Слайд 1Язык программирования Паскаль
Помощник для учеников
10-11 классов
. Подготовила:
учитель Макеевской
ОШ № 49
Рагулина Е.А.
Слайд 2
Живи так, как будто умрешь завтра,
Учись так, как будто будешь жить
вечно!
От автора: Надеюсь данный курс поможет вам в изучении языка программирования Паскаль. Здесь вы найдете теоретический материал, тренировочные упражнения и контрольные задания «Проверь себя». Желаю удачи!
Слайд 3Выберите нужный вам раздел:
Основные структуры языкаОсновные структуры языка Основные структуры языка
Паскаль
Массивы. Строки. Графика Паскаля.
Процедуры и функции. Файлы.
Рекурсия
Тренировочные упражнения и задания для самостоятельного выполнения.
Слайд 4Тренировочные упражнения по теме
«Идентификаторы. Типы данных. Функции Паскаля»
Ответь на поставленные
вопросы и запомни свои ответы!
1. Какая запись не может быть идентификатором (тоже, что имя переменной) в Паскале и почему?
а) Lab_12 б) 2lab в) _stop
2. Какие символы ограничивают комментарии в Паскале?
а) () б) (**) в) { }
3. Какой тип данных не принадлежит к стандартным в Турбо Паскале?
а) символьный б) логический в) интервальный
4. Данные какого типа в Паскале могут принимать только два значения?
а) double б) boolean в) single
5. Какое из выражений имеет целый тип?
а) sqr(5.0) б) sqrt(16) в) succ(-2)
Слайд 5А теперь сравни свои ответы с правильными!
1. Какая запись не может
быть идентификатором в Паскале и почему?
а) Lab_12 б) 2lab в) _stop
Идентификатор начинается с буквы !!!
2. Какие символы ограничивают комментарии в Паскале?
а) () б) (**) в) { }
3. Какой тип данных не принадлежит к стандартным в Турбо Паскале?
а) символьный б) логический в) интервальный
4. Данные какого типа в Паскале могут принимать только два значения?
а) double б) boolean в) single
(true –истина или false – ложь)
5. Какое из выражений имеет целый тип?
а) sqr(5.0) б) sqrt(16) в) succ(-2)
Надеюсь твои ответы совпадают с правильными !
Тогда вперед к новым победам!
Слайд 6Если что-то не получается всегда можно вернуться к теории и повторить
материал еще раз. Продолжим.
6. Какого типа будет результат деления 20 на 5?
а) real б) integer в) boolean
7. Чему равно trunc(8.71)?
а) 8 б) 9 в)8.7
8. Чему равно round(8.71)?
а) 8 б) 9 в)8.7
9. Записать приведенное высказывание в виде выражения:
а) значение а принадлежит отрезку (0;6)
б) значение а не принадлежит отрезку [10;20]
10. Определить тип результата следующих выражений:
а) a>b
б) sqrt(a+b), если a и b :integer?
11. Чему равно
а) 5 div 2
б) 5 mod 2
Слайд 7Посмотрим правильные ответы!
6. Какого типа будет результат деления 20 на 5?
а)
real (результат деления всегда real) б) integer в) boolean
7. Чему равно trunc(8.71)?
а) 8 б) 9 в)8.7
8. Чему равно round(8.71)?
а) 8 б) 9 в)8.7
9. Записать приведенное высказывание в виде выражения:
а) (a>=0) and (a<=6) - значение а принадлежит отрезку [0;6]
б) (a<10) or (a>20) значение а не принадлежит отрезку [10;20]
10. Определить тип результата следующих выражений:
а) a>b - boolean (операция сравнения переменных)
б) sqrt(a+b) real (значение корня всегда real) , если a и b :integer?
11. Чему равно
а) 5 div 2= 2 ( операция div находит целую часть от деления)
б) 5 mod 2=1 (операция находит остаток от деления)
Слайд 8Задания для самостоятельного выполнения.
1. Чему равно ODD(17) и ODD(30)?
2. Какая из
приведенных записей может быть идентификатором?
а) var б) began в) file
3.В каком операторе есть ошибка, если переменная А имеет целый тип?
а) A:=3 div 4 б) A:=55 mod 24 в) A:=24/6
4. Чему равно PRED(7)?
5. Какие из приведенных записей являются неправильными и почему?
а) ODD(8.4) б) SUCC(3.2) в) PRED(9) г) SIN 6
6. Определить тип результата выражения:
a*b + a*a + 2 * a/2, если a, b-integer.
7. Записать высказывание в виде выражения:
значение а принадлежит отрезку (-1;6)
Слайд 9
8. Запишите оператор присваивания, который увеличивает значение переменной х на 5
.
9. Вычислить значения:
а) pred(-7) б) trunc(12.3) в) 9 mod 4
10. Чему равны значения переменных x, y после выполнения операторов:
x:=7; y:=x-2; x:=3*y; y:=x; x:=12-y
Надеюсь у тебя все получилось!
Продолжим?
Слайд 10Тренировочные упражнения по теме
«Команда ветвления. Оператор цикла»
1. Какая последовательность операторов
содержит ошибку:
а) if a>b then begin c:=a; b:=0; end;
б) is a>b then c:=a; b:=0;
в) if a>b then c:=a; else c:=b
2. Какое значение будет иметь выражение:
if x=0 then if y>0 then z:=1 else z:=2, если x=-1, y=1, z=0
3. Какое значение имеет выражение false=true?
4. Какой из операторов присваивания равнозначный условному оператору: if a then x:=false else x:=true?
а) x:=not a б) x:=a or (not a) в) x:=a and (not a)
5. Даны два целых числа. Написать программу, которая выведет на печать первое число, если оно больше второго и оба числа, если это не так.
Слайд 11Сравни свои ответы с правильными!
1. Какая последовательность операторов содержит ошибку:
а) if a>b then begin c:=a; b:=0; end;
б) is a>b then c:=a; b:=0;
в) if a>b then c:=a; else c:=b (грубая ошибка – перед else стоит ; )
2. Какое значение будет иметь выражение:
if x=0 then if y>0 then z:=1 else z:=2, если x=-1, y=1, z=0
Ответ: z=2 (т.к. x<>0)
3. Какое значение имеет выражение false=true?
Ответ: false или ложь (т.к. false условно равно 0, а true – 1)
4. Какой из операторов присваивания равнозначный условному оператору: if a then x:=false else x:=true?
а) x:=not a б) x:=a or (not a) в) x:=a and (not a)
А программу ты найдешь на следующем слайде!
Слайд 12
5. Даны два целых числа. Написать программу, которая выведет на печать
первое число, если оно больше второго и оба числа, если это не так.
Program primer;
var a, b: integer;
begin
writeln(‘Введите два целых числа’);
readln(a,b);
if a>b then writeln(a) else writeln(a,b);
end.
Вот такая простая программа у нас получилась!
Теперь попробуй справиться с заданиями самостоятельно!
Слайд 13Задания для самостоятельного выполнения.
1.Какое значение будет иметь выражение:
if x
y>0 then z:=1 else z:=2, если x=-1, y=1, z=0
2. Какое значение будет иметь выражение: false3. Присвоить переменной а значение наибольшего из трех заданных чисел.
4. Какая последовательность операторов содержит ошибку:
а) if x=y then s:=x; else s:=y;
б) if x=y s:=y else s:=x
в) if x<>y then s:=x
5. Даны два вещественных числа. Написать программу, которая возведет в квадрат те из них, значения которых неотрицательны.
Если что-то не получилось изучи внимательно теорию.
Теперь перейдем к циклическим структурам:
Слайд 14
1. Какой из операторов повторения всегда выполняется хотя бы один раз?
а) for …to …do б) while … do в) repeat …until
2. Какой из циклических операторов имеет встроенный счетчик:
а) for …to …do б) while … do в) repeat …until
3. В каком из циклических операторов при наличии нескольких операторов в теле цикла не нужно применять операторные скобки?
а) for …to …do б) while … do в) repeat …until
4. Что будет напечатано после выполнения операторов:
for i:=4 downto 1 do writeln(sqr(i)) ?
5. Написать программу нахождения суммы S любым из вариантов цикла:
S= 1/x+2/x+3/x+…..+n/x
Слайд 15Посмотрим правильные ответы:
1. Какой из операторов повторения всегда выполняется хотя бы
один раз?
а) for …to …do б) while … do в) repeat …until (т.к условие выхода из цикла проверяется в конце тела цикла)
2. Какой из циклических операторов имеет встроенный счетчик:
а) for …to …do б) while … do в) repeat …until
3. В каком из циклических операторов при наличии нескольких операторов в теле цикла не нужно применять операторные скобки?
а) for …to …do б) while … do в) repeat …until (т.к. четко
видны начало цикла (repeat) и конец (until..)
4. Что будет напечатано после выполнения операторов:
for i:=4 downto 1 do writeln(sqr(i)) ?
Ответ: 16
9
4
1
Слайд 16
5. Написать программу нахождения суммы S любым из вариантов цикла:
S= 1/x+2/x+3/x+…..+n/x
Program
primer2;
var n,I,x:integer; s:real; {s-real т.к. в формуле есть деление}
begin
writeln(‘Введите X’);
readln(x);
s:=0; {начальное значение суммы всегда обнуляется}
for i:=1 to n do
s:=s+i/x;
writeln(‘s=‘,s:10:5);
end.
Ну а теперь попробуем выполнить задания самостоятельно!
Слайд 17Задания для самостоятельного выполнения
1.Можно ли установить шаг (-1) при выполнении оператора
for …to…do?
а) да б) нет
2. Допускается ли изменение в теле цикла значений переменных, которые стоят в заголовке оператора for …to…do?
а) да б) нет
3. Как нельзя записывать операторы повторения:
а) for i:=20 to 1 do б) while i>20 do в) repeat … until i<20
4. Что будет напечатано после выполнения операторов?
For i:=1 to 2 do write (i);
5. Написать программу нахождения произведения любым из вариантов цикла:
p=(a+1)*(a+2)*(a+3)*(a+4)*…..*(a+n)