Слайд 1ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАТИКУ
Информатика как наука
Пигарева Галина Григорьевна
учитель информатики и ИКТ
гимназия №
7 именим Д.П. Уланова
г. Химки
Слайд 2Вещественно-энергетическая картина мира начала складываться еще в античной философии, а с
XVIII века формировалась в основном в рамках физической науки и химии. С середины ХХ века все большее внимание стало уделяться исследованию строения и функционирования сложных систем (биологических, социальных и технических). Однако не все особенности таких систем оказалось возможным объяснить в рамках традиционного вещественно-энергетического подхода.
Слайд 3Информационная картина мира
К концу ХХ века стала складываться, сначала в рамках
кибернетики, а затем и информатики информационная картина мира. Стал наблюдаться «информационный взрыв». Развитие науки и техники, литературы и искусства привели к значительному увеличению количества информации. Одновременно существенно увеличились темп жизни и цена времени.
Слайд 4Человек стал не в силах одновременно слушать и смотреть сотни и
тысячи теле- и радиопередач, читать сотни и тысячи издаваемых ежегодно книг, газет и журналов. Остро встала проблема сортировки и выбора информации, разработки средств передачи и переработки информации.
Слайд 5Человечество вступило в пору информационной революции и встало на путь перехода
к информационному обществу. Она дала мощный толчок развитию индустрии информации. Информация, подобно веществу и энергии, стала предметом производства и распространения, приобрела характер товара.
Слайд 6На помощь пришли новейшие средства телекоммуникаций, важным элементом которых служат компьютеры.
Внедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности послужило толчком к зарождению новой научной и прикладной дисциплины – информатики.
Слайд 7Информатика – это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру
и общие свойства информации, а также закономерности и методы ее создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.
ИНФОРМАТИКА – это наука, которая изучает информационные процессы в живой и неживой природе, обществе, технике
Слайд 8Слово «информатика» появилось в 60-х годах прошлого столетия во франкоязычных странах.
Оно образовано от французского information (информация) и automatique (автоматика) – информационная автоматика, автоматизированная обработка информации.
В англоязычных странах применяют другой термин: «computer science» – компьютерная наука.
Слайд 9В нашей стране информатика стала определяться как самостоятельная область деятельности с
начала 80-х годов ХХ века.
Информатика – комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Ее приоритетные направления:
Слайд 10разработка вычислительных систем и программного обеспечения;
Слайд 11теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приемом, преобразованием и хранением
информации;
Слайд 12математическое моделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение к
фундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;
Слайд 13методы искусственного интеллекта, моделирующие методы логического и аналитического мышления в деятельности
человека;
Слайд 14системный анализ, изучающий методологические средства, используемые для подготовки и обоснования решений
по сложным проблемам различного характера;
Слайд 15биоинформатика, изучающая информационные процессы в биологических системах;
Слайд 16социальная информатика, изучающая процессы информатизации общества;
Слайд 17методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;
Слайд 18телекоммуникационные системы и сети;
Слайд 19разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и
все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.
Слайд 20Российский академик А.А. Дородницын выделяет в информатике три неразрывно и существенно
связанные части – технические, программные и алгоритмические средства.
Слайд 21Технические средства, или аппаратура компьютеров, в английском языке обозначаются словом HardWare,
которое буквально переводится как «твердые изделия».
Слайд 22Для обозначения программных средств, под которыми понимается совокупность всех программ, используемых
компьютерами, и область деятельности по их созданию и применению, используется слово SoftWare (буквально «мягкие изделия»).
Слайд 23Программированию задачи всегда предшествует разработка способа ее решения в виде последовательности
действий, ведущих от исходных данных к искомому результату, иными словами, разработка алгоритма решения задачи. Для обозначения части информатики, связанной с разработкой алгоритмов, применяют термин BrainWare (от английского brain – интеллект).
Слайд 24Роль информатики в развитии общества чрезвычайно велика. С ней связано начало
революции в области накопления, передачи и обработки информации. Сейчас информатика играет такую же фундаментальную роль, как те науки, которые помогли человечеству проникнуть в тайны вещества и энергии.
Слайд 25Каждый школьник, чтобы стать образованным человеком должен освоить определенный минимум знаний,
а также овладеть совокупностью практических навыков, необходимых каждому в повседневной жизни.
Слайд 26Информатика как предмет появилась в вузах и школах нашей страны в
середине 80-х годов. Сегодня эта наука формирует не только навыки организации доступа к информации, но и учит мыслить.
Слайд 27В первой отечественной монографии «Основы безбумажной информатики» академиком В.М. Глушковым еще
в 1982 году отмечалось, что «к началу XXI века в технически развитых странах основная масса информации будет храниться в безбумажном виде – в памяти ЭВМ, а человек, который не будет уметь пользоваться этой информацией, будет подобен человеку XX века, не умевшему ни читать, ни писать».
Слайд 28Сегодня информатика как наука формирует не только навыки организации доступа к
информации, но и учит мыслить. Она направлена на истинное развитие интеллектуальных возможностей человека.
ИТАК, информатика – это наука, систематизирующая приёмы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи информации средствами компьютеров, а также принципы функционирования этих устройств и методы управления ими.