Слайд 1Учебный проект
«Блокадный Ленинград»
Цели:
-Заинтересовать учащихся в изучении темы войны;
-Способствовать формированию чувства
патриотизма и
гражданственности.
Задачи:
изучить планы немецких и советских
военно- начальников в отношении Ленинграда;
Познакомиться с борьбой
жителей блокадного Ленинграда;
Определить причины победы
СССР в битве за Ленинград.
Слайд 2Актуальность проблемы
Опять война, опять блокада-
А может нам о них забыть?
Я слышу
иногда:
«Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права!!!
Слайд 3Шаги реализации
Организационный: распределение заданий по сбору материала;
Информационный: проведение уроков- сообщений;
Практический: объединение
и оформление всей информации;
Презентация
Слайд 41 Ленинград – музей под открытым небом
Маршруты поиска
2 Цели немцев
3 Голод
4
Защита памятников культуры
5 Труд жителей
6 Дети блокадного Ленинграда
7 Разрыв блокады
8 Почему они выстояли?!
Слайд 5Маршрут 1
Судьба Ленинграда глазами СССР и Вермахта.
Цели исследования:
Раскрыть стратегическое и историческое
значение захвата Ленинград немецко-фашистскими войсками для СССР;
Установить планы Вермахта уничтожению Ленинграда.
Слайд 6Ленинград - музей под открытым небом
Ленинград часто называют музеем под открытым
небом. Многие его улицы – экспонаты, музеи архитектуры. Прямо под открытым небом стоят могучие монументы, триумфальные арки. Его уже нельзя представить без
Медного всадника и
бронзового Пушкина,
без Петродворца и
Петропавловской
крепости.
Слайд 7Цели немцев
Захвату этого индустриального и политического центра и морского порта СССР
Гитлеровское командование придавало исключительное значение. В секретной директиве Вермахта « О будущности города Петербурга», датированной 22 сентября 1941г., было написано: «… Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты». Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение – вместе с жителями. С этого и должно было начаться то, что Гитлер имел в виду:
«Разгромить русских
как народ».
Слайд 8
В новогоднем приказе Гитлер благодарил
солдат «за создание невиданной в истории мира блокады» и уверял, что скоро Ленинград, «как спелое яблоко, упадёт к нашим ногам».
Слайд 9Маршрут 2
Голод
Цели исследования:
Раскрыть причины быстро наступившего голода;
Показать пути преодоления и последствия
голода.
Слайд 10Голод
Гитлеровцы стремились не только разрушить город, но и сломить волю
его жителей. Тогда Адольф Гитлер сделал ставку на голод. С 20 ноября рабочие стали получать 250 граммов, а служащие, иждивенцы и дети- 125 граммов прогорклой, комковатой массы, именуемой хлебом. Декабрь был самым холодным месяцем.
Слайд 11Маршрут 3
Защита памятников культуры
Цели исследования:
Показать любовь жителей к своему городу;
Установить,
какие памятники культуры были сохранены от уничтожения и каким образом.
Слайд 12Защита памятников культуры
Страшно было подумать, что в местах, где
гуляли в выходные дни, идут кровопролитные бои, что снаряды валят клёны и липы в священных для русской поэзии аллеях Пушкина, а в Павловске эсэсовцы вещают советских людей.
Но с первых же дней войны, с 22 июня 1941 года, люди пытались спасти как можно больше исторических и музейных ценностей.
Слайд 14Маршрут 4
Город жил и работал.
Цели исследования:
Установить, какое производство сохранилось в Ленинграде
в годы блокады;
Какую роль сыграл город в оказании помощи при обороне Москвы.
Слайд 15Труд жителей
Ни массовые жертвы, ни постоянные бои не сломали боевой дух
и доблесть защитников города. Люди трудились с исключительным энтузиазмом, не доедая, не досыпая.
Слайд 16Труд
С июля до конца 1941 года было изготовлено 713 танков,
480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 3 тыс. противотанковых пушек, около 10 тыс. миномётов, свыше 3 млн. снарядов и мин, более 80 тыс. реактивных бомб.
Слайд 17Маршрут
ДЕТИ?!
Цели исследования:
Изучить условия жизни детей в блокадном городе;
На примерах показать
мужество повзрослевших детей.
Слайд 18Дети блокадного Ленинграда
«Серёженька, мужчинам тяжело переносить войну,
эти крошки съешь ты».
Им
было по три года, они еле разговаривали.
Разве таких людей можно победить?
Слайд 19Маршрут 6
Разрыв блокады
Цели исследования:
Раскрыть план «Искра» по прорыву блокады;
Показать военные действия
по частичному прорыву блокадного кольца.
Слайд 20Разрыв блокады
Главная операция получила название «Искра».
12 января 1943 г. в 9:30
Произошло первое столкновение советской армии с противником. Четыре с половиной тысячи орудий и миномётов 2-х фронтов разом ударили по позициям врага. В результате сражений немцы впервые испытали военный танк «Тигр», дабы изменить сражение.
18 января в 9:30 части Волховского и Ленинградского фронтов соединились, а это означало, что пробита брешь в кольце блокады! Вечером радио всему миру сообщило об этой победе.
Слайд 21Маршрут 7
Почему они выстояли!?
Цели исследования:
Выяснить причины победы жителей блокадного города;
Показать мужество
и героизм мирных жителей
Слайд 22Почему они выстояли?
«О ленинградцах можно сказать, что они выжили назло врагу.
Если бы немцы знали, с кем имеют дело, они давно бы бросили всё и убежали».
Самое замечательное в этой
блокаде – это не сам факт,
что ленинградцы выстояли,
а то, как они выстояли.
Они не были безропотными
мучениками. Они презирали
фашистских палачей. Они
боролись и побеждали, они
умирали, помогая подняться
другим, веря в жизнь, в её
вечное торжество.
Слайд 23Итоги исследования
Ленинград – город мужества, воли, город-патриот, город-красавец, город-крепость, город-герой.
В новых парках поднялись к небу стройные рощицы молодых клёнов, лип, тополей. Как часовые на страже мира, встают рядом в зелёном Поясе Славы сибирские сосны и другие лиственницы, зелёные посланцы Украины, Белоруссии, Кавказа, Средней Азии, Крыма…
Город-герой Ленинград, прошедший сквозь бури и штормы, идёт к новому расцвету.
«Это имя, как гром и как град
Петербург,
Петроград,
Ленинград.»