Слайд 2 КОДИРОВАНИЕ ЗАРОДИЛОСЬ В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА И ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ КАК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
В СИМВОЛИЧЕСКОМ ВИДЕ, ТАК И ДЛЯ ШИФРОВАНИЯ СООБЩЕНИЙ И ТАЙНОПИСИ.
Слайд 3Что такое кодирование?
Кодирование - процесс представления информации в виде кода.
Код -
набор условных обозначений для представления информации.
Код (от французского cоde – кодекс, свод законов). Начиная с середины 19 века это слово, помимо основного значения, означало книгу, в которой словам естественного языка сопоставлены группы цифр или букв.
Слайд 4К необходимости кодирования информации привели первые шаги человечества в счёте.
Для представления
информации могут использоваться разные коды и, соответственно, надо знать определенные правила - законы записи этих кодов, т.е. уметь кодировать.
Составляя информационную модель объекта или явления, мы должны договориться о том, как понимать те или иные обозначения. То есть договориться о виде представления информации.
Кодировать информацию можно различными способами: устно; письменно; жестами или сигналами любой другой природы.
Слайд 5Зачем люди кодируют информацию?
Чтобы скрыть ее от других (все случаи шифров
и тайнописи)
Чтобы записать информацию короче. Самый простой пример - аббревиатуры. Что такое ООН? Организация Объединенных Наций. А что такое СНГ?
Чтобы ее удобнее было обрабатывать и передавать. Например, как передать информацию по телеграфу?
Слайд 6Правила кодирования
Рисуя человечков и составляя аббревиатуры, человек должен руководствоваться специальными правилами
отображения информации - правилами кодирования.
Знаки, используемые для кодирования (например, все те же человечки), называются алфавитом. Знаки, входящие в алфавит, могут быть знакомыми нам буквами, цифрами, символами (например, нотами), более сложными изображениями (дорожными знаками) и т.д.
Слайд 7Разнообразие алфавитов
Алфавит кириллических букв (А, Б, В,…)
Алфавит латинских букв (
А, В, С,… )
Алфавит десятичных цифр (1, 2, 3, 4, 5,…)
Алфавит знаков зодиака (,, , )
Математическая символика (+, -, =, ∑)
Семафорная азбука
Набор знаков азбуки для слепых
Слайд 8Технические коды
Азбука Морзе
Набор знаков международного телеграфного кода
Штрих-код на товаре
Двоичное кодирование
информации в компьютере (0 или 1)
Слайд 9Способы кодирования
Одна и та же информация может быть представлена разными кодами.
Существуют
три основных способа кодирования информации:
Графический – с помощью рисунков и значков;
Числовой – с помощью чисел;
Символьный – с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст.
Слайд 11 В России, хотя тайнопись использовалась уже в XII–XIII веках, официальной датой
появления криптографической службы считается 1549 год (царствование Ивана IV), а именно образование «посольского приказа», при котором имелось «цифирное отделение». Шифры использовались такие же, как на западе — значковые, замены, перестановки. Петр I позднее полностью реорганизовал криптографическую службу, создав Посольскую канцелярию. В это время появляются специальные коды для шифрования — «цифирные азбуки».
Слайд 14Способы кодирования текста
Графический – с помощью специальных рисунков или значков;
Числовой
– с помощью чисел;
Символьный – с помощью символов того алфавита, что и исходный текст.
Слайд 15Леонардо да Винчи
Писал свои записки в зеркальном отражении
Слайд 16В военных целях
Во время Второй мировой войны американцы для секретных переговоров
привлекли индейцев одного очень малочисленного племени, которых оставалось в США не более 200 человек, те просто говорили в эфире, ничего не скрывая, на своем языке, и никакие лучшие дешифраторы фашисткой Германии и Японии ничего не могли понять!
Слайд 17Пляшущие человечки
Так кодировал информацию английский писатель Артур Конан Дойль
Слайд 19Азбука Морзе
Азбука Морзе - это код с переменной длиной, потому что
для кодирования одного символа в нем может использоваться от 1 до 6 знаков.
В азбуке Морзе:
Количество знаков в алфавите - 3 (точка, тире, пауза)
Длина кода - переменная, от 1 до 6 знаков
Так как в алфавите азбуки Морзе используется три знака (точка, тире, пауза), азбука Морзе - это троичный код.
Слайд 23 В наши дни на телеграфе азбуку Морзе уже не используют. Зато
ее продолжают использовать радиолюбители. С помощью коротковолновых приемников (эти волны способны обогнуть Земной шар) они обмениваются сообщениями с друзьями по всему миру.
Слайд 24Телетайп
Следующим прорывом вперёд в технологии телеграфа был примитивный печатающий телеграфный аппарат,
или "телетайп"; его запатентовал во Франции в 1874-м году Жан Морис Эмиль Бодо (1845-1903).
Слайд 26 Как и телеграф Морзе, это изобретение привело к созданию новой системы
кодирования символов - метода кодирования Бодо (и используемой с ним таблицы символов). Сообщения, для передачи которых использовалась система кодирования Бодо, распечатывались операторами на узкие ленты.
Слайд 28Код Холлерита
Конец XIX-го века ознаменовался изобретением ещё одной системы для кодирования
символов естественных языков. Она была создана в США для обработки данных, собираемых во время переписей населения, молодым американским изобретателем, которого звали Герман Холлерит (1860-1929).
Использовался для записи алфавитно-цифровой информации (т.е. символов английского алфавита, используемых в нём знаков препинания, а также арабских цифр) на бумажных перфорированных картах.
Слайд 31Телефон
Наряду с совершенствованием телеграфа в последней четверти XIX века появился телефон.
В начале 60 - х годов XIX века И.Ф. Рейс сконструировал телефонный аппарат, который, однако, не получил практического применения. Дальнейшая разработка телефона связана с именами американских изобретателей И. Грея (1835 - 1901) и А.Г. Белла (1847 - 1922).
Слайд 33Радио
Первая в мире радиопередача была осуществлена в России знаменитым изобретателем и
ученым А.С. Поповым (1859 -1906).
23 апреля (7 мая по новому стилю) 1895г. на заседании Русского физико-химического общества А.С. Попов демонстрировал свой аппарат, "явившийся родоначальником всех приемных приборов "беспроволочной телеграфии".
Слайд 36Семафорная азбука
Люди всегда находили способы связи на расстоянии. Костры, мерцавшие на
вершинах холмов во мраке доисторических времен, предупреждали отдаленные племена о приближении противника или о том, что стаи диких зверей перебираются на новые места. В XVII веке, когда англичане начали эксперименты с семафорами различных конструкций, стали употреблять слово «телеграф». Наблюдатель, находящийся на далеком холме, получал сигнал и передавал его наблюдателю на следующий пост.
Слайд 37Флажный семафор
Является наиболее простым средством общения кораблей между собой и с
береговыми постами днем в хорошую видимость на расстоянии до 2 миль. Текст сообщений передается по буквам семафорной азбуки с помощью флажков. Каждому определенному положению или движению рук сигнальщика соответствует одна из букв алфавита или служебный знак. Для передачи текста флажками выбирается место, чтобы передающий и принимающий хорошо видели друг друга и ничто не мешало ясно различать положение рук.
Слайд 38Закрепление знаний:
1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки:
Старший помощник Лом сдает экзамен
капитану Врунгелю. Помогите ему прочитать следующий текст:
Слайд 39Задание: Что прочитал Лом на флагах встречной шхуны?
Проверить
ТОЛЬКО
СМЕЛЫМ
ПОКОРЯТСЯ
МОРЯ
Слайд 40Прием семафора всегда осуществляется двумя сигнальщиками: один принимает (читает) текст, а
второй записывает его содержание.
Слайд 41Задание: Расшифруйте подаваемые Ломом сигналы
М
Е
Ч
Т
А
Проверить
Слайд 422. С помощью флажковой азбуки зашифруйте фразу “Учение да труд к
славе ведут”.
Слайд 433. С помощью флажковой азбуки зашифруйте любую пословицу, а сосед по
парте пусть ее расшифрует.
Слайд 444. Дана кодовая таблица азбуки Морзе
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы
отделены друг от друга пробелами)?
Слайд 455. Закодируйте с помощью азбуки Морзе слова
ИНФОРМАТИКА, ДАННЫЕ, АЛГОРИТМ.
Слайд 466. Зашифрованная пословица
Разгадайте слова в предложениях (каждой букве соответствует определенная цифра).
Чтобы рубить дрова, нужен 14, 2, 3, 2, 7 , а чтобы полить огород – 10, 4, 5, 1, 6 .
Рыбаки сделали во льду 3, 7, 2, 7, 8, 9, 11 и стали ловить рыбу.
Самый колючий зверь в лесу – это 12, 13.
А теперь прочитай пословицу:
1, 2, 3, 4, 5, 1, 6
7, 8, 9, 10, 11
9, 4, 7, 4, 13, 12, 14.
Слайд 47Задание 4
Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите.
Получилось 18 21 19 13 01 15.
Как зовут мальчика?
Слайд 48Задание 5
Каждая буква исходного текста была заменена третьей после неё буквой
в алфавите русского языка, который считался записанным по кругу. Декодируйте следующие сообщения:
а) жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл;
б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.
Ответ: а)
б)
Друга ищи, а найдёшь - береги
Старый друг лучше новых двух
Слайд 49Задание 6
Каждой букве поставлена в соответствие пара чисел: первое число —
номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы:
Расшифруйте головоломку:
(1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).
Красив тот, кто красив поступками.
Слайд 50Задание: Расшифруйте следующие записи с помощью азбуки Морзе
Проверить
Проверить
Проверить
В
Д
И
Н
Ч
Е
С
Т
Е
Р
Ж
О
Й
С
Т
И
К
А
Т
Е
К
С
И
Д
Слайд 517. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите зашифруйте фразу:
“Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ”. Зашифрованный текст должен быть записан без пропусков.
Слайд 528. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером в алфавите.
Получилось 46151. как зовут мальчика?
Слайд 539. Дана кодировочная таблица (первая цифра кода – номер строки, вторая
– номер столбца).
С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: Я УМЕЮ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?
Слайд 5410. Используя кодировочную таблицу, расшифруйте текст:
25201538350304053835111503040038
Слайд 55По первым буквам написанных слов прочти новое слово
УРОК, ЧАШКА, ЕНОТ, БАРС,
НОТА, ИРИС, КОТ
У
Ч
Е
Б
Н
И
Прочти слова, зашифрованные цветными квадратиками
С
А
М
О
Д
Е
Л
К
Н
И
К
Л Е С
О К Н О
К Л А Д
Слайд 56V. Домашнее задание.
Подготовить буквенные диктанты, анаграммы, кроссворды различных видов, используя слова:
информация, код, кодирование, алфавит, азбука, декодирование, графический, числовой, символьный, бит, байт.
Придумать свою кодировочную таблицу и зашифровать с её помощью свой домашний адрес.
Слайд 57Заключение
Процесс кодирования позволяет добиться:
Экономичности (повышение скорости передачи информации)
Надёжности (защита от искажений)
Сохранности
(защита от нежелательного доступа)
Удобство восприятия (схемы, таблицы)