Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ПРЕДМЕТ ЭТНОЛОГИЯ ЕЁ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Выполнил Рузыбаев
Егор.
Группа 204
Слайд 2План
Цели и задачи предмета
Возникновение этнологии как независимого предмета.
Этнологические термины, этнографические понятия
и источники.
Слайд 3Этнология
Этнология— наука об этносах. Этнология исследует: классификации народов мира, их языков,
хозяйственно-культурные типы. Этнология вбирает в себя все отрасли знаний заинтересованные в изучении этносов: антропологию, историю, этнопсихологию, этнографию, этнопедагогику и др.
Слайд 6
Этнология вбирает в себя комплекс теоретических проблем: классификации народов мира, их
языков; теории антропогенеза; теории этносов; исторические факты и их интерпретация; теории этнопсихологии и этнопедагогики; теории развития материальной и духовной культур.
Слайд 7СВЯЗЬ ЭТНОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Этнология и антропология.
Этнология и социология
Этнология и культурология.
Этнология
и этнография.
Этнология и психология.
Слайд 8
Общие задачи этнологии :
— представить и изучить известные теории, сопричастные
с предметом этнологии;
— представить и изучить концепции этнического самосознания;
— обсудить особенности этнического самосознания людей родовой культуры (XVIII—XIX вв. по материалам этнографии) и современных культур;
— обсудить проблемы межэтнических отношений;
— рассмотреть этническое самосознание в контексте теории структуры самосознания личности.
Слайд 9считается, что этнология изучает:
— Материальную культуру народов;
— Ритуалы, обычаи, верования различных
народов;
— Системы родства у различных народов; системы родственных кланов;
— Социальную и политическую структуру народов (семейные отношения, отношения власти);
— Поведенческие системы, присущие разным народам;
— Системы воспитания присущие разным народам;
— Взаимосвязи и взаимозависимости различных компонентов культуры одного народа;
— Сравнивание комплекса культурных черт различных народов;
— Психологические особенности различных народов.
— Системы жизнеобеспечения различных народов; их адаптацию к природной среде;
— Сравнение ценностных систем этносов;
— Сравнение картин мира различных народов;
— Сравнение систем значения и моделей восприятия различных народов;
— Особенности межкультурных контактов;
— Этногенез;
— Причины возникновения и распада этносов;
— Расселение народов;
— Демографические процессы, происходящие в этносах;
— Экономическое поведение членов того или иного этноса;
— Этнолингвистику;
— Этносемиотику;
— Становление и развитие традиций;
— Проблемы этничности и этнических групп.
Слайд 10Возникновение этнологии как независимого предмета.
С эпохи Просвещения (XVIII в.) начинается непосредственная
предыстория этнологии как особой науки о народах
Слайд 11
Возникновение самостоятельной науки о народах относится к середине XIX в. и
также связано со многими практическими потребностями того времени, в первую очередь со стремлением объяснить различия в культурном развитии народов.
В ответ на эти проблемы и потребности стали возникать теории и концепции, складываться научные направления и школы, которые постепенно трансформировались в единую науку о народах — этнологию.
Слайд 12
. Использование этого понятия в качестве наименования вновь народившейся науки о
народах и культурах было предложено французским ученым Жан-Жаком Ампером, который в 1830 году разработал общую классификацию антропологических (гуманитарных) наук, среди которых выделил и этнологию.
Слайд 13Также этнологии изучает :
— как человек воспринимает окружающий мир,
— каковы
в его представлении значения предметов окружающего мира,
— как на смещения этих значений влияет межкультурное взаимодействие,
— что представляет собой этническая картина мира,
— каковы механизмы ее изменения,
— как носитель той или иной культуры адаптируется к изменениям, происходящим в мире,
— как к ним адаптируется общество, в котором он живет,
— каковы пределы гибкости и подвижности этнической традиции,
— что в сознании членов этноса в любых обстоятельствах остается неизменным, что отбрасывается, что видоизменяется и как,
Слайд 14Этнологические термины,
Каждое из понятий, являющихся основными, базовыми для этнологии, — этнос,
культура, общество, традиция — являются общим для целого ряда наук.
Слайд 15Этнографические понятия и источники.
Аборигены – коренные обитатели той или иной
территории или страны, живущие здесь «изначально»; то же, что «автохтоны».
Автономизация – становление самобытности, уникальности этноса.
Автономия – в этнических отношениях понимается как право самостоятельного управления жизненно важными проблемами своего этноса в соответствии с существующей в данном государстве конституций.
Автостереотипы – устойчивые представления этноса о своих качествах.
Автохтонное население – первоначальное, исконное население какой-либо местности, территории, страны.
Адаптация – приспособление строения и функций организмов к условиям существования.
Слайд 16Аккультурация – процесс приобретения одним народом тех или иных форм культуры
другого народа, происходящий в результате общения этих народов.
Акматическая фаза – у Л. Гумилева – вторая фаза этногенеза, в которой пассионарное напряжение достигает максимума, период гражданских войн и смут.
Анклав – территория или часть территории одного государства, окруженная со всех сторон территорией другого государства.
Антропогенез – раздел антропологии – учение о происхождении человека.
Антропология – биологическая наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас. Иногда понимается как совокупность наук о человеке, включая этнографию, культурную и социальную антропологию.
Апартеид – принцип раздельного проживания представителей различных этнорасовых групп.
Ареал – область распространения на земной поверхности какого-либо явления, видов животных, растений, полезных ископаемых и т. п.
Архетип – неосознаваемая базовая схема представлений, общая для всех людей, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций и т. д.
Ассимиляция – тип этнических процессов, представляющих собой взаимодействие двух этносов, в результате которого один из них поглощается другим и утрачивает этническую идентичность. Протекает как естественным путем, так и насильственным, в ходе завоевания отдельных стран и территорий. Нередко ассимиляции подвергаются не завоеванные этносы, а завоеватели, рассеиваясь по значительной территории мелкими группами и сливаясь с местным населением. (Так, группы, завоевавшие в IV в. территорию Северного Кавказа и создавшие в V в. мощное объединение типа союза племен, в VI в. исчезают как этнос, ассимилированные местным населением.) Ассимиляция сыграла чрезвычайно важную роль в становлении этнической структуры современного человечества: практически все этносы в той или иной степени участвовали в ассимиляционных процессах.