Слайд 1Способы представления алгоритмов. Исполнители алгоритмов.
Учитель информатики гимназии №12
г. Тюмени
Бугаева Елена
Викторовна ©
Слайд 5Конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к
требуемому результату, называется ….
(алгоритмом)
2. Форма организаций действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов, называется. . .
(ветвлением)
3. Форма организаций действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, называется. . .
(циклом).
Слайд 64. Перечислить три основных типа(вида) алгоритмов. . .
(Линейные, разветвляющиеся, циклические)
5.
Базовая структура, образованная из последовательности действий, следующих одно за другим, называется. . .
(следование)
6. Перечислите известные вам формы записи алгоритмов
(словесная, табличная, графическая - в виде блок-схем)
Слайд 7
Алгоритмическая конструкция какого типа изображена на фрагменте блок-схемы?
Алгоритмическая структура такого вида
Представляет собой условный оператор т.е. это
разветвляющая конструкция.
Верный ответ: 3).
Слайд 8
Фрагмент блок-схемы
представляет алгоритм, который содержит две команды ветвления.
нет
серия 3
Ответ
2
Слайд 9Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Слайд 10Задание:
1)Запишите разными способами алгоритм вычисления значения y по формуле:
2)
Слайд 12Какой вид алгоритма? Какая цель алгоритма? Какой результат алгоритма если х=4?
Слайд 14Определите результаты работы блок-схемы алгоритма при N= 5
Слайд 15Определите результаты работы блок-схемы алгоритма при N= 5
Ответ: 5,6
Слайд 162) Составить схему алгоритма вычисления значения :
Д.З.: 1) Составите блок-схему решения
квадратного уравнения (разными способами).
Слайд 18№4 Вычислить площадь фигуры вывести сообщение о том, площадь какой фигуры
вычисляется.
Слайд 19Способы представления алгоритмов. Исполнители.
Слайд 22Способы представления алгоритмов. Исполнители алгоритмов
(Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья,
графы)
Слайд 23
7 . Цепочка из трех бусин формируется по следующему правилу:
На
первом месте в цепочке стоит одна из бусин А, Б, В. На втором – одна из бусин Б, В, Г. На третьем месте – одна из бусин А, В, Г, не стоящая в цепочке на первом или втором месте.
Какая из следующих цепочек создана по этому правилу:
1)АГБ 2)ВАГ 3)БГГ 4)ББГ
Ответ 4
Слайд 24Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 14 [Направо 45 Вперед
20 Направо 45]
Какая фигура появится на экране?
1) Квадрат.
2) Правильный двенадцатиугольник.
3) Правильный восьмиугольник.
4) Незамкнутая ломаная линия.
Слайд 25Сумма внутренних углов правильного многоугольника вычисляется по формуле
Величина внутреннего угла
многоугольника вычисляется по формуле
Сумма внешних углов
многоугольника равна 360°.
Сведения из геометрии
Слайд 27Решение:
1) Черепашка перед тем, как рисовать отрезок и после того, как
отрезок нарисован, делает поворот на 450. То есть перед тем, как нарисовать отрезок Черепашка в общей сложности поворачивается на угол 900 относительно направления своего движения. Поэтому она рисует квадрат, проходя по его сторонам трижды.
Повтори 14 [Направо 45 Вперед 20 Направо 45]
45+45=90° (Величина внешнего угла)
360:90=4 стороны (т.к. Сумма внешних углов 360°)
14:4 = 3,5 (по квадрату проходим 3 раза и по 2 сторонам)
Ответ: 1) Квадрат
НО!!! Повтори 3 , а нужно 4 как минимум!
⇒ Ломаная не замыкается (3:4=0,75)
Слайд 288. Исполнитель Черепашка перемещается на экране компьютера, оставляя след в виде
линии. В каждый конкретный момент известно положение исполнителя и направление его движения. У исполнителя существуют две команды:
Вперед n (где n – целое число), вызывающая передвижение Черепашки на n шагов в направлении движения.
Направо m (где m – целое число), вызывающая изменение направления движения на m градусов по часовой стрелке.
Запись Повтори k [Команда1 Команда2 Команда3] означает, что последовательность команд в скобках повторится k раз.
Черепашке был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 10 [Направо 36 Вперед 20 Направо 36]
Какая фигура появится на экране?
1) Правильный пятиугольник
2) Правильный шестиугольник
3) Правильный десятиугольник
4) Незамкнутая ломаная линия
Ответ 1
Слайд 3014. Запись простого линейного алгоритма для формального исполнителя.
У исполнителя Калькулятор
две команды, которым присвоены номера:
1. прибавь 2
2. умножь на 3
Первая из них увеличивает число на экране на 2, вторая – утраивает его. Запишите порядок команд в алгоритме получения из числа 0 числа 28, содержащем не более 6 команд, указывая лишь номера команд (например, программа 21211 это программа
умножь на 3
прибавь 2
умножь на 3
прибавь 2
прибавь 2
которая преобразует число 1 в число 19.)
121211
Слайд 31Задание В14
У Исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:
1. умножь на
3
2. вычти 2
Первая из них увеличивает число на экране в три раза, вторая уменьшает его на 2.
Составьте алгоритм получения из числа 2 числа 30, содержащий не более 5 команд. В ответе напишите только номера команд.
(Например, 11221 - это алгоритм
умножь на 3
умножь на 3
вычти 2
вычти 2
умножь на 3
который преобразует число 1 в число 15).
Если таких алгоритмов более одного, запишите любой из них.
Слайд 32Нужное нам число 30 могло быть получено как умножением на 3
числа 10, так и вычитанием 2 из числа 32. Нам нужен рациональный алгоритм, поэтому считаем, что последней была команда 1 (30=3*10). Число 10 не могло быть получено командой 1, т.к. оно не кратно трем, значит, предпоследней была команда 2 (10=12-2). Число 12 более рационально получить с помощью команды 1 (12=3*4). Число 4 некратно трем, значит, было получено с помощью команды 2 (4=6-2). Число 6 – с помощью команды 1 (6=2*3). Таким образом, алгоритм найден: 12121.
Решение задачи:
Слайд 34Выполните задание:
Задачи для тренировки
на сайте РЕШУ ОГЭ
Домашнее задание:
1.Все материалы
для подготовки к ОГЭ вы найдете
https://sites.google.com/view/bygaeva-ev
раздел Подготовка к ОГЭ 9 класс;
2.Выполнить задачи Задания №5,1 на сайте Решу ОГЭ(см. свой № задания)
Слайд 35Домашнее задание:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в
виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты
увеличивается, если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертёжника в точку (6, –1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (–2, –1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1)
Конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –6)
2) Сместиться на (6, 9)
3) Сместиться на (–6, –9)
4) Сместиться на (9, 6)
Слайд 36Проверь себя.
Реши аналогичное задание для следующих чисел и сверь с ответом.
У
Исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера: 1. вычти 1 2. умножь на 3
Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 25, содержащий не более 5 команд.
2. У Исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:1. вычти 1 2. умножь на 2
Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 18, содержащий не более 5 команд.
Слайд 38Проверь себя.
Реши аналогичное задание для следующих чисел и сверь с ответом.
У
Исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера: 1. вычти 1 2. умножь на 3
Составьте алгоритм получения из числа 4 числа 25, содержащий не более 5 команд.
Ответ: 12211
2. У Исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:1. вычти 1 2. умножь на 2
Составьте алгоритм получения из числа 3 числа 18, содержащий не более 5 команд.
Ответ: 21212
Слайд 39Домашнее задание:
Исполнитель Чертёжник перемещается на координатной плоскости, оставляя след в
виде линии. Чертёжник может выполнять команду Сместиться на (a, b) (где a, b – целые числа), перемещающую Чертёжника из точки с координатами (x, y) в точку с координатами (x + a, y + b). Если числа a, b положительные, значение соответствующей координаты
увеличивается, если отрицательные – уменьшается.
Например, если Чертёжник находится в точке с координатами (4, 2), то команда Сместиться на (2, –3) переместит Чертёжника в точку (6, –1).
Запись
Повтори k раз
Команда1 Команда2 Команда3
Конец
означает, что последовательность команд Команда1 Команда2 Команда3 повторится k раз.
Чертёжнику был дан для исполнения следующий алгоритм:
Повтори 3 раз
Сместиться на (–2, –1) Сместиться на (3, 2) Сместиться на (2, 1)
Конец
На какую одну команду можно заменить этот алгоритм, чтобы Чертёжник оказался в той же точке, что и после выполнения алгоритма?
1) Сместиться на (–9, –6)
2) Сместиться на (6, 9)
3) Сместиться на (–6, –9)
4) Сместиться на (9, 6)
Ответ: Правильный ответ 4.
Слайд 40Способы представления алгоритмов. Исполнители алгоритмов
(Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья,
графы)
Слайд 4116. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим
образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте. Получившаяся цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходная цепочка символов была ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕССЕЛТ.
Дана цепочка символов ЕН. Какая цепочка символов получится, если кданной цепочке применить алгоритм дважды (то есть к данной цепочке применить алгоритм, а затем к результату его работы еще раз применить
алгоритм)?
ЕННЕООЕННЕП
Слайд 42Задание 16. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку
следующим образом. Сначала вычисляется длина исходной цепочки символов; если она четна, то в середину цепочки добавляется символ А, а если нечетна, то в начало цепочки добавляется символ Б. В полученной цепочке символов каждая буква заменяется буквой, следующей за ней в русском алфавите (А на Б, Б на В и т.д., а Я на А). Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма.
Например, если исходной была цепочка ВРМ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ВГСН, а если исходной цепочкой была ПД, то результатом будет РБЕ.
Дана цепочка символов ПУСК. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм?).
Русский алфавит АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЮЬЭЮЯ
Слайд 43Исходная цепочка содержит четное число символов, поэтому добавляем в середину символ
А – ПУАСК и после этого производим замену букв по заданному алгоритму: РФБТЛ.
Получили цепочку из нечетного количества символов, поэтому добавляем в начало символ Б – БРФБТЛ. Далее следует заменить символы на те, что в алфавите следуют за ними.
Получаем ВСХВУМ.
Ответ: ВСХВУМ
Решение задачи
Слайд 442. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим
образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается буква, стоящая в исходной цепочке на первом месте, затем записывается вся цепочка еще раз в обратном порядке. Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕСЛСЕЛ. Дана цепочка символов ЮГ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм?).
Ответ: ЮГЮЮГЮЮЮЮГЮЮГЮ
Проверь себя.
Реши аналогичные задания и сверь с ответом.
Слайд 45Реши аналогичные задания и сверь с ответом.
Некоторый алгоритм из одной цепочки
символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте. Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной была цепочка ЛЕСМ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕССЕЛТ. Дана цепочка символов АЛ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм?).
Ответ: АЛЛАММАЛЛАН
Слайд 469. (a) На рисунке схема дорог, связывающих города A, B, C,
D, E, F, G, H. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей из города A в город H ?
Ответ 10
Слайд 479 . (b) На рисунке схема дорог, связывающих города A, B,
C, D, E, F, G, H. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.
Сколько существует различных путей из города A в город H ?
6 дорог
Слайд 48У Исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 1
2. умножь на 3 Составьте алгоритм получения из числа 7 числа 13, содержащий не более 5 команд.
2. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте, затем записывается исходная цепочка в обратном порядке. Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕСТСЕЛ. Дана цепочка символов ФА. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм?).
Домашнее задание
Слайд 49Проверь себя.
Реши аналогичное задание для следующих схем и сверь с ответом.
Слайд 50Выполните задание:
Задачи для тренировки
на сайте РЕШУ ОГЭ
Домашнее задание:
1.Все материалы
для подготовки к ОГЭ вы найдете
https://sites.google.com/view/bygaeva-ev
раздел Подготовка к ОГЭ 9 класс;
2.Выполнить задачи Задания №5,9, 15 на сайте Решу ОГЭ(см. свой № задания)
Слайд 5216 Задача (а)
"Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному
числу строится новое десятичное число по следующим правилам:
вычисляются два числа — сумма первой и второй цифр четырёхзначного числа, а также сумма третьей и четвёртой цифр заданного числа;
полученные два числа записываются друг за другом в порядке неубывания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 5349. Сумма первой и второй цифр 8, сумма третьей и четвёртой цифр 13. Результат: 813.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел может получиться в результате работы автомата.
1217 919 222 123 1010 1617 1211
Слайд 53
16 Задача 1 Вариант
Четырёхзначное
десятичное число
Условие задачи:
a
b
c
d
a+b
b+d
или =
Решение
a+b
c+d
c+d
Cумма двух цифр
Слайд 54
16 Задача 1 Вариант
Четырёхзначное
десятичное число
Условие задачи:
a
b
c
d
a+b
b+d
или =
Решение
a+b
c+d
c+d
Cумма двух цифр
Слайд 5516 Задача
Автомат получает на вход четырёхзначное десятичное число. По полученному числу
строится новое десятичное число по следующим правилам:
вычисляются два числа — сумма «крайних» цифр четырёхзначного числа, а также сумма «средних» цифр заданного числа;
полученные два числа записываются друг за другом в порядке невозрастания (без разделителей).
Пример. Исходное число: 1573. Сумма «крайних» цифр 4, сумма «средних» цифр 12. Результат: 124.
Определите, сколько из приведённых ниже чисел может получиться в результате работы автомата.
г
1017 1306 101 1810 112 1918 1515
В ответе запишите только количество чисел.
Слайд 57У Исполнителя Вычислитель две команды, которым присвоены номера:
1. вычти 1
2. умножь на 3 Составьте алгоритм получения из числа 7 числа 13, содержащий не более 5 команд.
Ответ: 11211
2. Некоторый алгоритм из одной цепочки символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте, затем записывается исходная цепочка в обратном порядке. Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной была цепочка ЛЕС, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕСТСЕЛ. Дана цепочка символов ФА. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм?).
Ответ: ФАБАФХФАБАФ
Домашнее задание
Слайд 58Проверь себя.
Реши аналогичное задание для следующих схем и сверь с ответом.
Ответ:
Слайд 61
№1. Определите значение целочисленной переменной у после выполнения следующего фрагмента программы
на алгоритмическом языке, представленного в виде блок-схемы.
1) 7
2) 8
3) 9
4) 10
Слайд 62А6. Значение с+b после выполнения фрагмента алгоритма вида:
будет равно:
3;
7;
11;
18
Слайд 63А6. Решение. Вычисляем непосредственно значения переменных, "проходя" по ветвям блок-схемы фрагмента
алгоритма. Первый проход даёт значения с=3, b=4. Второй проход даёт значения с=7, b=11. Так как теперь b>10, то на этом выполнение этой структуры (это цикл типа "пока") завершается.
Ответ: 4.
Слайд 64А6. Определите значение переменной А после выполнения следующего алгоритма:
1)5
2) 11
3)23
4)
Слайд 66Составить блок-схемы
Линейный алгоритм.
Вычисление площади прямоугольника
Вычисление произведения трёх чисел
Вычисление площади треугольника
Вычисление
среднее арифметическое трех чисел.
Вычисление площади круга S=ПR2
Найдите значения функции Y=ax+b
Слайд 672) Составьте алгоритм блок- схему для решения задачи:
Определите является ли треугольник
равносторонним, равнобедренным, или разносторонним, если известны стороны а,b,с.
1)Если а=b и b=с и с=а , тогда треугольник – равносторонний.
2)Если а=b или b=с или с=а , тогда треугольник – равнобедренный.
2)Если не а=b и не b=с и не с=а , тогда треугольник – разносторонний.
Слайд 68№3 Вычислить площадь фигуры вывести сообщение о том, площадь какой фигуры
вычисляется.
Слайд 69Д.З.
Составьте блок- схему для решения данной задачи:
Если известно в каком году
Вы родились, то к какой возрастной группе Вы относитесь .
1.«ребенок» - если Ваш возраст <= 16 лет
2.«молодой человек» - если Ваш возраст от 16 до 35лет
3.«зрелый человек» - если Ваш возраст >= 35 лет
Слайд 71Реши аналогичные задания и сверь с ответом.
Некоторый алгоритм из одной цепочки
символов получает новую цепочку следующим образом. Сначала записывается исходная цепочка символов, после нее записывается исходная цепочка символов в обратном порядке, затем записывается буква, следующая в русском алфавите за той буквой, которая в исходной цепочке стояла на последнем месте. Получившаяся таким образом цепочка является результатом работы алгоритма. Например, если исходной была цепочка ЛЕСМ, то результатом работы алгоритма будет цепочка ЛЕССЕЛТ. Дана цепочка символов АЛ. Какая цепочка символов получится, если к данной цепочке применить описанный алгоритм дважды (т.е. применить алгоритм к данной цепочке, а затем к результату вновь применить алгоритм?).