Слайд 1МНОГОУРОВНЕВЫЙ АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
Слайд 2Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любознательность и затем удовлетворять её
Анатоль
Франс
Профстандарт «Педагог». Трудовые действия: Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
Слайд 3С тех пор как мир возник во мгле,
Ещё никто на всей
земле
Не предавался сожаленью
О том, что отдал жизнь ученью.
Победы всех земных племён
На всех наречьях всех времён
Познанья путь хвалой венчали
И на скрижалях начертали:
«Познанье — сердца яркий свет,
Защита от житейских бед».
Абу Абдаллах Рудаки (860 – 941) –таджикский и персидский поэт.
Слайд 4Вид документов и типология вопросов и заданий к ним
Изучение документов в
связи с видовым разнообразием письменных источников:
государственные;
международные;
политические;
научно-исторические;
личностные;
литературно-художественные.
Каждый вид документа обладает только ему присущими свойствами и поэтому «требует» адекватного отношения к себе со стороны исследователя.
(О.Ю. Стрелова).
Слайд 5Источники для эпохи средневековья
ИКС по всемирной истории 6 класс
Салическая правда.
Григорий
Турский «История франков».
Прокопий Кесарийский «Война с готами».
Эйнгард «Жизнь Карла Великого».
Сага о гренландцах.
Константин Багрянородный «Об управлении империей».
Козьма Пражский «Чешская хроника».
Песнь о Роланде. Песнь о Нибелунгах.
Баллады о Робин Гуде.
Городское право Страсбурга.
«Книга ремесел» Этьена Буало.
Диктат папы.
Хроники Крестовых походов.
Великая хартия вольностей.
Книга Марко Поло.
Хроники о Жакерии и восстании Уота Тайлера.
Ян Длугош «Анналы» (отрывок о битве при Грюнвальде).
Филипп де Коммин «Мемуары».
Поэзия вагантов.
Афанасий Никитин «Хождение за три моря».
Инка Гарсиласо де ла Вега «История государства инков».
Слайд 6Источники для эпохи средневековья
ИКС по всемирной истории 11(10) класс
Австрийский ультиматум Сербии
23 июля 1914 г.,
Версальский мирный договор 1919 г.
Я. Гашек «Похождения бравого солдата Швейка» 1923 г.
Э. М. Ремарк «На западном фронте без перемен» 1929 г.
Э. Хэмингуэй «Прощай, оружие!» 1929 г..
Р. Люксембург «Чего хочет «Союз Спартака?».
Завещание Сунь Ятсена (1925 г.).
Инаугурационная речь Ф. Д. Рузвельта 1933 г.
Мюнхенский пакт 1938 г.
Советско-германский пакт о ненападении 1939 г.
Э. Листер «Наша война» 1966 г.
Э. М. Ремарк «Возвращение», «Три товарища».
Письмо А. Эйнштейна Ф. Д. Рузвельту 1939 г..
Переписка И. В. Сталина, Ф. Д. Рузвельта и У. Черчилля в 1941-1945 гг.
Тегеранская декларация 1943 г.
Дневник Анны Франк 1942-1944 гг.
Решения Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г.
Слайд 7Акты о безоговорочной капитуляции Германии и Японии 1945 г.
У. Черчилль
«Вторая мировая война».
Устав ООН 1945 г.
Речь У. Черчилля в Фултоне 1946 г.
Речь Дж. Маршалла 5 июня 1947 г.
Постановление Коминформа о Югославии 1948 г.
Договор о создании НАТО 1949 г.
М. Фридман «Свобода и рабство».
Речь Ф. Кастро «История меня оправдает» 1953 г.
Договор о создании ОВД 1955 г.
Выступление И. Надя 1 ноября 1956 г.
Заявления Д. Кеннеди и Н. Хрущева в октябре 1962 г.
Постановление ЦК КПК о «Великой пролетарской культурной революции» 1966 г.
«Две тысячи слов». Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г.
«Гданьские соглашения». 31 августа 1980 г.
Протокол о прекращении действия Варшавского договора 1991 г.
Э. Че Гевара «Эпизоды революционной войны».
И. Г. Эренбург «Люди. Годы. Жизнь» 1960 г.
П. Леви «Периодическая система».
Маастрихтский договор 1992 г.
Слайд 8Вид документов и типология вопросов и заданий к ним
Слайд 9Великая Хартия Вольностей 1215 г.
12. Ни щитовые деньги, ни nocобиe (auxilium)
не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего (nisi per commune consilium regni nostri), если это не для выкупа нашего из плена и не для возведения в рыцари первородного сына нашего и не для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно выдавать лишь умеренное пособие
14. А для того, чтобы иметь общий совет королевства при обложении пособием в других случаях, кроме трех вышеназванных, или для обложения щитовыми деньгами, мы повелим позвать архиепископов, епископов, аббатов, графов и старших баронов (majores barones) нашими письмами за нашей печатью;
39. Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны.
Слайд 11Карл, милостью божией король Франции; на вечные времена.
Во имя мира и
прекращения раздоров между королевствами Франции и Англии… мы, в сердце своем скорбя в о неисчислимых и неисцелимых бедах… положили отныне и на вечные времена постановить договор о мире с названным сыном нашим Генрихом, … на следующих условиях:
1. Первое: во имя сказанного мира, следствием из брачного союза, заключенного между названным сыном нашим, королем Генрихом, а также возлюбленной дочерью нашей Катериной, он объявляется сыном нашим …
2. Также, сказанный сын наш король Генрих обязуется никоим образом не злоумышлять против нас, не причинять ущерб и не посягать на достояние наше…
6. Также постановлено было, что после смерти нашей, корона и королевство французские, а также все владения и права короля французского навечно переданы будут сыну нашему королю Генриху и его наследникам.
7. Также, ввиду того, что мы большую часть времени не имеем способности лично прилагать усилия во имя достижения благополучия королевством нашим, мы передаем дела управления и отдания приказов народу нашему, отныне и вплоть до конца нашей жизни указанному сыну нашему, королю Генриху…
8. Также, указанный сын наш властью своей обязуется не посягать на права и вольности парламента Франции...
9. Также властью своей указанный сын наш обязуется защищать и охранять от посягательств права, обычаи, вольности, привилегии, льготы и прочее всех и каждого из пэров, дворян, городов, местечек, областей и отдельных личностей…
17. Также, все без исключения церкви, университеты, учебные заведения, а также колледжи светские и духовные… отныне и в грядущее время как в герцогстве Нормандском, так и в иных частях королевства Французского … в полной мере сохранят свои права и собственность, доходы, льготы, вольности, прерогативы и прочее…
18. Также, когда согласно обстоятельствам, указанный сын наш Король Генрих, примет корону Франции, герцогство Нормандское а также иные, все без исключения части королевства Французского, каковые ему удастся покорить, перейдут под власть и управление французской короны.
Слайд 12Когда в ходе человеческих событий является необходимость для одного народа порвать
политические связи, соединявшие его с другим, и занять между земными державами отдельное и равноправное положение, на что ему предоставляется право самой природой и ее Творцом, то уважение к мнениям людей требует, чтобы он изложил причины, побуждающие его к такому отделению.
Мы считаем за очевидные истины, что все люди сотворены равными, что им даны их Творцом некоторые неотъемлемые права, в числе которых находятся — жизнь, свобода и право на счастье, что для обеспечения этих прав людьми учреждены правительства, пользующиеся своей властью с согласия управляемых, — что если какое-либо правительство препятствует достижению этих целей, то народ имеет право изменить или уничтожить его и учредить новое правительство на таких основаниях и началах, организуя его власть в таких формах, которые лучше всего должны обеспечить его безопасность и счастье. Благоразумие указывает, чтобы давно уже учрежденные правительства не были сменяемы на основании маловеских и преходящих причин; и, согласно с этим, опыт показывает, что люди скорее склонны терпеть зло, пока оно выносимо, чем восстанавливать свои права путем уничтожения тех форм, к которым они привыкли. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно преследующих ту же цель, обнаруживает стремление подчинить их полному деспотизму, то это их право, то это их долг — свергнуть такое правительство и установить новые гарантии ограждения их будущей безопасности. Таково было долготерпение этих колоний, и такова настоящая необходимость, которая принуждает их изменить их прежнюю систему правительства. История настоящего короля Великобритании есть история ряда несправедливостей и насилий, имевших своей целью утверждение абсолютной тирании над этими штатами.
Декларация независимости США
1776 г.
Слайд 14Диктат Папы 1075 г.
Одному папе принадлежит право назначения и смещения епископов.
Одному
папе можно в соответствии с потребностями времени издавать новые законы, образовывать новые епископства
Один папа может носить императорские регалии.
Все князья должны целовать ногу только у папы.
Только имя папы упоминают в церквах.
Папа вправе низлагать императоров.
Никто не вправе изменить решения папы, пока он сам не внесет в него соответствующие изменения.
Никто не имеет права судить папу.
Римская церковь ещё никогда не ошибалась, она, согласно свидетельству Писания, вечно будет непогрешимой.
Римский папа, если он был избран в соответствии с канонами, с учетом заслуг Святого Петра, несомненно, станет святым
Папа может освободить подданных от присяги верности лицу, совершившему грех.
Слайд 16Злодейский сей народ начал подыматься в упомянутых мною графствах, ибо, по
его словам, его держали в слишком тяжком рабстве; в начале же мира никаких крепостных не было, и никто не мог стать крепостным, разве что он был повинен в измене своему сеньору, как Люцифер Богу; они же не таковы, ибо они не ангелы и не духи, но люди, подобные своим господами, а с ними обращаются, как со скотом. Этого они дольше переносить не хотят и не могут, а хотят «быть заодно», если же будут пахать или совершать другие работы за сеньора, то желают за это получать плату.
Эти безумства ещё раньше усиленно высказывал безумный английский поп из графства Кент, по имени Джон Болл… Сей Джон Болл собирал вокруг себя народ и проповедовал следующее: «Добрые люди, дела в Англии не могут идти хорошо до тех пор, пока все мы не сравняемся. Почему те, которых мы зовём сеньорами, являются больше господами, чем мы?.. Чем они могут доказать это? Разве тем, что они заставляют нас работать и добывать то, что они растрачивают?»
Жан Фруассар о восстании Уота Тайлера
Слайд 17Это произошло в год от Рождества Христова 1095 [когда] правитель Генрих
IV был уже восемнадцать лет Королём Германии и двенадцать лет Императором Священной Римской Империи. И Филипп [Филипп I], сын Гарри [Генриха] был правителем Франции. В это время наш Святой отец, Папа Урбан, увидел, что люди слишком ослаблены и подвержены злу, и [так] он созвал собор... Милосердие было в упадке, и богатые люди считали войну лучшим аргументом друг против друга. Урбан мыслил в случае необходимости воспользоваться своей силой и могуществом, приказав исправить Христианство, так он созвал Вселенский собор всех прелатов живущих между гор и Ла-Маншем. Этот собор впервые был созван в Клюни, впоследствии в Пьюин-Нотра-Дам [в Оверни] и третий был созван в Клермоне в Оверни. Этот [последний] был в Ноябре. Множество архиепископов, епископов, аббатов, и прелатов и лиц Святой Церкви приняли участие в этом Соборе. Множество решений было принято на этом Вселенским Соборе относительно исправления клира и мирян с целью отпущения грехов и обретения вновь добрых обычаев. ... Среди всех иных [присутствующих] там был и Пётр Пустынник … он в личной беседе увещевал прелатов и очень открыто и мудро просил всех людей [помочь Святой Земле]. Когда же наш Святой Отец предоставил слово Петру то по всему Собору разнеслось о том, что все Христиане подвергаемы позору и что [наша] Вера таким образом скоро разрушится и ослабеет именно там, откуда она началась, и это будет очень ужасно и отвратительно так как это будет потеря её источника, [после этого же] реки Христианства, текущий через весь мир, засохнут. И он красноречиво говорил о том, что истинные Христиане будут пристыжены, если они будут лишены этого наследия по упущению, и [имея] страну Христа, вверенную в руки врагов. И Папа в свою очередь пообещал, что если они отправятся в эту путешествие [тогда] он сменить епитимью на это путешествие и если они не побояться найти смерть на пути исповеди и раскаяния тогда он возьмёт их в своё воинство и таким образом они вместе с их друзьями получат совершенную радость на Небесах и так долго как они будут служить нашему Господу [и] опекать и хранить Святую Церковь. Каждый же, кто причиним им какой либо вред будет проклят. Урбан высказал всё это, поощряя прелатов, присутствовавших на Соборе. Сделав это, он дал разрешение многим людям и приказал им проповедовать этот поход и индульгенции, и сказал им, что всем людям, которые ничем не заняты, и имеющие длительное перемирие и мир в [их] войнах [будет лучше] совершить и выполнить это путешествие.
Слайд 18В то время войско Хлодвига разграбило много церквей, так как Хлодвиг
был еще в плену языческих суеверий. Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из ее священной утвари, то по крайней мере пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи по средине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Все, что мы здесь видим, – твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», –опустил ее на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал ее епископскому послу, затаив «в душе глубокую обиду». А спустя год Хлодвиг приказал всем воинам явиться со всем военным снаряжением, чтобы показать на Мартовском поле, насколько исправно содержат они свое оружие. И когда он обходил ряды воинов, он подошел к тому, кто ударил [секирой] по чаше и сказал: «Никто не содержит оружие в таком плохом состоянии, как ты. Ведь ни копье твое, ни меч, ни секира никуда не годятся». И, вырвав у него секиру, он бросил ее на землю. Когда тот чуть-чуть нагнулся за секирой, Хлодвиг поднял свою секиру и разрубил ему голову, говоря: «Вот так и ты поступил с той чашей в Суассоне». Когда тот умер, он приказал остальным разойтись, наведя на них своим поступком большой страх.
Слайд 20Из всех тех, кого я знал когда-либо, всего лучше мог выпутаться
из беды и напасти король Людовик XI, наш господин, смиреннейший и в одежде и на словах. Он весьма старался подкупить всякого, кто мог послужить или повредить ему. Он нисколько не досадовал, если человек, которого он хотел расположить к себе, ему отказывал, но продолжал свои усилия, давая щедрые обещания и на самом деле жалуя ему деньги и такие отличия, какие, как он знал, тому любы. Тех же, кого он во времена мира и благополучия изгонял и отвергал, он, если нужно, снова подкупал дорогою ценой, пользовался ими и не испытывал никакой к ним вражды за прошлое. Совершенно естественно он был другом людей среднего класса и врагом всех «вельмож», которые могли обходиться без него. Никто никогда не выслушивал стольких людей, не расспрашивал о стольких вещах, как он, никто не желал узнать стольких лиц, ибо, точно подданных своих, он досконально знал всех людей значительных и сильных в Англии, Испании, Португалии, Италии, а также и земель Бургундии и Бретани. Такое обхождение и привычки, которых он придерживался и о которых я говорил выше, спасли ему корону, хотя сам же, при вступлении на престол, он приобрел себе врагов. В особенности ему помогла его великая щедрость, ибо насколько мудро он вел себя в беде, настолько, наоборот, в случае полной, как ему казалось, или временной безопасности он легко раздражал людей, притом мелочами, не приносившими ему никакой пользы; с великим трудом переносил он родолжительный мир. Он зло отзывался о людях как в их присутствии, так и в их отсутствие, кроме как о тех, которых боялся; а последних было много: ведь по природе своей он был достаточно боязлив. И когда вследствие такой разговорчивости он терпел какой-нибудь ущерб или предполагал таковой, он, желая исправить дело, обыкновенно обращался к соответствующему лицу с такими словами: «Хорошо знаю, что язык мой приносил мне много вреда, но иногда и большое удовольствие, а посему мне, понятно, приходится за него расплачиваться». Не ограничиваясь такими извинениями, он делал лицу, с которым он говорил, подарки; а подарки его никогда не были малы.
Слайд 24Многоуровневый подход к анализу документов
принцип комплексного исследования письменных и визуальных
исторических документов, включающий в себя их атрибуцию, анализ содержания и контекста с помощью специальных вопросов и заданий
(О.Ю. Стрелова).
Слайд 251. Атрибуция источника
2. Историко-логический анализ содержания источника
3. Аксиологический анализ источника
4. Критический
анализ источника
5. Праксиологический анализ источника
Слайд 28МНОГОПЕРСПЕКТИВНЫЙ И ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОЧНИКА
принцип комплексного исследования
письменных исторических документов, ориентированный на познавательные интересы и ценностные ориентации учащихся в изучении истории
Слайд 30Многосубъектный подход к анализу источника
— исследование документа с точки зрения
заявленных в нём предков, современников и потомков исторических событий. В идеале на страницах исторического источника присутствуют:
реальный персонаж (герои) конкретного события, о котором рассказывается в документе;
его (их) современники, которые помогают (соратники, друзья и т.п.) или препятствуют (враги, оппоненты), одобряют или гневно клеймят;
«первый автор» — летописец, историк, просто свидетель исторического события и т.п., материалами которых пользуется автор документа;
«второй автор» — это непосредственный автор данного источника, который открыто выражает и даже навязывает читателю свои мысли по поводу этого события или, наоборот, пытается скрыть от нас своё отношение к происходящему.
Сложный характер связей и отношений между всеми этими субъектами, а также формы участия в этом историческом диалоге современных исследователей представляет
(О.Ю. Стрелова )
Слайд 31СУБЪЕКТЫ И УРОВНИ ДИАЛОГА В ИСТОРИЧЕСКОМ ДОКУМЕНТЕ
Слайд 32Монтаж источников (альтернативных иллюстраций, текстов и др.) в учебнике / УМК
по истории — приём сочетания изобразительных или вербальных источников, представляющих противоположные версии и оценки исторических событий. Педагогическая цель приёма, с одной стороны, уменьшить объективную полисемию (многозначность истолкования) источников, а с другой — акцентировать внимание
учащихся на ключевых аспектах темы, направить анализ и интерпретацию текстов / изображений в актуальное русло
(О.Ю. Стрелова ).
«Иллюстрации, прочитанные вместе, имеют совсем другое значение в отношении того, какое бы они имели, если их учитывать по отдельности, т.к. они оказывают влияние друг на друга»
(Алан Чоппин).