Слайд 1СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»
Презентация на тему:
«Гражданско-патриотическое воспитание студентов через исследовательскую
деятельность историко-краеведческого музея техникума»
Выполнила преподаватель истории
руководитель историко-краеведческого музея
Курапина Наталья Венедиктовна
2015 г.
Слайд 2Эпиграф:
«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви
к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
К.Д.Ушинский
Слайд 3Музей считают одной из форм краеведческой работы, направленной на формирование чувства
патриотизма у подростков. Характерной чертой музея любого образовательного учреждения является то, что вся его деятельность неразрывно связана с жизнью того места, где живет обучающийся.
Слайд 4Музей образовательного учреждения имеет ряд особенностей:
Первая особенность - это его
учебно-воспитательное значение. Являясь результатом совместного коллективного труда обучающихся и педагогов, музей своей деятельностью способствует улучшению учебно-воспитательной работы. В нем все предназначено для обучающихся и в основном собрано и сделано ими. Экспонаты музея, его фонды - это и учебно-наглядные пособия для уроков истории, географии, внеклассных мероприятий по краеведению.
Слайд 5Особенности музеев образовательных учреждений
Вторая особенность - сама организация музея является
одной из форм проявления самостоятельности и инициативы обучающихся, и созданный музей становится поисково-творческой лабораторией, ведущей подростков по пути приближения их к исследовательской деятельности.
Третья особенность – музей образовательного учреждения - это не только хранилище ценных документальных материалов, памятников истории и культуры, реликвий прошлого и ценностей наших дней, но и место научно-педагогической обработки собранного материала, создания на его основе дидактических пособий по ряду предметов учебной программы.
Слайд 6В 70–80-х годах музеи существовали во всех образовательных учреждениях, их признавали
главнейшим резервом для развития государственной музейной сети. В 90-е годы с ними боролись как с рассадниками отжившей идеологии. Так было и в нашем учебном заведении. В 2006 году музей возродили. Он был создан, как ответ на социальный заказ, который поступил образовательному учреждению от представителей общественности, а именно, от Совета ветеранов Великой Отечественной войны.
Слайд 7Как результат собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности обучающихся и педагогов техникума,
музей в 2006 году был перепрофилирован и сейчас посвящен истории нашего учебного заведения, ярцевчанам Героям Советского Союза, выпускникам техникума-участникам локальных конфликтов.
Особое внимание уделяется жизнедеятельности нашего знаменитого земляка, лётчика-истребителя, Героя Советского Союза Константина Николаевича Титенкова. В 1985 году его имя было присвоено СПТУ-14. Именно так называлось наше образовательное учреждение в те годы.
Слайд 8Цели деятельности историко-краеведческого музея техникума:
- гражданско-патриотическое воспитание студентов;
- формирование
социальной активности обучающихся;
- интеллектуальное развитие подростков путем вовлечения
их в поисково-исследовательскую краеведческую
деятельность.
Данные цели реализуются посредством решения ряда следующих задач:
- овладение обучающимися системой знаний об
историческом прошлом своего родного края;
- развитие навыков исторического познания, анализа и
сопоставления источников, работа с историческими
документами;
- воспитание гражданственности, патриотизма, бережного
отношения к историко-культурному наследию.
Слайд 9Этапы организации работы в музее:
Первый этап работы по привлечению подростков
к работе в музее – информационный или ознакомительный. Он рассчитан на студентов 1 курса. В доступной, увлекательной форме старшекурсники рассказывают им о музее, проводят экскурсии в музей, приглашают на встречи с ветеранами войны и педагогического труда.
Первокурсников привлекают к выполнению несложных видов работ - оформлению альбомов, составлению отчетов по экскурсиям и походам по родному краю.
Слайд 10Этапы организации работы в музее:
Второй этап - обучение методам и технологии
учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея обучающихся, проявивших интерес к краеведению. Обучение проходят студенты 1 и 2 курсов. Ребята работают с архивом музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данная работа требует привлечения дополнительных знаний.
В зависимости от интересов и склонностей обучающиеся выбирают направление деятельности – группу «Поиск» или «Экскурсоводы», а также направление исследования - «Довоенная история нашего города», «История родного техникума», «Участники Великой Отечественной войны – наши земляки», «Участники локальных войн-наши выпускники», «Ярцевчане - Герои Советского Союза».
Слайд 11Этапы организации работы в музее:
Третий этап - привитие навыков коммуникативной деятельности.
Студенты 2-3 курсов становятся экскурсоводами. Экскурсоводы, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии, учатся составлению тематико-экспозиционных планов. Экскурсии могут проводиться в форме устных журналов, презентаций, проектов. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности обучающиеся приобретают опыт общения с аудиторией.
Слайд 12Этапы организации работы в музее:
Четвертый этап – организация поисково-исследовательской деятельности.
При организации творческой деятельности обучающихся ставятся следующие задачи:
выявление подростков, предрасположенных к исследовательской деятельности;
создание условий для плодотворного общения и получения интересующей информации;
развитие познавательной активности и интереса обучающихся;
развитие творческих задатков и коммуникативных способностей обучающихся;
развитие умений и навыков самопрезентации и публичных выступлений.
Слайд 13Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского
индустриального техникума в 2013 - 2014 уч. году
Конференции и семинары
Май 2013
Областная студенческая конференция «Боевая летопись Смоленщины». Студентка группы ТОП-2 Прудникова Анна заняла 3-е призовое место со своей работой «И россы пред врагом твердыней грозной встали…». В работе содержался исследовательский материал по сражениям войны 1812 г. на территории Смоленской области. Студентке много пришлось поработать с архивными документами.
04.02.2014
Областной семинар по духовно-нравственному воспитанию «Проблемы и перспективы внедрения дисциплин духовно-нравственного направления в профессиональном образовании»
Слайд 14Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского
индустриального техникума в 2013 - 2014 гг.
25.04.2014
Студенческая научно-практическая конференция «Математические знания в науке и технике: история и современность» (международный уровень).
Тема работы «Курош А.Г. – великий математик земли Смоленской»
29.04.2014
Студенческая научно-практическая конференция «СССР во Второй мировой войне» (уровень техникума). Обучающиеся представили свои исследования по теме «Роль СССР в разгроме немецко-фашистских захватчиков». Это были и презентации, и доклады с приложениями, и видеоролики.
Слайд 15Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского
индустриального техникума в 2013 - 2014 гг.
09.05.2014
Состоялось торжественное шествие на площади победы города Ярцево «Бессмертный батальон». Студенты техникума несли в руках портреты своих родных и близких, ветеранов - участников Великой Отечественной войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла.
20.05.2014
Научно-практическая конференция «Шаг в науку» по теме «Духовная традиция земли русской: культурно-исторический и религиозно-философский аспекты», посвящённая 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского (региональный уровень).
Слайд 16Конференции и творческие конкурсы, в которых принимали активное участие студенты Ярцевского
индустриального техникума в 2013 - 2014 гг.
14.10.2014 – 16.10.2014
XX юбилейная международная научно-практическая конференция «Взаимодействие образовательных организаций и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона»
08.12.2014
«Декабрьские чтения», посвящённые 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Студентка гр 9П-2 Орлова Анастасия выступила с презентацией «К.Н.Титенков – воздушный богатырь». Это была исследовательская работа, посвящённая жизнедеятельности ярцевчанина, выпускника школы ФЗУ 1929 г., Героя Советского Союза, К.Н. Титенкова.
Слайд 17Конкурсы и проекты:
Областной конкурс «Познай себя через культуру» в рамках 2014
года – «Года культуры».
Номинации:
«Лучшая фотография «В объективе культура»
«Улицы родного города»
2. Конкурс детских рисунков-плакатов «Мир без нацизма» (всероссийский уровень).
3. Конкур эссе (сочинений) по теме:
«Герои-победители в моей семье (в моём городе) (всероссийский уровень)
4. Конкурс «На лучший сценарий проведения «Открытого урока «Мир без нацизма». Студентка гр.9П-2 Венгелевских Юлия заняла 1-е место со своей работой «Суд над фашизмом»
Слайд 18Проведение массовых мероприятий на базе историко-краеведческого музея:
Экскурсии:
Страницы воинской доблести
Связь времен
– память поколений
Этапы становления Ярцевского техникума
«История техникума в лицах»
2. Встречи с интересными людьми:
Вечера встречи выпускников «Вами гордится техникум»
Встреча с ветеранами педагогического труда
Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла (Совет ветеранов ВОВ)
Слайд 19Конкурсы:
«Подари музею реликвию»
«Фотографией застыла память…» (конкурс фотографий)
«Наш музей»
(конкурс видеороликов о музее)
Слайд 20Классные часы:
- Город Ярцево и Ярцевский район в годы Великой
Отечественной войны
- Идет война народная, священная война
- Дети войны
- К 90-летию Ярцевского индустриального техникума (По волнам нашей памяти)
- Наши выпускники-участники Афганской войны
Внеклассные мероприятия:
«У войны не женское лицо»
«И россы пред врагом твердыней грозной встали…»
«Они сражались за Родину»
«Титенков К.Н. – воздушный богатырь»
Слайд 21- Творческие конкурсы:
«Во славу Отечества»
«Никто не забыт и ничто
не забыто» (конкурс чтецов)
Акции:
«Живые голоса войны»
«Листовка»
«Ищу героя»
«Бессмертный батальон»
- Литературно-музыкальные композиции
«Этот день Победы»
«Эхо минувшей войны»
- Историко-краеведческие викторины
«Знай и люби свой край»
- Тематические лекции, беседы
«Города воинской славы»
«Память сердца»
«Они защищали Отечество»
Слайд 22
Среди других проектом, выполненным студентами на базе музея
техникума, можно назвать Книгу памяти. Посещая ветеранов войны, подростки берут у них интервью, собирают воспоминания о войне, о том, как восстанавливались наша область и город. На традиционных торжественных шествиях, которые проводятся в мае, присутствуют ветераны войны, жители города и района. Для обучающихся это не просто чужие, неизвестные участники войны, а люди им близкие, о которых именно они собрали материал.
Слайд 23Легко любить и гордиться большой и богатой страной, победами в сражениях
и героическими подвигами своих соотечественников. Труднее любить свою деревню, маленький городок. И задача музея образовательного учреждения и краеведения – найти там, где ты живешь, то, чем можно гордиться. А это и есть гражданско-патриотическое воспитание
Слайд 24Эффективность деятельности историко-краеведческого музея СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум» в 2013-2014
уч. году
Посещение музея студентами
Слайд 25Выставочные экспозиции, заинтересовавшие студентов в 2014-2015 учебном году (%)
Слайд 26Мониторинг посещаемости музея по учебным группам
1-го курса (% студентов, посетивших
музей)
в 2013-2014 учебном году
Слайд 27Мониторинг
использования материалов музея классными руководителями для подготовки и проведения классных часов
и внеклассных мероприятий
2013-2014 учебный год
2014-2015 учебный год
Слайд 28Наличие и обновление информации о работе историко-краеведческого музея на официальном сайте
СОГБОУ СПО «Ярцевский индустриальный техникум»
http://yarcevskiytexnikum.ru/muzey
Слайд 29В заключение хочу сказать, что в марте 2015 года в городе
Ярцево состоялся районный смотр-конкурс школьных музеев, в котором принял участие и наш техникум. 17 марта прошёл круглый стол с приглашением всех участников смотра-конкурса. По его итогам наш техникум занял 3-е призовое место среди 11 средних общеобразовательных школ.
Слайд 30Библиография:
Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения. – М.: Наука, 1985. – 325 с.
Емельянов
Б.В. Организация экскурсионной работы: методика, опыт. – М.: Профиздат, 1984. – 144 с.
Емельянов Б.В. Экскурсия. – М.: Профиздат, 1984. – 122 с.
Емельянов Б.В. В помощь экскурсоводу. – М.: Профиздат, 1976. – 112 с.
Еремеева Е., Тимофеева Л. Проектирование экскурсии учащимися в процессе создания открытого детского музея «Ресурсы природы» // Мир экскурсий. – 2007. - № 1. – С. 62-65.
Журавлева В.Л. Специфика тематических экскурсий. // Мир экскурсий. – 2008. - № 3. – С. 28-32.
Илюхин М.М. Особенности и средства показа в экскурсии. Методические рекомендации. – М.: ЦРИБ Турист, 1980. – 164 с.
Коленкин А.А. Школьные дальние экскурсии в 1919-1928 гг. // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №7, 1993. – С. 12-14.
Константинов Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность учащихся в системе дополнительного образования детей. – М.: ЦДЮТиК, 2001. – 180 с.
Нестеров А.П. Чтобы видеть, знать …(из истории детского туризма и экскурсий) // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №7, 1993. – С. 14-24.
Попович Ю.А. Н.К. Крупская и детский туризм // Вестник детско-юношеского туризма в России. – №3, 1997. – С. 4-5.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. – М.: Просвещение, 1974. – 136 с.
Сичинова В.А. Экскурсионная работа (из опыта). – М.: Просвещение, 1981. – 94 с.
Туризм в школе. Книга руководителя путешествия. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 160 с.
Яковченко Р.Н. Методика проведения экскурсий. Нюансы работы // Мир экскурсий. – 2008. - № 2. – С. 13-18.