Презентация, доклад на тему Визуальные методы организации материала в технологии критического мышления

Содержание

Развитие критического мышленияАктуализация Помогают ли рисунки, схемы, таблицы поразмыслить над проблемой? Могут ли они стать помощниками в обучении? Что происходит с нами, когда мы творим? Творчество — способность взглянуть на проблему со стороны, оно проявляется в необычном

Слайд 1Развитие критического мышления
ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛА
Рузавина М.Н.
МОУ «Новоигирменская СОШ № 3»

Развитие критического мышленияВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛАРузавина М.Н.МОУ «Новоигирменская СОШ № 3»

Слайд 2Развитие критического мышления
Актуализация
Помогают ли рисунки, схемы, таблицы поразмыслить над проблемой? Могут

ли они стать помощниками в обучении? Что происходит с нами, когда мы творим? Творчество — способность взглянуть на проблему со стороны, оно проявляется в необычном способе решения проблемы.
Можно, овладев некоторыми навыками графического изложения материала, сделать урок интереснее, насыщеннее, продуктивнее.
Развитие критического мышленияАктуализация		Помогают ли рисунки, схемы, таблицы поразмыслить над проблемой? Могут ли они стать помощниками в обучении?

Слайд 3Развитие критического мышления
«ВЫГЛЯДИТ, КАК... ЗВУЧИТ, КАК...»
Этот прием направлен на «присвоение» понятий,

терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые возникают в связи с данным словом или понятием, например понятием «технология».

ПРИЕМ 1

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к этой таблице.

Развитие критического мышления«ВЫГЛЯДИТ, КАК... ЗВУЧИТ, КАК...»		Этот прием направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается

Слайд 4Развитие критического мышления
«ПЛЮС — МИНУС — ВОПРОС»
Данный прием, на стадии

вызова, нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих графах таблицы информацию, отражающую:
положительные стороны явления — «+»;
отрицательные стороны явления — «-»;
а также информацию, которая просто заинтересовала, — «?».

ПРИЕМ 2

Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Развитие критического мышления«ПЛЮС — МИНУС — ВОПРОС» 		Данный прием, на стадии вызова, нацелен на актуализацию эмоциональных отношений

Слайд 5Развитие критического мышления
«ПЛЮС — МИНУС — ВОПРОС»
Например, нам необходимо выяснить,

является ли
атомная энергия энергией будущего. Занесем известные нам за и
против в таблицу, в третью графу заносим вопросы:

ПРИЕМ 2

Развитие критического мышления«ПЛЮС — МИНУС — ВОПРОС» 		Например, нам необходимо выяснить, является лиатомная энергия энергией будущего. Занесем

Слайд 6Развитие критического мышления
БОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ
Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего

письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Форма бортового журнала

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, связывая полученную информацию со своим видением мира, со своим личным опытом.

Развитие критического мышленияБОРТОВЫЕ ЖУРНАЛЫ		Бортовые журналы — обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время

Слайд 7Развитие критического мышления
ДНЕВНИКИ
Этот прием также дает возможность увязать содержание текста со
своим

личным опытом. Используются при чтении текста на уроке, но
особенно продуктивно, когда учащиеся получают задание прочитать текст
большого объема дома.
Форма двухчастного дневника

Двухчастные дневники

записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление.

они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату? На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двухчастными дневниками

Развитие критического мышленияДНЕВНИКИ		Этот прием также дает возможность увязать содержание текста сосвоим личным опытом. Используются при чтении текста

Слайд 8Развитие критического мышления
ДНЕВНИКИ
Этот прием позволяет работать не только с текстом, но

и
обращаться к учителю по поводу прочитанного.
Формы трехчастного дневника

Трехчастные дневники 2 варианта

Развитие критического мышленияДНЕВНИКИ		Этот прием позволяет работать не только с текстом, но иобращаться к учителю по поводу прочитанного.

Слайд 9Развитие критического мышления
ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ
Эта технология формирует умение работать с вопросами, ориентирована

на вопросы как основную движущую силу мышления. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.

Форма таблицы «тонких» и «толстых» вопросов


Для простого, односложного ответа

Для подробного, развернутого ответа

Развитие критического мышленияТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ		Эта технология формирует умение работать с вопросами, ориентирована на вопросы как основную движущую силу

Слайд 10Развитие критического мышления
ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована

на любой из трех стадий урока.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии вызова по теме «Возникновение средневековых городов»

Примеры таблицы «тонких» и «толстых» вопросов


Развитие критического мышленияТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ		Таблица «тонких» и «толстых» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока.

Слайд 11Развитие критического мышления
ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии рефлексии

по теме
«Возникновение средневековых городов»

Примеры таблицы «тонких» и «толстых» вопросов


Развитие критического мышленияТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ		Таблица «тонких» и «толстых» вопросов на стадии рефлексии по теме «Возникновение средневековых городов»Примеры таблицы

Слайд 12Развитие критического мышления
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ
Этот прием предполагает сравнение трех и более

объектов или несколько вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Форма концептуальной таблицы

Развитие критического мышленияКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА	ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ	Этот прием предполагает сравнение трех и более объектов или несколько вопросов. Таблица строится

Слайд 13Развитие критического мышления
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА

ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ
Пример из практики
Тема: «Русские столицы — Москва

и Петербург»
Развитие критического мышленияКОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА	ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ	Пример из практикиТема: «Русские столицы — Москва и Петербург»

Слайд 14Развитие критического мышления
«КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ?»
Заполняется на стадии осмысления по

ходу работы с информацией.
Форма таблицы «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»

ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

Развитие критического мышления«КТО? ЧТО? КОГДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ?»		Заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.Форма таблицы «Кто?

Слайд 15Развитие критического мышления
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Этот прием поможет за короткое время освоить большое

количество информации.
Форма сводной таблицы

ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ


Главное - чтобы линии сравнения и характеристики ученики выделяли самостоятельно. Для того чтобы в какой-нибудь группе не было слишком много линий сравнения, можно предложить следующий способ: вывести на доску абсолютно все предложения учащихся относительно линий, а затем попросить их определить наиболее важные. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения. Они могут быть сформулированы как в форме понятий, так и в форме ключевых слов, а также в любой другой форме: рисуночной, вопросов, восклицаний, цитат и т. д.

Развитие критического мышленияСВОДНАЯ ТАБЛИЦА		Этот прием поможет за короткое время освоить большое количество информации.Форма сводной таблицыТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВГлавное -

Слайд 16Развитие критического мышления
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА при подготовке учениками экскурсии «Блистательный Санкт-Петербург»
ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

Развитие критического мышленияСВОДНАЯ ТАБЛИЦА при подготовке учениками экскурсии «Блистательный Санкт-Петербург»ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

Слайд 17Развитие критического мышления
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА
Сводная таблица по теме «Моря России»
ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

Развитие критического мышленияСВОДНАЯ ТАБЛИЦА	Сводная таблица по теме «Моря России» ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

Слайд 18Развитие критического мышления
ТАБЛИЦА-СИНТЕЗ
ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ
Для работы с художественным текстом
На стадии вызова учитель

предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание темы. Учащимся предлагается подобрать ключевые, опорные слова или фразы в тексте — по своему прогнозу, который будет изучаться впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.
Развитие критического мышленияТАБЛИЦА-СИНТЕЗТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ	Для работы с художественным текстомНа стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие

Слайд 19Развитие критического мышления
ТАБЛИЦА-СИНТЕЗ
ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ
При работе с информационным текстом
Тема предлагается учителем. Первая

часть первой и вторая графы заполняются на стадии вызова, вторая часть первой и третья — на стадии рефлексии.
Графическая организация материала делает наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при изучении того или иного материала.
Развитие критического мышленияТАБЛИЦА-СИНТЕЗТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ	При работе с информационным текстомТема предлагается учителем. Первая часть первой и вторая графы заполняются

Слайд 20Развитие критического мышления
Советы по работе с визуальными формами организации материала
Объясните ученикам,

как будет изучаться материал, какие способы его графической организации будут использованы.
Используйте на стадии вызова схему, представьте ее мысленно или изобразите на доске.
Начинайте с простых форм графической организации материала, действуйте последовательно, объясняйте каждый шаг.
Обеспечьте группу материалом (листы бумаги, маркеры).
Помогайте группам, советуйте по ходу работы.
Останавливайтесь по ходу работы, проверяйте понимание, отмечайте успех.
Обсудите представленный материал. Поговорите о том, где можно использовать такую форму работы.
Сравните результаты, достигнутые командами (группами).
Дайте возможность использовать опробованный прием в будущем.
Развитие критического мышленияСоветы по работе с визуальными формами организации материалаОбъясните ученикам, как будет изучаться материал, какие способы

Слайд 21Развитие критического мышления
ТАБЛИЦА «3-Х—У» «Знаю-хочу узнать – узнал»
Поможет собрать уже имеющуюся

по теме информацию, расширить и систематизировать знания по изучаемому вопросу.

ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

Развитие критического мышленияТАБЛИЦА «3-Х—У» «Знаю-хочу узнать – узнал» 		Поможет собрать уже имеющуюся по теме информацию, расширить и

Слайд 22Развитие критического мышления
ТАБЛИЦА «3-Х—У» «Знаю-хочу узнать – узнал»
Вид таблицы «3—X—У» в

конце работы на стадии вызова, 5 класс, «Петровские преобразования»

ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

Развитие критического мышленияТАБЛИЦА «3-Х—У» «Знаю-хочу узнать – узнал» 		Вид таблицы «3—X—У» в конце работы на стадии вызова,

Слайд 23Развитие критического мышления
ТАБЛИЦА «З - Х - У» «Знаю - хочу узнать

– узнал»

Дополнение к таблице «3—X—У» на стадии рефлексии, 5 класс, «Петровские преобразования»
«Категории информации».

ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

Развитие критического мышленияТАБЛИЦА «З - Х - У» «Знаю - хочу узнать – узнал» 		Дополнение к таблице

Слайд 24Развитие критического мышления
Основные правила работы с таблицей «3 — X —

У»

Вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы.
Перечислите источники информации.
Попробуйте систематизировать имеющиеся сведения до работы с основной информацией, выделите категории информации.
Поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения.
Познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя).
Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.
Посмотрите, нельзя ли расширить список категорий информации; включите в него новые категории.
Поработайте с графой «Категории информации». Создайте новую таблицу — в ней столько граф, сколько категорий информации вы выделили. Заполните ее.

ТАБЛИЦЫ ВОПРОСОВ

Развитие критического мышленияОсновные правила работы с таблицей «3 — X — У»	Вспомните, что вам известно по изучаемому

Слайд 25Развитие критического мышления
Заключение
Графическая организация материала наглядно показывает взаимоотношения между идеями еще

до облечения их в слова, и это прекрасный двигатель для процесса познавательного ученичества; его называют «хождение в подмастерьях у мастера познания». В данной работе учитываются индивидуальные возможности творчества каждого, и в то же время это один из лучших способов соединить групповую работу и приемы визуальной организации материала.
Развитие критического мышленияЗаключение		Графическая организация материала наглядно показывает взаимоотношения между идеями еще до облечения их в слова, и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть