Слайд 1Системно-деятельностный
подход
на уроках истории
Слайд 2Виды УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ − обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся
РЕГУЛЯТИВНЫЕ − обеспечивают организацию
учащимся своей учебной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − обеспечивают общеучебные умения работать с новой информацией, логические действия
КОММУНИКАТИВНЫЕ − обеспечивают умение строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Слайд 3Личностные УУД
Самоопредление -жизненное, личностное, профессиональное (построение жизненных планов);
Смыслообразование (ф-е ценностных ориентиров
и смыслов учебной деятельности, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);
Нравственно-этическое оценивание (знание основных моральных норм, выделение нравственного содержания поступка, умение выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами).
Слайд 4Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие личностных УУД
«вырази отношение»,
«объясни эмоции», «настроение», «любите», «нравится», «не нравится», «хорошо – плохо», «красиво – некрасиво» и др.
Слайд 5Пример:
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части.
Как
автор текста говорит о Родине?
Где можно найти информацию для ответа на вопрос учебника?
Проверьте свою работу по образцу.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…
Л
Л
Слайд 6ЛИЧНОСТНЫЕ действия
(нравственная оценка, гражданская оценка)
Чем принципиально отличаются позиции ассирийских царей и
библейских пророков?
Представь, что ты житель Афин. В 338г до н.э. ты узнаешь, что Филипп II желает захватить Элладу. Придя на народное собрание ты слушаешь разных ораторов, одни из которых говорят, что лучше подчиниться македонскому царю, а другие призывают дать отпор. Какую позицию занял бы ты? Свой ответ объясни.
Слайд 7Памятка для учителя
Как помочь ученику освоить УУД?
Личностные УУД:
1. Помните, что
каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
3. Организуя учебную деятельность по предмету учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.
4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Слайд 8
Регулятивные УУД
Целеполагание
Планирование
Прогнозирование
Контроль, включая волевую саморегуляцию
Коррекция
Оценка
Слайд 9Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие регулятивных УУД
«найди (исправь)
ошибки», «план», «набросок», «алгоритм», «оцени работу», «по образцу», «прикидка», «прогноз» и др.
Слайд 10Пример:
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части.
Как
автор текста говорит о Родине?
Где можно найти информацию для ответа на вопрос учебника?
Проверьте свою работу по образцу.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…
Л
Р
Л
Р
Слайд 11морской народ - финикийцы
Геродот –
основоположник географии
Пифей - первым нашел путь
в Северное море
солнечный камень – янтарь
Штиль – это полное безветрие, затишье
на море.
Р
Отработка персоналий, терминов, понятий
Слайд 12Памятка для учителя
Как помочь ученику освоить УУД?
Регулятивные УУД:
1. Научите ребенка
контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.
2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
3. Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Слайд 13
Познавательные УУД
Общеучебные (определение познавательной цели, поиск информации, структурирование знаний, смысловое чтение,
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности и др.)
Логические, включая постановку и решение проблем (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, выведение следствий , доказательство и др.)
Знаково-символические (кодирование – декодирование, умение строить и использовать наглядные модели, схемы, диаграммы, чертежи)
Слайд 14Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие познавательных УУД
«назови», «графически
обозначь», «составь текст», «расскажи», «вспомни», «сделай вывод», «найди в словаре, справочнике» и др.
Слайд 15Пример:
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части.
Как
автор текста говорит о Родине?
Где можно найти информацию для ответа на вопрос учебника?
Проверьте свою работу по образцу.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…
П
Л
П
Р
Л
Р
Слайд 16Венеция
Е в р о п
а
А з и я
Проверка правописания
Европа
Азия
Китай
Япония
Персия
Венеция
Генуя
Средиземное море
Северное море
Атлантический океан
П
Средиземное море
Генуя
П е р с и я
Япония
1 часть света
2 часть света
3 страна
4 страна
5 страна
6 город
7 город
8 море
9
море
10 океан
Северное
море
Атлантический океан
К и т а й
Тестирование с самопроверкой
Слайд 17ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ действия
(картина мира, процессы развития)
Докажи, что жители долины Нила создали государство.
Что
позволило ассирийцам создать мировую державу? Из-за чего она погибла?
Слайд 18Памятка для учителя
Как помочь ученику освоить УУД?
Познавательные УУД:
1. Если вы
хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)
2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний
3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 19ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД СПОСОБСТВУЕТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ:
учительские презентации;
компьютерное
тестирование;
создание в ходе групповой работы учащимися: буклетов, брошюр,
презентаций, опорных схем и т.п.;
использование ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ.
активизация познавательной деятельности;
увеличение объема выполняемой работы на уроке;
совершенствование контроля знаний;
формирование навыка исследовательской деятельности
( поиск информации, умение ориентироваться в большом
объеме информации, умение выделять главное);
формирование навыка самообразования.
Слайд 20
Коммуникативные УУД
Учебное сотрудничество
Согласование действий с партнером
Постановка вопросов
Построение речевых высказываний
Умение слушать и
слышать
Разрешение конфликтов
Слайд 21Ключевые слова в учебных заданиях, направленных на развитие коммуникативных УУД
«объясни», «сформулируй»,
«составь рассказ», «дай характеристику», «опиши», «выскажи»,«работай в группе (паре)» и др.
Слайд 22Пример:
Определите, сколько частей в правиле, сформулируйте вопрос к каждой части.
Как
автор текста говорит о Родине?
Где можно найти информацию для ответа на вопрос учебника?
Проверьте свою работу по образцу.
Выразите свое отношение к поступкам детей, изображенных на картинке.
Выполняя упражнение, действуйте по алгоритму.
Работая в группе, выполните…
П
Л
П
Р
Л
Р
К
Слайд 23КОММУНИКАТИВНЫЕ действия (расскажи, перечисли)
Расскажи о создании государства в Египте
Перечисли три причины
победы греков над персами (в тексте: «Первая причина … Вторая причина … Третьей причиной было …)
Перескажи ход борьбы греческих полисов против Македонии.
Слайд 24Памятка для учителя
Как помочь ученику освоить УУД?
Коммуникативные УУД:
1.Научите ребенка высказывать
свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.
3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.
4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.
5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;
6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
Слайд 25Ожидаемые результаты реализации деятельностного подхода:
.
-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;
-учащиеся приобретают
умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;
-вырабатываются навыки критического анализа текста;
- создается ситуации успеха для каждого школьника;
-актуализируется мыслительная деятельность школьников.
Слайд 26Трудности внедрения деятельностного подхода
Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты
времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.