Слайд 1Обеспечение здоровья
и безопасности школьников в мире компьютерных технологий и Интернет
Подготовил: учитель
информатики Лицея №103 г. Ростова-на-Дону
Янкова Галина Сергеевна
Слайд 2Основные угрозы и направления воспитательной работы :
Физическое здоровье (медицинские аспекты негативного
влияния информационных технологий на здоровье).
Психическое здоровье (психологические аспекты негативного влияния информационных технологий на здоровье).
Физическая и экономическая безопасность при взаимодействии в сети (преступники, мошенники).
Защита информации (технологии и средства защиты информации от разрушения и несанкционированного доступа).
Информационная этика и правовые аспекты защиты информации.
Слайд 31. Медицинские аспекты:
Влияние ИКТ на опорно-двигательный аппарат, зрение, слух.
Профилактика:
Санитарно-гигиенические требования к
организации учебной деятельности с использованием ИКТ
Организация рабочего места
Гимнастика для глаз, физкультминутки
Слайд 42. Психологические аспекты:
Нежелательное содержание (насилие, наркотики, порнография, религиозная, националистическая пропаганда и
др.)
Интернет-зависимость как патологическое влечение к использованию сети Интернет, виртуальное замещение реальности в различных формах (азартные игры, неконтролируемые покупки в интернет-магазинах , веб-серфинг, патологическое количество контактов)
Диагностика и профилактика различных форм психических отклонений и интернет-зависимости
Слайд 53. Физическая и экономическая безопасность
Контакты с незнакомыми людьми, назначение личных встреч:
(преступники, мошенники, педофилы, члены религиозных, экстремистских организаций, наркоторговцы и т.п.)
Сообщение конфиденциальной информации (полное имя, адрес, номер интернет-кошелька, банковской карты родителей, места прогулок, время возвращения домой членов семьи и пр.)
Слайд 6
4. Технологии и средства защиты информации
Основные угрозы при работе в сети,
меры безопасности при работе в сети Интернет, электронной почтой
Компьютерные вирусы и средства защиты информации от заражения
Технологии и средства защиты информации (антивирусные программы, антифишинговые фильтры, встроенные межсетевые экраны, спам-фильтры, программы родительского контроля и др.)
Слайд 75. Информационная этика и право
Правонарушения в информационной сфере, основные законодательные акты
в области компьютерного права, авторское право
Сетевой этикет (правила поведения в сети, участия в сетевых мероприятиях, работе сетевых сообществ)
Слайд 8Комплексный подход (детям):
Правила работы в сети Интернет для учащихся:
1. Не желательно
размещать персональную информацию в Интернете.
2. Персональная информация — это номер вашего мобильного телефона,
адрес электронной почты, домашний адрес и фотографии вас, вашей
семьи или друзей.
3. Если вы публикуете фото или видео в интернете — каждый может
посмотреть их.
4. Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту).
5. Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы
не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут
быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием.
6. Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN
messenger и т.д.)
7. Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя
выдают.
8. Если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной
жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности!
9. Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел.
(тематические педсоветы, конференции, семинары, круглые столы, работа в педагогических сообществах и др.)
Слайд 9Комплексный подход (родителям):
Работа с родителями:
Основные правила и рекомендации законным представителям
учащихся
по обеспечению безопасности детей в Интернете:
Установите компьютер в помещении, используемом всеми членами семьи.
Внимательно относитесь к действиям ваших детей в Интернете.
Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Интернет
Установите «родительский контроль», антивирусные программы, бесплатное программное обеспечение «Интернет Цензор» (www.icensor.ru),
NetPolice, KidGid
Ограничьте время пребывания ребенка в сети.
Контролируйте входящие и выходящие сообщения электронной почты своего ребенка.
Постоянно повышайте уровень своей компьютерной грамотности.
Отвлекайте ребенка от компьютера.
Работа с педагогическим коллективом (тематические педсоветы, конференции, семинары, круглые столы, работа в педагогических сообществах и др.)
Слайд 10Комплексный подход (учителям):
Школа должна играть одну из ключевых ролей в обучении
детей безопасному использованию интернет-технологий. Помимо выполнения очевидных мер безопасности (установка антивирусных программ, брандмауэров, фильтров, ограничений по времени) необходима разработка и реализация правил электронной безопасности, которые требуют привлечения широкого спектра заинтересованных лиц: директора школы, классных руководителей, преподавателей информационных технологий, самих учащихся и их родителей, поставщиков услуг интернета. Среди них могут быть следующие:
Разработать четкие правила и процедуры использования интернета в школе, включая правили против агрессии по интернету и через мобильные телефоны, и регулярно оценивать и пересматривать их эффективность.
Обеспечить осведомленность о правилах допустимого пользования ИКТ и их применении. Очень важно, чтобы эти правила соответствовали возрасту.
Ввести действенные санкции к нарушителям правил пользования интернетом.
Назначить координатора действий по электронной безопасности.
Использовать лицензированного поставщика услуг интернета.
Использовать программные продукты фильтрации/мониторинга.
Обеспечить обучение всех детей навыкам электронной безопасности.
Обеспечить обучение и повышение квалификации коллектива в области электронной безопасности.
Организовать в школе пункт приема обращений, чтобы иметь возможность собирать и регистрировать происшествия в области нарушений электронной безопасности.
Проводить регулярную проверку принимаемых мер в области электронной безопасности.