнила преподаватель истории руководитель историко-краеведческого музея Курапина Наталья Венедиктовна 2015 г.

СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»  Презентация на тему: «Гражданско-патриотическое воспитание студентов через исследовательскую деятельность историко-краеведческого музея

Слайд 2Эпиграф: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви

к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» К.Д.Ушинский
Эпиграф:   «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта

Слайд 3Музей считают одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства

патриотизма у подростков. Характерной чертой музея любого образовательного учреждения является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живет обучающийся.
Музей считают одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства патриотизма у подростков. Характерной чертой музея

Слайд 4Музей образовательного учреждения имеет ряд особенностей:
Первая особенность - это его

учебно-воспитательное значение. Являясь результатом совместного коллективного труда обучающихся и педагогов, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы. В нем все предназначено для обучающихся и в основном собрано и сделано ими. Экспонаты музея, его фонды - это и учебно-наглядные пособия для уроков истории, географии, внеклассных мероприятий по краеведению.
Музей образовательного учреждения имеет ряд особенностей: Первая особенность - это его учебно-воспитательное значение. Являясь результатом совместного коллективного

Слайд 5Особенности музеев образовательных учреждений

Вторая особенность - сама организация музея является

одной из форм проявления самостоятельности и инициативы обучающихся, и созданный музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей подростков по пути приближения их к исследовательской деятельности.

Третья особенность – музей образовательного учреждения - это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработки собранного материала, создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов учебной программы.
Особенности музеев образовательных учреждений Вторая особенность - сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и

Слайд 6В 70–80-х годах музеи существовали во всех образовательных учреждениях, их признавали

главнейшим резервом для развития государственной музейной сети. В 90-е годы с ними боролись как с рассадниками отжившей идеологии. Так было и в нашем учебном заведении. В 2006 году музей возродили. Он был создан, как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей общественности, а именно, от Совета ветеранов Великой Отечественной войны.
В 70–80-х годах музеи существовали во всех образовательных учреждениях, их признавали главнейшим резервом для развития государственной музейной

Слайд 7Как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности обучающихся и педагогов техникума,

музей в 2006 году был перепрофилирован и сейчас посвящен истории нашего учебного заведения, ярцевчанам Героям Советского Союза, выпускникам техникума-участникам локальных конфликтов.
Особое внимание уделяется жизнедеятельности нашего знаменитого земляка, лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Константина Николаевича Титенкова. В 1985 году его имя было присвоено СПТУ-14. Именно так называлось наше образовательное учреждение в те годы.
Как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности обучающихся и педагогов техникума, музей в 2006 году был перепрофилирован

Слайд 8Цели деятельности историко-краеведческого музея техникума: - гражданско-патриотическое воспитание студентов; - формирование

социальной активности обучающихся; - интеллектуальное развитие подростков путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность. Данные цели реализуются посредством решения ряда следующих задач: - овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом своего родного края; - развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работа с историческими документами; - воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.
Цели деятельности историко-краеведческого музея техникума: - гражданско-патриотическое воспитание студентов;   - формирование социальной активности обучающихся; -

Слайд 9Этапы организации работы в музее:
Первый этап работы по привлечению подростков

к работе в музее – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на студентов 1 курса. В доступной, увлекательной форме старшекурсники рассказывают им о музее, проводят экскурсии в музей, приглашают на встречи с ветеранами войны и педагогического труда.
Первокурсников привлекают к выполнению несложных видов работ - оформлению альбомов, составлению отчетов по экскурсиям и походам по родному краю.
Этапы организации работы в музее: Первый этап работы по привлечению подростков к работе в музее – информационный

Слайд 10Этапы организации работы в музее:
Второй этап - обучение методам и технологии

учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея обучающихся, проявивших интерес к краеведению. Обучение проходят студенты 1 и 2 курсов. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний.
В зависимости от интересов и склонностей обучающиеся выбирают направление деятельности – группу «Поиск» или «Экскурсоводы», а также направление исследования - «Довоенная история нашего города», «История родного техникума», «Участники Великой Отечественной войны – наши земляки», «Участники локальных войн-наши выпускники», «Ярцевчане - Герои Советского Союза».
Этапы организации работы в музее:Второй этап - обучение методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного

Слайд 11Этапы организации работы в музее:
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности.

Студенты 2-3 курсов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, презентаций, проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности обучающиеся приобретают опыт общения с аудиторией.
Этапы организации работы в музее:Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности. Студенты 2-3 курсов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы,

Слайд 12Этапы организации работы в музее:
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности.

При организации творческой деятельности обучающихся ставятся следующие задачи:
выявление подростков, предрасположенных к исследовательской деятельности;
создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
развитие творческих задатков и коммуникативных способностей обучающихся;
развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Этапы организации работы в музее: Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности. При организации творческой деятельности обучающихся ставятся

Слайд 13Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского

индустриального техникума в 2013 - 2014 уч. году

Конференции и семинары
Май 2013
Областная студенческая конференция «Боевая летопись Смоленщины». Студентка группы ТОП-2 Прудникова Анна заняла 3-е призовое место со своей работой «И россы пред врагом твердыней грозной встали…». В работе содержался исследовательский материал по сражениям войны 1812 г. на территории Смоленской области. Студентке много пришлось поработать с архивными документами.
04.02.2014
Областной семинар по духовно-нравственному воспитанию «Проблемы и перспективы внедрения дисциплин духовно-нравственного направления в профессиональном образовании»

Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского индустриального техникума в 2013 - 2014

Слайд 14Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского

индустриального техникума в 2013 - 2014 гг.

25.04.2014
Студенческая научно-практическая конференция «Математические знания в науке и технике: история и современность» (международный уровень).
Тема работы «Курош А.Г. – великий математик земли Смоленской»
29.04.2014
Студенческая научно-практическая конференция «СССР во Второй мировой войне» (уровень техникума). Обучающиеся представили свои исследования по теме «Роль СССР в разгроме немецко-фашистских захватчиков». Это были и презентации, и доклады с приложениями, и видеоролики.

Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского индустриального техникума в 2013 - 2014

Слайд 15Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского

индустриального техникума в 2013 - 2014 гг.

09.05.2014
Состоялось торжественное шествие на площади победы города Ярцево «Бессмертный батальон». Студенты техникума несли в руках портреты своих родных и близких, ветеранов - участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла.
20.05.2014
Научно-практическая конференция «Шаг в науку» по теме «Духовная традиция земли русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты», посвящённая 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского (региональный уровень).

Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского индустриального техникума в 2013 - 2014

Слайд 16Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского

индустриального техникума в 2013 - 2014 гг.

14.10.2014 – 16.10.2014
XX юбилейная международная научно-практическая конференция «Взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона»
08.12.2014
«Декабрьские чтения», посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Студентка гр 9П-2 Орлова Анастасия выступила с презентацией «К.Н.Титенков – воздушный богатырь». Это была исследовательская работа, посвящённая жизнедеятельности ярцевчанина, выпускника школы ФЗУ 1929 г., Героя Советского Союза, К.Н. Титенкова.

Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского индустриального техникума в 2013 - 2014

Слайд 17Конкурсы и проекты:
Областной конкурс «Познай себя через культуру» в рамках 2014

года – «Года культуры».
Номинации:
«Лучшая фотография «В объективе культура»
«Улицы родного города»
2. Конкурс детских рисунков-плакатов «Мир без нацизма» (всероссийский уровень).
3. Конкур эссе (сочинений) по теме:
«Герои-победители в моей семье (в моём городе) (всероссийский уровень)
4. Конкурс «На лучший сценарий проведения «Открытого урока «Мир без нацизма». Студентка гр.9П-2 Венгелевских Юлия заняла 1-е место со своей работой «Суд над фашизмом»
Конкурсы и проекты: Областной конкурс «Познай себя через культуру» в рамках 2014 года – «Года культуры». Номинации:«Лучшая

Слайд 18Проведение массовых мероприятий на базе историко-краеведческого музея:
Экскурсии:
Страницы воинской доблести
Связь времен

– память поколений
Этапы становления Ярцевского техникума
«История техникума в лицах»
2. Встречи с интересными людьми:
Вечера встречи выпускников «Вами гордится техникум»
Встреча с ветеранами педагогического труда
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла (Совет ветеранов ВОВ)
Проведение массовых мероприятий на базе историко-краеведческого музея:Экскурсии: Страницы воинской доблестиСвязь времен – память поколенийЭтапы становления Ярцевского техникума«История

Слайд 19Конкурсы: «Подари музею реликвию» «Фотографией застыла память…» (конкурс фотографий) «Наш музей»

(конкурс видеороликов о музее)
Конкурсы:  «Подари музею реликвию»  «Фотографией застыла память…» (конкурс фотографий)  «Наш музей» (конкурс видеороликов о

Слайд 20Классные часы: - Город Ярцево и Ярцевский район в годы Великой

Отечественной войны - Идет война народная, священная война - Дети войны - К 90-летию Ярцевского индустриального техникума (По волнам нашей памяти) - Наши выпускники-участники Афганской войны

Внеклассные мероприятия:

«У войны не женское лицо»
«И россы пред врагом твердыней грозной встали…»
«Они сражались за Родину»
«Титенков К.Н. – воздушный богатырь»

Классные часы: - Город Ярцево и Ярцевский район в годы Великой    Отечественной войны -

Слайд 21- Творческие конкурсы:
«Во славу Отечества»
«Никто не забыт и ничто

не забыто» (конкурс чтецов)
Акции:
«Живые голоса войны»
«Листовка»
«Ищу героя»
«Бессмертный батальон»
- Литературно-музыкальные композиции
«Этот день Победы»
«Эхо минувшей войны»
- Историко-краеведческие викторины
«Знай и люби свой край»
- Тематические лекции, беседы
«Города воинской славы»
«Память сердца»
«Они защищали Отечество»

- Творческие конкурсы: «Во славу Отечества» «Никто не забыт и ничто не забыто» (конкурс чтецов)Акции: «Живые голоса

Слайд 22 Среди других проектом, выполненным студентами на базе музея

техникума, можно назвать Книгу памяти. Посещая ветеранов войны, подростки берут у них интервью, собирают воспоминания о войне, о том, как восстанавливались наша область и город. На традиционных торжественных шествиях, которые проводятся в мае, присутствуют ветераны войны, жители города и района. Для обучающихся это не просто чужие, неизвестные участники войны, а люди им близкие, о которых именно они собрали материал.    
Среди других проектом, выполненным студентами на базе музея техникума, можно назвать Книгу памяти.

Слайд 23Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях

и героическими подвигами своих соотечественников. Труднее любить свою деревню, маленький городок. И задача музея образовательного учреждения и краеведения – найти там, где ты живешь, то, чем можно гордиться. А это и есть гражданско-патриотическое воспитание
Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях и героическими подвигами своих соотечественников. Труднее

Слайд 24Эффективность деятельности историко-краеведческого музея СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» в 2013-2014

уч. году

Посещение музея студентами

Эффективность деятельности историко-краеведческого музея СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» в 2013-2014 уч. годуПосещение музея студентами

Слайд 25Выставочные экспозиции, заинтересовавшие студентов в 2014-2015 учебном году (%)

Выставочные экспозиции, заинтересовавшие студентов в 2014-2015 учебном году (%)

Слайд 26Мониторинг посещаемости музея по учебным группам 1-го курса (% студентов, посетивших

музей) в 2013-2014 учебном году
Мониторинг посещаемости музея по учебным группам  1-го курса (% студентов, посетивших музей) в 2013-2014 учебном году

Слайд 27Мониторинг использования материалов музея классными руководителями для подготовки и проведения классных часов

и внеклассных мероприятий 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
Мониторинг использования материалов музея классными руководителями для подготовки и проведения классных часов и внеклассных мероприятий  2013-2014

Слайд 28Наличие и обновление информации о работе историко-краеведческого музея на официальном сайте

СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» http://yarcevskiytexnikum.ru/muzey
Наличие и обновление информации о работе историко-краеведческого музея на официальном сайте СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»

Слайд 29В заключение хочу сказать, что в марте 2015 года в городе

Ярцево состоялся районный смотр-конкурс школьных музеев, в котором принял участие и наш техникум. 17 марта прошёл круглый стол с приглашением всех участников смотра-конкурса. По его итогам наш техникум занял 3-е призовое место среди 11 средних общеобразовательных школ.
В заключение хочу сказать, что в марте 2015 года в городе Ярцево состоялся районный смотр-конкурс школьных музеев,

Слайд 30Библиография:  Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Наука, 1985. – 325 с. Емельянов

Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с. Емельянов Б.В. Экскурсия. – М.: Профиздат, 1984. – 122 с. Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – 112 с. Еремеева Е., Тимофеева Л. Проектирование экскурсии учащимися в процессе создания открытого детского музея «Ресурсы природы» // Мир экскурсий. – 2007. - № 1. – С. 62-65. Журавлева В.Л. Специфика тематических экскурсий. // Мир экскурсий. – 2008. - № 3. – С. 28-32. Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ Турист, 1980. – 164 с. Коленкин А.А. Школьные дальние экскурсии в 1919-1928 гг. // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №7, 1993. – С. 12-14. Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. – М.: ЦДЮТиК, 2001. – 180 с. Нестеров А.П. Чтобы видеть, знать …(из истории детского туризма и экскурсий) // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №7, 1993. – С. 14-24. Попович Ю.А. Н.К. Крупская и детский туризм // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №3, 1997. – С. 4-5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. – М.: Просвещение, 1974. – 136 с. Сичинова В.А. Экскурсионная работа (из опыта). – М.: Просвещение, 1981. – 94 с. Туризм в школе. Книга руководителя путешествия. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 160 с. Яковченко Р.Н. Методика проведения экскурсий. Нюансы работы // Мир экскурсий. – 2008. - № 2. – С. 13-18.        
Библиография:  Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Наука, 1985. – 325 с. Емельянов Б.В. Организация экскурсионной работы:

Слайд 31СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть