Слайд 1Учитель информатики Кузнецова Л. Л.
МОУ СОШ № 10
Слайд 2Содержание
Вещественно – энергетическая картина мира
Объекты окружающего мира
Информационная картина мира
Аппаратные и
программные средства информатизации
Информационные и коммуникационные технологии
Информационное общество
Информатика
Слайд 4Согласно физической теории «Большого взрыва» наша Вселенная образовалась в результате взрыва
сгустка «первоматерии» около 20 миллиардов лет назад. Тогда материя фактически существовала в форме энергии. Затем на протяжении долей секунды начало образовываться вещество в форме элементарных частиц. Постепенно структура вещества стала усложняться, элементарные частицы стали образовывать атомы, а атомы – молекулы. Атомы и молекулы за счёт сил гравитационного притяжения образовали сложные структуры мегамира (галактики, звёзды, планеты)
Слайд 7Вещественно-энергетическая картина мира начала складываться ещё в античной философии, а с
XVIII века формировалась в основном в рамках физической науки и химии. С середины XX века всё большее внимание стало уделяться исследованию строения и функционирования сложных систем (биологических, социальных и технических) в рамках биологии и других наук.
Но не все особенности таких систем оказалось возможным объяснить в рамках традиционного вещественно-энергетического подхода
Слайд 8Информационная картина мира
Невозможно объяснить строение и функционирование сложных систем различной
природы (биологических, социальных, технических) не рассматривая общих закономерностей информационных процессов.
Информационная картина мира стала складываться к концу XX века сначала в рамках кибернетики и биологии а затем информатики
Информационная картина мира рассматривает окружающий мир под особым, информационным углом зрения, при этом она не противопоставляется вещественно-энергетической картине мира, но дополняет и развивает её.
Слайд 9Информация в природе
Второе начало термодинамики, один из основных законов классической
физики утверждает, что если какую-либо систему «представить самой себе» и убрать все внешние воздействия (такую систему называют «закрытой»), то эта система стремиться к состоянию термодинамического равновесия.
Составляющие элементы «перемешиваются»-разрушается структура - наступает хаос.
Энтропия системы, которая является мерой беспорядка, возрастает, а информация (антиэнтропия), которая является мерой упорядоченности, уменьшается. В соответствии с такой точкой зрения нашу Вселенную ждёт «тепловая смерть», т.е. прекращение каких-либо изменений и развития.
Однако, на нашей планете наоборот: идёт саморазвитие, эволюция живой природы, т.е. повышение сложности и разнообразия живых систем. Потребляя энергию солнечного излучения в процессе фотосинтеза, растения-строят сложные биологические молекулы из простых неорганических. Животные. Поедающие растения и друг друга. Создают всё более сложные живые структуры.
Энтропия в живой природе уменьшается, а информация (антиэнтропия) увеличивается.
Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. Биологи образно говорят, что «живое питается информацией», создавая, накапливая и активно используя её.
Слайд 10Генетическая информация
Любой живой организм, в том числе и человек, является
носителем генетической информации, которая передаётся по наследству.
Генетическая информация хранится в каждой клеточке в молекулах ДНК, которые состоят из отдельных участков (генов). Каждый ген «отвечает» за определённые особенности строения и функционирования организма и определяют как его возможности, так и предрасположенность к различным наследственным болезням.
Чем сложнее и высокоорганизованнее организм, тем большее количество генов содержится в молекуле ДНК.
Работы по расшифровке генома человека, который содержит более 20 тысяч различных генов проводились с использованием компьютерных технологий и были в основном закончены в 2000 году
Слайд 11Человек и информация
Человек живёт в мире информации, воспринимает её, хранит
в памяти.
Человеческое мышление-процесс обработки информации.
На основе полученной информации - информационная модель окружающего мира.
Модели – позволяют ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей.
Процессы, связанные с получением, хранением, обработкой и передачей информации, называются
Информационными процессами.
Слайд 12Информация и общество
В процессе общения – обмениваемся информацией (передаём -
получаем).
Обмен информацией осуществляется в различных формах, но независимо от формы всегда используется определённый язык. Чем большее количество языков- тем шире круг общения- тем больше информации.
История человеческого общества –история накопления и преобразования информации (знаний). Хранение информации.
Объединение компьютеров в сеть - Интернет.
Слайд 13Инфрмационные процессы в технике
Информационные процессы характерны не только для природы,
человека и общества, но и для техники. Нормальное функционирование технических устройств связано с процессами управления, которые включают в себя получение, хранение, преобразование и передачу информации. В некоторых случаях главную роль в процессе управления выполняет человек (вождение автомобиля), в других случаях управление берёт на себя само техническое устройство (кондиционер)
Слайд 14Человеком созданы специальные технические устройства, предназначенные для кодирования, обработки, хранения и
передачи информации в цифровой форме. Совокупность таких средств принято называть – аппаратными средствами информатизации
компьютер
принтер
сканер
модем
Слайд 15Информационные
и коммуникационные технологии
Интернет – использование коммуникационных технологий
Кроме использования определённых
аппаратных и программных средств необходимо знать и уметь применять определённые информационные и коммуникационные технологии
Информационные и коммуникационные технологии – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых для сбора, хранения и распространения информации
Слайд 16Информационное общество
Массовое производство ПК и стремительный рост Интернета существенно ускорили
становление информационного общества в развитых странах мира
В информационном обществе главный ресурс- информация
На основе владения информацией – эффективное и оптимальное построение любой деятельности
Большая часть населения – занята в сфере обработки информации и использования информационных и коммуникационных технологий в повседневной жизни
Для жизни и деятельности необходимо обладать информационной культурой, знаниями и умениями в области информационных технологий, быть знакомым с юридическими и этическими нормами в этой сфере.
Слайд 17Информатика
Информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной
науки об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации. Информационных и коммуникационных технологиях, а также социальных аспектах процесса информатизации.
Слайд 18Контрольные вопросы:
Дайте краткую характеристику вещественно - энергетической картины мира.
Дайте краткую
характеристику информационной картины мира.
Что изучает информатика?