Презентация, доклад на тему Формирование ключевых компетенций по предмету как важнейший фактор качества обществоведческого образования в условиях перехода на ФГОС ООО.

Содержание

предназначение учителя сегодня воспитание компетентного гражданина России. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться.

Слайд 1 Формирование ключевых компетенций по предмету как важнейший фактор качества обществоведческого образования

в условиях перехода на ФГОС ООО.




Учитель истории и обществознания






И.Б. Мищенко, МБОУ Дмитриевская СОШ



Формирование ключевых компетенций по предмету как важнейший фактор качества обществоведческого образования в условиях перехода на

Слайд 2 предназначение учителя сегодня воспитание компетентного гражданина России.

Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться.
предназначение учителя сегодня воспитание компетентного гражданина России.      Целью образования  становится

Слайд 3Компетентность
 — это способность, возникающая при освоении

личностью социального опыта человечества, тождественная человеческой культуре во всей структурной полноте и включающая в себя не только знаниевую и  операционально - технологическую составляющую, но и  мотивационную, этическую, социальную и поведенческую».
В.Н. Шапалов

Компетентность    — это способность, возникающая  при освоении  личностью социального  опыта человечества, тождественная

Слайд 4Компетентностный подход –это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания

образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

К числу таких принципов относятся следующие положения :
-Смысл образования заключается в развитии у школьников способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
-Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем.
- Организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения задач ( познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и др.)
-Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Компетентностный подход –это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки

Слайд 5Компетенция
- совокупность взаимосвязанных качеств личности

(знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Возможность установления связи между знанием и ситуацией или в более широком смысле как способность найти, обнаружить знание и действие, подходящее для решения проблемы.
А. В. Хуторской
Компетенция     - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по

Слайд 6Классификация ключевыех образовательных компетенций
-средства

мировоззренческой ориентации (ценностно-смысловая компетенция);
-знания и умения в определённой сфере (учебно-познавательная, информационная, ком­муникативная, социально-трудовая);
-круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция);
-основания для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).
А. В. Хуторской
Классификация  ключевыех образовательных компетенций      -средства мировоззренческой ориентации (ценностно-смысловая компетенция);

Слайд 7Предметные результаты
- результаты выражаются в усвоении

учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Это усвоенные учащимися знания, умения, навыки, а так же специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфические для изучаемой области знаний.

Предметные результаты     - результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого

Слайд 8Метапредметные результаты
- (компетентностные) результаты представляют собой освоенные

учащимися межпредметные понятия и способы деятельности - универсальные учебные действия ( познавательные, регулятивные, коммуникативные ), а так же способность применять их в познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты    - (компетентностные) результаты представляют собой освоенные учащимися  межпредметные понятия и способы

Слайд 9Познавательные:
-Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя

ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач.
-Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
-Самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее).
-Анализировать (в т.ч. выделять главное и разделять на части), обобщать, доказывать, делать выводы), определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне.
-Классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям.
-Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям (в т.ч. используя ИКТ).
-Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.
-Устанавливать аналогии (создавать модели объектов) для понимания закономерностей, использовать их в решении задач.
-Представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы), в т.ч. используя ИКТ.

Познавательные:   -Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для

Слайд 10Регулятивные:
-Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической

(в т.ч. в своих проектах)
-Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
-Планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ.
-Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно, используя ИКТ.
-Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

Регулятивные:    -Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической (в т.ч. в своих проектах)

Слайд 11Коммуникативные:
-Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя

его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии.
-Понимать позицию другого, выраженную в явном и Неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).
-Различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории.
-Корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.
-Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения – с помощью и самостоятельно.
-Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
-Организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)
-Преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.
-Использовать ИКТ как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные:    -Излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы

Слайд 12Личностные результаты
представляют собой сформировавшиеся в образовательном процессе

ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально – личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Личностные результаты    представляют собой сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их

Слайд 13Планируемые результаты. Раздел «История Древнего мира» 5 кл.
Выпускник научится:
- определять место исторических

событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);
- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
-описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
-раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
-объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
-давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
-видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
-высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
 

Планируемые результаты. Раздел «История Древнего мира» 5 кл. Выпускник научится:- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл

Слайд 14умения, относящиеся к основным планируемым результатам по истории в 5классе

( результаты в таблице сформулированы в сокращённом виде)
умения, относящиеся к основным планируемым результатам по истории в 5классе  ( результаты в таблице сформулированы в

Слайд 15умения, относящиеся к основным планируемым результатам по истории в 5классе

( продолжение)
умения, относящиеся к основным планируемым результатам по истории в 5классе  ( продолжение)

Слайд 16умения, относящиеся к основным планируемым результатам по истории в 5классе

( продолжение
умения, относящиеся к основным планируемым результатам по истории в 5классе  ( продолжение

Слайд 17Контрольные задания
Пример 1,
Планируемый результат: определять место исторических событий

во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов ( тысячелетие, век, до н.э., н.э.).
Умения: устанавливать место исторического события на линии времени;
объяснять последовательность событий (раньше, позже);
Задание базового уровня: Разместите на линии времени события, связанные с созданием империи Александра Македонского
Задание повышенного уровня:
Укажите какое из названных событий произошло позже остальных:
1)завоевание Цезарем Галлии;
2) падение Рима;
3) распад державы Александра Македонского.

Примечание: умения проверяются только на базовом уровне сложности
Контрольные заданияПример 1,   Планируемый результат: определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических

Слайд 18Контрольные задания
Пример 2,
Умение: сопоставлять события и даты
Задание базового уровня:
Отметь соответствующими цифрами

на ленте времени следующие даты : 1) - 776 г. до н.э., 2) - 490 г. до н.э., 3) - 480 г. до н.э. и обведите ту из них, которой соответствует Марафонская битва.
Задание повышенного уровня:
Посчитай, сколько лет назад персидский царь Ксеркс, пройдя узкое Фермопильское ущелье, вторгся в Среднюю Грецию.
Творческий уровень: Отметь на ленте времени ещё какое-нибудь известное тебе событие - 4) из истории Древней Греции, не изученное на уроках.
 

Контрольные заданияПример 2,Умение: сопоставлять события и датыЗадание базового уровня:Отметь соответствующими цифрами на ленте времени следующие даты :

Слайд 19Контрольные задания
Планируемый результат: описывать условия существования, основные занятия,

образ жизни людей в древности, памятники древней культуры, рассказывать о событиях древней культуры; рассказывать о событиях древней истории.
Умение: осуществлять отбор необходимой (ключевой) информации из текстов и иллюстраций учебника. (Это умение проверяется только на базовом уровне).
Задание базового уровня Подберите из параграфа учебника текст и иллюстрации, свидетельствующие о положении рабов в Древнем Риме.
Умение: составлять последовательное описание, рассказ.
Задание базового уровня : 1.Опишите по рисунку греческую колонию в Причерноморье. Предположите, какие товары купцы привезли. Какие закупят? 2.Расскажите о реформах Эхнатона. 3. Расскажите о восстании Спартака
Задание повышенного уровня: 1.Расскажите о ключевых, вошедших в историю событиях греко-персидских войн ( одно-два события по выбору). 2. Опишите образ жизни зажиточного римлянина времён империи ( условия жизни, занятия, развлечения и т. д.).

Контрольные задания   Планируемый результат: описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники

Слайд 20Контрольные задания
Пример 4.
Планируемый результат: раскрывать

характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности.
Примечание: умение проверяется только на базовом уровне сложности.
Умение: выделять главные признаки исторических явлений, событий.
Задания базового уровня: 1. Охарактеризуйте место и значение жрецов в Древнем Египте.
2. Объясните, в чём заключалось спартанское воспитание.
Задание повышенного уровня: 1. Что изменилось в Риме, в жизни горожан после образования Римской империи?
2. Объясните, почему римляне называли большинство соседних народов варварами.

Контрольные заданияПример 4.     Планируемый результат:  раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства

Слайд 21Контрольные задания
Пример 5.

(
Планируемый результат: использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий.
Умение: использовать историческую карту как источник информации.
Задания базового уровня: Покажите на карте, где ( на каком континенте) найдены останки самых древних людей – австралопитеков.
Задание повышенного уровня:
1.На основе карты охарактеризуйте результаты финикийской и греческой колонизации VII – V вв. до н.э.
2.Разъясните, используя карту, когда и почему римляне стали называть Средиземное море « нашим морем».
3.Совершите путешествие по карте из Мемфиса в Нубию в период наибольшего могущества Египта. В каких городах, пунктах и с какой целью вы остановитесь?
Контрольные заданияПример 5.

Слайд 22Контрольные задания
Планируемый результат: проводить поиск информации в отрывках

исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
Умение: находить в тексте ключевые слова, имена, названия, даты.
Задания базового уровня: Прочтите отрывок из сочинения историка Тита Ливия и назовите государства, войска которых противостояли друг другу в описываемом сражении.
« Назвтра в решающее сражение вступили два славнейших вождя двух самых могущественны народов, два храбрейших войска… Сципион кагорты выстроил не в одну сплошную линию, но так, чтобы между боевыми подразделениями оставались широкие промежутки, по которым неприятельские слоны могли бы пройти, не расстраивая боевого порядка….
Ганнибал рассчитывал внушить страх, впереди поставил слонов: было их восемьдесят, раньше он никогда столько не вводил в бой. За ними были поставлены вспомогательные отряды».
( Рим, Карфаген)
Контрольные задания   Планируемый результат: проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

Слайд 23Контрольные задания
Пример 6. (продолжение)
Умение: находить в изображении ( материальном

памятнике) ключевые знаки, символы, образы.
Задания базового уровня:
Рассмотрите древнеегипетские рисунки с изображениями фараонов. С помощью каких символов, приёмов показано высокое положение фараонов?
Умение: определять смысл ( главную идею) высказывания, изображения
Задания базового уровня:
Прочтите отрывок из сочинения римского автора М. Порция Катона и ответьте на вопрос.
«Рабам не должно быть плохо. Они не должны мёрзнуть и голодать. У вилика ( управляющего) они всегда в работе, так он их легче удержит от дурного и воровства…»
В чём заключается смысл отношения автора к рабам и их труду?
Примечание: умения проверяются только на базовом уровне сложности.
 
 
 

Контрольные заданияПример 6. (продолжение)  Умение: находить в изображении ( материальном памятнике) ключевые знаки, символы, образы.Задания базового

Слайд 24Контрольные задания
Планируемый результат: объяснять, в чём заключались назначение и

художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
Умения: объяснять, в чём заключалось назначение памятника, предмета; выделять основные конструктивные и художественные элементы; раскрывать, чем определяется ценность памятника, произведения для общества, в котором он создавался.
Задания базового уровня: 1. Охарактеризуйте назначение Парфенона в Древних Афинах. Чем отличался внешний облик этого здания? 2. Используя репродукции, покажите, в чём заключались характерные черты древнегреческой скульптуры?
Задание повышенного уровня: 1. Объясните, какие элементы древнегреческих зданий использовались затем и в древнеримских сооружениях, составив основу античной архитектуры. 2. Охарактеризуйте вклад культуры Древнего Китая в мировую культуру.

Контрольные задания  Планируемый результат: объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных

Слайд 25Контрольные задания
Пример 8
Планируемый результат: давать оценку наиболее значительным

событиям и личностям древней истории.
Умения: Излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе; высказывать свои оценочные суждения.
Задания базового уровня: 1.Дайте оценку характеру и итогам Греко-персидских войн. 2. Раскройте, в чём состояла роль Гая Юлия Цезаря в истории Рима.
Задание повышенного уровня:
1.Приведите оценку личности и деяний Александра Македонского, представленную в учебной и исторической литературе. Выскажите и аргументируйте своё мнение.
2. Объясните, какое значение имело учение Конфуция для китайского общества. Приведите два –три суждения.
.( максимальный балл-2)
 

Контрольные задания  Пример 8 Планируемый результат: давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Слайд 26Что такое Жизненные задачи?
Это проблемы,

с которыми ты можешь столкнуться в жизни и для решения которых тебе понадобиться разные знания и умения. Они оформлены следующим образом: название
Ситуация. Условия, в которых возникла проблема.
Роль. Человек, в роли которого ты должен решить проблему.
Результат. То, что нужно получить в итоге.
Что такое Жизненные задачи?      Это проблемы, с которыми ты можешь столкнуться в

Слайд 27Продуктивное задание
Решая проблему, открывая новые знания, ученики

в группе, в паре или совместно, осуществляют поиск решения проблемы и формулируют выводы ( закономерности, понятие, свою оценку событий). Для этого работают с частями текста параграфа, выполняя задания, расположенные перед ними. Это- продуктивные задания; на них нет готового ответа в тексте, но этот ответ ( свой продукт) можно создать, опираясь на имеющуюся информацию.

Продуктивное задание    Решая проблему, открывая новые знания, ученики в группе, в паре или совместно,

Слайд 28Порядок выполнения продуктивного задания
Осмысли задание ( объясни своими словами, то что

требуется сделать).
Найди информацию, необходимую для выполнения задания.
Преобразуй её так, чтобы получить ответ ( найти аргументы, выделить главное, обосновать свою позицию и т.д.).
Запиши, если необходимо своё решение ( в виде таблицы, списка, текста) или мысленно составь ответ, используя слова: « я считаю что…», « потому, что…», « во-первых..», « во-вторых…» и т. д.
 

Порядок выполнения продуктивного задания Осмысли задание ( объясни своими словами, то что требуется сделать).Найди информацию, необходимую для

Слайд 29Что такое проект?
Это любое самостоятельное дело,

которое предполагает:
1.Оригинальный замысел (цель).
2.Выполнение работы за определённый отрезок времени.
3. Конкретный результат, представленный в итоге ( предмет, сделанный своими руками; мероприятие- при условии, что оно подготовлено самими учениками; решение общественно - значимой проблемы; результат самостоятельных исследований и др.).
Что такое проект?     Это любое самостоятельное дело, которое предполагает:   1.Оригинальный замысел

Слайд 30Как оценить свои учебные достижения?
Для этого надо освоить алгоритм

самооценки:
1.Какова была цель задания( что нужно было получить в результате)?
2. Выполнено ли задание ( получен ли результат)?
3. Выполнено верно или с ошибкой?
4. Выполнено самостоятельно или с чьей-то помощью?
5. Вспомни как ставятся отметки. Определи свою отметку.
Как оценить свои учебные достижения?  Для этого надо освоить алгоритм самооценки:1.Какова была цель задания( что нужно

Слайд 31Тема проекта формы представления результатов

Тема проекта       формы представления результатов

Слайд 32Технология критического мышления (РКМЧП)

Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые нужно решить.
1. Даёт возможность организовать коллективную, парную, индивидуальную самостоятельную деятельность на уроках.
2.Предусматривает диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем
3.Предусматривает воспитание таких важных качеств, как терпимость, умение слушать других и понимать их точку зрения, ответственность за собственную точку зрения и другие.
 
 

Технология критического мышления (РКМЧП)

Слайд 33Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся по комплексной работе для оценки

сформированности учащимися 5 классов метапредметных результатов (смыслового чтения и умений работать с информацией)
Результаты оценки индивидуальных достижений учащихся  по комплексной работе для оценки сформированности учащимися 5 классов метапредметных результатов

Слайд 34 СТАРАЛАСЬ УЧИТЬ ДВУМ ВАЖНЫМ ВЕЩАМ - ОБЩЕНИЮ С

ЛЮДЬМИ И УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ, ЧТОБЫ МЫСЛИТЬ ПО-СВОЕМУ. ЭТО НЕПРЕМЕННО ПРИГОДИТЬСЯ В ЖИЗНИ.
СТАРАЛАСЬ УЧИТЬ ДВУМ ВАЖНЫМ ВЕЩАМ  - ОБЩЕНИЮ С ЛЮДЬМИ И УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ ЗНАНИЯ,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть