Слайд 1Эвенки - коренные жители Бурятии
Эвенки относятся к числу малочисленных народностей Севера,
Сибири и Дальнего Востока. Название «эвенки» было официально признано в 1931 г. и стало повсеместно употребляться в документах и литературе.
Слайд 2
Традиционные виды хозяйства
Домашние виды хозяйства
Жилище
Костюм
Костюм шамана
Изобразительное искусство
Слайд 3Эвенков, по данным переписи 2002 г., в России 35527 человек. Эвенки
проживают в Республике Саха (Якутия), Республике Бурятия (2334 человека), Красноярском, Хабаровском, Приморском краях, Иркутской, Читинской, Амурской, Томской, Тюменской и Cахалинской областях, Эвенкийском и Таймырском (Долгано-Ненецком) автономных округах.
Слайд 4
Традиционными занятиями эвенков Бурятии были и по-прежнему остаются охота и оленеводство.
Отрасли хозяйства – охота на копытных, пушного зверя, транспортное таежное оленеводство и сезонное рыболовство, обусловившие полукочевой и кочевой образ жизни.
Степные группы конных эвенков были кочевыми скотоводами, разводили лошадей, верблюдов, овец. В местах контактов с русскими занимались земледелием и огородничеством
Слайд 5
К домашним занятиям эвенков относились кузнечное дело, обработка кости, шкур, изготовление
домашней утвари из дерева и бересты. У некоторых групп эвенков эти занятия имели характер ремесла: изготовление лодок-берестянок, долбленок, лыж, нарт, седел, пошивка одежды, обуви, рукавиц, сум, ковриков и других изделий из оленьих шкур. Кузнецы изготовляли ножи, копья, остроги, мелкие вещи, украшения для кафтанов и нагрудников. Выделка шкур и обработка бересты считались женскими занятиями.
И хотя охота была главным занятием, благосостояние эвенков в значительной степени определялось наличием оленей.
Слайд 6Жилище эвенков
– переносной конический чум с каркасом из 40 шестов,
летом крытый берестой, зимой – ровдугой, был идеально приспособлен к условиям кочевой жизни.. Если чум ставили две женщины, то на это требовалось минут двадцать. В поперечнике чум имел около 5 м. При установке чума вначале ставили два, три или четыре главных шеста (сона) и затем уже связывали их верхушки. Потом по кругу приставляли к ним остальные шесты. Покрытие чума чаще всего из замши – ровдуги. В старину ровдужные полотнища были разрисованы и расписаны изображениями оленей, охоты. Эвенки, живущие на Крайнем Севере, покрывали свои чумы оленьими шкурами. Известен также корьевой чум крытый летом дерном, зимой – еще и снегом (голомо, утэн).
Слайд 7
В центре чума – очаг, над ним жердь для котла (икэптун).
Места напротив входа (малу) предназначались для гостей, справа и слева от входа (чоңа) – для хозяйки, дальше (бе) для остальных.
Слайд 8
Традиционная одежда народов Сибири и Дальнего Востока, как и других народов,
была тесно связана с природой и хозяйственным укладом. Оленеводы использовали оленьи шкуры, охотники – шкуры промышляемых ими животных и птиц. Народы, жившие в бассейнах крупных рек, искусно выделывали кожу рыб, скотоводы – овчину. Покрой одежды также зависел от хозяйственной деятельности и природных условий. Для большинства сибирских народов верхняя одежда была и нательной, различие же между зимней и весеннее-осенней состояло в качестве используемых шкур; летней служила одежда из летних шкур диких животных.
Слайд 10Одежда эвенков подразделялась на охотничью (производственную), выходную (домашнюю), летнюю и зимнюю,
мужскую и женскую. Мужская и женская одежда по покрою не различалась, но женский кафтан был более украшен и несколько длиннее. Единственное существенное различие - в нижнем крае нагрудника. Женский нагрудник имеет прямой нижний край, мужской – углом. Не различалась одежда женщин и девушек. Девушки в отличие от женщин носили головную повязку дэрбэки
Слайд 13Костюм шамана это кафтан с подвесками и рисунками, шапка обязательно с
бахромой, спускавшейся на лицо; нагрудник, наплечник, обувь, брюки, а также бубен неправильно овальной формы с колотушкой, посох, железная корона с рогами оленя-предка, колотушка, жгуты-змеи, символизирующие шаманские дороги и др. атрибуты. В целом костюм должен был символизировать животное (оленя или медведя) или птицу.
Слайд 14Некоторые из забайкальских шаманов имели два костюма: один – без металлических
дополнений и с шапкой без рогов – изображал птицу, другой – с металлическими добавлениями и с металлическим венцом и рогами – оленя. В первом камлали охотникам, обращаясь к духу – хозяину верхнего мира, во втором – в поисках души болящего. У некоторых из забайкальских шаманов костюм птицы по мере приобретения шаманского опыта постепенно превращался в костюм оленя. У скотоводов шаманы имели только костюм коня. Костюм изготовлялся только из шкур диких парнокопытных, иногда из шкур медведя.
Слайд 15Изобразительное искусство
Изобразительное искусство эвенков - это резьба по кости, дереву и
железу, изготовление деревянных фигур, литье фигур из свинца и олова, выковывание разных предметов, нанесение краской силуэтных рисунков на деревянные предметы, тиснение на бересте, шитье из меховых полосок и квадратиков, вышивка швом с подшейным белым волосом оленя, вышивки бисером и шелком, вырезание фигур из бересты.
Мужчины занимались художественным оформлением костяных, роговых, деревянных и металлических предметов; женщины оформляли берестяные, меховые и ровдужные предметы обихода. Вырезание игрушек из дерева и бересты было делом и мужчин и женщин.
Слайд 16Орнамент наносили на деревянные предметы: луки седел, ботала для оленей, короба,
колыбели, доски для кройки и другие мелкие бытовые изделия. Мужчины всегда носили при себе нож, которым наносили орнамент, вырезали фигурки, изготовляли различные предметы быта.
Основной орнамент – геометрический (линии, треугольники, прямоугольники и дуги – выемки от кончика ножа). Такой орнамент назывался дуктыкэ. Выемки часто закрашивали черной краской, оставшиеся плоскости дерева – белой. Скульптура из дерева представлена в основном шаманскими предметами (изображения птиц, лосей, рыб, человека), деревянными игрушками-оленями.
Плоские фигуры из свинца и олова применялись как украшения для нагрудников и подола женского кафтана. Это изображения костей, орла, лапы медведя и т.п. .
Слайд 17Изделия из бересты орнаментировались тиснением при помощи кончика маленького висячего копытца
оленя (урун), дающего оттиск в виде двух точек. Кроме тиснения применялась раскраска бересты.
Распространены были вырезанные из бересты олени в движении, оленьи головы как игрушки и трафареты для вышивок. Трафареты для вышивок на рукавицах и унтах имели преимущественно растительный орнамент.
Слайд 18На костяных предметах орнамент наносили ножом. Орнамент был таким же, как
и орнамент на дереве. Из кости вырезали набалдашники посохов, верхушки лыжных палок, головки передних лук седел, похожих на схематизированное изображение головы зверя.
Слайд 19Из меха делали орнамент на нагрудниках, спинках кафтанов, обуви и ковриках.
Общий способ украшения всяких меховых вещей – комбинирование полос белого и темного меха.
На ровдуге делали орнамент для ряда предметов: унтов, кафтанов, ноговиц, рукавиц, кисетов, коробок, сумок, футляров для швейных принадлежностей и др. Ровдужные предменты орнаментировали жгутиковыми прямыми швами с белым подшейным волосом. Полосы на обуви и одежде составляли определенный рисунок. На ровдугу также нашивались нитки цветного бисера, чередующимися с узкими цветными полосками бумажной ткани. На шаманском костюме обычно были нашиты аппликации и рисунки из шва с подшейным волосом, изображающие человека, всадника на олене или птиц
Слайд 20В каком году слово эвенки появилось в научном обороте
Чем занимались эвенки
Как
называется жилище
Основная религия
Костюм эвенков
Какое животное символизировал костюм шамана
Изобразительное и декоративно прикладное искусство