Слайд 2День народного единства. Актуальность и важность нового праздника.
Что это за праздник?
Почему празднование его установлено именно 4 ноября?
Почему средства массовой информации говорили и о Смуте, и о Казанской иконе Божией Матери, и о Дне народного единства?
Что между этими событиями общего?
Почему телевизионные деятели так мало и неоднозначно освещают смысл нового праздника?
Слайд 3История праздника
22 октября (1 ноября по использовавшемуся поляками григорианскому календарю) в
1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.
26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц. На следующий день гарнизон сдался.
В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.
Слайд 4История праздника
В 1649 году указом царя Алексея Михайловича, по случаю рождения
на праздник "чудотворнья иконы Казанския, во время всенощного пения", наследника престола царевича Димитрия, день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по старому стилю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.
Слайд 54 ноября – День почитания Казанской иконы Божией Матери
В праздник почитания
Казанской иконы Божией Матери – хранительницы Земли Русской, которое отмечается по новому стилю 4 ноября, Патриарх Алексий II призвал народы обратиться с доброй душой друг к другу, сплотиться с целью спасения России, подобно историческому сплочению 1612 г., призыву Минина и Пожарского.
Слайд 6История праздника
Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается "Празднование Казанской
иконе Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)", приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю.
Из-за увеличения за прошедшие века разницы между григорианским и юлианским этот день сместился на 4 ноября.
Именно эта дата - 22 октября по юлианскому календарю или 4 ноября по григорианскому календарю - выбрана в качестве дня государственного праздника.
Слайд 7В сентябре 2004 г. с инициативой отмечать 4 ноября на государственном
уровне день окончания Смутного времени выступил межрегиональный совет России. Идея была поддержана думским Комитетом по труду и социальной политике, и, таким образом, приобрела статус думской инициативы.
29 сентября 2004 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу. «Этот день, — заявил он, — напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».
Слайд 8История праздника
23 ноября 2004 г. на рассмотрение Думы был внесен законопроект,
предполагающий внесение поправок в Трудовой кодекс РФ: отмену празднования 7 ноября – годовщины Октябрьской революции и 12 декабря – Дня Конституции, увеличения новогодних каникул с 2 до 5 дней, а также введения нового праздника 4 ноября.
Авторы законопроекта – В. Богомолов, О. Еремеев («Единая Россия»), В. Жириновский (ЛДПР).
На заседании Думы законопроект был принят в первом чтении. 27 декабря 2004 г. проект был принят в третьем чтении и стал законом. 327 депутатов проголосовали «за», 104 (коммунисты) – «против», двое воздержались.
Слайд 9История праздника
В декабре 2004 года Указом Президента Российской Федерации утвержден новый
государственный праздник – День народного единства.
Слайд 10История праздника
Новый государственный праздник установлен в память об освобождении Москвы 4
ноября 1612 г. от польско-литовской и шведской интервенции.
Мы впервые отмечали его 4 ноября 2005 года.
Слайд 11Итоги правления Ивана Грозного
На Иване IV Грозном (†1584) прервалась в России
династия Рюриковичей. После его смерти началось Смутное время.
Итог 50-летнего царствования Ивана Грозного был печален. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку.
К 1580-м годам огромная часть ранее процветавших земель запустела: по всей стране стояли заброшенные деревни и села, пашни зарастали лесом и бурьяном. В результате затяжной Ливонской войны страна потеряла часть западных земель.
Слайд 12Правление Фёдора Ивановича
Тяжелое наследство пришлось на долю преемника царя Ивана IV
– его сына Федора Ивановича и опекуна Бориса Годунова. (У Ивана Грозного оставался ещё один сын-наследник - царевич Дмитрий Угличский, которому на тот момент было 2 года).
Слайд 13Боярская опека над Фёдором Ивановичем
После смерти Ивана Грозного на престол вступил
его сын Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной (по некоторым данным он был слаб здоровьем и умом) и находился под опекой сперва совета бояр, затем своего шурина Бориса Годунова.
При дворе началась упорная борьба боярских группировок Годуновых, Романовых, Шуйских, Мстиславских. Но уже через год в результате "подковёрной борьбы" Борис Годунов расчистил себе дорогу от соперников.
Т.е. фактическим правителем государства стал боярин Борис Годунов. Во время царствования Фёдора Ивановича положение Бориса Годунова стало столь значимо, что его воля была законом.
Фёдор царствовал, Борис управлял — это знали все и на Руси, и за границей.
Слайд 15Борьба кланов за царскую власть после Рюриковичей
Знатные и влиятельные аристократические кланы
стремились к власти и вели непримиримую борьбу между собой.
Слайд 16«Семья Ивана Грозного»
Иван Грозный
Анастасия
Дмитрий
Федор
Утонул, 1553
Мария Нагая
Иван
Дмитрий
Убит отцом, 1581
Умер, 1598
Погиб в Угличе,
1591
Пресечение династии Рюриковичей
Слайд 17Избранный царь
После смерти Фёдора (7 января 1598 года), на Земском Соборе
был избран новый царь - Борис Годунов (таким образом, он стал первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Земском соборе).
Слайд 18Кто может править страной?
Главная проблема, с которой столкнулось русское общество в
к. XVIв.
Федор
Ирина
Нет наследников
Ушла в монастырь
Брат Борис
Избран Земским собором на царство
Слайд 19Борис Годунов – шурин Фёдора Ивановича
При Иване Грозном Борис Годунов сначала
был опричником. В 1571 году женился на дочери Малюты Скуратова.
А после женитьбы в 1575 году своей сестры Ирины (единственная "царица Ирина" на российском престоле) на сыне Ивана Грозного царевиче Фёдоре Иоанновиче стал приближенным лицом к царю.
Слайд 20Царствование Бориса Годунова
Деятельность правления Годунова оценивается историками положительно.
При нём началось
всестороннее укрепление государственности.
Благодаря его стараниям, в 1589 г. был избран первый русский патриарх, которым стал московский митрополит Иов. Учреждение патриаршества свидетельствовало о возросшем престиже России.
Развернулось небывалое строительство городов, крепостных сооружений. Для обеспечения безопасности водного пути от Казани до Астрахани были построены города на Волге — Самара (1586), Царицын (1589), Саратов (1590).
Слайд 21Широкое недовольство Годуновым в обществе
Начавшись успешно, царствование Бориса Годунова закончилось печально.
Череда боярских заговоров (многие бояре питали враждебность по отношению к «выскочке») породила уныние, а вскоре разразилась и настоящая катастрофа.
Глухая оппозиция, сопровождавшая правление Бориса с начала и до конца, не была для него секретом. В оппозиции к власти находилось и городское население, недовольное тяжелыми поборами и произволом местных чиновников.
А ходившие слухи о причастности Бориса Годунова к убийству наследника престола царевича Дмитрия Иоанновича ещё больше "подогревало" ситуацию. Таким образом, ненависть к Годунову к концу его царствования была всеобщей.
Слайд 22Смерть царевича Дмитрия
Царевич Дмитрий (†1591), сын Ивана Грозного от последней жены
царя Марии Фёдоровны Нагой (в иночестве Марфа), погиб при не выясненных до настоящего времени обстоятельствах — от ножевой раны в горло.
Маленький Дмитрий страдал психическими отклонениями, не раз впадал в беспричинный гнев, кидался с кулаками даже на мать, бился в падучей. Все это, однако, не отменяло того факта, что он являлся царевичем и после смерти Фёдора Иоанновича (†1598) должен был взойти на отцовский трон. Дмитрий представлял реальную угрозу для многих: боярская знать достаточно натерпелась от Ивана Грозного, поэтому с тревогой наблюдала за буйным наследником. Но больше всего царевич был опасен, конечно, тем силам, что опирались на Годунова. Именно поэтому, когда из Углича, куда 8-летнего Дмитрия отправили вместе с матерью, пришла весть о его странной смерти, народная молва тут же, ничуть не сомневаясь в своей правоте, указала на Бориса Годунова, как на заказчика преступления. Официальное заключение, что царевич убил себя сам: во время игры с ножом у него якобы случился приступ падучей, и он в конвульсиях нанес себе удар в горло, мало кого убедило.
Гибель Дмитрия в Угличе и последовавшая за этим смерть бездетного царя Фёдора Иоанновича привели к кризису власти.
Положить конец слухам, а Годунов пытался это сделать силой, не удалось. Чем активнее царь боролся с людской молвой, тем она становилась шире и громче.
Слайд 23Голод 1601-1603 гг.
В 1601-1603 годах в стране разразился катастрофический голод, продолжавшийся
3 года. Цена хлеба увеличилась в 100 раз.
Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных, тем более, что, узнав о раздаче, люди со всех концов страны потянулись в Москву, бросив те скудные запасы, которые всё же имелись у них дома.
Только в Москве от голода умерли 127 000 человек, а хоронить успевали не всех.
Слайд 25Предвестники Смуты
Люди начинали думать, что это — кара Божья. Возникало убеждение,
что царствование Бориса не благословляется Богом, потому что оно беззаконно, достигнуто неправдой. Следовательно, не может кончиться добром.
Резкое ухудшение положения всех слоев населения привело к массовым волнениям под лозунгом свержения царя Бориса Годунова и передачи престола «законному» государю. Почва для появления самозванца была готова.
По стране стали ходить слухи, что «прирождённый государь», царевич Дмитрий, чудом спасся и жив.
Слайд 26«Внутренняя Политика Б. Годунова»
Слайд 27Появление Лжедмитрия I
В 1601 году на сцене появился человек, выдававший
себя за царевича Дмитрия, и вошедший в историю под именем Лжедмитрия I. Ему, единственному из всех российских самозванцев, удалось на время захватить престол.
Лжедмитрий I — самозванец, выдававший себя за чудом спасшегося младшего сына Ивана IV Грозного — царевича Дмитрия. Первый из трех самозванцев, именовавших себя сыном Ивана Грозного, притязавших на российский престол (Лжедмитрий II и Лжедмитрий III).
С 1 (11) июня 1605 по 17 (27) мая 1606 - царь России.
Слайд 28Кто такой Лжедмитрий I ?
По наиболее распространенной версии, Лжедмитрий - некто
Григорий Отрепьев, беглый монах Чудова монастыря (отчего и получил в народе прозвище Расстрига - лишённый духовного сана, т.е. степени священства).
Около 1601 года он бежит в Речь Посполитую (Королевство Польское и Великое княжество Литовское), где объявляет себя «чудесно спасшимся царевичем». Далее его следы теряются в Польше до 1603 года.
Слайд 29Отрепьев становится Лжедмитрием I
По некоторым источникам, Отрепьев перешёл в католичество и,
провозгласив себя царевичем. Хотя самозванец к вопросам веры относился легковесно, питая равнодушие как к православным, так и к католическим традициям.
В Польше Отрепьев увидел и полюбил прекрасную и гордую панну Марину Мнишек.
Слайд 30Польша активно поддержала самозванца.
Лжедмитрий в обмен на поддержку обещал после
вступления на престол возвратить польской короне половину смоленской земли вместе с городом Смоленском и Чернигово-Северскую землю, поддерживать в России католическую веру — в частности, открыть костелы и допустить в Московию иезуитов, поддерживать польского короля Сигизмунда III в его притязаниях на шведскую корону и содействовать сближению — а в конечном итоге, и слиянию, России с Речью Посполитой.
В это же время Лжедмитрий обращается к римскому папе с грамотой, обещающей расположение и помощь.
Слайд 31Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России
католицизма
После частной аудиенции в Кракове с королём Польши Сигизмундом III, Лжедмитрий начал формировать отряд для похода на Москву. По некоторым данным, ему удалось собрать более 15 000 человек.
Слайд 32Появление Лжедмитрия I
16 октября 1604 года Лжедмитрий I с отрядами
поляков и казаков двинулся на Москву.
Когда весть о наступлении Лжедмитрия дошла до Москвы, боярская верхушка, недовольная Годуновым, охотно была готова признать нового претендента на престол. Даже проклятия московского патриарха не остудили народного воодушевления на пути «царевича Дмитрия».
Успех Лжедмитрия I был вызван не столько военным фактором, сколько непопулярностью русского царя Бориса Годунова. Простые русские ратники неохотно сражались против того, кто мог по их мнению быть «истинным» царевичем, некоторые воеводы и вслух говорили что «неладно» бороться против истинного государя.
Слайд 33Начало Смуты
13 апреля 1605 года неожиданно умер Борис Годунов. Бояре
присягнули на царство его сыну Фёдору, но уже 1 июня в Москве произошло восстание, и Фёдора Борисовича Годунова свергли. А 10 июня он вместе с матерью был убит. Народ пожелал видеть царем «богоданного» Дмитрия.
Слайд 34Окончание царствования Годуновых
Борис Годунов
Убит, июнь 1605
Федор Годунов
Умер, апрель 1605
Самозванец «Дмитрий»
СМУТА
Слайд 35Появление Лжедмитрия I в пределах Русского государства
В конце 1604 г. с
небольшим отрядом сторонников самозванец Лжедмитрия I вступил в пределы Московского государства.
Он шел к столице через Чернигов и Северские земли, где находилось немало казаков и холопов, недовольных политикой Годунова. Войско Отрепьева росло с каждым днем.
На его сторону один за другим переходили русские города. Повсюду радостно встречали законного царя Дмитрия.
Слайд 36Появление Лжедмитрия I в Москве и коронование на царство
Убедившись в
поддержке дворян и народа, 20 июня 1605 года под праздничный звон колоколов и приветственные крики толп, теснившихся по обеим сторонам дороги, Лжедмитрий I торжественно въехал в Кремль. Нового царя сопровождали поляки.
18 июля Лжедмитрия признала царица Мария — жена Ивана Грозного и мать царевича Дмитрия.
30 июля Лжедмитрий был коронован на царство новым патриархом Игнатием.
Слайд 37Коронование в Москве новой царицы Марины Мнишек
8 мая 1606 года Лжедмитрий
женился на дочери польского воеводы Марины Мнишек, которая была коронована как русская царица без соблюдения православных обрядов.
Слайд 38Царствование Лжедмитрия I
Впервые в русской истории западные иноземцы явились в
Москву не по приглашению и не как люди зависимые, а как главные действующие лица. Самозванец привез с собой огромную свиту, оккупировавшую весь центр города. Впервые Москва заполнилась католиками, впервые московский двор начал жить не по русским, а по западным, точнее, польским законам. Впервые иностранцы стали помыкать русскими, как своими холопами, демонстративно показывая им, что они люди второго сорта. История пребывания поляков в Москве полна издевательств незваных гостей над хозяевами дома.
Слайд 39Васнецов А.
Гонцы смутного времени
Слайд 40Царствование Лжедмитрия I
Лжедмитрий убрал препятствия к выезду из государства и
передвижению внутри него иностранцев.
В большинстве своих действий частью современных историков Лжедмитрий признаётся как новатор, который стремился европеизировать государство.
При этом, он начал искать союзников на Западе, в особенности у Папы Римского и польского короля, в предполагаемый союз предполагалось включить также германского императора, французского короля и венецианцев.
Слайд 41Царствование Лжедмитрия I
В это же время сложилась двойственная ситуация: с
одной стороны, народ любил Лжедмитрия, а с другой — подозревал в самозванстве. Зимой 1605 года схвачен был чудовский монах, во всеуслышание заявлявший, что на престоле сидит Гришка Отрепьев, которого «он сам грамоте учил». Монаха подвергли пытке, но ничего не добившись, утопили в Москве-реке вместе с несколькими его сотоварищами.
Почти с первого дня по столице прокатилась волна недовольства из-за несоблюдения царём церковных постов и нарушения русских обычаев в одежде и быту, его расположения к иностранцам, обещания жениться на полячке и затеваемой войны с Турцией и Швецией. Во главе недовольных стояли Василий Шуйский, Василий Голицын, князь Куракин и наиболее консервативно настроенные представители духовного звания — казанский митрополит Гермоген и коломенский епископ Иосиф.
Раздражало народ то, что царь чем дальше, тем явственней насмехался над московскими предрассудками, одевался в иноземное платье и будто нарочно дразнил бояр, приказывая подавать к столу телятину, которую русские не ели.
Слайд 42Царствование Василия Шуйского
17 мая 1606 года в результате переворота под руководством
людей Шуйского Лжедмитрий был убит. Обезображенный труп бросили на Лобное место, надев на голову скомороший колпак, а на грудь положив волынку. Впоследствии тело сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили из нее в сторону Польши.
19 мая 1606 года царем стал Василий Шуйский (был коронован Новгородским митрополитом Исидором в Успенском соборе Московского Кремля как царь Василий IV 1 июня 1606 года). Подобное избрание являлось незаконным, но это никого из бояр не смутило.
Слайд 44Василий Шуйский (1606-1610)
После убийства Лжедмитрия I, организованного Василием Шуйским, бояре и
подкупленная ими толпа, собранная на Красной площади Москвы, 19 мая 1606 года избрали Шуйского на царство.
С воцарением на троне Василия Шуйского Смута не прекратилась, а вступила в еще более сложную фазу. Царь Василий не был популярен в народе. Легитимность нового царя не признавало значительное число населения, ожидавшего нового пришествия «истинного царя». В отличие от Лжедмитрия Шуйский не мог выдать себя за потомка Рюриков и апеллировать к наследственному праву на престол. В отличие от Годунова заговорщик не был законно избран собором, а значит, не мог, как царь Борис, претендовать на легитимность своей власти. Он опирался лишь на узкий круг сторонников и не мог сопротивляться той стихии, что уже бушевала в стране.
Слайд 46Крестьянские войны
Во время царствования Бориса Годунова и Василия Шуйского шли массовые
Крестьянские войны под предводительством Хлопка и Ивана Болотникова, который тоже именовал себя «чудом спасшимся царевичем Дмитрием».
Восстание под руководством И. Болотникова вспыхнуло летом 1606 г. в районе Путивля. В составе войск Болотникова в I606–1607 гг. были холопы и крестьяне, мелкие и средние служилые люди.
Во главе многотысячного войска И. Болотников осенью 1606 г. подступил к Москве и устроил лагерь в с. Коломенском.
В разгар борьбы В. Шуйского с И. Болотниковым объявился новый Лжедмитрий.
Слайд 47Лжедмитрий II
В августе 1607 года объявился новый претендент на престол, реанимированный»
все той же Польшей, — Лжедмитрий II.
Этот второй самозванец получил в русской истории прозвище тушинского вора. В его войске было до 20 тысяч разноязыкого сброда. Вся эта масса рыскала по русской земле и вела себя так, как обычно и ведут себя оккупанты, то есть грабила, убивала и насиловала. Летом 1608 года Лжедмитрий II подошёл к Москве и встал лагерем у ее стен в селе Тушино. Царь Василий Шуйский со своим правительством был заперт в Москве; под её стенами возникла альтернативная столица со своей правительственной иерархией — Тушинский лагерь.
Слайд 48Лжедмитрий II
В лагерь вскоре прибыли польский воевода Мнишек с дочерью. Как
ни странно, Марина Мнишек "узнала" в самозванце своего бывшего жениха и тайно обвенчалась с Лжедмитрием II.
Лжедмитрий II, фактически правил Россией — раздавал землю дворянам, рассматривал жалобы, встречал иностранных послов. К концу 1608 года значительная часть России оказалась под властью тушинцев, а Шуйский уже не контролировал регионы страны.
Слайд 50Растерзанная страна
Тушино самозванец сделал своей столицей и здесь обосновался его двор.
В течение двух лет в Москве царствовал Василий Шуйский, а в Тушине – Лжедмитрий II. Каждому из них была подвластна значительная часть страны, каждый объявил себя единственным государем.
Занять Москву и завладеть вожделенной шапкой Мономаха «Тушинскому вору» не удалось, но по территории московского края вплоть до Волги бесчинствовали шляхтичи. Его поддерживали запорожские и донские казаки.
В 1608 г. отряды Лжедмитрия II разграбили Ростов и пленили митрополита Филарета. Насилие и грабежи вызвали волну народного возмущения. Особенно активно велась борьба с захватчиками на севере Московского государства.
Слайд 51
Московское государство, казалось, навсегда перестало существовать.
Но в сентябре 1608 года
началась осада Троице-Сергиева монастыря, а в осажденной Москве наступил голод.
Осада Троице-Сергиевой Лавры войсками Лжедмитрия II и польского гетмана Яна Сапеги
Слайд 52
Осада Троице-Сергиевой Лавры литовскими войсками
Слайд 53Пытаясь спасти положение, Василий Шуйский решил призвать на помощь наемников и
обратился к шведам.
В декабре 1609 года, из-за наступления 15-тысячного шведского войска и предательства польских военачальников, которые стали присягать на верность королю Сигизмунду III, Лжедмитрий II вынужден был бежать из Тушина в Калугу, где год спустя был убит начальником своей охраны.
Положение России ухудшалось день ото дня. Русскую землю раздирали междоусобицы, на севере грозили войной шведы, на юге постоянно бунтовали татары, с запада угрожали поляки.
За время Смуты русский народ перепробовал анархию, военную диктатуру, воровской закон, пытался ввести конституционную монархию, предложить трон иностранцам. Но ничего не помогало. В то время многие русские соглашались признать любого государя, только бы в измученной стране наступил, наконец, покой.
Слайд 54Русским государственным и военным деятелем, возглавивших правительственные войска во время Крестьянской
войны Ивана Болотникова, против польско – литовских войск и Лжедмитрия II был Михаил Васильевич Скопин – Шуйский, племянник Василия Шуйского.
Он возглавлял русское посольство в переговорах со шведским королём Карлом IX. В обмен на шведскую помощь Василий Шуйский был готов отказаться от Ливонии и уступить Корелу с уездом.
Под Орешком он встретил шведское войско во главе с генералом Якобом Делагарди. В мае 1609 г. во главе русской армии и сопровождаемый шведами Скопин – Шуйский выступил к Москве.
Государственная и военная деятельность
Михаила Васильевича
Скопина – Шуйского
Слайд 55Победа Скопина – Шуйского под Александровым выше подняла его авторитет. Многие
начали называть молодого полководца царём. Рязанский воевода Прокопий Ляпунов прислал посольство с грамотой, в которой он просил его взойти на престол вместо ненавистного Василия Шуйского.
Князь Скопина – Шуйского разрывает грамоту послов Ляпунова о призвании на царство
Слайд 5612 марта 1610 г. После освобождения Дмитрова, Можайска, распада «тушинского» лагеря
Лжедмитрия II полки Скопина – Шуйского вступили в Москву.
М.В. Скопин – Шуйский —представитель старшей ветви Рюриковичей был отравлен 23 апреля (3 мая) 1610 г. на пиру у по случаю крестин сына князя Ивана Михайловича Воротынского. Подала чашу с вином — жена князя Дмитрия Шуйского Екатерина (дочь Малюты Скуратова)
Отравление Михаила Васильевича Скопина – Шуйского
Слайд 57Храбрый молодой полководец, спасший Россию был отравлен своими дядьями.
Поход на Смоленск
возглавил бездарный Дмитрий Шуйский, который проиграл Клушинскую битву.
Вскоре поляки вошли в Москву и взяли династию Шуйских в плен.
Последствия отравления Скопина – Шуйского
Слайд 58Бояре и дворяне свергли Василия Шуйского с престола и заставили вместе
с женой постричься в монахи.
В сентябре 1610 года бывший «боярский» царь был выдан польскому гетману (главнокомандующему) Жолкевскому, который увез Шуйского в Польшу. В Варшаве царь и его братья были представлены как пленники королю Сигизмунду III.
Умер Василий Шуйский 12 сентября 1612 года, в заключении в Гостынинском замке, в Польше, в 130 верстах от Варшавы.
В 1635 году по просьбе царя Михаила Фёдоровича останки Василия Шуйского были возвращены поляками в Россию. Василия погребли в Архангельском соборе Московского Кремля.
Однако 27 июля 1610 года, в результате боярского заговора, был смещен с престола русский царь Василий Шуйский. В России наступил период правления «Семибоярщины».
Слайд 60Междуцарстование (1610-1613)
«Семибоярщина» - "временное" боярское правительство, образовавшееся в России после
свержения царя Василия Шуйского в июле 1610 и формально просуществовавшее до избрания на трон царя Михаила Романова.
Состояло из 7 членов Боярской думы – князей Ф.И.Мстиславского, И.М.Воротынского, А.В. Трубецкого, А.В. Голицына, Б.М. Лыкова-Оболенского, И.Н.Романова (дядя будущего царя Михаила Фёдоровича и младший брат будущего Патриарха Филарета) и Ф.И.Шереметьева.
Главой Семибоярщины был избран князь, боярин, воевода, влиятельный член Боярской думы Федор Иванович Мстиславский.
Слайд 61Одной из задач нового правительства стала подготовка выборов нового царя. Однако
«военные условия» требовали незамедлительных решений.
На западе от Москвы, в непосредственной близости от Поклонной горы под селом Дорогомиловым, встало войско Речи Посполитой во главе с гетманом Жолкевским, а на юго-востоке, в Коломенском — Лжедмитрий II, с которым был и литовский отряд Сапеги. Лжедмитрия бояре особенно боялись, потому что он имел в Москве множество сторонников и был по крайней мере популярнее, чем они. Чтобы избежать борьбы боярских кланов за власть было решено не избирать царём представителей русских родов.
Предательство «Семибоярщины»
Слайд 62
В результате, так называемая «Семибоярщина» заключила договор с поляками об избрании
на российский трон 15-летнего польского королевича Владислава IV (сына Сигизмунда III) на условиях его перехода в Православие.
Опасаясь Лжедмитрия II, бояре пошли ещё дальше и в ночь на 21 сентября 1610 года тайно впустили польские войска гетмана Жолкевского в Кремль (в российской истории этот факт рассматривается как акт национальной измены).
Предательство «Семибоярщины»
Слайд 63Реальная власть в столице и за ее пределами сосредоточилась в руках
наместника Владислава пана Гонсевского и военных руководителей польского гарнизона, овладевшие московской казной и царскими сокровищами.
Не считаясь с русским правительством, они щедро раздавали земли сторонникам Польши, конфискуя их и у тех, кто оставался верен стране.
Тем временем король Сигизмунд III вовсе и не собирался отпускать своего сына Владислава в Москву, тем более он не хотел позволить ему принять Православие.
Сигизмунд сам мечтал занять московский престол и стать царем на Московской Руси. Воспользовавшись хаосом, польский король завоевал западные и юго-восточные области Московского государства и стал считать себя государем всей Руси.
Политические последствия предательской политики «Семибоярщины»
Слайд 64Это изменило отношение самих членов правительства Семибоярщины к призванным ими полякам.
Воспользовавшись растущим недовольством, патриарх Гермоген начал рассылку грамот по городам России, призывая оказывать сопротивление новой власти. За это он был взят под стражу и впоследствии казнен.
Все это послужило сигналом к объединению почти всех россиян с целью изгнания из Москвы польских захватчиков и избранию нового русского царя не одними только боярами и князьями, а «волей всей земли».
Казнь Патриарха Гермогена стал сигналом к объединению россиян против бояр и захватчиков
Слайд 65Грамоты патриарха Гермогена с призывом борьбы с иноземцами
С декабря 1610
г. святейший патриарх начал рассылать по всей России грамоты с призывом к народному сопротивлению врагу. Глава Русской Церкви послужил примером в стоянии за православную веру, которому должны были последовать все православные христиане. В самую страшную годину Смуты именно Церковь стала духовным, идейным и организационным центром собирания народа на подвиг «самоустроения».
Русский народ, лишенный верховного политического и государственного руководства, но укрепившийся духовно и церковно, сам поднялся на защиту своей земли.
Многочисленные земские ополчения – это результат народного творчества, когда «Земля» (то есть народ) сама встала на спасение Российского государства.
Слайд 66Угроза распада России
Страна оказалась на гране утраты национальной самостоятельности.
"Государство, потеряв
свой центр, стало распадаться на составные части; чуть ли не каждый город действовал особняком. Государство преображалось в какую-то бесформенную мятущуюся федерацию," - писал об этом периоде историк Ключевский.
Бесчинства интервентов вызвали волнения и восстания в стране, в разных городах начали формироваться отряды ополчения. Борьба за независимость приняла общенародный характер.
Слайд 67Видя бесчинства иноземцев, ограбление церквей, монастырей и епископской казны, жители начинали
бороться за веру, за свое духовное спасение. Осада Сапегой и Лисовским Троице-Сергиева монастыря, и его защита сыграли огромную роль в укреплении патриотизма.
Оборона Троице-Сергиевой Лавры, продолжавшаяся почти 16 месяцев — с 23 сентября 1608 по 12 января 1610 года.
Роль обороны Троице – Сергиевой Лавры в становлении народного ополчения
Слайд 68Первое ополчение
Первое народное ополчение под руководством воеводы Прокопием Ляпуновым было создано
в Рязани (1611 г). Это был политический ответ на признание Боярского правительства «Семибоярщины» русским царём польского королевича Владислава, и допущения польских войск в Москву в ночь на 21 сентября 1610 г. В первое ополчение вошли ополченцы Нижнего Новгорода, Ярославля, Суздаля, Владимира, Мурома и более 50 городов и уездов центральных и северных частей России.
Социальный состав: дворяне, стрельцы, посадские люди, черносошные крестьяне, казаки во главе с Д.Т. Трубецким и И.М. Заруцким, ранее выступавшие за Лжедмитрия II .
Национальный состав: русские, татары, марийцы, чуваши, мордва.
Слайд 69Восстание в Москве
19 марта 1611 года до прихода ополченцев вспыхнуло восстание
в Москве. По всему городу шли ожесточенные уличные бои.
Восставших поддержали проникшие в Москву немногочисленные отряды народного ополчения, одним из которых, действовавшим в районе улиц Сретенки и Никольской, руководил князь Дмитрий Пожарский.
Отряды восставших горожан и ополченцев освободили почти всю Москву, оттеснив поляков в Китай-город и Кремль. Стремясь подавить восстание, поляки и поддерживающие их бояре подожгли город.
Перед огнем восставшие отступили. 21 марта восстание было подавлено отрядом немецких наёмников. Погибло до 7 тыс. москвичей.
Тяжело раненого Пожарского вывезли из столицы в Троице-Сергиев монастырь, где его лечили монахи, а затем в его вотчину - село Мугреево.
Слайд 70Разлад в Первом ополчении как проявление Гражданской войны
В ополчении обозначилось социальное
противостояние между казаками и дворянами. Казаки стремились к сохранению своей вольности. Дворяне — к укреплению крепостнических порядков и государственной дисциплины. Достигло личное соперничество между Иваном Заруцким и Прокопием Ляпуновым.
Поляки отправили казачеству сфабрикованные грамоты, где было написано, якобы Ляпунов пытается уничтожить казачество. Ляпунов был вызван в казачий круг, был обвинен в измене, убит по – зверски 30 июня (22 июля) 1611 г.
Слайд 71Разлад в Первом ополчении как проявление Гражданской войны
Гибель Ляпунова привела к
распаду Первого ополчения. Большинство дворян, земские отряды покинули лагерь, т.е. Москву. Казаки (ок. 10 тыс. чел.) под командованием Заруцкого и кн. Трубецкого оставались до прихода Второго ополчения.
Подошедший к Москве отряд с продовольственным обозом Сапеги 14 августа 1611 г. прорвался в Кремль. Объединенными силами поляки выбили отряды казаков из Москвы. Осада столицы практически прекратилось.
Первое ополчение не решило стоящих перед ним задач.
Слайд 72Положение в стране после поражения Первого ополчения
Страна переживала тяжелейшее время. Москва
находилась под властью поляков, шведы захватывали северо-западные русские земли, крымские татары грабили южные окраины государства.
В июне 1611 года пал Смоленск, почти два года героически оборонявшийся под руководством воеводы Шеина.
Бояре Великого Новгорода, захваченного шведами, призвали на царство сына короля Карла IX.
Народ не хотел мириться с оккупацией, ширилась освободительная борьба, но для победы над интервентами необходимо было объединить разрозненные силы под единым руководством.
Слайд 74Положение в стране после поражения Первого ополчения
Центром народно-освободительной борьбы стал Нижний
Новгород - один из крупнейших русских городов того времени. Возглавили борьбу с интервентами нижегородский посадский человек Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Кузьма Минин "имяши торговлю мясную, но тем и люб народу, что свой, не из господ. Справедлив, честен, умен, за что и выбран земским старостой".
Слайд 75НЕБЕСНАЯ ЗАСТУПНИЦА РУСИ. КАЗАНСКИЙ ОБРАЗ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
В 1611 г. в
лагерь Первого земского ополчения неким протопопом был принесен из Казани список (копия) чудотворного образа. Зимой 1612 г. протопоп перенес его в Ярославль, куда в конце марта того же года привел свою рать князь Пожарский. Ополченцы верили, что именно помощь Божией Матери, явленная через эту икону, определила победу Первого ополчения при взятии Новодевичьей обители под Москвой. Казанский образ Богородицы стал палладиумом рати и сопровождал ополчение, возглавляемое князем Пожарским, в походе к столице.
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием, русские войска 22 октября 1612 года будут освобождать Москву от польских захватчиков.
Слайд 76Воззвание Кузьмы Минина
Осенью 1611 года он бросил клич о необходимости создания
нового ополчения и сборе для этого средств. Минин сам показал пример согражданам, пожертвовав на спасение Отечества все наличные средства и украшения жены.
Слайд 77Видение Кузьмы Минина
К. Минин утверждал, что бросить клич о сборе людей
и средств для высвобождения Москвы от чужеземцев его заставил Сергий Радонежский, трижды являвшийся ему во сне
Слайд 78Воззвание Кузьмы Минина
Его призыв активно поддержали нижегородцы, а затем и жители
многих русских городов.
Так "выборный человек" Минин стал организатором и душой ополчения, распорядителем средств, собираемых на его содержание.
Слайд 79Выбор народа
После долгих споров нижегородцы решили пригласить воеводой ополчения князя Дмитрия
Пожарского.
Впервые князь, потомок Рюрика, и купец, земской староста, отбросив сословные предрассудки, стали рука об руку готовить ополчение к битве с врагом.
Слайд 80Становление второго народного ополчения
Выполняя волю народа, князь категорически отказывался от услуг
иностранных наемников и сделал ставку на людей служилых, знакомых с военным делом. Но принимал и всех "охочих людей" - русских, татар, марийцев, чувашей и представителей других народов, способных носить оружие.
Не учитывая сословные различия, он назначал на командные должности не за знатность, а "по делу", ввел твердые ставки жалования и установил в ополчении строгую дисциплину.
Слайд 81Программа князя Пожарского
К концу 1611 года была сформирована политическая программа ополчения,
изложенная в специальной грамоте. Она заключалась в том, чтобы:
изгнать "польских и литовских людей",
не признавать царем польского королевича Владислава, а также сына Лжедмитрия II, которого поддерживала часть казачества,
организовать выборы русского царя "всею землею".
Слайд 82Путь Второго ополчения
В марте 1612 года Минин и Пожарский вывели ополчение
из Нижнего Новгорода, однако, отправились не на Москву, а к Ярославлю, где еще в течение четырех месяцев готовили ополченцев к боям.
Слайд 83Подготовка встречи с отрядами интервентов
В конце июля Пожарский получил сведения о
движении к Москве 12-тысячного отряда интервентов под командованием литовского гетмана Яна Кароля Ходкевича. Это была значительная сила, состоящая их польско-литовской и венгерской кавалерии, немецкой тяжелой пехоты, французских пушкарей и казаков.
Руководители ополчения приняли решение о немедленном выступлении, предстояло не дать Ходкевичу соединиться с поляками, засевшими в Москве, и разбить их порознь. К 20 августа ополчение подошло к Москве и расположилось вдоль стен Белого города - от Петровских ворот до Алексеевской башни на Москва-реке.
Ополченцы заняли Земляной вал, господствующий над окружающей местностью, и весь район между Арбатскими и Чертольскими воротами. Под Москвой уже находился отряд казаков в 2500 человек. Он не вошел в подчинение к Пожарскому, т.к. предводитель казаков Д.Т. Трубецкой оспаривал право руководить объединенным русским войском, на что ополченцы согласиться не могли. Казачьи отряды и присланные к ним на помощь 500 конных ополченцев сосредоточились в Замоскворечье в районе Крымского двора.
Слайд 84Ход боёв в Москве
Ходкевич, подошедший 21 августа к Москве, остановил свое
войско на Поклонной горе. Переправившись ночью через Москву-реку возле Новодевичьего монастыря, отряды Ходкевича утром 22 августа атаковали ополчение, стремясь прорваться через Чертольские ворота и соединиться с засевшими в Кремле поляками.
Первой в атаку пошла кавалерия, за ней закованная в латы пехота. Началась ожесточенная схватка. Противнику удалось потеснить ополченцев. Особенно жаркий бой разгорелся на левом фланге ополчения, на берегу Москвы-реки. Одновременно в тыл ополченцам из Кремля ударили отряды Струся, но были отбиты с большими для них потерями и снова укрылись за крепостными стенами.
В это время казаки Трубецкого наблюдали бой со стороны, явно не собираясь в него вступать. Находящиеся с ними ополченцы посчитали их бездействие изменой и, форсировав реку, нанесли противнику сильный фланговый удар, оказавший значительное влияние на общий ход боя. К ополченцам, несмотря на противодействие Трубецкого, присоединились и некоторые казачьи отряды. Войска Ходкевича не выдержали и стали отступать. Переправившись через Москва-реку, они закрепились на Воробьевых горах.
Ночью, воспользовавшись беспечностью казаков, 600 пехотинцев и небольшой обоз с продовольствием через Замоскворечье прорвались в Кремль. На обратном пути пехотинцы захватили сторожек в Ендове, недалеко от Замоскворецкого моста. 23 августа активные боевые действия не велись. Ходкевич занял Донской монастырь и приводил в порядок потрепанные в предыдущий день войска. Пожарский переводил основные отряды ополчения в Замоскворечье и готовился к обороне.
Утром 24 августа Ходкевич начал атаку в районе Замоскворечья. После многочасового тяжелого боя отряды ополченцев начали отходить. Противник занял городские валы. Овладев частью Замоскворечья, он не мог развить успех, и был остановлен ополченцами, занявшими новые позиции. Сильный польский отряд прорвался вдоль Большой Ордынки к Клементьевскому острожку и захватил его. Но вскоре был выбит стремительной контратакой ополченцев. Часть отступающих из острожка бежали под защиту засевших в Ендове, но были выбиты оттуда и через Замоскворецкий мост прорвались в Кремль, понеся при этом большие потери.
Слайд 85Схема боев в Москве народного ополчения во главе с князем Дмитрием
Пожарским с отрядами
интервентов под командованием литовского гетмана Яна Кароля Ходкевича.
Слайд 86Ход боёв в Москве
В это время Пожарский сосредоточил основные силы ополченцев
в северной части Замоскворечья, а сильный отряд дворянской конницы во главе с Мининым отправил в обход левого фланга войска Ходкевича.
Конники Минина переправились через Москву-реку и нанесли решающий удар по противнику в районе Крымского брода.
Одновременно начали наступление пешие ополченцы, тесня противника по всему фронту. Вскоре в дело вступила конница ополченцев и казаки, довершив разгром врага.
Победителям достался обоз, пушки и большинство знамен поверженного противника. Войско Ходкевича в беспорядке отступило к Донскому монастырю. А на следующий день через Воробьевы горы двинулось на Можайск и Вязьму.
Слайд 87Разгром отряда Ходкевича
"Поляки понесли такую значительную потерю, что ее ничем нельзя
было вознаградить. - Отметил польский историк XVII века Кобержицкий. - Колесо фортуны повернулось, и надежда овладеть целым Московским государством рушилась невозвратно".
После разгрома войска Ходкевича в Кремле и Китай-городе еще оставался сильный польский отряд, который надеялся на помощь извне и продолжал отчаянно сопротивляться. Началась осада, которая продолжалась почти два месяца.
Слайд 88Взятие Китай - города
22 октября (4 ноября по использовавшемуся поляками григорианскому
календарю) в 1612 году бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль.
Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.
Слайд 89Ход боёв в Москве
22 октября ополчение штурмом взяло Китай-город. Через четыре
дня 26 октября сдался польский гарнизон Кремля. Был подписан договор о капитуляции и из Кремля вышли русские бояре и их приспешники. Среди них был и будущий царь шестнадцатилетний Михаил Романов.
А на следующий день сложил оружие и польский гарнизон.
В 27 октября в Кремль торжественно вступило русское войско. Москва была полностью освобождена от интервентов.
Слайд 91Земский собор 1613 г.
Так объединенными усилиями русский народ освободил Родину и
от польских интервентов, и от лжецарей, и от правителей нецарской крови. Теперь необходимо было решить вопрос, кого избрать на царский престол.
Слайд 92Созыв Земского собора в 1613 г.
После изгнания из Москвы поляков благодаря
подвигу Второго народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с князьями Дмитрием Пожарским и Дмитрием Трубецким.
В самом конце декабря 1612 года Пожарский и Трубецкой разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей, «для земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя на Руси. Земское правительство ополчения («Совет всей земли») начало подготовку к Земскому собору.
В начале 1613 г. в Москве для принятия этого решения собрался Земский собор.
Слайд 93Начало работы и состав Земского собора в 1613 г.
Перед началом Земского
собора повсюду был объявлен 3-дневный строгий пост. В церквях служили многие молебны, чтобы Бог вразумил выборных людей, и дело избрания на царство свершилось не по человеческому хотению, а по воле Божией.
6 (19) января 1613 года в Москве начался Земский собор, на котором решался вопрос об избрании русского царя. Это был первый бесспорно всесословный Земский собор с участием посадских и даже сельских представителей.
На нем были представлены все слои населения, за исключением холопов и крепостных крестьян. Число собравшихся в Москве «советных людей» превышало 800 человек, представлявших не менее 58 городов.
Слайд 95Выдвижение претендентов на царский престол на Земском соборе в 1613 г.
Соборные
заседания происходили в обстановке ожесточенного соперничества различных политических группировок, оформившихся в русском обществе за годы десятилетней Смуты и стремившихся упрочить свое положение избранием своего претендента на царский престол. Участники Собора выдвинули более десяти претендентов на престол.
Сначала претендентами на престол называли польского королевича Владислава и шведского принца Карла-Филиппа. Однако эти кандидаты встретили противодействие громадного большинства Собора.
Земский собор аннулировал решение Семибоярщины об избрании на русский престол королевича Владислава и постановил: «Иноземных принцев и татарских царевичей на русский престол не приглашать».
Слайд 96Выдвижение претендентов на царский престол на Земском соборе в 1613 г.
Предложили
в цари и Дмитрия Пожарского. Но он решительно отверг свою кандидатуру и одним из первых указал на древний род бояр Романовых. Пожарский сказал: «По знатности рода, да по количеству заслуг пред отчизной, подошел бы в цари митрополит Филарет из рода Романовых. Но сей добрый служитель Божий ныне в польском плену и не может стать на царство. Зато есть у него сын шестнадцати лет, вот он-то, по праву древности своего рода да по праву благочестивого воспитания своего матерью-монахиней, и должен стать царем».
(В миру митрополит Филарет был боярином – Федором Никитичем Романовым. Постричься в монахи его насильно заставил Борис Годунов, боясь, что он может сместить Годунова и сесть на царский трон.)
Слайд 97Выдвижение претендентов на царский престол
на Земском соборе в 1613 г.
Московские
дворяне, поддержанные посадскими людьми, предложили возвести на трон 16-ти летнего Михаила Федоровича Романова – сына патриарха Филарета.
Решающую роль, по мнению ряда историков, в избрании Михаила Романова на царство сыграли казаки, которые в этот период становятся влиятельной общественной силой. Среди служилых людей и казаков возникает движение, центром которого стало московское подворье Троице-Сергиева монастыря, а его деятельным вдохновителем келарь этого монастыря Авраамий Палицын, лицо весьма влиятельное среди и ополченцев, и москвичей.
На совещаниях с участием келаря Авраамия и решено было провозгласить царем Михаила Федоровича Романова Юрьева, сына плененного поляками ростовского митрополита Филарета. Главный аргумент сторонников Михаила Романова сводился к тому, что в отличие от выборных царей он избран не людьми, но Богом, так как происходит от благородного царского корня.
Не родство с Рюриком, но близость и родство с династией Ивана IV давали право на занятие его трона. К романовской партии примкнули многие бояре, его поддержало и высшее православное духовенство - Освященный собор.
Слайд 98Итоги Земского собора 1613 г.
Таким образом, в итоге выбор пал на
сына боярина Федора Никитича Романова, к тому времени носившего титул патриарха Филарета, и его жены Ксении Ивановны, урожденной Шестовой, постриженной в монахини под именем Марфы.
Шестнадцатилетний Михаил Федорович Романов оказался ближе всех по родству с прежними русскими царями – он был внучатым племянником первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой. Узнал он о своем избрании на царство в Костроме.
Слайд 99Начало династии Романовых
Патриарх Филарет
Инокиня Марфа
Слайд 100Избрание Михаила Федоровича Романова
на царский престол на Земском соборе в
1613 г.
21 февраля (3 марта) 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова, положив начало новой династии.
В города и уезды страны были отправлены грамоты с известием об избрании царя и проведении присяги на верность новой династии.
13 марта 1613 года послы Собора прибыли в Кострому. В Ипатьевском монастыре, где Михаил был с матерью, ему сообщили об избрании на престол.
Слайд 101Поляки пытались помешать новому царю прибыть в Москву. Небольшой их отряд
отправился в Ипатьевский монастырь убить Михаила, но по дороге заблудился, поскольку крестьянин Иван Сусанин, согласившись показать дорогу, завел его в дремучий лес.
Слайд 10211 июня 1613 года Михаил Федорович венчался на царство в Успенском
соборе Кремля. Торжества длились 3 дня.
Избрание на царство Михаила Федоровича Романова положило конец Смуте и дало начало династии Романовых.
Слайд 103Итоги Земского собора 1613 г.
Земский собор 1613 года созывался для
предотвращения междуцарствия, он положил конец развалу русского государства и католическим проискам, призвав на Российский престол новую династию и засвидетельствовав соборной клятвой свою вечную верность роду Романовых как Богом данных России царей.
Слайд 105Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве
Гражданину Минину и
князю Пожарскому – благодарная Россия, в лето 1818 года.
Слайд 107Викторина, посвящённая 4 ноября
1.Что мы празднуем 4 ноября?
2.С какого года Россия
отмечает новый праздник – День народного единства?
3. В честь какого события был утверждён День народного единства?
4.Расскажите о празднике – День народного единства (когда он начал отмечаться, сколько лет это длилось и т.п.)
Слайд 108Вопросы викторины
1. Кто занял место царя Ивана Грозного?
2. Почему в
опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики?
3. Кем на самом деле был монах Филарет?
4. Какую фамилию носила жена Ивана Грозного?
Слайд 109Вопросы викторины
5. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»?
6.
Кем был Кузьма Минин?
7. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский?
8. Какие враги были у России в «смутное время»?
9. Где происходила битва 24 августа?
Слайд 110Вопросы викторины
10.Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в
стране?
11.Какому событию посвящена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»?
Слайд 111Вопросы викторины №1
1. Что мы празднуем 4 ноября?
1)День народного единства
2)День согласия
и примирения
3)День конституции
4)День железнодорожника
5)День «жэжиста»
Слайд 112Вопросы викторины №2
2. Что произошло 4 ноября (22 октября по старому
стилю) в 1612 году?
1) Ополчение Минина и Пожарского взяло Кремль
2) Ополчение Минина и Пожарского взяло Китай-город
3) Была введена в эксплуатацию Останкинская телебашня
4) Потонула атлантида
Слайд 113Вопросы викторины №3
3. Кто возглавлял первое ополчение в 1611 году?
1) Ляпунов
2)
Минин
3) Пожарский
4) Михаил Романов
5) Карл Маркс
Слайд 114Вопросы викторины №4
4. Какое государство вмешивалось в дела России в Смутное
время?
1) Польша
2) Соединенные штаты Америки
3) Речь Посполитая
4) Османская Империя
5) Атлантида
Слайд 115Вопросы викторины №5
5. Чем Минин зарабатывал себе на хлеб до 1611
года?
1) Он не ел хлеб
2) Был князем и жил на доходы со своего имения
3) Преподавал в земских школах
4) Торговал скотом и рыбой
5) Был цирюльником
Слайд 116Вопросы викторины №6
6. Кого называли «тушинским вором»?
1) Дмитрия Рогозина
2) Сигизмунда III
3)
Лжедмитрия I
4) Лжедмитрия II
5) Сусанина