Презентация, доклад на тему Внеурочная деятельность учащихся в рамках ФГОС

Содержание

ФГОС основного общего образованияМетодические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль:

Слайд 1Воспитательный потенциал ФГОС ООО. Современные формы внеурочной деятельности по информатике

Воспитательный потенциал ФГОС ООО. Современные формы внеурочной деятельности по информатике

Слайд 2ФГОС основного общего образования
Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении

ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03-296
Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2011.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011
Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» (Лаборатория развития начального общего образования. Вологда)
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011.
ФГОС основного общего образованияМетодические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего

Слайд 3Материалы, по организации внеурочной деятельности школьников
Серия «Стандарты» (начальная и

основная школа )
Материалы, по организации внеурочной деятельности школьников Серия «Стандарты»  (начальная и основная школа )

Слайд 4
Что такое внеурочная деятельность?

Что такое внеурочная деятельность?

Слайд 5Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:
«…образовательная деятельность, осуществляемая в

формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:   «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная

Слайд 6Внеурочная деятельность определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы.
Внеурочная

деятельность организуется участниками образовательного процесса на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы.Внеурочная деятельность организуется участниками образовательного процесса на

Слайд 7цели внеурочной деятельности школьников по информатике
развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников

с помощью средств информационных технологий;
удовлетворение интересов и запросов учащихся, связанных с изучением и применением информационных технологий, формирование у школьников мировоззрения открытого информационного общества;
формирование самостоятельного приобретения знаний с помощью средств информационных технологий;
подготовка личности «информационного общества»;
вовлечение школы в построение единого информационного пространства.

цели внеурочной деятельности школьников по информатикеразвитие интеллектуальных и творческих способностей школьников с помощью средств информационных технологий; удовлетворение

Слайд 8задачи внеурочной деятельности школьников по информатике
организация внеурочной деятельности школьников с использованием

специально разработанных методов, основанных на применении информационных технологий;
организация эффективного информационного взаимодействия между субъектами образовательного процесса посредством информационных технологий;
развитие информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, газета, оформление стендов, летопись, медиатека);
внедрение в социально-воспитательную работу современных информационных технологий.
задачи внеурочной деятельности школьников по информатикеорганизация внеурочной деятельности школьников с использованием специально разработанных методов, основанных на применении

Слайд 9функции внеурочной деятельности школьников по информатике
образовательная - обучение ребенка по дополнительным

образовательным программам по информатике, получение им новых знаний;
воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя общеобразовательного учреждения, формирование в школе культурной информационной среды;
креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности по информатике;
функции внеурочной деятельности школьников по информатикеобразовательная - обучение ребенка по дополнительным образовательным программам по информатике, получение им

Слайд 10функции внеурочной деятельности школьников по информатике
компенсационная - освоение ребенком новых направлений

информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование по информатике и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности (не только в сфере информатики);
рекреационная - организация содержательного досуга, реализуемого средствами информационных технологий, как сферы восстановления психо-физических сил ребенка;

функции внеурочной деятельности школьников по информатикекомпенсационная - освоение ребенком новых направлений информационной деятельности, углубляющих и дополняющих основное

Слайд 11функции внеурочной деятельности школьников по информатике
профориентационная - формирование устойчивого интереса к

социально значимым видам деятельности, содействие определению жизненных планов обучаемого, включая предпрофессиональную ориентацию, компьютерное тестирование;
функция социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
функции внеурочной деятельности школьников по информатикепрофориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определению

Слайд 12функции внеурочной деятельности школьников по информатике
функция самореализации - самоопределение ребенка в

информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности деятельности за определенный период времени;
интеграционная - создание единого информационного и образовательного пространства школы.
функции внеурочной деятельности школьников по информатикефункция самореализации - самоопределение ребенка в информационной, социальной и культурной сферах жизнедеятельности,

Слайд 13Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:

Внеурочная деятельность школьников по информатике строится на следующих принципах:

Слайд 14Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь

внеурочной деятельности школьников по информатике с условиями жизни и деятельности ребёнка.
Принцип связи обучения с жизнью.Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности школьников по информатике с

Слайд 15Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной

деятельности школьников по информатике является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с друзьями, чтение книг, развитие умений и навыков пои предмету и т.д.
Большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и её содержательная сторона.
Использование новых, неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.
Принцип коммуникативной активности учащихся.Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеурочной деятельности школьников по информатике является возможность

Слайд 16Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.
Во внеурочной работе, так же как

и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков.
От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в свою деятельность во многом зависит формирование интереса ребёнка к компьютеру.
Преемственность урока информатики и внеурочной работы по предмету не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся. Назначение этих подтем – конкретизировать программную тему, приблизить её к интересам, условиям и обстоятельствам жизни детей. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных и воспитательных задач.
Принцип преемственности внеурочной работы с уроками.Во внеурочной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного

Слайд 17Принцип учета возрастных особенностей учащихся.
Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во

многом определяется соответствием её содержания, форм и методов этапам изучения информатики и психофизиологическим особенностям учащихся.
Знание и учёт типичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеурочной деятельности школьников по информатике, определять её задачи и способы организации на каждом этапе.
Принцип учета возрастных особенностей учащихся.Эффективность внеурочной деятельности школьников по информатике во многом определяется соответствием её содержания, форм

Слайд 18Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Умелое сочетание коллективной, групповой

и индивидуальной форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнёров, распределить их роли.
Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определённом этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива.
Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности, когда перед коллективом стоит задача создание единого проекта, но осуществляется путем разбиения на подзадачи, каждая из которых решается индивидуально или группой участников.
Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.Умелое сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы основано на

Слайд 19Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по

информатике.

Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы – формирование всесторонне развитой, гармоничной личности, во-вторых, единством духовной сущности человека, которого невозможно воспитывать и обучать по частям.
В осуществлении межпредметных связей реализуется одно из требований системного подхода к проводимой работе по обучению и воспитанию подрастающего поколения. С учётом этого требования внеурочной деятельности школьников по информатике должна проводиться не изолировано, а тесной взаимосвязи с другими учебными предметами.

Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеурочной деятельности школьников по информатике.Значение этого принципа обусловлено, во-первых, единством

Слайд 20Помимо общих принципов внеурочной деятельности школьников по информатике, можно выделить специальные

принципы информатизации внеурочной деятельности школьников по информатике:

принцип эффективного использования средств информационных технологий;
принцип свободного доступа к средствам информационных технологий;
принцип учета уровня информационной культуры школьников при проведении и планировании внеурочной деятельности с применением информационных технологий;
принцип новых задач: не перекладывать на компьютер традиционно сложившиеся методы и приемы, а перестраивать их в соответствии с новыми возможностями.

Помимо общих принципов внеурочной деятельности школьников по информатике, можно выделить специальные принципы информатизации внеурочной деятельности школьников по

Слайд 21Формы внеурочной деятельности (ФГОС)
«Организуется в формах, как кружки, художественные студии, спортивные

клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции,  школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные  практики, военно-патриотические объединения и т. д.»
Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.
Формы внеурочной деятельности (ФГОС)«Организуется в формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая

Слайд 22Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и

видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта (ФГОС).
Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного

Слайд 23 ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 27 ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное

духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка

Слайд 28УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных

нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.


УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВПервый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых

Слайд 29Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со

своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном

Слайд 30Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к

базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.



Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество,

Слайд 31
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между

собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.

Слайд 32Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Достигается во взаимодействии

с социальными субъектами

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действияДостигается во взаимодействии с социальными субъектамиУРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Слайд 33 ОУ вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные

рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности
ОУ вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определенный вид

Слайд 34Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности

Преимущественные формы достижения  воспитательных результатов во внеурочной деятельности

Слайд 38Типы образовательных программ внеурочной деятельности

Типы образовательных программ внеурочной деятельности

Слайд 39комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня

к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;
тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);

комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных

Слайд 40образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая

первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов). Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для 1 класса — образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2—3 классов — образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса — образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия;
образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая

Слайд 41 образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;
возрастные образовательные программы (образовательная

программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);
индивидуальные образовательные программы для учащихся.
образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная

Слайд 42МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 43МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ  СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

Слайд 44Модели внеурочной деятельности

Модели внеурочной деятельности

Слайд 45Организационные принципы
Реализация основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самим образовательным

учреждением.
При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.
В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Организационные принципыРеализация основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением.При отсутствии возможности для реализации внеурочной

Слайд 46учебный план образовательного учреждения (спецкурсы, школьные научные сообщества, учебные научные исследования,

практикумы, проводимые в формах, отличных от урочной);
дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (например, внутришкольная система дополнительного образования);
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;
классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики);
деятельность иных педагогических работников
инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ.
учебный план образовательного учреждения (спецкурсы, школьные научные сообщества, учебные научные исследования, практикумы, проводимые в формах, отличных от

Слайд 47Модели организации внеурочной деятельности

1.Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов самого общеобразовательного

учреждения
2.Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей (интеграция); расширяется выбор вариантов внеурочной деятельности
3.Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов нескольких учреждений общего и дополнительного образования (сетевое взаимодействие); в большей степени расширяется выбор вариантов (еще более избыточное количество часов внеурочной деятельности)


Модели организации внеурочной деятельности1.Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения2.Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов

Слайд 48Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности
разработка и

осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач;
кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.);
предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.);
взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом;
совместная экспертиза качества внеурочной деятельности.

Механизмы интеграции:

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельностиразработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных

Слайд 49Распределение часов внеурочной деятельности
1.Линейная (распределение часов внеурочной

деятельности равномерно в течение учебного года)
2.Модульная (концентрация видов и программ
внеурочной деятельности в определенном периоде
времени)
3.Смешанная (элементы линейной и модульной
моделей)



Распределение часов внеурочной деятельности   1.Линейная (распределение часов внеурочной   деятельности равномерно в течение учебного

Слайд 50Требования к разработке программ внеурочной деятельности

Требования к разработке программ внеурочной деятельности

Слайд 51Общие правила разработки программ внеурочной деятельности
Программы организации внеурочной деятельности школьников

(авторские, переработанные, примерные) могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ.
В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.


Общие правила разработки программ внеурочной деятельности Программы организации внеурочной деятельности школьников (авторские, переработанные, примерные) могут быть разработаны

Слайд 52Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. Применительно

к основной школе это могут быть программы, ориентированные на младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. Применительно к основной школе это могут быть

Слайд 53Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в

свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

Слайд 54Программа внеурочной деятельности может предполагать как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий

со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – сборы, слеты, школы актива, фестивали, погружения, экспедиции, походы.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности может предполагать как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать

Слайд 55Самостоятельно разработанные программы внеурочной деятельности должны пройти экспертизу и быть утверждены

на локальном уровне (уровень образовательного учреждения) и на уровне муниципального управления образованием.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности

Самостоятельно разработанные программы внеурочной деятельности должны пройти экспертизу и быть утверждены на локальном уровне (уровень образовательного учреждения)

Слайд 56Структура программы
титульный лист;
пояснительная записка;
учебно-тематический план программы;
описание разделов содержания;
методическое обеспечение

программы;
характеристика основных планируемых результатов (трех уровней), на которые ориентирована программа;
список литературы.

Структура программы титульный лист;пояснительная записка; учебно-тематический план программы;описание разделов содержания;методическое обеспечение программы;характеристика основных планируемых результатов (трех уровней),

Слайд 57Титульный лист
Название образовательного учреждения, в котором разработана программа.
Название программы (по возможности

краткое и отражающее суть программы).
Возраст детей, на который рассчитана программа.
Срок реализации программы (количество часов).
Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность).
Данные об утверждении программы с указанием даты утверждения и подписью ответственного лица.
Дата и № протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации.
Город и год создания программы.

Титульный листНазвание образовательного учреждения, в котором разработана программа.Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст

Слайд 58 Пояснительная записка
Тип программы
Субъекты реализации
Возрастная

группа обучающихся
Особенности набора детей
Обоснование актуальности программы
Преемственность с ООП
отличительные особенности программы, базовые методолого-теоретические идеи, ключевые понятия (формируемые ценности)

Пояснительная запискаТип программыСубъекты реализацииВозрастная группа обучающихсяОсобенности набора детейОбоснование актуальности программыПреемственность

Слайд 59Пояснительная записка
Цель и задачи программы
структура программы, этапы ее реализации
принципы отбора содержания

и логики его структурирования.
режим занятий (место, длительность занятия, периодичность: число часов и занятий в неделю, общее число в год).
Планируемый результат и эффекты.
краткая характеристика форм работы с детьми и видов деятельности; описание условий реализации программы.

Пояснительная запискаЦель и задачи программыструктура программы, этапы ее реализациипринципы отбора содержания и логики его структурирования. режим занятий

Слайд 60Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности



Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая

отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов.
В учебном плане программы указывается количество аудиторных и внеаудиторных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий
Учебно-тематический план программы внеурочной деятельностиУчебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных

Слайд 62Содержание программы
Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены

в учебно-тематическом плане.
Описание темы должно включать:
название, количество часов на освоение,
краткое изложение вопросов темы,
форму организации образовательного процесса и виды деятельности в рамках освоения данной темы, развиваемые УУД.

Содержание программыСодержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы должно

Слайд 63Учебно-методическое обеспечение программы
краткое обоснованное описание основных способов и форм работы с

детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий.
перечень дидактических материалов, необходимых для реализации программы (включая информационные ресурсы).

Учебно-методическое обеспечение программыкраткое обоснованное описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных

Слайд 64Планируемые результаты освоения программы
Описываются результаты трех уровней

Планируемые результаты освоения программыОписываются результаты трех уровней

Слайд 65Список литературы
Первый список – литература, используемая педагогом для разработки программы и

организации образовательного процесса.
Второй список – литература, рекомендуемая для детей и родителей.

Список литературыПервый список – литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса.Второй список – литература,

Слайд 66приложения
Могут быть материалы к занятиям

приложенияМогут быть материалы к занятиям

Слайд 67Диагностика эффективности ВД в школе
Изучение личностного роста
Изучение детского коллектива как среды

внеурочной деятельности школьников
Изучение профессиональной позиции педагога-организатора внеурочной деятельности.
Диагностика эффективности ВД в школеИзучение личностного ростаИзучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности школьниковИзучение профессиональной позиции педагога-организатора

Слайд 68Примерная программа организации внеурочной деятельности старших подростков

Примерная программа организации  внеурочной деятельности  старших подростков

Слайд 69Введение
Занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и

параллелей.
Программа является модульной и состоит из 14 автономных модулей (общим объёмом 850 ч), содержание которых предлагается старшим подросткам для избирательного освоения, т.е. школьник самостоятельно или при поддержке родителей и классного руководителя выбирает, занятия каких модулей программы он будет посещать после уроков (доля выбранных школьником аудиторных занятий при этом не должна превышать 50%).
Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю на ученика), так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (сборы, слёты, школы актива, «погружения», фестивали, походы, экспедиции и т.п.).
Каждый из модулей предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности старших подростков и направлен на решение своих педагогических задач.
ВведениеЗанятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.Программа является модульной и состоит из

Слайд 73Модуль 1. Познавательная деятельность: работа научного общества учащихся (34 ч.)
Общие занятия.

Введение в исследовательскую деятельность (8 ч).
Явление и понятие научного исследования.
Организация исследовательской работы.
Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.
Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования.
Выдвижение гипотезы исследования.
Постановка задач исследования.
Определение теоретических основ исследования, его научно-практической значимости.
Культура оформления исследовательской работы.
Модуль 1. Познавательная деятельность: работа научного общества учащихся (34 ч.)Общие занятия. Введение в исследовательскую деятельность (8 ч).

Слайд 74Модуль 1. Познавательная деятельность: работа научного общества учащихся (34 ч)
Занятия секций

НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (18 ч).
Гуманитарная секция: актуальные темы гуманитарных исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, дискуссии по актуальным гуманитарным проблемам современности, консультации по индивидуальным темам.
Естественно-научная секция: актуальные направления естественно-научных исследований, выбор тем для самостоятельного изучения, обсуждение плана работы, посещение лектория Политехнического музея, консультации по индивидуальным исследовательским темам.

Модуль 1. Познавательная деятельность: работа научного общества учащихся (34 ч)Занятия секций НОУ. Проработка индивидуальных исследовательских тем (18

Слайд 75Модуль 1. Познавательная деятельность: работа научного общества учащихся (34 ч)
Конференция научного

общества учащихся (8 ч). Разработка программы конференции.
Подготовка докладов, демонстрационных схем, диаграмм, таблиц, мультимедийных презентаций к докладам.
Проведение конференции с приглашением студентов и профессоров вузов.
Беседа членов НОУ со студентами и профессорами о научной работе.

Модуль 1. Познавательная деятельность: работа научного общества учащихся (34 ч)Конференция научного общества учащихся (8 ч). Разработка программы

Слайд 76Модуль 2. Познавательная деятельность: занятия в школьном интеллектуальном клубе «Что? Где?

Когда?» (34 ч)

2.1. Введение в игру (2 ч).
Особенности игры «Что? Где? Когда?». Поведение в команде. Роль и действия капитана. Нестандартное мышление, внимание к деталям, умение слышать друг друга, выделение главного, эрудиция, находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры.
2.2. Техника мозгового штурма (4 ч).
Правила мозгового штурма. Проведение и анализ мозгового штурма – практические занятия.

Модуль 2. Познавательная деятельность:  занятия в школьном интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» (34 ч)2.1. Введение в

Слайд 77Модуль 2. Познавательная деятельность: занятия в школьном интеллектуальном клубе «Что? Где?

Когда?» (34 ч)

2.3. Составление вопросов к играм (8 ч). Правила составления вопросов. Использование словарей и энциклопедий для составления вопросов. Использование для составления вопросов научно-популярных журналов, художественной литературы и кино.
2.4. Игры и турниры (20 ч). Тренировочные игры «Брейн-ринг». Другие интеллектуальные викторины. Клубный турнир «Что? Где? Когда?». Организация и проведение силами школьников школьного турнира «Брейн-ринг». Организация и проведение турниров «Брейн-ринг» с внешкольными командами.

Модуль 2. Познавательная деятельность:  занятия в школьном интеллектуальном клубе «Что? Где? Когда?» (34 ч)2.3. Составление вопросов

Слайд 78ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Модуль 1 «Проектирование технических устройств»
Модуль 2 «Методы проектирования технических устройств»
Модуль

3 «Развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬМодуль 1 «Проектирование технических устройств»Модуль 2 «Методы проектирования технических устройств»Модуль 3 «Развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся»

Слайд 79Модуль 1 «Проектирование технических устройств»
Адресован учащимся начальной и основной школы.
Особенность этого

модуля состоит в том, что он представляет собой совокупность независимых друг от друга программ внеурочной деятельности (отдельных тем), связанной с реализацией обучающимися различных проектов, в ходе которых осуществляется проектирование и изготовление технических устройств и их макетов.
Независимость программ позволяет школьнику переходить от одного направления к другому по мере изменения его познавательных интересов и строить таким образом индивидуальную образовательную траекторию.
Модуль 1 «Проектирование технических устройств»Адресован учащимся начальной и основной школы.Особенность этого модуля состоит в том, что он

Слайд 80Модуль 1 «Проектирование технических устройств»
Цель предлагаемой группы программ по истории техники

и техническому творчеству состоит в оказании помощи школьникам, проявляющим интерес к технике и техническому творчеству, в формировании у них готовности к социальному и профессиональному самоопределению.
Модуль 1 «Проектирование технических устройств»Цель предлагаемой группы программ по истории техники и техническому творчеству состоит в оказании

Слайд 81Модуль 1 «Проектирование технических устройств»
Задачи:
научить самостоятельному поиску интересующих детей материалов по

истории естествознания и техники с использованием компьютерных информационных технологий;
познакомить с практическим освоением технологий проектирования, моделирования и изготовления простейших технических моделей;
воспитать интерес к культурному наследию отечественных исследователей, естествоиспытателей и творцов техники;
выявить и развить природные задатки и способности детей, способствующие достижению успеха в техническом творчестве.
Модуль 1 «Проектирование технических устройств»Задачи:научить самостоятельному поиску интересующих детей материалов по истории естествознания и техники с использованием

Слайд 82Модуль 1 «Проектирование технических устройств»
Каждая из программ имеет множество межпредметных связей

с математикой, естественными и гуманитарными науками, что нашло отражение в их содержании.
Объем знаний, умений и навыков, продолжительность занятий по той или иной программе могут быть уточнены педагогом в результате совместного обсуждения с детьми и их родителями.
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка, состязание, конкурс, конференция и т.п.).
Модуль 1 «Проектирование технических устройств»Каждая из программ имеет множество межпредметных связей с математикой, естественными и гуманитарными науками,

Слайд 83Модуль 1 «Проектирование технических устройств»
История развития глубоководных исследований.
История развития воздухоплавания.


История развития вертолетов.
История развития микроскопа.
История развития телескопа.
История развития энергетической техники.
История развития телеграфа и других средств связи.
История «вечного двигателя».
История развития конструкций роботов и робототехники.
История развития вездеходов.
История развития способов обработки почвы.
История развития токарного станка.
Домашний мастер.
Модуль 1 «Проектирование технических устройств»История развития глубоководных исследований. История развития воздухоплавания. История развития вертолетов. История развития микроскопа.История

Слайд 85МОДУЛЬ 2. Методы проектирования технических устройств
Воображение и фантазия. Восприятие и воображение.

Технология развития памяти и мышления. Психология технического творчества.
Технические задачи и особенности поиска новых технических решений. Особенности ролевых игр и психотренингов. Самодиагностика и особенности принятия решений.
Процесс конструирования. Особенности «мозговой атаки». Метод «фокальных объектов» и ретроанализ. Методы «гирлянды случайных ассоциаций»; метод контрольных вопросов; метод «Черный ящик».
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)
Конференция и итоговая выставка работ учащихся.
МОДУЛЬ 2. Методы проектирования технических устройствВоображение и фантазия. Восприятие и воображение. Технология развития памяти и мышления. Психология

Слайд 87Примерная учебная программа внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике» для учащихся

5–6 классов


Примерная учебная программа внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике»  для учащихся 5–6 классов

Слайд 88Пояснительная записка
Современный период развития информационного общества массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными

изменениями в окружающем мире, влекущими за собой пересмотр социальных требований к образованию, предполагающими его ориентацию не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Большими возможностями в развитии личностных ресурсов младших школьников обладает пропедевтическая подготовка в области информатики и ИКТ, причем не только ее технологический аспект, связанный с овладением практическими умениями и навыками работы со средствами ИКТ, но и теоретический аспект, способствующий формированию мировоззренческих, творческих и познавательных способностей учащихся.
Пояснительная запискаСовременный период развития информационного общества массовой глобальной коммуникации характеризуется масштабными изменениями в окружающем мире, влекущими за

Слайд 89
Программа внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для учащихся

5–6 классов и нацелен на:
развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их образного, алгоритмического и логического мышления;
воспитание интереса к информатике, стремления использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты.
Программа внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике» предназначен для учащихся 5–6 классов и нацелен на:развитие познавательных,

Слайд 90Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения программы внеурочной деятельности

«Решение занимательных задач по информатике» необходимо решить следующие задачи:
включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера;
создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера;
сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности;
сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний;
организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения программы внеурочной деятельности «Решение занимательных задач по информатике» необходимо

Слайд 91Методы и формы решения поставленных задач
В обучении младших школьников наиболее приемлемы

комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых. С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на занятии, рекомендуется выделять следующие основные его этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее изученному материалу);
Методы и формы решения поставленных задачВ обучении младших школьников наиболее приемлемы комбинированные занятия, предусматривающие смену методов обучения

Слайд 92Методы и формы решения поставленных задач
3) объяснение нового материала или фронтальная

работа по решению новых задач, составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией. На этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя традиционные и электронные наглядные пособия. Учитель в процессе беседы вводит новые понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий в игру или в дискуссию. В беседе с учениками подробно обсуждается решение ключевой задачи; ученикам предлагаются одна или несколько задач, решение которых предполагает применение полученных знаний и умений в стандартной ситуации. Широко применяются разнообразные формы записи решений алгоритмических задач: описание на естественном языке; списки; таблицы; схемы; презентации; файлы с решением, полученным в виртуальной лаборатории. В зависимости от уровня подготовленности учеников им могут быть предложены задачи разного уровня сложности.
Методы и формы решения поставленных задач3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, составлению

Слайд 93Методы и формы решения поставленных задач
4) на заключительном этапе ученикам предлагается

задача, решение которой предполагает применение полученных знаний и умений в новой ситуации. Правильность полученного учеником решения может быть организована в форме его публичного обсуждения;
5) подведение итогов занятия.

Методы и формы решения поставленных задач4) на заключительном этапе ученикам предлагается задача, решение которой предполагает применение полученных

Слайд 94Обязательным условием организации программы ВД «Решение занимательных задач по информатике» является

использование ИКТ на этапе решения задач и для представления полученных решений, что способствует развитию соответствующих навыков информационной деятельности.
Предполагается широкое использование виртуальных лабораторий «Переправы», «Разъезды», «Переливания», «Черные ящики», «Перекладывания» и «Взвешивания», обеспечивающих учащемся возможность манипулировать экранными объектами, наблюдать динамику решения, повторять найденное решение, осмысливать его и пытаться найти ошибки или более рациональное решение и т.д.
Кроме того, предполагается использование графического редактора Paint для организации мини-исследований и редактора презентаций PowerPoint для создания анимированный решений задач и представления полученных результатов.
Разработка анимированных решений задач может быть организована в форме мини-проектов (индивидуальных, парных, групповых).
Обязательным условием организации программы ВД «Решение занимательных задач по информатике» является использование ИКТ на этапе решения задач

Слайд 95Формы контроля и возможные варианты его проведения
В рамках занятий целесообразен перенос

акцента с оценки на самооценку, смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по изучаемой теме. Это обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению и может быть реализовано в форме сбора портфолио – коллекции работ учащегося, демонстрирующей его усилия, прогресс или достижения в области решения логических, алгоритмических и иных задач по информатике.
По завершении изучения крупных тем или в конце учебного года целесообразно проведение нескольких занятий в форме конференции, где бы каждый ученик или группа учеников могли представить оригинальное решение задачи, по заинтересовавшей их тематике.
Формы контроля и возможные варианты его проведенияВ рамках занятий целесообразен перенос акцента с оценки на самооценку, смещение

Слайд 96Учебно-тематический план

Учебно-тематический план

Слайд 971 ч в неделю, 34 ч в год

1 ч в неделю, 34 ч в год

Слайд 98Содержание программы ВД «Решение занимательных задач по информатике»

Содержание программы ВД  «Решение занимательных задач по информатике»

Слайд 99Решение логических задач в графическом редакторе Paint
Решение головоломок в процессе освоения

инструментов графического редактора Paint. Анализ и синтез объектов. Планирование последовательности действий. Проведение мини-исследований в графическом редакторе Paint.
Табличный способ решения логических задач
Объект и класс объектов. Отношение между объектами. Понятие взаимно-однозначного соответствия. Таблицы типа «объекты–объекты–один» (ООО). Логические задачи, требующие составления одной таблицы типа ООО. Логические задачи, требующие составления двух таблиц типа ООО.

Решение логических задач в графическом редакторе PaintРешение головоломок в процессе освоения инструментов графического редактора Paint. Анализ и

Слайд 100Решение алгоритмических задач
Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о

переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о взвешиваниях.
Решение задач в виртуальных лабораториях.
Разные способы представления решения задач: схема, таблица, нумерованный список с описанием на естественном языке и др. Анимированное решение в редакторе презентаций.
Выявление закономерностей
Выявление «лишнего» элемента множества. Аналогии. Ассоциации. Продолжение числовых и других рядов. Поиск недостающего элемента. Разгадывание «чёрных ящиков».
Работа в виртуальной лаборатории.
Решение алгоритмических задач Задачи о переправах. Задачи о разъездах. Задачи о переливаниях. Задачи о перекладываниях. Задачи о

Слайд 101Решение логических задач путем рассуждений
Индукция. Дедукция.
Задачи о лжецах. Логические

выводы.
Решение комбинаторных задач
Подходы к решению комбинаторных задач. Графы. Использование графов для решения комбинаторных задач. Решение комбинаторных задач в графическом редакторе Paint.
Разработка выигрышных стратегий
Игра Баше. Стратегия игры. Дерево игры. Неполное дерево игры, оформленное в виде таблицы. Выигрышная стратегия. Доказательство отсутствия выигрышной стратегии.
Решение логических задач путем рассуждений Индукция. Дедукция. Задачи о лжецах. Логические выводы.Решение комбинаторных задачПодходы к решению комбинаторных

Слайд 102Метапредметные образовательные результаты

Метапредметные образовательные результаты

Слайд 103владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез

как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и

Слайд 104владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной

задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что

Слайд 105владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск

и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов

Слайд 106владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект

из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или

Слайд 107владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и

методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;владение основами

Слайд 108Перечень учебно-методического и программного обеспечения для программы ВД «Решение занимательных задач

по информатике»


Перечень учебно-методического и программного обеспечения  для программы ВД  «Решение занимательных задач по информатике»

Слайд 109
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. –

М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Босова Л.Л. Развивающие задачи по информатике (задачник). — М: Образование и информатика, 2000. – 98 с.
Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 355 с.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Погребняк Л.А. Практикум по компьютерной графике для младших школьников // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». № 5–2009. – М.: Образование и Информатика, 2009.
Босова Л.Л. Графический редактор Paint как инструмент развития логического мышления // М.: ИКТ в образовании (приложение к Учительской газете). 2009. № 12.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
Босова Л.Л. Преподавание информатики в 5–7 классах / Л.Л. Босова. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. — 342 с.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л.
Операционная система Windows XP
Пакет офисных приложений MS Office 2003

Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.Босова Л.Л.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть