Слайд 1Чему учил китайский мудрец Конфуций
Мухина Инна Игоревна
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ
№52 г. Краснодар
Слайд 2План изучения нового материала.
Страна, где жили китайцы.
Высшая добродетель —
уважение к старшим.
Мудрость — в знании старинных книг.
Как должны вести себя учтивые китайцы.
Слайд 3Проблемное задание.
Докажите, что главные идеи и ценности Китая обеспечивала гибкость
и приспособляемость общества к переменам.
Слайд 5Основные характеристики страны:
возникла на рубеже III—II тыс. до н. э.;
географическая и культурная изоляция;
традиционализм;
неограниченная власть правителя;
культ императора, обожествление власти, правитель — посланник неба;
высокий уровень централизации;
незначительная роль рабства;
активность государства в социально-экономической жизни.
Слайд 6Задание (на соотнесение, группировку сведений)
Найдите на карте Великую Китайскую равнину
и долину рек Янцзы и Хуанхэ.
Объясните, почему население разных государств, находящихся на данной равнине, считало себя единым народом.
Используя карту, дополнительную литературу, объясните, почему в далёкой древности китайцы называли себя «хуася».
Заполните сравнительную таблицу «Природные условия формирования государств»:
Слайд 82. Высшая добродетель — уважение к старшим.
Слайд 9Согласно учению Конфуция, государство — это большая семья. Власть императора подобна
власти отца, а отношения правящих и подданных подобны семейным отношениям, где младшие зависят от старших, подчиняются им.
Слайд 10Задание
Объясните, почему со времён Конфуция у древних китайцев подчинение государственному строю
стало признаваться как наивысшая мудрость.
Сравните религиозные верования египтян, жителей Междуречья, индийцев и китайцев. Что в них общего и чем они различаются?
Как вы считаете, каковы могут быть последствия в обществе, где не уважают старших? Приведите примеры.
Конфуций обосновывал полное подчинение государству. Прокомментируйте его фразу: «Добродетель политики и политика добродетели».
Почему китайцы любили и почитали старину?
Объясните, в чём особенность религиозных представлений китайцев.
Слайд 113. Мудрость — в знании старинных книг
Слайд 12Задание (репродуктивного типа)
Расскажите, что представляли собой китайские грамота, письменность и
книги.
Откуда черпали знание, опыт китайцы?
Поясните, почему в Китае были бамбуковые книги.
Докажите, что в Китае знания, книги были ценностью.
Назовите известных вам современников Конфуция
Слайд 13Задание (репродуктивного типа)
Расскажите, что представляли собой китайские грамота, письменность и
книги.
Откуда черпали знание, опыт китайцы?
Поясните, почему в Китае были бамбуковые книги.
Докажите, что в Китае знания, книги были ценностью.
Назовите известных вам современников Конфуция. (Ответ: Дарий I, Ксеркс I, Фемистокл, Эсхил и др.)
Слайд 144. Как должны вести себя учтивые китайцы.
Слайд 15Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и
отца. Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Порядок в семье — основа порядка в государстве.
Слайд 16Мудрец считал: правитель должен любить людей, исполнять свой долг — трудиться
во имя укрепления государства, заботиться о родителях и народе. Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели.
Слайд 17Задание 1 (творческое)
Составьте этический кодекс китайца.
Слайд 18Задание 2 (проблемного типа)
Голод — частый попутчик китайцев. Население Китая
очень страдало от этой беды. Конфуций предлагал правителям решать эту проблему так: а) заботиться о земледелии; б) быть умеренными в налогах; в) иметь небольшие государственные расходы (на содержание двора); г) заниматься воспитанием народа; д) своим поведением подавать пример народу. Дополните этот перечень и прокомментируйте.
Слайд 19Домашнее задание:
§ 22; задания в рабочей тетради (по выбору учителя).
Опережающее задание (по выбору): подготовить короткие сообщения об изобретениях китайцев.