Презентация, доклад на тему Демонстрационный исследовательский проект История гостиничного сервиса в России

Содержание

План проекта:1. История развития гостиничного хозяйства1.1 У истоков системы гостеприимства1.2 Гостеприимство славян1.3 Гостиницы во времена петровской России1.4 Гостеприимство дореволюционном Петербурге1.5 Гостеприимство в СССР1.9 Примеры старейших гостиниц в России2. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России 2.1 Проблема

Слайд 1«История российского гостиничного сервиса: от постоялых дворов до фешенебельных отелей»
Демонстрационный исследовательский

проект
Автор: Беспалова П.А. (преподаватель истории и обществознания).
«История российского гостиничного сервиса: от постоялых дворов до фешенебельных отелей»Демонстрационный исследовательский проект Автор: Беспалова П.А. (преподаватель истории

Слайд 3План проекта:
1. История развития гостиничного хозяйства

1.1 У истоков системы гостеприимства

1.2 Гостеприимство

славян

1.3 Гостиницы во времена петровской России

1.4 Гостеприимство дореволюционном Петербурге

1.5 Гостеприимство в СССР

1.9 Примеры старейших гостиниц в России

2. Проблемы развития гостиничного бизнеса в России
2.1 Проблема «звездности»

2.2 Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса

2.3 Проблема несовершенства законодательной базы
План проекта:1. История развития гостиничного хозяйства1.1 У истоков системы гостеприимства1.2 Гостеприимство славян1.3 Гостиницы во времена петровской России1.4

Слайд 5Актуальность темы:
Историю гостеприимства трудно отделить от истории туризма не только потому,

что это две важные составляющие современной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы.

Развитие туризма, появление новых его видов, расширение географии путешествий способствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации. В свою очередь улучшение обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства способствовали развитию туристских потоков.

Развитие туризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечения людей.
Актуальность темы:Историю гостеприимства трудно отделить от истории туризма не только потому, что это две важные составляющие современной

Слайд 8Гостеприимство, как основа гостиничного сервиса
Одним из важнейших понятий, которые используется истории

туризма и гостеприимства, является “гостеприимство”. Путешествия были бы невозможны, если путникам негде было бы остановится на ночлег и получить провизию. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаи встречать гостей. Особенности бытовой культуры оказывают влияние на формирование гостеприимства как необходимой составляющей индустрии туризма.

Термин “гостеприимство” происходит от французского слова hospice (хоспис). В бытовом смысле гостеприимство - это свойство характера человека, отличающегося радушием, а также традиции встречи гостей в разных культурах.

Гостеприимство включает в себя такие важнейшие направления деятельности, как:

· размещение и питание гостей,

· предоставление разного рода социокультурных услуг, в т.ч. развлекательных,

· проведение конференций,

· организация экскурсий.

Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира.
Гостеприимство, как основа гостиничного сервисаОдним из важнейших понятий, которые используется истории туризма и гостеприимства, является “гостеприимство”. Путешествия

Слайд 10У истоков системы гостеприимства
Появление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию

людей, останавливающихся на ночлег, связано с ранними периодами человеческой истории и отражает особенности и традиции бытовой культуры народов Древнего мира. Самыми древними домами, построенными с целью приема гостей, можно считать таверны. В начале XX в. был найден столб из черного камня высотой больше человеческого роста, на котором клинописью были вырезаны законы Хаммурапи, вавилонского царя, жившего в 1792-1750 гг. до н.э. В странах Древнего Востока было принято путешествовать на верблюдах, собираясь в большие караваны. На караванных путях для ночевок разбивали шатры. Опасаясь песчаных бурь и нападения разбойников, останавливались в так называемых караван-сараях, первые свидетельства о которых относятся еще к III тыс. до н.э., к временам Древней Ассирии. Постепенно караван-сараи превратились в своеобразные гостиничные комплексы, которые включали загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной. Удобства, которые предоставлялись путешественникам в Азии, значительно превосходили те, на которые в это время можно было рассчитывать в Европе. В Древней Греции еще в I тыс. до н.э. начинается развитие гостиниц. Древние греки были достаточно гостеприимными. В богатых домах можно было получить бесплатный ночлег, для этого существовали особые комнаты для гостей. В курортных местностях строились жилища для сдачи внаем приезжающим. Придорожных постоялых дворов было очень мало. В греческих городах-полисах существовали частные заезжие дворы — катагогии, но их содержание не считалось делом достойным. Поэтому большинство гостиниц были государственными. В этих гостиницах путникам предлагали только ночлег, провизию же ему приходилось возить с собой. Потребность в развитии системы гостеприимства была обусловлена и размерами Римской империи. Была создана густая сеть дорог, связывавших столицу с др. городами. Еще в I в. до н.э. на всех главных дорогах Римской империи возникли государственные постоялые дворы.
У истоков системы гостеприимстваПоявление первых прообразов гостиниц и профессий по обслуживанию людей, останавливающихся на ночлег, связано с

Слайд 12Гостеприимство славян
Практически во всех летописях отдается должное гостеприимству славян. Одним из

значительных памятников этого периода является «Поучение» Владимира Мономаха, адресованное детям князя, охватывает широкий круг вопросов. В своем наказе сыновьям Владимир Мономах рекомендовал хорошо принимать иностранных купцов, или «гостей», как их тогда назвали.

Обычаи гостеприимства были закреплены в другом памятнике русской бытовой культуры, в «Домострое».
Гостеприимство славянПрактически во всех летописях отдается должное гостеприимству славян. Одним из значительных памятников этого периода является «Поучение»

Слайд 14Гостиницы во времена петровской России
На Руси постоялые дворы, именуемые ямами, появляются

в 16-17 в.

Они служили для отдыха путешественников и смены лошадей. Эти предшественницы гостиниц располагались одна от другой обычно на расстоянии конного перехода.

В период правления Петра I возрастает мобильность населения. На дорогах Санкт-Петербурга в это время можно было встретить и роскошные кареты знати, запряженные большим количеством лошадей, и возки с менее состоятельной публикой, и простые телеги.

Для перевозки почты строились специальные почтовые тракты. Именно на них и стали появляться придорожные гостиницы. Первая такая гостиница была создана в 1715 году при почтовом ведомстве в Санкт-Петербурге. Эту дату принято считать началом официальной истории отечественного гостиничного хозяйства.

Созданию сети придорожных гостиниц способствовал Указ Петра I «Об учреждении постоялых и гостиных дворов», изданный им в январе 1719 года.

К концу 18 столетия в России насчитывалось уже свыше 3 тысяч почтовых станций с гостиницами - тут можно было отдохнуть после дороги, поесть и поменять лошадей.

Постепенно набор сервисных услуг, предлагавшихся в гостиницах, возрастал. Реформы, которые проводил Петр I в России, не могли не оказать заметного влияния на систему гостеприимства. Изменения были обусловлены стремлением ввести европейские стандарты, с которыми познакомились послы, купцы и дворяне, получавшие образование за границей. Да и сам Петр I во время своих заграничных путешествий лично изучил условия, предоставляемые гостям в европейских гостиницах. Все это заставило по-новому взглянуть на существующую в то время в России систему гостеприимства, основными элементами которой до правления Петра I были гостиные дворы и ямские станции.
Гостиницы во времена петровской РоссииНа Руси постоялые дворы, именуемые ямами, появляются в 16-17 в.Они служили для отдыха

Слайд 16 Гостиницы дореволюционного Санкт-Петербурга
В России к 18 в. существовало немало постоялых

и гостиных дворов, которые в крупных городах выполняли различные функции, в них осуществлялась торговля, коммерческие и купеческие сделки. Многие гостиные дворы принимали гостей по национальному признаку. Так в Санкт-Петербурге существовали «английский», «греческий», «голландский», в Нижнем Новгороде были «немецкий», «армянский» дворы.
Гостиницы дореволюционного Санкт-ПетербургаВ России к 18 в. существовало немало постоялых и гостиных дворов, которые в крупных

Слайд 18Во всех крупных городах к началу 19 в. существуют современные по

тем временам гостиницы. Гостиницы предоставляли не только услуги размещения, но и питания с широким набором блюд и напитков. Позднее был отменен запрет на музыку в ресторанах гостиниц. Строительство гостиниц шло быстрыми темпами: к началу XX в. в Петербурге гостиниц уже более 320, а в целом по России было более 4600, и это не считая постоялых дворов и трактиров с номерами.

В дореволюционном Санкт-Петербурге существовали трактиры, ориентированные на различные слои населения. К концу 19 - началу 20 вв. в России под влиянием западной культуры получают кондитерские, различные кафе и рестораны. Если Москва славилась своими чайными, Петербург - кофейнями, где подавали вкусные пирожные.

Начало 20 в. знаменуется расцветом ресторанного бизнеса в Петербурге, традиционные трактиры превращаются в питейные заведения для людей низких сословий, крупные рестораны выписывают поваров из Франции. Униформа была различной в зависимости от типа заведения общего питания. Так, в ресторанах при гостиницах официанты были во фраках и белых перчатках, в трактирах гостей обслуживали половые из крестьян в белых фартуках.


Во всех крупных городах к началу 19 в. существуют современные по тем временам гостиницы. Гостиницы предоставляли не

Слайд 19Гостеприимство в СССР
В первые годы советской власти гостиничное хозяйство страны коренным

образом перестраивается, его предприятия национализируются, идет строительство новых гостиниц. Количество гостиниц к 1960г. почти удвоилось. Появились и рекордсмены и этой области: в 1967г. В Санкт-Петербурге была построена гостиница «Россия», имевшая 3182 номера.

В советский период использовалась система разрядов, которая мало соответствовала европейским стандартам. До распада СССР существовала единственная гостиничная цепь «Интурист», которая в 1970г. занимала 23-е место в мире и насчитывала более 27 тыс. номеров. Гостиницы для рядовых советских граждан чаще всего отличались невысоким уровнем сервиса и комфорта и были в основном нерентабельными.

Особенно благоприятную роль в развитии инфраструктуры гостеприимства сыграли крупные международные мероприятия, проведенные в СССР. В частности, для Олимпийских игр 1980г. было построено несколько крупных гостиничных центров. Гостиничное хозяйство страны в это время насчитывало более 7000 гостиниц общей вместимостью 700 тыс. койко-мест и было представлено разнообразными средствами размещения.

Вблизи крупных городов, историко-культурных центров, вдоль популярных маршрутов строятся мотели и кемпинги, рассчитанные на прием автотуристов, в курортных зонах создаются ведомственные гостиницы, близ железнодорожных вокзалов и аэропортов строятся отели, в городах появляются Дома туристов и Дома колхозников, рассчитанные на прием специализированных категорий посетителей.
Гостеприимство в СССРВ первые годы советской власти гостиничное хозяйство страны коренным образом перестраивается, его предприятия национализируются, идет

Слайд 22 Примеры старейших гостиниц в России
Гостиницы в России стали появляться гораздо позже,

чем на западе. До конца XIX века даже в Москве их можно было пересчитать по пальцам. Сегодня в России 62 гостиницы возрастом более 100 лет: сорок в Санкт‑Петербурге, один в Петергофе, двенадцать в Москве и по одной в Химках, Волгограде, Ессентуках, Калининграде, Нижнем Новгороде, Самаре, Сергиевом Посаде, Томске и Хабаровске.
Примеры старейших  гостиниц в России Гостиницы в России стали появляться гораздо позже, чем на западе.

Слайд 23 Гостиница «Счастливый Пушкин»

Адрес: Санкт‑Петербург, Английская набережная, 52

Год постройки: 1730

Стоимость: от 3972

рублей за ночь

Самый старый российский отель принимает постояльцев в Санкт‑Петербурге. «Счастливый Пушкин» расположен в особняке Потемкина 1730 года постройки. Здесь трехметровые потолки, искусная лепнина, рельефные изразцы и антикварная мебель — словом, все атрибуты XVIII века.
Гостиница «Счастливый Пушкин»Адрес: Санкт‑Петербург, Английская набережная, 52Год постройки: 1730Стоимость: от 3972 рублей за ночьСамый старый российский отель

Слайд 26Гостиница «Бентлей»
Адрес: Москва, ул. Покровка, 28/6, стр. 3

Год постройки: 1820

Стоимость: от

5187 рублей в сутки

Одна из старейших гостиниц Москвы — «Бентлей» — находится в особняке XIX века на Покровке, одной из самых красивых улиц города. Центральное расположение отеля делает его особенно привлекательным: до Кремля, Красной площади и других популярных достопримечательностей города легко дойти пешком.
Гостиница «Бентлей»Адрес: Москва, ул. Покровка, 28/6, стр. 3Год постройки: 1820Стоимость: от 5187 рублей в суткиОдна из старейших

Слайд 29Отель «Магистрат»
Адрес: Томск, пл. Ленина, 15

Год постройки: 1802

Стоимость: от 20 200 рублей

за ночь

Изящный четырехзвездочный «Магистрат» на центральной площади Томска разместился в здании, построенном в 1802 году. В разное время здесь находились кабинеты то Магистрата Сибирской губернии, то городской мещанской управы, а после революции — областной прокуратуры и органов местного самоуправления.

Отель в здании открылся уже в новое время, после реконструкции в 2004 году. Несмотря на свою недолгую историю в новом качестве, «Магистрат» сегодня имеет репутацию одного из лучших региональных отелей России. Шутка ли, во время русского‑германского саммита в 2006 году именно здесь размещалась немецкая делегация во главе с Меркель, а в ресторане отеля проходил совместный ужин представителей двух держав.
Отель «Магистрат»Адрес: Томск, пл. Ленина, 15Год постройки: 1802Стоимость: от 20 200 рублей за ночьИзящный четырехзвездочный «Магистрат» на центральной

Слайд 32«Старо‑Лаврская» гостиница
Адрес: Сергиев Посад, пр‑т Красной Армии, 133

Год постройки: 1822

Стоимость: 3600

рублей за ночь

«Старо‑Лаврская» гостиница на берегу сергиевопосадского Белого пруда ведет свою историю с 1822 года. Она была построена по проекту архитектора А. Ф. Элькинского и предназначалась для паломников Свято‑Троицкой Сергиевой Лавры. В свое время здесь останавливалось немало известных людей, в том числе писатели Шмелев, Куприн и Дюма — они оставили об этом литературные зарисовки.

Нынешняя трехэтажная гостиница сохранила не только свой былой архитектурный облик, но и прежние традиции: курение и алкоголь здесь не поощряются, на столике лежит Святое Писание, а на стенах развешены иконы и портреты патриархов. В остальном, впрочем, гостиница полностью соответствует современным стандартам: каждый из 79 номеров — от «стандарта» до «люкс» — оборудован санузлом с душевой кабиной и феном, в каждом номере — телефон и интернет. Номера обставлены деревянной мебелью, а из окон открывается умиротворяющий вид на пруд.

В ресторане «Монастырская трапеза» при гостинице накрывают завтраки и подают исконные блюда русской кухни — стоит попробовать.
«Старо‑Лаврская» гостиницаАдрес: Сергиев Посад, пр‑т Красной Армии, 133Год постройки: 1822Стоимость: 3600 рублей за ночь«Старо‑Лаврская» гостиница на берегу

Слайд 36Гостиница «Сергиевская»
Адрес: Нижний Новгород, ул. Сергиевская, 12

Год постройки: 1837

Стоимость: от 5000

рублей за ночь

Здание новгородской гостиницы «Сергиевская» было построено в 1837 году князьями Кугушевыми в стиле русского неоклассицизма. Искусная мозаика, паркет из редких пород дерева, фантазийная лепнина на потолках, красивая мебель ручной работы и тяжелые парчовые шторы — в атмосферу аристократического дома середины XIX века погружаешься мгновенно.

А расположение в историческом центре купеческого города и всего в пяти минутах ходьбы от Нижегородского Кремля делают гостиницу еще более желанной для путешественников.

Старинный облик гостиницы никак не сказывается на ее комфорте. Просторные номера здесь выдержаны в теплой цветовой гамме, оснащены кондиционером, ЖК‑телевизорами, отдельной ванной комнатой и феном. По‑купечески роскошное убранство комнат и ажурный свет погружают в атмосферу неги и уюта, переносят во времени. Кроме того, здесь есть сауна и общая кухня, где можно приготовить что‑то на свое усмотрение.

Не удивительно, что именно в «Сергиевской» останавливались в свое время приезжающие в Новгород политики, бизнесмены и артисты, в числе которых Никита Михалков, София Ротару и Джон Кросс.
Гостиница «Сергиевская»Адрес: Нижний Новгород, ул. Сергиевская, 12Год постройки: 1837Стоимость: от 5000 рублей за ночьЗдание новгородской гостиницы «Сергиевская»

Слайд 39Отель «Волгоград»
Адрес: Волгоград, ул. Мира, 12

Год постройки: 1890

Стоимость: от 8713 рублей

за ночь

Трехэтажное здание первой волгоградской гостиницы — тогда она носила название «Столичные номера» и была рассчитана на 75 мест — было возведено в 1890 году купцом первой гильдии Василием Ворониным. Человек он был с фантазией, поэтому на основании гостевого дома не остановился, а открыл при гостинице сначала ресторан (здесь располагалась биржа царицынского купечества), а затем театр «Буфф».

И то, и другое пользовалось огромным и вполне заслуженным успехом: в ресторане под напевы французских шансонеток совершались миллионные сделки, а театре не только давали спектакли, но и устраивали балы‑маскарады, например, «Вечер в Сорренто» или диво‑маскарад «В царстве весны и любви».Свои коррективы внесла революция. В 1918 здесь разместился комитет по заготовке боеприпасов для Красной армии, а затем редакция газеты «Солдат революции». В это время одним из главных постояльцев «Столичных номеров» был Сталин, который лично руководил работой комитета.
Отель «Волгоград»Адрес: Волгоград, ул. Мира, 12Год постройки: 1890Стоимость: от 8713 рублей за ночьТрехэтажное здание первой волгоградской гостиницы

Слайд 43Отель «Парус», Хабаровск
Адрес: Хабаровск, ул. Шевченко, 5

Год постройки: 1899

Стоимость: от 15 721

рублей в сутки

Построенный к приезду президента США Эйзенхауэра в 1964 году, отель «Парус» разместился в красивом краснокирпичном особняке конца XIX века. В разное время здесь также останавливались Гагарин, Горбачев и Ельцин. Отель держит марку и теперь: над интерьером «Паруса» трудились итальянские архитекторы, на завтрак в ресторане с витражными потолками подают икру и шампанское, в любое время года стоят живые цвета, в лобби можно понежиться у камина, а в холле выставлены подлинные работы европейских живописцев XVIII века — словом, современный комфорт и почти дворцовая роскошь отеля способны впечатлить даже самого взыскательного гостя.

Номера «Паруса» обставлены простой антикварной мебелью. В каждом есть телевизор, мини‑бар и банный халат с тапочками. Для комфортного проживания с детьми предусмотрены сдвоенные номера — коннекты. Кроме того, на территории отеля расположены финская сауна, бассейн и тренажерный зал.

Еще одно из неоспоримых преимуществ «Паруса» — собственный парк на берегу Амура.
Отель «Парус», ХабаровскАдрес: Хабаровск, ул. Шевченко, 5Год постройки: 1899Стоимость: от 15 721 рублей в суткиПостроенный к приезду президента

Слайд 46 Проблемы развития гостиничного бизнеса в России
Масштаб гостиничной деятельности в

России развит на много меньше, чем за рубежом. Это обуславливается тем, что развитие гостиничного бизнеса в России после распада союза заметно приостановилось, связи, нарабатываемые годами - резко разорвались.
Гостиничный бизнес в России активнее всего развивается в Сочи, Москве и Санкт-Петербурге. В данных регионах большое внимание развитию гостиничного бизнеса уделяют чиновники, которые способствуют привлечению инвестиций. На сегодняшний день на Москву и Санкт-Петербург приходится 70% оборота отельного бизнеса. Но эксперты отмечают, в ближайшие годы данная тенденция поменяется из-за строительства большого количества гостиниц на периферии и сноса либо реконструкции больших отелей в Москве.


За последние десять лет в России наблюдается значительный рост гостиничного бизнеса. Менеджеры гостиничной индустрии стали интенсивно осваивать науку управления гостиничным бизнесом. В результате этого гостиничный бизнес стал индустрией с миллиардными доходами. За эти годы гостиничный рынок России ежегодно рос на 16-20%.

Проблемы развития гостиничного бизнеса в России   Масштаб гостиничной деятельности в России развит на много

Слайд 47 Проблемы развития гостиничного бизнеса в России
Развитие гостиничного бизнеса в

России стоит перед серьезными проблемами:

Одна из них - это старении собственности отелей, 60% гостиниц требуют реконструкции. Как показывает практика, банки не хотят вкладывать деньги в реставрации и ремонт, так как это достаточно дорого обходится. Поэтому найти инвестора дело не из легких. Так как срок окупаемости в среднем 4 года, а у самих владельцев таких денег попросту нет.

Так же одной из первостепенных проблем данного бизнеса является дефицит квалифицированных кадров. В России резервы подготовленных работников отсутствуют, а для качественного обучения неопытных сотрудников требуется большое количество времени и финансовых ресурсов. Работа неквалифицированного гостиничного персонала приводит к убыткам в данной отрасли.

И наконец третья проблема – это рост конкуренции в сфере гостеприимства. На отечественный рынок гостиничных услуг проникают международные сетевые компании. Это связано с нехваткой опыта отечественных компаний в этой сфере. Международные компании выкупают уже построенные гостиницы, поглощают конкурентов, строят новые объекты на свои средства и по своим технологиям. К примеру, отели сети Marriot уже более 5 лет функционируют на российском рынке (г. Сочи, г. Москва). Эти проблемы гостиничного бизнеса в России обусловлены тем, что основную ставку инвесторы делают на строительство торговых и развлекательных комплексов, офисных и жилых центров. А гостиницы же откладываются на потом, поскольку сроки их окупаемости выше. В связи с этим даже в новых отелях в итоге может «прихрамывать» сервис, не налажена четкая система безопасности гостей, не решен вопрос сезонности, когда в сезон отели переполнены, а в «несезон» простаивают без прибыли и так далее.

Проблемы развития гостиничного бизнеса в России   Развитие гостиничного бизнеса в России стоит перед серьезными

Слайд 49Проблема «звездности»
Одним из препятствий, которое мешает развитию гостиничного бизнеса, является не6совершенство

классификации средств размещения.

В настоящее время в Государственном реестре Госстандарта России зарегистрированы четыре добровольные системы сертификации средств размещения.

1. Система добровольной сертификации услуг центров отдыха (рекреационных центров) образована Одинцовской торгово-промышленной палатой (зарегистрирована в 1999 г.). Руководящий орган системы ЗАО «АНЭКС». На конец прошлого года в ней были сертифицированы 400 центров отдыха, аккредитовано 52 эксперта и создано 18 центров по добровольной сертификации в Москве, Краснодаре, Новороссийске, Голицыне, Владимире, Нижнем Новгороде, Уфе, Красноярске, Иркутске, Владивостоке, Пскове, Барнауле и Казани. В этой системе оценивается как качество средств размещения (обозначается звездами в кругах от «без звезды» до 5 «звезд»), так и природной зоны отдыха (категория от D до А). Высшей категории пока удостоен пансионат «Надежда» в Геленджике -- Б 5 «звезд».

Проблема «звездности»Одним из препятствий, которое мешает развитию гостиничного бизнеса, является не6совершенство классификации средств размещения.В настоящее время в

Слайд 50Проблема «звездности»
2. Система добровольной сертификации санаторно-оздоровителъных услуг образована Всероссийским научно-исследовательским институтом

классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) (зарегистрирована в 2000 г.). Присваивается категория от 1 до 4 «звезд». В системе аккредитовано 15 органов по сертификации в Москве, Коломне, Сергиевом Посаде, Сочи, Ставрополе, Перми, С.-Петербурге, Новосибирске, Казани, Саратове, Владимире, Пятигорске и Новороссийске. К началу этого года в ней прошли сертификацию 153 санаторно-оздоровительных учреждения.

3. Система добровольной сертификации услуг гостиниц и других средств размещения на категорию образована Госстандартом России (зарегистрирована е 2001 г.). Руководящий орган системы -- ВНИИС. В системе присваивается категория от 1 до 5«звезд». С ней прошли сертификацию порядка 30 средств размещения. Системой аккредитованы эксперты в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Казани, Уфе, Владивостоке, Новороссийске и Краснодаре.

4. Система добровольной сертификации услуг гостиниц образовав ВНИИКИ (зарегистрирована 2001 г.). В системе присваивается категория от 1 до 5 «звезд». В ней аккредитовано 11 органов по сертификации в Москве, Коломне, Сергиевом Посаде, Сочи, Ставрополе, Перми, С.-Петербурге, Новосибирске и Казани. К началу 2006 г. в ней прошли сертификацию 67 гостиничных предприятий.

На протяжении прошлого года при Департаменте туризма Минэкономразвития РФ работала комиссия по разработке положений новой системы классификации гостиниц. В составе комиссии наряду с сотрудниками департамента и экспертами были практики - директора 16 московских отелей уровня от трех до пяти звезд. Результатом ее работы стал проект Положения о системе классификации гостиниц и других средств размещения, который в ближайшее время должен быть рассмотрен Правительством РФ. В органах отраслевого госуправления наденутся, что новая классификация станет для российских гостиниц обязательной.

Проблема «звездности»2. Система добровольной сертификации санаторно-оздоровителъных услуг образована Всероссийским научно-исследовательским институтом классификации, терминологии и информации по стандартизации

Слайд 52Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнеса
Одной из проблем, затрудняющих развитие

гостиничного бизнеса в России - это нехватка профессиональных кадров и недостаточное финансирование образования в сфере гостиничного бизнеса.
Проблема профессионального образования в сфере гостиничного бизнесаОдной из проблем, затрудняющих развитие гостиничного бизнеса в России - это

Слайд 53Комиссия, составленная Министерством образования РФ из руководителей российских специализированных вузов и

экспертов EURHODIP, завершает разработку программы подготовки кадров для гостиничной индустрии и общественного питания. В она будет представлена на утверждение Минобразования России. О принятии программы, возможно, будет объявлено уже в июле на конференции EURHODIP в Москве, которая пройдет с 5 по 9 июля на базе отеля «Ирис Конгресс-Отель»2018 года. В дальнейшем ее смогут взять на вооружение все специализированные российские вузы, а EURHODIP, со своей стороны, готов содействовать переподготовке преподавательских кадров.
Комиссия, составленная Министерством образования РФ из руководителей российских специализированных вузов и экспертов EURHODIP, завершает разработку программы подготовки

Слайд 55В настоящее время в России действуют около 200 высших образовательных учреждении,

готовящих специалистов в области гостиничного и ресторанного дела. Однако то, что подготовка кадров для гостиничной индустрии в России оставляет желать лучшего, ни для кого не секрет. Российско-европейская комиссия по высшему образованию в гостиничном бизнесе отметила несколько принципиальных отличий между российской и европейской системами образования в этой сфере. Если в России подготовка кадров для туризма и гостиниц обычно не разделена, то в Европе персонал для туристических компаний и персонал для гостиниц и предприятий общественного питания готовят по разным программам и зачастую разные учебные заведения. При этом, по данным Всемирной туристской организации, сегодня 90% вакансий приходит именно из гостиничной индустрии и только 10% - от туристических компаний.
В настоящее время в России действуют около 200 высших образовательных учреждении, готовящих специалистов в области гостиничного и

Слайд 57В России практически все учебное время отводится изучению теории, в то

время как в европейской традиции примерно 60% учебных часов отводится теории и 40% -- практике. Соответственно, продолжительность стажировки российских студентов незначительна, а их европейские коллеги на каждом году обучения проводят 4-5 мес. на производственной практике. Первые годы обучения в европейских гостиничных школах посвящены практическому знакомству с индустрией гостеприимства, к изучению менеджмента студенты приступают только на старших курсах, когда уже знают работу гостиниц изнутри. В России же центральное место в учебных программах занимают общеобразовательные предметы, а специализация начинается только на последних двух курсах обучения.

Как отметил Ален Себбан, президент EURHODIP, пилотная программа, разработанная комиссией, призвана соединить российский и европейский опыт подготовки кадров в гостиничной индустрии, и рассчитана на пять лет обучения. Программой предусмотрено значительное увеличение практической составляющей учебного процесса. Практика на втором году обучения должна составить 16 недель стажировки в сфере общественного питания, на третьем -- 16 недель работы в службе приема и размещения или в хозяйственной службе гостиницы, на четвертом -- 16 недель производственной практики в администрации отеля, на пятом - 12 недель работы в соответствии с выбранной специальностью. Таким образом, на 120 недель теории должно приходиться 60 недель практики. Другим нововведением станет смещение акцента с общеобразовательных дисциплин к специальным предметам. Разработчики программы подчеркивают, что она не является окончательной и в дальнейшем может дорабатываться.

В России практически все учебное время отводится изучению теории, в то время как в европейской традиции примерно

Слайд 59 Проблема несовершенства законодательной базы
Активное появление малых средств размещения, которых никогда раньше

не было в России, опередило развитие гостиничного законодательства, которое на сегодняшний день применяет к малым отелям те же требования, что и к большим гостиницам. Несмотря на то, что этот рынок активно развивается, законы для него не предусмотрены.

В Санкт-Петербурге действует «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга», которая является партнерством для поддержки и защиты интересов малых гостиниц Петербурга и объединяет предприятия организации гостиничного, ресторанного, туристического бизнеса любых форм (малые отели; рестораны, кафе, бары, клубы, туристические и транспортные компании). Целью Ассоциации является совместное продвижение на рынке услуг малых гостиниц Петербурга

Понимая, что для решения существующих проблем, необходимы системные меры Ростуризм утвердил «Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» и план мероприятий по ее реализации
Проблема несовершенства  законодательной базы  Активное появление малых средств размещения, которых никогда раньше

Слайд 61Еще одна проблема связана с несовершенством законодательства и сложностью бюрократических процедур

лицензирования, сертификации и т.п. А это, в свою очередь, является источником других проблем. Так, вследствие не совершенства законодательной базы, инвесторы с некоторой осторожность вкладывают деньги в строительство новых гостиниц в России, особенно в Москве. Это главным образом связано с тем, что в Москве отсутствуют удобные места для застройки, а вследствие дороговизна земли. Столичное правительство неоднократно заявляло о своей готовности способствовать развитию рынка гостиничных услуг, однако бюрократические преграды все еще сильны. Кроме этого, московские власти довольно неудачно, по мнению экспертов, инициируют реконструкцию и замену существующего гостиничного фонда. В течение последних трех лет московский рынок уменьшился на 3,5 тысячи номеров только в снесенных гостиницах. А это практически четверть номерного фонда среднего сегмента. Снос гостиниц между тем продолжается. Это снижает конкуренцию для существующих гостиниц, что влечет за собой дороговизну гостиниц, падения качества услуг.

Еще одной проблемой, связанной с законодательной базой, - это классификация гостиниц. В настоящее время нормативным документом, на основании которого осуществляется классификация российских гостиниц, является приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 21 июня 2003 г. № 197 «Об утверждении Положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения». Несмотря на то, что документ получил статус государственного, данная система классификации является добровольной и многие гостиницы получили свою категорию по старым системам, так более 70 % гостиниц России по качеству обслуживания не подходят ни под одну из действующих категорий. Сведения обо всех предприятиях, получивших категорию в соответствии с требованиями государственной системы, публикуются на официальном сайте органа федеральной исполнительной власти в сфере туризма, а также в каталогах и прочих публикациях, распространяемых на выставках в России и за рубежом.
Еще одна проблема связана с несовершенством законодательства и сложностью бюрократических процедур лицензирования, сертификации и т.п. А это,

Слайд 63Перспективы российской гостиничной индустрии
В России присутствуют почти все крупные международные сети,

однако их деятельность сосредоточена в сегменте четырех- и пятизвездочных отелей и обычно управляются международными компаниями, а их собственниками являются совместные предприятия с участием частных инвесторов и местных органов власти. Здесь высокое качество обслуживания диктует высокие цены, доступные для крупных бизнесменов, деловых туристов, известных артистов, спортсменов. Но почти нет гостиниц туристского класса с хорошим уровнем сервиса для человека среднего достатка, который приезжает посмотреть нашу страну.
Гостиничный бизнес перспективен как минимум по четырем причинам. Во-первых, в нашем стране наблюдается устойчивое повышение деловой активности, что, как правило, неизбежно вызывает увеличение объемов так называемого «делового туризма», причем не только внутреннего, но и въездного. Во-вторых, как показывает мировая практика, повышение доходов населения приводит к тому, что люди все больше путешествуют (в том числе и по родной стране), а значит, останавливаются в гостиницах. В-третьих, страна, заявившая о своей интеграции в европейские структуры, постепенно становится для европейцев (в данном случае - европейских туристов) понятнее, а значит, и привлекательнее. Наконец, в-четвертых, если произойдут предполагаемые снижение и унификация гостиничного сбора, обязательные платежи для гостиниц уменьшатся.

Перспективы российской гостиничной индустрииВ России присутствуют почти все крупные международные сети, однако их деятельность сосредоточена в сегменте

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть