Слайд 1Тема:
Взаимодействие формальных и неформальных групп
Слайд 2План урока:
1.Понятие формальных и неформальных групп
2.Формальные группы
3.Неформальные группы
Слайд 3Понятие формальных и неформальных групп
Формальные группы — это группы, созданные по
воле руководства.
Выделяют группы руководителей, рабочие (целевые) группы и комитеты.
Группа руководителей состоит из:
руководителя;
непосредственных подчиненных, находящихся в зоне его контроля (президент и вице-президенты).
Слайд 4Понятие группы
Группа – это относительно обособленное объединение небольшого количества людей (обычно
не более 10), находящихся в достаточно устойчивом взаимодействии и осуществляющих совместные действия в течение достаточно долгого промежутка времени.
Слайд 5ГРУППА
формальные
неформальные
временные
функционирующие на постоянной основе
Слайд 6Причины объединения людей:
Достижение конкретных целей;
Усиление власти;
Обеспечение безопасности;
Защита прав и социальных гарантий;
Общение;
Самоуважение;
Получение
определенного статуса.
Слайд 7Стадии развития группы
1.Начальная стадия формирования.
2.Внутригрупповой конфликт.
3.Обеспечение сплоченности членов группы.
4.Стадия наивысшей работоспособности
и производительности.
5.Заключительная стадия (для временных групп)
Слайд 8Начальная стадия формирования. Характеризуется неопределенностью относительно целей группы и её структуры.
Внутригрупповой
конфликт. Характеризуется борьбой за лидерство и распределением ролей между членами группы.
Обеспечение сплоченности членов группы. Отношения между членами группы становятся более тесными и появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в группе.
Слайд 9Стадия наивысшей работоспособности и производительности. Группа полностью функциональна, энергия её членов
направлена на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.
Заключительная стадия. Для временных групп, созданных на время выполнения конкретных задач, связана с периодом выполнения этих самых задач.
Слайд 10Факторы, определяющие качественную сторону взаимодействия группы и организации в лице руководителя:
а)структурные
– величина группы, членство в группе, коммуникации в группе и организации;
б)независимые – физическое расположение группы, взаимосвязь с другими группами;
в)переменные – характер задачи, стоящей перед группой; степень сложности задачи; условия решения задачи;
г)мотивационные – мотивации членов группы; групповая мотивация; состояние окружающей группу среды (атмосфера в коллективе);
д)промежуточные – стиль руководства; взаимоотношения между членами группы, а также всеми работниками организации и группой; распределение ролей и обязанностей; организационный климат; процесс принятия решений в организации.
Слайд 11Взаимодействие
Эмоции
Деятельность
Слайд 12 Факторы, оказывающие влияние на группу со стороны внешней среды:
Физические – территория,
география, климат.
Технологические – здание, оборудование, станки.
Культурные – ценности, цели, традиции.
Слайд 13
Внешние условия, определяющие
эффективность работы человека и группы.
Стратегия развития;
Организационная структура;
Формально установленные в организации нормы и правила функционирования;
Ресурсы, имеющиеся в распоряжении организации ;
Система отбора и расстановки персонала;
Выработанная в организации система оценки и мотивация работников;
Организационная культура
Слайд 14Стратегия развития организации определяет ее цели, задачи развития и средства их
достижения. Среди них могут быть такие как увеличение выручки и прибыли за счет повышения качества и расширения спектра выпускаемой продукции (товаров и услуг).
Организационная структура предприятия определяет, кто и на каком уровне принимает решения, реализует и контролирует их выполнение.
Формально установленные нормы и правила функционирования. Чем четче они будут сформулированы, тем больше стабильности и предсказуемости будет в поведении работников.
Имеющиеся в распоряжении организации ресурсы (материальные, финансовые, людские и т.д.) Степень их ограниченности оказывает существенное влияние на специфику работы ее подразделений и групп.
Слайд 15Система отбора и расстановки персонала. Она во многом определяет качество групп
в организации и ориентирована на долгосрочные цели развития, позволяя группе достигнуть серьезных результатов.
Система оценки и мотивации работников. Если у каждого сотрудника будет расписана реальная перспектива карьерного роста, а его личное материальное поощрение будет увязано с успехами всей ее группы, то и эффективность деятельности организации будет возрастать.
Организационная культура – определенный путеводитель, демонстрирующий как добиться успеха в организации и как избегать неприятностей, где допустимая норма эмоциональности в работе, какой стиль одежды соответствует культуре данной организации и т.д.
Слайд 16Возможности членов группы
Профессиональные способности
Личностные морально-этические качества
Слайд 17 Профессиональные способности. Эффективность работы группы определяется не только суммой возможностей каждого
из ее членов, но и способностями каждого из входящих в нее индивидов. Помимо этого, важно получать удовлетворение от работы и чувствовать понимание со стороны руководства.
Личностные морально-этические качества членов группы также имеют непосредственное отношение к ее эффективности. Коммуникабельность, независимость и самостоятельность сотрудников в работе, безусловно, повышают эффективность группы.
Слайд 18Структура группы и характеристика ее компонентов.
СТАТУС
СОСТАВ
РАЗМЕР
РОЛИ
ФОРМАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО
НОРМЫ
Слайд 19Статус. Та или иная личность в организации или группе, имеющая свой
статус, который определяется рядом факторов, включая старшинство должностной иерархии, название должности, расположение кабинета, образование, социальные таланты, информированность и накопленный опыт.
Размер. Определяет эффективность ее работы, которая зависит от количества человек в группе.
Состав. Предопределяется характером выполняемых работ, требующих различных знаний, умений, навыков и личностных качеств.
Слайд 20 Формальные и неформальные группы
Формальные
Создаются на основании действующего
законодательства по решению
собственников,
а внутренние отношения
регулируются нормативными документами.
Неформальные
Это спонтанно образовавшаяся группа людей,
которыевступают в регулярное взаимодействие для
достижения определенной цели.
Слайд 21Самая эффективная группа — это та, чей размер соответствует ее задачам,
в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, чьи нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, где здоровый уровень конфликтности, хорошее выполнение как целевых, так и поддерживающих ролей и где имеющие высокий статус члены группы не доминируют.
Слайд 22Причины вступления в неформальную организацию
чувство принадлежности;
взаимопомощь;
взаимозащита;
тесное общение и симпатия;
заинтересованность.
Слайд 23Проблемы, связанные с неформальными организациями
снижение эффективности;
распространение ложных слухов;
тенденция сопротивляться переменам.
Слайд 24Потенциальные выгоды
большая преданность организации;
высокий дух коллективизма;
более высокая производительность труда, наблюдается в
тех случаях, когда групповые нормы превосходят официально установленные.
Слайд 25Домашнее задание: Стр. 104-111
Составить 5 вопросов по теме урока.
Составить 5
тестовых заданий