Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5 КЛАССЕ
Учитель истории
и обществознания МБОУ СШ №81
Г. Ульяновск
Благова Е.А.
Слайд 2Задачи УУД
Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных
действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Слайд 3Универсальные учебные действия
Личностные
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка)
смыслообразование (мотивация,
границы собственного знания и «незнания»)
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих
Познавательные
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Регулятивные
управление своей деятельностью
контроль и коррекция
инициативность и самостоятельность
Коммуникативные
речевая деятельность
навыки сотрудничества
Слайд 4Актуальность темы
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения поставил на первое место
в качестве главных результатов образования не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия.
Поэтому обеспечение развития универсальных учебных действий, в соответствии с требованиями Стандарта, становится актуальной и новой задачей.
Какие УУД можно формировать по средством предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?
В ходе подготовки к данному выступлению, я попыталась систематизировать приемы и методы формирования УУД, используемые мной в ходе уроков истории и обществознания.
Слайд 5Регулятивные УУД
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся:
• целеполагание как постановка учебной
задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
• саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Слайд 6Познавательные УУД (общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение
проблемы)
К общеучебным универсальным действиям относятся:
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• структурирование знаний;
• выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
• определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей;
• понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности.
Слайд 7Познавательные УУД
Логическими универсальными действиями являются:
• анализ объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
• подведение под понятие, выведение следствий;
• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
• формулирование проблемы;
• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Слайд 8Коммуникативные УУД
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
• управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Слайд 9Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)
Слайд 10Конструктор приемов, формирующих универсальные учебные действия (УУД)
Слайд 11Способы получения знаний
Содержание подготовки школьников на ступени основного общего образования определяется
с учётом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе новых задач. Поэтому основные способы получения знаний – это самостоятельная работа с информацией и решение учебно-практических и учебно-познавательных задач.
Слайд 12Учебная ситуация
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается
такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста или практическая работа и т.д.
Слайд 13Метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные)
результаты освоения истории и обществознания
Способность сознательно
организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.
Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация и др.);
Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Слайд 14КОЗ
Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно - ориентированные задания. Подобные
задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Слайд 15Формирование УУД на уроках обществознания
Уроки обществознания в большей мере дают возможность
для формирования УУД, так как разнообразие методов и приемов позволяют использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач .
Приемы и методы:
Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ
Театрализация (разыгрывание сценок на учебную тему).
Составление рассказов, например «Школа моей мечты», рекламного плаката «Мое хобби», памяток
Подбор и иллюстрация пословиц и поговорок на заданную тему (например, о труде)
Подготовка и защита проектов
Деловая и ролевая игра
Слайд 16Деловая игра
Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место
занимают деловые игры. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры связаны с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.
С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели:
Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях.
Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.
Формирование навыков групповой деятельности
Повышение коммуникативной культуры.
Овладение основными видами публичных выступлений.
Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:
Формирование групп.
Моделирование реальной ситуации.
Работа в группах.
Подготовка к публичному выступлению.
Выступления групп.
Подведение итогов.
Слайд 17НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 5
КЛАССЕ
Слайд 18«Светофор»
При устном опросе использую прием «Светофор». «Светофор» — длинная полоска картона,
с одной стороны красная, с другой — зеленая.
ФОРМУЛА: при опросе ученики поднимают «светофор» красной или зеленой стороной к учителю, сигнализируя о своей готовности к ответу. Способ применения светофора зависит от типа опроса. Красный сигнал означает «Я не знаю!» Это — сигнал тревоги. Это ученик как бы сам себе ставит двойку — пусть она и не идет в журнал. Зеленый сигнал — «Знаю!»
Слайд 19Приемы по формированию регулятивных учебных действий:
Приемы целеполагания:
1. Прием «Домысливание».
Предлагаю тему урока
и слова "помощники».
- С помощью слов "помощников" сформулируйте цели урока:
Выясним…
Узнаем…
Научимся…
Проверим…
Слайд 20Прием целеполагания «Тема-вопрос»
Содержание: Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо
построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос.
Пример: Тема урока «Как жили земледельцы и ремесленники Египта»
План действий:
1. Вспомнить кто такие земледельцы и ремесленники.
2. Определить, чем занимались земледельцы и ремесленники Египта.
3.Выяснить условия жизни: где жили, чем питались, как одевались.
4. Сделать вывод.
Слайд 21Прием целеполагания «Работа над понятием»
Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы
урока. Например, тема урока в 5 классе « Ассирийская держава". Необходимо объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
Слайд 22Прием целеполагания «Группировка»
Понятия на доске: Евфрат, Тигр, Двуречье, Междуречье, шумеры, Ур,
Урук, клинопись
Задания:
В течение 5 секунд прочитайте внимательно и запомните слова, записанные на доске;
Запишите понятия в тетрадь по памяти;
Сосчитайте ваши слова, сколько слов вам удалось запомнить;
Выберите среди понятий такие, которые каким-то образом между собой связаны;
Проведите классификацию и подберите к каждой группе обобщающее слово.
Слайд 23Что бы это значило?
«Ситуация – иллюстрация» на уроке обществознания по теме
«Свободное время». Формулируют цель урока – научиться организовывать своё свободное время.
Слайд 24Прием целеполагания
Постановка вопросов по теме и выход на задачи по теме
«Природа и люди Древней Индии».
Задание: В названии темы выделите ключевые слова и составьте к ним вопросы.
Модельный ответ:
Какие животные водились в Древней Индии?
Какие растения росли в Древней Индии?
Чем занимались люди Древней Индии?
Во что верили индийцы?
Как добывали пищу?
Где жили?
Слайд 25ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
ПРИРОДА
ЛЮДИ
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
ЖИВОТНЫЙ МИР
КЛИМАТ
ЗАНЯТИЯ
ЖИЛИЩЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
ПИЩА
Слайд 26Познавательные универсальные учебные действия
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет
работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Составление кластера
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
Составление логической схемы, цепочки
Составление определения к термину
- Приемы «Верные и неверные утверждения» («верите ли вы»), ключевые слова, «Как вы думаете?»
Приемы «Денотатный граф», «Понятийное колесо»
Прием «Рокировка» и др.
Слайд 27Работа с картой
Выбрать слова, которые характеризуют природные условия Древнего Египта:
Тепло.
Дожди.
Солнце.
Река.
Лес.
Пустыня.
Оазисы.
Плодородная почва
Слайд 28Что рассказала карта?
Вставь пропущенные слова:
Китайцы расселились по всей Великой
Китайской _________.
На севере протекает крупная река _______ Желтая река), а на юге – ______ (Голубая река).
Древнейшее китайское государство возникло во ___ тысячелетии до н.э.
На севере китайского государства была сооружена Великая Китайская _____, которая защищала от ________.
Слайд 29Приемы по формированию логических УД
Вся система логических УД построена на мыслительных
операциях и мыслительных действиях, т. е. умениях наблюдать, анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, абстрагировать, подводить действия под понятия (доказывать, аргументировать), выводить следствия, находить причинно-следственные связи, делать выводы.
Слайд 30«Понятийное колесо» по усвоению исторических понятий
государство
письменность
Глава государства - царь
казна
территория
города
войско
Слайд 31Самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов
слуги
Приносить жертвы
Руки Брахмы
Воевать
Подчиняться
КАСТА
ЖРЕЦЫ
НЕПРИКАСАЕМЫЕ
Слайд 32ГРАФ
принадлежит
подчиняется
имеет
ГРАЖДАНИН
ЧЕЛОВЕК
?
?
?
Слайд 33ПРИЕМ «РОКИРОВКА»
Прием можно использовать для поиска и выделения необходимой информации. Последовательно
раскрывая эти вопросы в таблице, можно получить достаточно логически связный и полный рассказ.
Слайд 34Тема : « Победа греков над персами в Марафонской битве»
Слайд 35ПОПС - формула
Умение аргументировать свою точку зрения является важным коммуникативным УД.
Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента ПОПС – формулы:
Слайд 36Рефлексия
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Чаще
всего на уроках использую прием рефлексии «Незаконченное предложение», рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю).
Слайд 37Рефлексивный экран
Выберите начало фразы из рефлексивного экрана на доске и закончите предложение:
сегодня я
узнал…
было интересно…
было трудно…
я научился…
у меня получилось …
меня удивило…
мне захотелось…
Слайд 38Упражнение «Плюс-минус-интересно»
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в
зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.