Слайд 1Духовная жизнь стран Западной Европы эпохи раннего нового времени
Гуманизм и Реформация
– две эпохи в истории Запада, определившие основные черты современной европейской цивилизации
Слайд 2Культура итальянского гуманизма (XIV – XVI вв.)
1. Проторенессанс в Италии: Данте.
2.
Основоположники итальянского Возрождения: Петрарка и Боккаччо.
3. Итальянский гуманизм: стили и направления.
4. Итальянские гуманисты: образ жизни и образ мышления.
5. Конец эпохи Возрождения в Италии.
Слайд 3Гуманизм
Проторенессанс в Италии: Данте.
Основные
произведения:
«Новая жизнь»
«Монархия»
«Божественная комедия»
(1265 -1321)
Слайд 4Гуманистические черты мировоззрения Данте
1. Поэт повествует о духовном мире человека; само
действие оттесняется на задний план изображением переживаний, психологии героя.
2. Жажда знаний, даже если её удовлетворение сопряжено со смертельной опасностью.
3. Свобода воли может подвигнуть личность на великие дела, а всех людей, поскольку им присущи разум и добродетель – на исправление мира.
4. Данте была присуща активная любовь к людям, сильно чувство личной ответственности за их судьбы; для него жизнь и творчество были немыслимы без борьбы со злом, царящим в «безмерно горьком мире».
Слайд 5Основоположники итальянского Возрождения: Боккаччо и Петрарка.
(1313 – 1375)
(1304 – 1374)
Слайд 6Петрарка
Основные произведения:
«Африка»
«Моя тайна»
«Книга песен»
«Письма к потомкам»
Слайд 7«Революция ценностей» Петрарки
1. Петрарке была присуща двойственность во взглядах на мир;
но сама эта двойственность – символ рождения нового отношения к миру.
2. Мыслитель находился в поисках новой этической философии; проблемы индивидуального существования не находили больше разрешения в благочестии и познании божественного.
3. Этика Петрарки – гуманизм, новое умонастроение, раскрывающая потенции личности в активном самоутверждении.
4. Проблемы бытия человека было призвано раскрыть знание, культура (humanae litterae).
5. Источник знания поэт видел в античной культуре.
6. В научном творчестве Петрарки новое мировоззрение ещё не обрело законченноё формы и логической стройности.
Слайд 8Боккаччо
Основные произведения:
«Генеалогия языческих богов»
«Декамерон»
«Фьезоланские нимфы»
Слайд 9Ренессансность Боккаччо
1. Мыслитель утверждает гармонию человека и природы, духа и плоти.
2.
Человек с его способностями, умом, энергией, предприимчивостью - властитель своей судьбы, полновластный хозяин мира.
3. Благородство и достоинство человека коренятся не в знатности происхождения, а в добродетелях и доблестных поступках.
4. Новый идеал личности, пропагандируемый мыслителем, заключается в идеях активности, жизнелюбия, целеустремлённости, наслаждения земной жизнью, доблестных поступков ради завоевания земной славы.
5. Человек обретает счастье в общении с себе подобными, в наслаждении культурой и красотой окружающего мира.
Слайд 11Мнения современников
«… Всякий, одаренный умом, пусть благодарит бога за то, что
он рождён в такие времена, когда сильнее процветают замечательные интеллектуальные искусства, чем за прошедшее тысячелетие».
Маттео Пальмиери
«Хвала нашему веку, который является золотым, благодаря золотым дарованиям»
Марсилио Фичино
Слайд 12Итальянский гуманизм: стили и направления
Марсилио Фичино
Плачущий Гераклит и
смеющийся Демокрит
Слайд 14Среда распространения гуманистических идей
К XIII в. представители купеческих фамилий, нажившихся
на посреднической торговле, теряют в итальянских городах-государствах политическую власть. На первые роли выходит пополанство – торгово-ремесленная прослойка города-коммуны. Экономической и политической силой становится её верхушка – «жирный народ» (popolo grasso). Именно эта группа населения итальянского города определяла жизненный тонус, ритм и направление движения общества. В его мировоззрении имелось немало черт, созвучных идейным исканиям гуманистической интеллигенции: широкая любознательность и уважение к знанию, трезвость и рационализм практического мышления, новое отношение к религии. Не пассивная покорность, но смелое соперничество с Фортуной,в котором проявляется сила разума, твердость духа, оптимизм, вера в возможность активного вмешательства человека в меняющийся ход событий. Достоинство личности осознаётся не только в высокой оценке внешних проявлений (почёт и уважение со стороны общества), но и все более как раскрытие индивидуальных способностей.
Слайд 15Гражданский гуманизм (конец XIV – первая половина XV в.)
Пополанская Флоренция
Милан периода
правления
герцога Джан-Галеаццо
Висконти
Слайд 16В 1402 г. Флорентийская республика переживала наиболее опасный момент в военном
конфликте с герцогом Милана Джан-Галеаццо Висконти, присоединившим к тому времени многие государства Северной и Средней Италии. Флоренция, оставшаяся единственной защитницей республиканского строя перед лицом миланской тирании, выстояла, одержав таким образом крупнейшую политическую победу.
Это событие всколыхнуло патриотические настроения её граждан и дало толчок возникновению политико-исторической мысли в гуманистической литературе.
«Инвективы» Салютати Чино Ринуччини, - ответ на инвективу миланского гуманиста Антонио Лоски, направленную против Флоренции, - «Похвала Флоренции» Леонардо Бруни, «История Флоренции» Грегорио Дати – таковы первые отклики гуманизма на политические события начала XV в.
Флорентийские гуманисты дали историческое обоснование лидерства своего родного города и его успеха. Как писал Леонардо Бруни «Флоренция является достойной наследницей политических и культурных традиций республиканского Рима».
Эти идеи создают основу «гражданского гуманизма».
Слайд 17
На протяжении всего XV столетия Флоренция сохраняла культурное лидерство, являясь главным
центром гуманистического движения и Возрождения в Италии. Сторонники новой культуры в Риме и Неаполе, Венеции и Падуе , Милане, Мантуе, Ферраре, Перудже, Римини и Болонье сплачиваются вокруг города на реке Арно, определяя культурное единство Апеннинского полуострова.
Формируется прослойка новой, отличной от средневековой, интеллигенции, пёстрой по происхождению и общественному положению. В её среде встречаются представители аристократических семей и духовенства, богатейших купеческих фамилий и среднего слоя пополанства.
Папская курия, герцогские дома, коммуны, королевский двор Неаполя а также многие влиятельные пополанские фамилии ценили новую интеллигенцию за высокие профессиональные качества, совершенное владение латинской грамматикой и красноречием, безупречный эпистолярный стиль и эрудицию.
Гуманисты мечтали о моральном преобразовании общества на началах добра и справедливости, о расцвете просвещения и культуры.
Слайд 18Пять условий принадлежности к гуманистическому сообществу
Общение с образованными людьми;
Изобилие книг;
Удобное место;
Свободное
время;
Душевный покой, высвобожденность души, делающая её готовой к наполнению учёностью и мудростью.
Слайд 19Популярность гуманистических идей
«Постыдно, что ты, будучи сыном своего отца и пригожим
с виду, не занимаешься изучением латинской словесности, которая была бы тебе великим украшением; если ты её не изучаешь, тебя совсем не будут уважать; когда пройдет цвет твоей молодости, ты окажешься лишенным всякой доблести»
(Из разговора флорентийского гуманиста Никколо Никколи с Пьеро деи Пацци, сыном купца)
Слайд 20Комплекс дисциплин studia humanitatis
Философия
Этика
История
Риторика
Поэзия
Филология
Слайд 21Выдающиеся представители гражданского гуманизма
Лоренцо Валла
(1407 – 1457)
Леон Батиста Альберти
(1404 – 1472)
Слайд 22Основные идеи
«Наслаждение» - voluptas – цель человеческой жизни (возрожденческий эпикуреизм)
Идеал активной
творческой жизни – vita activa (эталон культуры Возрождения, homo universale)
Слайд 23Платоновская Академия
Политические события в Италии второй половины XV в. обозначили крах
городов-коммун и образование сеньориальных режимов. Гражданский гуманизм исчерпал свой созидательный порыв. На первый план вышли идеи созерцательной жизни, мотивы противопоставления толпы и философа. Вместо Цицерона первое место среди античных авторов стал занимать Платон.
В 50-ые гг. XV в. под покровительством правителя Флоренции Лоренцо Медичи Великолепного на вилле Кареджи начинают собираться гуманисты, почитатели учения Платона.
Лоренцо Медичи
Слайд 24Руководители Платоновской Академии
Марсилио Фичино
(1433 – 1499)
Джованни Пико делла Мирандола
(1463 – 1494)
Слайд 25Антропология Платоновской Академии
Человек – «скрепа мира» (cepula mundi); все в мире
происходит для него и вне его смысла не имеет
У человека в мире нет строго отведённого ему места; кем он захочет быть, тем он и будет. Наилучшая участь – это доля философа
Слайд 26Высокое Возрождение
Титаны
Возрождения
Рафаэль
Леонардо да Винчи
Слайд 27Конец эпохи Возрождения в Италии
В XVI в. обозначились в итальянской культуре
признаки грядущего упадка. Сузилась почва для распространения гуманистических идей; несмотря на обилие имен представителей художественной интеллигенции мировоззренческие основы эпохи претерпели серьёзные изменения
Рафаэль
Автопортрет
Слайд 28Италия накануне барокко
Благодаря испанской монархии в Италии был восстановлен феодализм, ростки
новой культуры и нового способа производства были подавлены. На долгое время обозначился упадок итальянской экономики и политическая слабость итальянских государств.
Рафаэль
Портрет Бальдасара Кастильоне
Слайд 29Реформация
1. Основы лютеранского вероисповедания.
2. Кальвинизм.
Мартин Лютер
(1483 – 1546)
Слайд 30Германия конца XV – XVI вв.
Альбрехт
Дюрер
Всадники Апокалипсиса
Рыцарь и смерть
Слайд 31Немецкая земля с её бедой и тревогой, нуждой и печалью,
растерзанная страна,
край страданий и кривды – воздетые в
ужасе руки женщин, раскормленные монахи, палачи, гремящие латами архангелы-ландскнехты, схватки, казни, битвы и сама Смерть, хищная, как тот разбойник рыцарь, что грабит мужиков по дороге…
Брошен человек на произвол судьбы. Не спастись ему от неумолимого рока. С небес низвергается огненный дождь. Мало кто уцелеет после кровавого града, огня, диких бурь. Повержен в прах даже папа. Трепещут, ожидая смертельного удара, цари и князья. Звезды, как смоквы, падают на землю.
Князья кичились друг перед другом пышностью дворов, величиною войска, грандиозностью построек. Богачи словно помешались на роскоши: часто платье именитого горожанина стоило дороже, чем добрый кусок поля. Дворяне не желали отставать от бюргеров и, постоянно нуждаясь в деньгах, ещё свирепее давили мужика.
В погоне за новыми доходами сеньоры всеми средствами старались принудить крестьян к повинностям и податям, которых не знали их отцы, увеличить число зависимых и крепостных.
Слайд 32Так больше продолжаться не могло!
Отчаявшиеся люди предрекали близкий конец света; другие,
посмелее и порешительней, настойчиво твердили о необходимости перемен…
Слайд 33Прозрение Мартина Лютера
«Праведный верою жив будет!»
«Вера – это живая, полная уверенность
в божьей милости»
«Господь и владыка наш Иисус Христос хотел, чтобы вся жизнь верующего была покаянием»
«Веруй в оставление грехов своих!»
Слайд 34Светская власть и истинно верующие христиане – «Повинуйтесь ей!»
«… с сотворения
мира мудрый князь – птица редкая, и ещё более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо отчаянные злодеи; всегда нужно ждать от них наихудшее… Мир слишком испорчен; он недостоин иметь много умных, благочестивых князей… божественный гнев употребляет их для наказания злых и для утверждения внешнего лишь мира. Если же князю удаётся быть умным, благочестивым и христианином, то это – великое чудо, вернейший знак божьей милости для страны»
Мартин Лютер «О светской власти, в коей мере люди обязаны ей повиновением»
Филипп II Испанский
(1555 – 1598)
Слайд 35Развитие реформационного движения в Германии: другие пути
«Ах, дорогие господа, как славно
пройдется господь по старому горшку железной палкой и разобьёт его!»
«… соответствует Писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными»
Томас Мюнцер
Ульрих Цвингли
Слайд 36Итоги Реформации в Германии
«Чья власть, того и вера!»
(Аугсбургский символ веры. 1555
год)
Филипп Меланхтон
(1497 – 1560)
Слайд 37Кальвинизм
Кальвин не создал Реформации, но его дело выросло из неё. Кальвин
не мыслим без немецкой Реформации Мартина Лютера, но без Кальвина Реформация Лютера осталась бы историческим эпизодом. Ибо о западноевропейский кальвинизм разбился натиск контрреформации, а без этой подстраховки на Западе немецкий протестантизм вряд ли бы мог выдержать Тридцатилетнюю войну.
Жан Кальвин
(1509 – 1564)
Слайд 38Обращение Жана Кальвина:
осень 1533 года
«Я был предан папскому суеверию настолько твёрдо,
что нелегко было меня вытащить из этого болота. Бог вынудил мой дух внезапно обратиться к переимчивости. После того я почувствовал вкус к подлинному благочестию. Не прошло и года, как все страждущие более чистой жизни пришли учиться ко мне, хотя я был ещё новичок и начинающий. Робкий по натуре, всегда любивший одиночество и покой, я хотел тогда уйти в уединение, но мне это не было дозволено, ибо все места убежища для меня будто превращались в открытые школы»
Иероним Босх
Страшный суд
Слайд 39Учение о предопределении
Бог ещё до сотворения мира в своём абсолютном предвидении
будущего предопределил одних к вечному блаженству, других – к вечным мукам в загробной жизни. Этот приговор Бога абсолютно неизменен и неизбежен для человека.
Вера в Бога, моральная правильность поступков – все это не зависит от воли человека, а есть лишь действие в нём божества, предизбравшего его к спасению. Человек не может знать, почему Бог одних определил к вечному блаженству, других - к вечным мукам в загробной жизни.
Предопределение – сила, толкающая человека в определенном направлении и либо заставляющая его совершать добро, либо покидающая его в момент совершения им злого поступка.
Святой Августин читает
лекции по грамматике
Слайд 40Этика «мирского аскетизма»
Никто не знает, предопределён ли он Богом к спасению
или погибели. Каждый верующий должен думать, что он является божьим избранником, и напрягать свою энергию, чтобы своей деятельностью и жизнью показать, что он предопределён к спасению. Благоволение божье проявляется в успехе человека в его профессиональной деятельности.
Принимать божьи дары верующий должен не с целью плотского удовольствия или греха; для Бога человек обязан работать, чтобы разбогатеть.
Крестьяне
Гравюра
Слайд 41Итоги развития общественной и религиозной мысли в Европе раннего нового времени
Две
грандиозные эпохи в развитии человеческого духа подготовили торжество нового, идущего на смену старому феодальному порядку и мировоззрению, периода в истории человечества – капитализму, торжеству буржуазных норм и ценностей жизни.
Слайд 42Определите, кому принадлежит та или иная фраза:
а) Человек может спастись только
искренней верой. Священники тут ни при чём..
б) Участь каждого человека заранее предопределена Богом. Не нужно метаться из стороны в сторону, нужно делать своё дело.
в) Если в делах твоих успех, значит ты на правильном, Богом определённом пути.
г) В вопросах совести христианин не подчиняется никому. В области же внешней, плотской свободы гарантом порядка служит государство.
д) Из таинств нужно оставить только крещение, причащение и исповедь. Остальные нужно отменить. Впрочем, исповедь тоже нужно отменить.
е) Руководители общины должны избираться.
а) Мартин Лютер.
б) Жан Кальвин.
Слайд 43Определите, кому принадлежит та или иная фраза
а) Светская власть - авторитет,
но лишь в той мере, в какой она соответствует Евангелию.
б) Евангелие - не обязательный авторитет. Каждый может услышать внутренний голос, а это и есть голос Святого Духа. Откровение всё ещё продолжается, и все могут его удостоиться, а не только священники.
в) Близится Царство Божие на земле. Необходимо Великое Исправление мира. Оно свершится по воле Божией, но руками людей.
г) Сторонники уравнительности и общности имущества нарушают заповедь "Не укради".
д) Мученичество - знак богоизбранности. Мы охотно пойдём и на костёр.
а) Ульрих Цвингли.
б) Томас Мюнцер.
в) Анабаптисты.
Слайд 44Список рекомендуемой литературы
I. Гуманизм
1. Баткин Л. М. Данте и его время.
М., 1965.
2. Баткин Л.М. Итальянский гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М., 1978.
3. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. - М., 1990
4. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV веков. М., 1977.
5. Брагина Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов (вторая половина XV в.). М., 1983.
6. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII-XVI веков М.1977.
7. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.
8. Ревякина Н.В. Проблемы человека в итальянском гуманизме второй половины XIV – первой половине XV в. М., 1977.
9. Сказкин С.Д. К вопросу о методологии истории Возрождения и гуманизма // Сказкин С.Д. Избранные труды по истории. М., 1973.
10. Хлодовский Р.И. Декамерон: Поэтика и стиль. М., 1982.
Слайд 45II. Реформация
1. Виппер Р. Ю. Кальвин // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.
1. М., 1993. С. 663 - 668.
2. Виппер Р. Ю. Кальвинизм // Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 668 - 671.
3. Катценбах Ф.В., Штедтке И. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Ростов-на-Дону, 1998.
4. Кудрявцев П.Н. Лекции. Сочинения. Избранное. М., 1991.
5. Смирин М. М. Германия эпохи Реформации и Великой Крестьянской войны. М., 1962.
6. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время. М., 1984.