Слайд 1Государство на берегах Нила
Мухина Инна Игоревна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №52
г. Краснодар
Слайд 2План изучения нового материала.
Страна Египет.
Разливы Нила.
Объединение Египта.
Слайд 3Проблемное задание.
Докажите правильность утверждения одного из греческих историков: «Египет со всех
сторон укреплён самой природой».
Слайд 41. Жители Египта: от фараона до простого земледельца.
Слайд 5Вельможи – царские советники, военачальники.
Слайд 6Задание (на установление соответствия)
1. Используя понятия «фараон», «вельможи», «писцы», «войско»,
«население страны», «налоги», составьте рассказ о жителях Древнего Египта и управлении страной.
2. Объясните, почему все рядовые жители Египта платили налоги.
Слайд 73. Определите, какую роль играл Нил в жизни каждой группы населения.
4. Объясните, чем различались родовой строй и древнеегипетское общество.
5. Обсудите в группах, что обеспечивало единство государства в Древнем Египте.
Слайд 9Задание (на группировку по заданному основанию)
1. Объясните, для чего древние
египтяне строили различные ирригационные (оросительные) сооружения, несмотря на то что жили рядом с рекой.
2. Опишите, что представляло собой орошаемое земледелие в Древнем Египте.
3. Перечислите виды работ земледельца.
4. Рассмотрите рисунки и составьте рассказ о жизни египтянина-земледельца.
Слайд 11Задание 1
Поясните, как женщины в Древнем Египте делали муку.
Какие,
на ваш взгляд, три продукта были для египтян основными?
Известно, что египтяне употребляли в пищу очень мало мяса. Укажите не менее двух причин этого факта.
Слайд 12
картофель
жареный гусь
солёные огурцы
лапша
стебли папиру
салат (латук)
чеснок
миндаль
оливки
мёд
рис
вино
хлебные лепёшки
виноград
вяленая рыба
инжир
капуста
тыква
финики
кинза
горох (нут)
Используя дополнительную литературу, и помощь учителя, из предложенного перечня продуктов выберите те, которые могли употреблять древние египтяне:
Слайд 13жареный гусь
лук (порей)
стебли папируса
салат (латук)
чеснок
оливки
мёд
вино
хлебные лепёшки
Виноград
вяленая рыба финики
горох (нут)
Ответ
Слайд 14Задание 2 (проблемного типа)
1. Как свидетельствуют историки, древние египтяне всегда
заботились о чистоте своего тела, одежды и жилья. Они совершали водные процедуры несколько раз в день: утром, до и после приёма пищи. Объясните внешние причины появления этих правил.
Слайд 152. Подумайте и обсудите, почему члены одной и той же семьи
в Древнем Египте по утрам питались отдельно и употребляли в пищу разные 34 продукты.
3. Предположите, почему древние египтяне любили носить амулеты.
4. Выделите в тексте сведения о предметах быта, роскоши, известных египтянам.
Слайд 17Задание (проблемного типа)
В Древнем Египте не знали денег. Расчёт с
работниками осуществлялся продуктами. Как вы думаете, были ли в Древнем Египте рынки?
Опишите особенности дома египтянина: как и из чего он строился, внешний вид, интерьер.
Слайд 18Какие ремёсла были известны египтянам и какую роль они играли в
жизни египетского общества?
Укажите, какие материалы использовали ремесленники для изготовления своих изделий.
Рассмотрите рисунки и опишите сюжет одного из них (по выбору).
Поясните, что означает обмен товарами и какую роль он играл в жизни древних египтян.
Слайд 20Словарь
Писцы — сборщики налогов.
Налоги — сбор продуктов, товаров в пользу
фараона.
Фараон – правитель Древнего Египта.
Слайд 21Папирус - писчий материал, в древности распространённый в Египте, а позднее
— на всём пространстве античного мира.
Шадуф - приспособление для подъема воды из реки или колодца.
Вельможа - знатный, родовитый и богатый сановник, чиновник; важный и знатный человек.
Слайд 22Ремесло - мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда.
Обмен
-движение товара от одного владельца к другому.
Слайд 23Задание 1
Определите, почему писцов не было в родовом обществе.
Объясните,
почему писцы в Древнем Египте считались важными чиновниками.
Слайд 243. Назовите вероятные причины того, что фараоны часто подвергали писцов позорным
наказаниям: отрезанию носа, ссылке на каторгу, битью палкой и др.
4. Укажите причины народной неприязни к писцам в Древнем Египте.
5. Выполните задание в рабочей тетради (по выбору).
Слайд 26Задание 2 (информационно-ориентировочное)
Проверьте друг друга, каков смысл следующих понятий: фараон,
папирус, шадуф, писец, налог, вельможа, ремесло, обмен.
Прокомментируйте связь процессов: поддержка оросительной системы коллективный труд земледельцев-общинников объединение Египта под властью фараона.
Слайд 27Домашнее задание:
§ 7, изучить новые понятия; задания в рабочей тетради
Доклады:
1. Пирамиды египетских фараонов. 2. Открытия египтян, вошедшие в мировую культуру.