Слайд 1Государство, церковь и общество в 90 годы 20 века
Работу выполнила
студентка
заочного отделения
Исторического факультета
группы ОЗ-31
Мухина Инна
Слайд 2Принятие закона «О свободе совести и религиозных организациях»
Новым законом гарантировались права
граждан СССР на определение и выражение своего отношения к религии, на соответствующие этому убеждения, на беспрепятственное исповедание религии и исполнение религиозных обрядов, а также социальную справедливость и равенство, защиту прав и интересов граждан независимо от отношения к религии (ст. 1).
Слайд 3Политическая нестабильность в России первой половины 90-х конца XX века свела
на нет первоначальные положительные усилия по развитию отношений между церковью и государством. Механизм контроля за деятельностью конфессий со стороны государства был утерян ввиду утраты Советами своих властных полномочий, впоследствии и полной их ликвидации. Государственно-церковные отношения как часть государственной политики в этой связи развивались под воздействием двух противоречивых факторов: во-первых, кризиса политической власти (исполнительной и законодательной ветвей), во-вторых - несовершенства законодательной базы и отсутствия четкого механизма правового регулирования.
Слайд 4Основа государственно-церковных отношений
законодательно закрепленные представления о месте религии и церкви в
жизни общества
их функциях,
сферах деятельности и компетенции всех субъектов этих отношений.
Слайд 5Основное содержание Церковно-государственных отношений в законодательстве
здесь оговариваются социально-политические и организационные вопросы
взаимодействия государства и церкви,
определяется деятельность религиозных организаций, мировоззренческий аспект школьного и вузовского образования,
возможность или невозможность функционирования церковных структур в армии,
миссионерская деятельность иностранных граждан на территории страны и т.д.
Слайд 6Религия в Конституции РФ
Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной.
Религиозные объединения объявляются отделенными от государства и равными перед законом.
Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется:
свобода совести
свобода вероисповедания
свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28) 1 Священник в парламенте II Наука и религии. 993. - № 4. - С, 3.
свобода деятельности общественных организаций (ст. 30).
Слайд 7Приоритеты церковной деятельности :
- совершенствование устроения церковной жизни;
- дальнейшее развитие богословского
и религиозного образования;
- активизация миссионерской деятельности;
- взаимодействие с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями;
- организация работы с молодежью;
- активизация межправославных связей;
- налаживание контактов с международными христианскими организациями;
- установление взаимоотношений с государством и светским обществом;
- экономическая деятельность, церковная благотворительность и социальное служение.
Слайд 8РПЦ стремится разрешить следующие проблемы:
- возвращение каноническим церковным структурам несправедливо от
нятого
в советский период имущества;
- освобождение канонических церковных структур, созданных ими
предприятий и организаций от всех видов налога, введение льготного нало
гообложения для предприятий и организаций, оказывающих благотворитель
ную помощь каноническим церковным структурам;
- предоставление таможенных льгот на ввозимые из-за рубежа каноническими структурами материальные ценности, обеспечение церковных учреждений коммунальными услугами по льготным тарифам;
- устранение правового вакуума в области регламентации профессиональной деятельности в России и ряде других государств;
- защита граждан от деятельности псевдорелигиозных групп, наносящих ущерб жизни, здоровью, правам, свободам и достоинству личности, семье и обществу, а также проповедующих межнациональную, социальную, межрелигиозную и иную рознь.
Слайд 9Закон 19 сентября 1997 года
Закон состоит из трех разделов:
общие положения;
религиозные объединения;
права и условия деятельности религиозных организаций.
Слайд 10Закон 19 сентября 1997 года
равноправие граждан независимо от их отношения к
религии;
равенство религиозных организаций перед законом;
наличие специальных законодательных актов, обеспечивающих реализацию свободы вероисповедания и устанавливающих ответственность за их нарушения;
светский характер системы государственного образования.
Слайд 11Закон 19 сентября 1997 года
Все религии и религиозные объединения равны перед
законом, ни одна из них не пользуется какими-либо преимуществами или ограничениями. Государство нейтрально в вопросах веры и убеждений.
Слайд 12Закон 19 сентября 1997 года
Раздел третий закона регулирует имущественные и финансовые
правоотношения религиозных объединений.
Слайд 13Деятельность религиозных объединений
в политической жизни общества (90-е годы 20 века)
Слайд 14В России 90-х годов конца XX века, в условиях развития демократического
законодательства в области свободы совести, руководство многих конфессий неоднократно заявляло о своей приверженности конституционному принципу отделения религиозных организаций от государства, неприемлемости установления государственной религии, вмешательства властей во внутренние дела религиозных организаций, как и их участия в политике.
Слайд 15Политические принципы РХДД:
По Российское христианско-демократическое движение (основанное в апреле 1990 года)
состоит из партии - как составной части и собственно движения. Включают в себя:
главенство христианских ценностей и попытка ввести их в современную политическую жизнь;
последовательный антикоммунизм;
просвещенный патриотизм.
Слайд 16Программа Российской христианско-демократической партии (РХДП) основана на "активном отрицании коммунистических, социалистических,
коллективистских ценностей". РХДП выступает за "народный капитализм", тоталитарную приватизацию экономики.
Слайд 17Православное политическое совещание
25 сентября 1995 года создана российская общественная организация -Православное
политическое совещание, которое было образовано на собрании священнослужителей, церковных общественных и политических деятелей, предпринимателей, журналистов, обсуждавших проблему "Нравственные основы государственного строительства".
"Цель объединения - привнести в общественную жизнь страны тот фермент православной духовности, без которого Россия не сможет выбиться из порочного круга нищеты, насилия и сословной вражды... Не являясь политической партией и не примыкая к какой-либо партии или движению, Совещание готово к сотрудничеству с любыми из них, кроме экстремистских"1.
Слайд 18Всероссийский христианский союз
был основан 3 декабря 1996 года как "общественное
движение, ставящее своей целью объединение граждан России, считающих, что христианские принципы должны стать "действенным фактором общественной жизни страны",
В принятой конференцией декларации ВХС провозглашается идея единения христиан различных конфессий, исповедующих различные политические взгляды. Союз заявил о своей организационной самостоятельности и вместе с тем признал православие в качестве основы духовной и культурной самобытности русского народа. Считая себя организацией светской, ВХС указал на необходимость всемерной поддержки РПЦ.
Слайд 19Новые религиозные движения :
радикальное изменение существующего социума путем преобразования базовых социально-политических
структур либо путем воспитания «нового человека». Естественно, в этом случае предполагается открытая конфронтация новых религиозных движений с государством;
предлагает рецепты бегства от несовершенной действительности посредством мистических систем упражнений или создания замкнутых духовных коммун. При таком варианте НРД желает от государства только одного - чтобы последнее оставило его в покое;
обещает своим адептам содействие более полному их
включению в социальные структуры и повышению социального статуса посредством раскрытия паранормальных способностей, избавлению от психологических проблем, исцеления и т.п. НРД такого рода, как правило, всячески демонстрируют свою лояльность к государству либо полную аполитичность, хотя, впрочем, любое НРД в силу своей маргинал ы-юсти (хотя бы и временной) неизбежно представляет собой явление асоциальное.
Слайд 20Итоги
К началу 1990 года в СССР действовало 8 всесоюзных, 11 республиканских и
более 40 региональных и межреспубликанских религиозных партий, союзов и движений1
Слайд 21В начале 90-х годов начал формироваться правовой фундамент государственно-церковных отношений. Стала
создаваться современная система религиозного образования, просвещения и пропаганды, широко развернулось социальное служение церкви. Все эти процессы протекали в правовом русле, проложенном законом «О свободе вероисповеданий».
Слайд 22По Конституции" Российская Федерация провозглашается светским государством, в котором никакая религия
не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения объявляются отделенными от государства и равными перед законом. Закрепляется равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, пола, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Слайд 23Каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право
исповедовать или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28).
Слайд 24В общественной жизни России происходит активизация и усиление религиозных начал в
общественном сознании, что обусловлено определенными социальными причинами, в том числе и резким ухудшением социального положения большинства россиян.
Слайд 25Люди возвращаются к религии, потому что решили, что она окажется способной
изменить их жизнь к лучшему.
Слайд 26Растет число тех, кто считает, что налицо стремление возродить в России
институт государственной церкви, навязать взамен ушедшей коммунистической идеологии новую, теперь уже религиозную.
Слайд 27Возникает необходимость в выработке определенной государственной политики в области религии, ставящей
в равные условия все конфессии в России, что приведет к уравновешиванию религиозного и атеистического сознания общества.
Слайд 28Список использованной литературы:
Александров Ю.А. Декрет о свободе совести. - М.: Советская
Россия. 1963.-40 с.
Алов А.А., Владимиров Н.Г. Православие в России. - М.: Институт наследия, 1995. - 114 с.
Баринская А.П., Савельев В.И. Советское законодательство о религиозных культах. - Йошкар-Ола: Марийск. кн. изд-во, 1973. - 48 с,
Васильева И.Г, Российское государство и религии (1917-1920-е годы). -Уфа:УГНТУ, 1998.-255 с.
Введенский А.И. Церковь и государство: очерк взаимоотношений церкви и государства в России 1918-1922 гг. - М„ 1923. - 253 с.